Перспективный план по формированию у детей основ логического мышления посредством игр математического содержания

(средний дошкольный возраст)

Цель. Систематизировать игры математического содержания для развития у детей мыслительных операций: сравнение, обобщение, анализ, классификация.

 

Дата

Обучающие формы работы

Материальное обеспечение

Ноябрь

1. Игровое упражнение:

«Кто назовет как можно больше признаков отличия?»

Цель. Развивать умение видеть характерные признаки предметов, сравнивать.

2. Игровое упражнение: «Исключение лишнего»

Цель. Развивать аналитические способности, умение обобщать, выделяя существенные признаки.

3. Игровое упражнение:

«Поможем Хрюше собрать разбросанные игрушки»

Цель. Развивать умение группировать предметы по признаку величины и формы.

 4. Игра «Вопрос – ответ»

Цель. Развивать смекалку, фантазию, умение рассуждать.

Примеры вопросов: «Что у птиц по два?», «Сколько хвостов у двух слонов?» и т.д.

 

 

2-3 пары картинок, отличающихся 4-5 признаками.

 Набор картинок, например, на трех из них нарисованы цветы, а на четвертой – ленточка.

 

Набор игрушек разной формы и величины.

 

 

Набор картинок с изображением «ответов».

Декабрь

1.Игровое упражнение:

«Помоги Матроскину сделать покупки»

Цель. Развивать умение сравнивать, классифицировать по одному признаку.

2. Игра «Танграм» (знакомство)

Цель. Развивать умение сравнивать, анализировать, объединять части в целое.

3. Игра «Орнаменты» (логическая цепочка)

Цель. Развивать умение делать логические выводы.

4. Игра «Составь фигуру»

Цель. Развивать умение сравнивать и обобщать по одному существенному признаку.

 

 

Набор муляжей овощей и фруктов, две корзины.

 

Набор геометрических фигур игры «Танграм»

 

Образцы орнаментов (ритмичных и с нарушением ритма).

Набор геометрических фигур.

Январь

1. Игра «Кто быстрее соберет гирлянду?»

Цель. Развивать умение обобщать.

 

2. Игра «Украсим елочки»

Цель. Развивать умение группировать предметы по двум признакам (величине и цвету, форме и цвету), распознавать условные обозначения.

 

Набор кружков-символов («огоньков») и карточек с изображением начала гирлянды.

Плоскостные фигурки елочек, «елочные украшения» различного цвета, формы и величины.

Февраль

Игра «Заполни квадрат»

Цель. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать логические выводы.

 

 

2. Игра «Волшебные фигуры»

Цель. Развивать аналитические способности.

3. Игра «Найди предмет непохожий на другие»

Цель. Развивать умение обобщать и сравнивать.

4. Игра «Животные, рыбы, растения, птицы»

Цель. Развивать умение классифицировать по одному признаку, свойству.

 

Таблица (3х3 клетки) с изображением круга, квадрата, треугольника разного цвета; 4 карточки с изображением геометрических фигур разного цвета.

Набор геометрических фигур, рисунки-схемы.

Карточки со схематическим изображением предметов.

4 карты разного цвета; карточки с изображением животных, рыб, растений, птиц.

Март

1. Игра «Угадай, что спрятано»

Цель. Развивать аналитические способности.

2. Игровое упражнение: «Разложи по порядку»

Цель. Развивать умение располагать предметы по возрастанию или убыванию степени проявления заданного свойства.

3. Игра «Кто, где живет?»

Цель. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по одному характерному признаку.

4. Игра «Конструктор»

Цель. Развивать умение сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

 

«Чудесный мешочек» с различными предметами.

 

Набор мисочек, цилиндров, колец и др.

 

Обручи, игрушки, отличающиеся по цвету, величине, форме.

 

Набор геометрических фигур.

Апрель

1. Игра «Кто в каком домике живет?»

Цель. Развивать умение классифицировать предметы по двум признакам или свойствам.

2. Игра «Телевизоры»

Цель. Развивать умение делать логические выводы.

3. Игра «Соберем букет»

Цель. Развивать умение группировать одни и те же предметы по разным признакам.

4. Игра «Кто быстрее соберет пирамидку?»

Цель. Развивать умение упорядочивать предметы по выделенным признакам.

 

Обручи, наборы геометрических фигур.

 

Карточки с изображением телевизоров.

 

Плоскостные изображения цветов.

 

Пирамидки с шестью цветными кольцами.

Май

1. Игровое упражнение: «Дом»

Цель. Развивать умение сравнивать; представление о целом и части.

 

 

2. Игровое упражнение:

«Что неправильно нарисовал художник?»

Цель. Развивать умение устанавливать последовательность событий.

4 нарисованных дома (9х8см): 1-й – образец;

2-й – разделен на 2 части; 3-й – разделен на 3 части;

4-й – разделен на 4 части.

Сюжетные картинки.

 


 Используемая литература:

1. Гурьянова Ю.Ю. «Лучшие математические головоломки для маленьких вундеркиндов». Издательство «ДОМ. ХХ век», « ИД РИПОЛ классик», Москва 2007

2. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». Москва, «Просвещение» 1990



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Краткосрочный проект «Живая память» для старших групп ДОУ

Краткосрочный проект «Живая память» для старших групп ДОУ Паспорт педагогического проекта Название проекта: «Живая память». Длительность: краткосрочный (1 месяц) 05.04.21 – 05.05.21г. Тип проекта:...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в ДОУ…

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в ДОУ средствами физической культуры» В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного...

Заседание семейного клуба «Первые шаги к интеллекту»

Заседание семейного клуба «Первые шаги к интеллекту» Цель: повысить уровень знаний родителей в области интеллектуального развития младших дошкольников;  познакомить родителей с психологическими особенностями...

Читайте также

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы Цель: повторение и закрепление изученного материала. Задачи: - развивать грамматический строй речи, слуховое...

Использование ИКТ в развитии ребенка младшего дошкольного возраста

Использование ИКТ в развитии ребенка младшего дошкольного возраста (Опыт работы) ИКТ в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Бурное развитие ИКТ привело...

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы

Сценарий «Выпуск в школу – 2023» для подготовительной группы Цель: Создание эмоционально положительной атмосферы сотрудничества детского сада и семьи. Задачи: - развивать в детях желание...