Проект: «Арт-терапия как средство развития социально-личностного потенциала дошкольника»
Забота о воспитании социально и личностно развитого и компетентного человека является одной из главных задач современности. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная уже при организации дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? Моя педагогическая практика показала, что к категории эффективных методик социально-личностного развития допустимо отнести арт-терапию. Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». [Интернет - энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua]
Актуальность обращения к методике арт-терапии состоит в том, что издревле и по сию пору, осознанно или нет, музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и т.д. применяются как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально-личностной сфере. Здесь замечу, что хорошо развитая социально-личностная сфера служит одним из оснований получения ребёнком опыта выражения себя (своих ценностей, возможностей, мыслей, интересов…), опыта предъявления себя другим людям, а также рефлексии своих чувств, а в дальнейшем и условием комфортного и действенного взаимодействия с окружающими.
Цель проекта: создание условий для социально-личностного развития ребёнка средствами арт-терапии.
Задачи проекта - это содействие:
- выработки ребёнком умения эффективно участвовать в совместной деятельности и влиять на неё, проявлять инициативу; осуществлять активные действия по решению различных ситуативных проблем.
- складыванию навыка самоорганизации и рефлексии;
- формирования устойчивой внутренней мотивации к развитию своих знаний, умений и навыков.
Развивая так в совокупности все стороны личностного "само", ребёнок может быть представлен как полноправный участник образовательного процесса. А сложившиеся благодаря этому субъект-субъектные отношения между воспитателем и воспитанником позволят обеспечить налаживание системы сотрудничества (действенных обратных связей) и значительно повысить эффективность работы.
Сроки и этапы реализации: осуществление проекта рассчитано на 1 учебный год и включает в себя 4 этапа:
- Подготовительный: изучение тематической методической литературы; мониторинг в области социально-личностного развития дошкольников.
- Планирование деятельности по арт-терапии в режиме дня, содержания предметно-развивающей среды.
- Непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми, совместных мероприятий с родителями и с социумом.
- Завершающий: анализ результатов деятельности по применению арт-терапии на основании мониторинга образовательного процесса и опроса родителей.
Здесь следует отметить, что при реализации любого проекта как стратегии необходимо учитывать реалии, соблюдать ряд принципов:
1) наличие алгоритма, т.е. намеченных действий на конкретное время, с чётким обоснованием и тщательной проработкой;
2) вариативность – учёт индивидуальных особенностей детей.
3) сотрудничество с семьёй и социумом - объединению усилий педагогов, родительской общественности, общественных объединений;
4) энергоёмкость - рациональная организация собственного рабочего места и времени, оптимизацией собственных ресурсных трат;
5) демократичность - равенство прав каждого участника образовательного процесса для полной реализации его способностей.
Вот 5 принципов, соблюдая которые, с моей точки зрения, возможна успешная реализация проекта.
Ожидаемые результаты реализации проекта – это:
- раскрытие интеллектуального и психологического потенциала ребёнка;
- развитие творческих способностей дошкольников;
- выработка коммуникативной компетенции;
- налаживание тесной взаимосвязи с семьей и творческими организациями.
Читайте также |
---|
Конспект бинарного занятия
Конспект бинарного занятия Цель: развивать диалогическую речь; продолжать знакомить детей с литературным жанром «сказка»; помогать запоминать персонажи, специфику их поведения, последовательность...
Проект «Животные Национального парка Лосиный остров»
Проект «Животные Национального парка Лосиный остров»
Конспект НОД в первой младшей группе по рисованию: «Падают, падают…
Конспект НОД в первой младшей группе по рисованию: «Падают, падают листья в нашем саду листопад жёлтые, красные листья» Задачи: - Учить рисовать...