Перспективное планирование по познавательно-речевому развитию детей 1-2 лет группы кратковременного пребывания
(интеграция образовательных областей «Труд» «Познание» образовательный компонент «Конструирование» 1 период непосредственно образовательной деятельности в неделю (всего 37 периодов НОД)
Пояснительная записка
Перспективное планирование познавательно – речевого развития детей 1-2 лет в интеграции образовательных областей «Труд» и «Познание» в рамках образовательного компонента «Конструирование» составлена на основе Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Азбука успеха» муниципального дошкольного образовательного учреждения Центра развития ребенка – детского сада «Крепыш» муниципального образования город Ноябрьск.
Перспективное планирование ориентировано на использование учебно - методического комплекса:
Дополнительная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с.
Куцакова Л.В. «Конструирование и художественный труд в детском саду» Программа и конспекты занятий. - М.: ТЦ Сфера, 2005г.
Группа разделена на 2 подгруппы соответственно возрасту:
1-1.5 лет – 1 подгруппа
1.5–2 лет – 2 подгруппа
Планирование рассчитано на проведение непосредственной образовательной деятельности 37 раз в год (1 период НОД в неделю), длительность одного периода 6 минут для 1 подгруппы, 8 минут для 2 подгруппы.
Планированием предусмотрено проведение:
- практических работ – 37.
Основная цель - формирование навыков конструирования простейших элементов (предметов) окружения у детей раннего возраста.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- учить совершенствовать с деталями элементарные действия
- учить способам конструирования (прикладыванию, накладыванию)
- содействовать развитию самостоятельного использования приемов конструирования
- формировать умение пользоваться знакомыми формами строительного материала и элементами пластмассовых конструкторов при сооружении собственных разнообразных построек
- знакомить детей с некоторыми формами строительного материала (кубик, кирпичик, призма, цилиндр, пластина)
- приучать ребенка следить за своими действиями и повторять их
- учить играть, не мешая друг другу
- делиться игрушками, переходить к краткому взаимодействию
- развивать интерес к деятельности взрослого, предметам
- учить познавать свойства новых предметов
- находить в игре свои конструктивные решения
- побуждать детей к практическому использованию выполненных ими построек.
Содержание перспективного планирования
Периоды непосредственно образовательной деятельности в группе направлены в первом полугодии на психолого - педагогическое просвещение родителей по вопросам воспитания и развития детей раннего возраста, а так же развитие эмоциональных отношений между мамой и малышом. Во втором полугодии осуществляется непосредственно образовательная деятельность детей при помощи и поддержке родителей по необходимости, где педагог реализует образовательные задачи по развитию действий со строительным материалом детей данного возраста.
Особое внимание уделяется развитию у детей познавательных навыков, любознательности, общительности, активности, стимулирующих общее творческое развитие ребенка.
В групповой НОД совместно с мамой идет приобщение малыша к различным видам продуктивной деятельности (обследование, действие с предметами). В группе создаются специальные психолого-педагогические условия для формирования у ребенка таких свойств личности как самостоятельность, уверенность в себе, доброжелательное отношение к людям. Главным и необходимым достижением этих целей являются отношения между мамой и ребенком.
В непосредственной образовательной деятельности маме отводится ведущая роль, ей принадлежит инициатива. Специалисту отводится роль консультанта, снабжающего родителя необходимыми сведениями, обучающего его специальным приемам взаимодействия с ребенком.
Особенность НОД в том, что родители все время находятся вместе с детьми.
Каждый период НОД включает в себя прикладные игры-занятия, физические минутки или разминки, беседы-консультации по определенным моментам образовательной деятельности и развития психических процессов в данном возрасте.
Непосредственно образовательная деятельность способствуют разностороннему развитию детей, адаптации их в детском коллективе, а так же помогут мамам лучше понимать своих малышей, продуктивно взаимодействовать вместе с ними.
При построении Перспективного планирования учитывается принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой образовательных областей:
«Труд», «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация».
Планируемые результаты освоения образовательного компонента «Конструирование» у детей второго года жизни
К концу года ребенок
- Строит простейшие предметы окружения: стол, стул, домик, ворота, забор.
- Сооружает одну и ту же постройку по-разному.
- Использует эти предметы в игре.
- Знает назначение конструктора, а также использование отдельных его частей (для чего нужна та или иная деталь).
- Имеет представление о видах конструктора (деревянный, пластмассовый, модульный), об отдельных элементах конструкторов.
Учебный план
Возрастная категория | Продолжительность НОД | Периодичность в неделю | Всего НОД в год | Количество часов в год |
1-1,5 года | 6 мин | 1 раз | 37 | |
1,5- 2 года | 8 мин | 1 раз | 37 |
Тематический план
№ |
тема |
кол-во НОД |
в том числе: практической НОД |
1 |
«Построим домик» |
1 |
1 |
2 |
«Домик для зайчика» |
1 |
1 |
3-4 |
«Кошкин дом» |
2 |
2 |
5 |
«Стульчик для петушка» |
1 |
1 |
6 |
«Башня» |
1 |
1 |
7 |
«Строим башню из кубиков» |
1 |
1 |
8 |
«Построй башенку как я» |
1 |
1 |
9 |
«Башня из кирпичиков» |
1 |
1 |
10 |
«Дорожка» |
1 |
1 |
11 |
«Дорожка для куколки» |
1 |
1 |
12 |
«Широкая дорога для машин» |
1 |
1 |
13 |
«Построй дорожку» |
1 |
1 |
14 |
«Стол и стул» |
1 |
1 |
15 |
«Стол и стулья для матрешек» |
1 |
1 |
16-17 |
«Мебель для игрушек» |
2 |
2 |
18 |
«Машины» |
1 |
1 |
19 |
«Автобус» |
1 |
1 |
20 |
«Грузовик» |
1 |
1 |
21-22 |
«Машины для зверюшек» |
2 |
2 |
23 |
«Заборчик» |
1 |
1 |
24-25 |
«Спрятались матрешки за заборчик» |
2 |
2 |
26 |
«Петушки на заборе» |
1 |
1 |
27 |
«Скамейка для матрешки» |
1 |
1 |
28 |
«Большая и маленькая скамейки» |
1 |
1 |
29 |
«Воротца и заборчик» |
1 |
1 |
30-31 |
«В гости киса к нам пришла» |
2 |
2 |
32 |
«Домик» |
1 |
1 |
33-34 |
«Домик для матрешки» |
2 |
2 |
35 |
«Будка для собаки» |
1 |
1 |
36-37 |
«Город для игрушек» |
2 |
2 |
ИТОГО |
|
37 |
37 |
Средства обучения
Различные конфигурации пластины (квадратные, круглые, треугольные, овальные, многоугольные)
Мелкий (настольный), крупный (напольный) строительный материал.
Бросовый материал: чурбачки, цилиндры, кубики, брусочки.
Различные мелкие игрушки, куколки, матрешки, елочки, деревья, флажки, зверюшки.
Конструкторы, имеющие различные по сложности способы соединения деталей.
Литература:
- Куцакова Л.В. "Конструирование и художественный труд в детском саду". Программы и конспекты занятий.- М.: Т.Ц.Сфера, 2005г.
- Календарно - тематическое планирование по разделу «Конструирование»
Календарно - тематическое планирование по разделу «Конструирование»
Планируемая дата |
№ |
Тема НОД, форма проведения |
Базовый компонент |
Компонент ДОУ |
Материал |
Сопутствующие формы |
Фактическая дата |
№1 |
«Построим домик» (подгруппа) |
Привлечь внимание детей к строительному материалу. Знакомство с конструктором |
«Вот такой конструктор!» Цель: обращаем внимание на разнообразие форм конструктора |
Строительный набор (настольный или напольный), игрушка Петушок |
Чтение стихотворения «Петушок» |
||
№2 |
«Домик для зайчика» (подгруппа) |
Привлечь внимание детей к строительному материалу, его конструктивным возможностям. |
Д/и «Дай такой же» Цель: знакомство с деталями конструктора |
Строительный набор (настольный или напольный), игрушка Зайчик |
Чтение стихотворения «Зайка серенький сидит» |
||
№3-№4 |
«Кошкин дом» (подгруппа) |
Научить удерживать внимание, понимать и действовать в соответствии с просьбой взрослого |
Строительный набор (настольный или напольный), игрушка Котик |
Самостоятельная игра со строительным материалом |
|||
№5 |
«Стульчик для петушка» (подгруппа) |
Познакомить с кубиком. Научить детей совершенствовать элементарные действия с одинаковыми деталями |
Д/и «Дай такого цвета» Цель: акцентировать внимание на красном цвете |
Кубики разного цвета и петушки (игрушки) |
Играем с разноцветными кубиками |
||
№6 |
«Башня» (подгруппа) |
Учить устанавливать детали друг на друга |
Д/и «Дай такого цвета» Цель: акцентировать внимание на синем цвете |
Кубики красного и синего цветов |
|||
№7 |
«Строим башню из кубиков» (подгруппа) |
Учить строить башню из трех кубиков |
Рисование желтым карандашом Цель: акцентировать внимание на желтом цвете |
Кубики желтого и красного цветов |
Рассматривание картинки «Солнышко» Цель: умение различать желтый цвет |
||
№8 |
«Построй башенку как я» (подгруппа) |
Учить строить башню, используя прием поэтапного конструирования |
Д/и «Делай как я» Цель: умение повторять действия взрослого |
Кубики четырех основных цветов |
Раскладываем кубики по цветам Цель: умение различать цвет предметов |
||
№9 |
«Башня из кирпичиков» (подгруппа) |
Знакомство с кирпичиком. Учить строить башенку из четырех кирпичиков без приема поэтапного конструирования |
Кирпичики зеленого цвета |
Играем с разноцветными кирпичиками |
|||
№10 |
«Дорожка» (подгруппа) |
Научить приставлять кирпичики друг к другу, узкой короткой гранью |
Прогулки по дорожкам на детской игровой площадке |
Кирпичики разного цвета, игрушки |
П/и «Скачут по дорожке маленькие ножки» |
||
№11 |
«Дорожка для куколки» (подгруппа) |
Учить строить узкую длинную дорогу |
Кирпичики разного цвета, кукла |
Строим дорожки на полу (из широких и узких пластин) |
|||
№12 |
«Широкая дорога для машин» (подгруппа) |
Научить детей прикладывать кирпичики длинной узкой гранью |
Кирпичики желтого и красного цветов, машины |
Самостоятельные игры с машинами |
|||
№13 |
«Построй дорожку» (подгруппа) |
Закрепление навыков постройки узкой и широкой дорожек, используя приемы конструирования |
П/и «Котята»(катаем шарики по дорожке друг другу) |
Кирпичики желтого и красного цвета, шарики соответствующих цветов |
Д/и «Дай такой же» Цель: умение находить предметы одинакового цвета |
||
№14 |
«Стол и стул» (подгруппа) |
Упражнять детей в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками, учить различать их. Научить приему накладывания и прикладывания деталей |
Кубики и кирпичики желтого цвета, игрушки |
Рассматривание картинок с изображением мебели |
|||
№15 |
«Стол и стулья для матрешек» (подгруппа) |
Научить детей строить и объединять постройки по смыслу сюжета, слушать и понимать объяснения |
Д/и «Мебель для игрушек» Цель: развитие представлений о разнообразии предметов мебели |
Кубики и кирпичики разного цвета, матрешки |
Чтение потешки «Мы матрешки, вот такие крошки!» |
||
№16-№17 |
«Мебель для игрушек» (подгруппа) |
Закрепление умения строить стулья и столы, разнообразие построек предметов мебели из кубиков и кирпичиков |
Д/и «Угадай, что я построила» Цель: закрепление знаний о предметах мебели |
Кубики и кирпичики разного цвета, игрушки соответственно размеру строительного материала |
Игры со строительным материалом |
||
№18 |
«Машины» (подгруппа) |
Познакомить с новой деталью – пластиной. Научить приему накладывания деталей, различать постройки по цвету. |
«Машины едут по дороге»: работа с деревянными пазлами – вставками Цель: соответствие формы предметов, величины и цвета |
Красные и зеленые кубики и кирпичики, игрушки |
Д/и «Большой - маленький» Цель: умение различать предметы по размеру |
||
№19 |
«Автобус» (подгруппа) |
Продолжить знакомить с пластиной, учить накладывать формы, приставляя их друг к другу |
Красные пластины, кубики желтого цвета |
Рассматривание картинок с изображением различного вида транспорта |
|||
№20 |
«Грузовик» (подгруппа) |
Учить накладывать кубики на пластину, выполнять действия по образцу |
Пластины и кубики синего цвета |
Д/и "Построй такой же". Цель: развивать память, наблюдательность, закрепить знания о величине. |
|||
№21-№22 |
«Машины для зверюшек» (подгруппа) |
Закрепление способа конструирования: накладывания кубиков на пластины; умение строить основные виды транспорта |
«Машины едут по дороге»: работа с деревянными паззлами – вставками Цель: соответствие формы предметов, величины и цвета |
Пластины и кубики разных цветов, игрушки |
Д/и «Угадай, что я построила» Цель: закрепление способов построек машин, представление о разнообразных видах машин |
||
№23 |
«Заборчик» (подгруппа) |
Научить устанавливать кирпичики в ряд на узкую, длинную грань, плотно приставляя их друг к другу, понимать выражения «приставь кирпичик к кирпичику», «построй ровно» |
Рассматривание забора вокруг детского сада |
Для каждого ребенка по 6-7 кирпичиков определенного цвета |
|||
№24-№25 |
«Спрятались матрешки за заборчик» (подгруппа) |
Учить строить заборчик из кирпичиков, стоящих на короткой узкой грани |
Д/и «Такой же, не такой» Цель: умение сравнивать предметы, понимать слова «разные», «одинаковые» |
Кирпичики красного и желтого цветов, матрешки |
Подвижно – речевая игра «Прятки» |
||
№26 |
«Петушки на заборе» (подгруппа) |
Развитие умения выполнять приемы конструирования по образцу, с объяснением, обучение приему прикладывания кубика к кирпичику |
Кубики и кирпичики одного цвета, петушки |
Чтение песен, стихов, потешек про петушка |
|||
№27 |
«Скамейка для матрешки» (подгруппа) |
Научить делать простейшие перекрытия, соединяя две детали третьей, учить играть с постройками |
Рассматривание скамеечек возле домов, в парке |
Пластины, кубики, матрешки |
|||
№28 |
«Большая и маленькая скамейки» (подгруппа) |
Учить строить большую скамейку, устанавливая пластину на два стоящих на узкой короткой грани кирпичика, уметь соотносить большие предметы по размеру |
Пластины, кубики красного и желтого цветов, различные по размеру, большие и маленькие матрешки |
Д/и «большой – маленький» Цель: различие предметов по размеру
|
|||
№29 |
«Воротца и заборчик» (подгруппа) |
Учить строить ворота одновременно с забором, умение работать по образцу |
Кирпичики разного цвета, пластины, матрешки |
Чтение потешки «Тра-та-та, открываем ворота» |
|||
№30-№31 |
«В гости киса к нам пришла» (подгруппа) |
Закрепление умения строить ворота с забором, скамейки, отработка приема объединения деталей с помощью перекрытий |
Кирпичики, пластины красного и желтого цветов, игрушка Котик |
Чтение – рассказывание потешки «Котик – коток» |
|||
№32 |
«Домик» (подгруппа) |
Познакомить с новой деталью – призмой. Научить способу прикладывания и накладывания деталей |
Игры с конструктором «Лего» Цель: учить выполнять элементарные действия с конструктором |
Кубики, красные призмы |
Настольный театр «Теремок» |
||
№33-№34 |
«Домик для матрешки» (подгруппа) |
Учить строить дом по образцу, без показа приемов конструирования. |
Кубики, красные призмы, кирпичики, матрешки. |
Рассматривание картинки с изображением дома «Домик в деревне» |
|||
№35 |
«Будка для собаки» (подгруппа) |
Закрепление навыков конструирования домика, различных способов его постройки |
Д/и «Во дворе» Цель: знакомство с домашними животными, развитие речевой активности |
Кубики, кирпичики, красные призмы, игрушки- собачки |
Чтение потешки «Собачка не лай» |
||
|
№36-№37 |
«Город для игрушек» |
Закрепление-обобщение знаний и умений различных элементарных приемов конструирования, развитие конструктивных способностей, умения обыгрывать постройки |
Строительный материал, игрушки соответственно размеру конструктора. |
Самостоятельные игры со строительным материалом |
Читайте также |
---|
Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической…
Формирование дивергентного мышления детей дошкольного возраста средствами дополнительного образования технической направленности Дивергентное мышление – нестандартное, творческое, креативное – это тот тип...
Экологический проект «Лекарственные растения» для детей средней группы
Экологический проект «Лекарственные растения» для детей средней группы Тип проекта: познавательный. Вид проекта: групповой, краткосрочный. Участники: педагоги, родители, дети средней группы. Проблема: не достаточное...
Дидактическая игра «Выбери профессию»
Дидактическая игра «Выбери профессию» Для детей 4-5 лет Аннотация: Дидактическая игра «Выбери профессию» предназначена для детей 4-5 лет. Игра направлена на развитие памяти...