План самообразования по теме: «Экологическое воспитание детей в ДОУ»
«Всё хорошее в людях – из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем
сердцем
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала,
Не наукой, а частью души!»
Н. Луконин.
Актуальность темы:
Богата и щедра природа в отношении человека, но ее богатство к сожалению воспринимается нами как данность, как что то естественное и непоколебимое. Зачастую люди даже не задумываются над тем. что нас ждет в будущем при условии экологической катастрофы. В связи с этим мы безжалостно насилуем природные ресурсы, которые обеспечивают нам комфортное существование на этой планете. Интенсивная хозяйственная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. К сожалению мы не задумываемся на сколько важно для нашего будущего опомнится и четко понять для себя, что без изменения отношения к природе, всех нас ждет глобальная экологическая катастрофа. Уже давно пришло время для конкретных действий, которые помогут нам возродить тот первоначальные потенциал природных ресурсов, который мы на протяжении сотен лет губили и растрачивали в пустую. Сейчас необходимо, чтобы каждый из нас осознал значимость этого жизненно -важного дела, нужно уже с детства прививать человеку любовь к природе.
Самым доступным примером бережного отношения к окружающему миру для детского мышления, безусловно является наблюдения за живой природой, и забота о братьях наших меньших.
Дошкольники с неподдельным интересом учатся воспринимать все, что их окружает, но в связи со своим неразвитым еще восприятием, видят к сожалению не все, зачастую не замечая главного. В связи с чем очень важно всегда быть рядом с ними, подсказать, пояснить, растолковать те главные человеческие законы бытия, которые в будущем помогут сформироваться эмоционально отзывчивой личности, для которой будет естественным сочувствовать, помогать, созидать. В период дошкольного детства у ребенка происходит интенсивное социальное развитие, которое осуществляется при его взаимодействии с окружающими, сверстниками и взрослыми. Природа многому нас учит! Экологическое воспитание очень тесно связано с нравственным воспитанием – это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом. Период становления основ будущей личности – дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда. Когда дети будут располагать хотя бы элементами знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за ними, научиться наблюдать природу, видеть ее красоту. Достаточно просто вместе с детьми наблюдать, анализировать, стараться внести свой вклад в сохранение природы, и рано или поздно эти незамысловатые приемы принесу свои плоды. Увлекательные наблюдения на прогулках, первые самостоятельные опыты, развивающие занятия помогут детям младшего возраста в доступной форме понять и осмыслить элементарные связи живой и неживой природы. Создают условия для формирования нравственных и эстетических качеств будущего гражданина, защитника не только себя, своего отечества, но и всего самого прекрасного, что создала ПРИРОДА.
Цель:
- формирование начал экологической культуры детей;
- становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии;
- формировать у детей практические навыки и умения в разнообразной деятельности в природе, при этом деятельность должна носить природоохранительный характер;
- развитие ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия детей с природой;
- осознание ребенком себя как части природы;
- привлекать родителей в воспитание экологической культуры поведения у детей.
Задачи:
- пополнить педагогическую копилку новой информацией;
- изготовить картотеку прогулок, картотеку дидактических игр, составить конспекты занятий, развлечений;
- создание экологически-развивающей среды в ДОУ;
- экологическое просвещение.
Форма самообразования: индивидуальная
Предполагаемый результат:
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения, желание улучшить образовательный процесс;
- воспитание защитников экологии;
- творческая активность воспитанников.
Форма отчётности:
- сделать консультацию для воспитателей по экологическому воспитанию;
- провести анкетирование родителей;
- изготовить экологические игры, пособия, картотеку прогулок;
- составить конспекты занятий, развлечений;
- создание развивающей экологической среды в группе, соответствующую возрасту и уровню развития детей и программным задачам;
- создание и внедрение проекта «экология наших сердец».
№п/п | Тема | Сроки | Форма
распространения опыта |
1 этап: Информационно-аналитический
Изучение психолого–педагогической, методической литературы по теме самообразования |
|||
1. | С.Н.Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». 2002г. | Сентябрь- октябрь
|
Составление перспективного плана работы
|
2. | Создание условий для формирования у детей основ экологической культуры:
. Л.С.Журавлёва «Солнечная тропинка» (Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим). 2006г. Ю.А.Акимова «Знакомим дошкольников с окружающим миром».2007г. А.И.Иванова «Живая экология» (Программа экологического образования дошкольников».2007г. Т.А.Шорыгина «Стихи и сказки о родной природе». 2006г. ?» Н. А. Гуняга «Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста». О.М.Масленникова, А.А.Филиппенко «Экологические проекты в детском саду» В.Дрязгунова «Дидактические игры для ознакомления детей в детском саду» |
В течение года | При проведении НОД и других форм работы с детьми. Материал для педсоветов, родительских собраний, при организации игровых досугов, праздничных утренников.
Подбор методического оснащения. Обмен опытом работы с воспитателями, применять их опыт в своей работе с детьми. Изучение уровня экологических знаний детей.
|
3. | Проект «Экология наших сердец» и перспективный план работы с детьми дошкольного возраста.
|
Январь-май | Составление конспектов занятий, развлечений.
Изучить пособие С.Н. Николаевой «Система экологического воспитания детей в дошкольном учреждении», на основе данного пособия разработать проект по экологическому воспитанию «Экология наших сердец» с детьми дошкольного возраста. |
4. | Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно образовательной деятельности с детьми. | Март-апрель | Выставка игр, дидактических материалов, пособий для практической деятельности.
|
5. | Разработать карты мониторинга.
Разработать анкеты опроса педагогов и родителей. |
В течение года | Обобщить опыт работы по организации экологического воспитания дошкольников.
|
6. | "Щедрые дары природы". | Июнь, июль, август | Организовать вместе с родителями выставку поделок из природных материалов, овощей и фруктов. |
II. ЭТАП — внедрение в практику
Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
|
|||
1. | Разработать перспективные планы работы по экологическому воспитанию в ДОУ | Сентябрь-май | Календарно – тематическое планирование |
2. | Составить конспекты занятий по экологическому воспитанию детей. | Сентябрь-май | Наглядный материал |
3. | Семинар-практикум для воспитателей: «Педагогические условия формирования у дошкольников экологического сознания». | Март | Просмотр деятельности педагога |
4. | Родительское собрание «Экологическое воспитание детей в семье».
Консультация для родителей на тему: «Экологическая культура детей. |
Апрель | Подготовка иллюстраций, анкет,
памяток, рекомендаций для педагогов, родителей и детей. |
5. | Накопление практического материала по теме «Развитие речевого творчества дошкольников», внедрение в практику работы передового педагогического опыта по выбранной теме, апробация собственных проектов. | Май | Подбор методического оснащения.
Пополнение методической копилки. Составление перспективного плана работы.
|
6. | Подготовка материала к информационным стендам. Организация и работа кружка «Талантливые ручки».
Изготовление экологические игры. |
Ноябрь, май | День открытых дверей
Просмотр деятельности педагога |
III. ЭТАП — представление опыта работы по теме | |||
1. | Обобщение опыта работы, систематизация полученного материала для его распространения. | В течение года | Составление конспектов занятий, консультаций для родителей и воспитателей, развлечений по экологическому воспитанию. |
2. | Участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования.
Подготовка воспитанников в творческих конкурсах по экологии |
В течение года | Предполагает проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы, самоанализ педагогической деятельности. |
3. | Подготовка материалов для публикации на интернет сайтах | Сентябрь | Конспект НОД «Перспективное планирование по экологическому воспитанию» |
4. | Презентация опыта работы по теме самообразования | Февраль | Творческий отчёт для педагогов
МБДОУ №112 «Детский сад общеразвивающего вида» |
5. | Обобщение наработанного опыта. | Май | Оформление отчета
Информационные листы в виде таблицы с результатами |
IV. Работа с семьёй | |||
1. | Наглядная агитация | В течение года | 1. Оформление родительских уголков по теме "Учите с нами»: стихи о временах года, о живой природе, о природных явлениях и т.д.
2. Оформление папок-передвижек на темы: «Береги природу», «Братья наши меньшие», « О чем говорят деревья», «Природа-это жизнь»,«Зелёный спецназ» |
2. | Анкетирование | В течение года | «Все, что хочется сказать детсаду!», «Что необходимо знать о подготовке ребенка к школе?» |
3. | Выставка | В течение года
|
Семейных творческих поделок и рисунков «Красная книга Кузбасса»
Фотовыставки: «Мой личный вклад в сохранение природы», «Любимые места семейного отдыха», «В деревне у бабушки», «Солнце, воздух и вода -наши лучшие друзья» |
4. | Групповые родительские собрания | Раз в квартал | По плану работы с родителями
|
5. | День открытых дверей | Ноябрь
Апрель |
«Заходите к нам на огонек» |
6. | Акции | Апрель | Субботник «Поможем земле легко дышать»,
Трудовая деятельность «Посади свое дерево.» «Дома для пернатых друзей» |
7. | Круглый стол | Май | «Художественные произведения, средство экологической культуры родителей» |
V. Мероприятия для детей | |||
1. | «Дары осени» | Сентябрь | Выставка поделок из природного материала и овощей |
2. | «Животные нашего края»
«Береги природу» «Елочка-красавица, всем ребятам нравится» «Подарок Деду Морозу» |
Октябрь
Ноябрь Декабрь
|
Выставка детских рисунков, коллажей.
Выставка поделок из бросового материала |
3. | "Земля - наш дом родной" | Январь | Экологическое мероприятие |
4. | «День земли»
«День птиц»; «Юный эколог» конкурс стенгазет «Земля –наш общий дом», «Четыре времени года» |
Февраль
Март Апрель
|
Развлекательные мероприятия и познавательные викторины по экологии, конкурсы. |
5. | «То, что раньше не видали» | Апрель | Экологическая игра-наблюдение |
6. | «Как спасти природу?» Дидактическая игра «Урожайные грядки»
«Чей это след» и др. |
В течение года | Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседа. |
7. | Акции: «Сохраним природу»,
«Зеленый патруль», «Птичий переполох» |
В течение года | Оформление газет для защиты экологии;
Конкурс на лучшую кормушку |
8. | «Твои новые впечатления от природы вокруг»;
«Зимняя сказка»; «Деревья, большие и маленькие»; «Природная лечебница» |
В течение года | Тематические прогулки
|
9. | «Осень», «Зима» | В течение года | Конкурс: стихов, придуманных загадок и экологических сказок |
10. | «О тебе земля, слагаю песни»,
«Добрые дела», «Двенадцать месяцев» |
Май
В течение года |
Поэтические этюды-выступления;
Театральное представление; Театральное представление. |
Читайте также |
---|
Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа»
Развлечение по финансовой грамотности «Тайна сейфа» (старшая группа) Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: закрепить...
Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей…
Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста» Цель: - повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки...
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время в Российской Федерации активно развивается практика инклюзивного образования, которая включает в...