Перспективный план развития познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста при обучении безопасного поведения на дорогах
Сентябрь
№ | Название игры | Цель | Материал, инструкция |
1 | Чем отличаются велосипеды? | Развивать у детей зрительное восприятие. | Ребенку нужно найти отличия на двух похожих картинках. |
2 | Посмотри, запомни. | Развивать у детей память. | Набор дорожных знаков, машин- запомнить очередность, догадаться, что изменилось. |
3 | Убери лишнюю. | Развивать у детей мыслительные операции (обобщение). | Карточки с изображением трех знаков дорожного движения и одного любого предмета. Убрать лишнюю карточку. |
4 | Дорисуй автобус. | Развивать у детей воображение. | Закончить изображение начатой игрушки-автобуса (работа с игровизарами В.В.Воскобовича). |
5 | Где стоят машины? | Развивать у детей пространственное восприятие. | По карте стоянки машин ребенок находит и описывает расположение понравившейся ему машины. |
6 | Гараж. | Развивать у детей произвольную память. | Гараж –конверт. Ребенок несколько секунд рассматривает машины в гараже, затем вороты закрываются и ребенок рассказывает об увиденном. |
7 | Узнай знак на ощупь. | Развивать у детей тактильное ощущение. | Дорожные знаки, выполненные так, чтобы объемно проступали контуры и внутренние обозначения. |
8 | Что изменилось на улице? | Развивать у детей зрительную память. | Ребенок объясняет, что изменилось на макете микрорайона. |
9 | Хлопни в ладоши. | Развивать у детей памяти. | Педагог называет слова. На слово, относящееся к дороге, транспорту, правилам, знакам, дети хлопают в ладоши. |
10 | Почини машину. | Развивать у детей логического мышления, внимания. | Разрезные картинки с изображением машины. |
11 | Найди два одинаковых знака. | Развивать у детей зрительного восприятия, внимания. | Из множества знаков на картинке найти два одинаковых. |
12 | Придумай и нарисуй на чем можно летать. | Развивать у детей воображения. | Бумага, разные изображенные средства-фломастеры, карандаши, мелки, краски. |
Октябрь
№ | Название игры | Цель | Материал, инструкция |
1 | Чем отличаются перекрестки? | Развивать у детей зрительное восприятие. | Ребенку нужно найти отличия на двух похожих картинках. |
2 | Что забыл художник? | Развивать у детей воображения. | Изображение недорисованного автобуса. |
3 | Узнай по звуку. | Развивать у детей слуховое восприятие. | Записанные звуки сирен специального транспорта (скорой помощи, пожарной машины и т.д.). |
4 | Сколько машин было на стоянке? | Развивать у детей воображения, памяти. | Рисунок с изображением машин на стоянке. После нескольких секунд рассматривания, ребенок без рисунка должен описать увиденное. |
5 | Продолжи ряд. | Развивать у детей логическое мыщление. | Продолжить ряд рисунков машин, состоящих из геометрических форм. |
6 | Летает-не летает. | Развивать у детей внимание. | Мяч, словесная инструкция педагога. |
7 | Срисуй. | Развивать у детей зрительно-моторную координацию. | Образец- по клеточкам нарисовать грузовик. |
8 | Автосервис. | Развивать у детей внимания, логического мышления. | Разрезные картинки собрать сломанную машину. |
9 | Чьи следы на снегу? | Развивать у детей зрительное восприятие. | Рисунки с различными следами транспорта, животных, птиц. |
10 | Помоги суперагенту быстрее добраться до банка и обезвредить вора. | Развивать у детей. внимание, наблюдательность, мышление. | Картинка-лабиринт. |
11 | Ночная дорога. | Развивать у детей воображение, творческое мыщление. | Рисование в технике граттаж (ТРИЗ). |
Ноябрь
№ | Название игры | Цель | Материал, инструкция |
1 | На суше и на море. | Развивать у детей внимание. | Зашумленные картинки. Среди водного транспорта-один автомобиль. |
2 | Найти безопасный путь от дома до детского сада. | Развитие у детей поискового мышления. | Макет микрорайона. |
3 | Придумай и нарисуй необычный водный вид транспорта. | Развивать у детей воображение. | Дети рисуют необычный вид транспорта, с учетом своих знаний о водном транспорте. |
4 | Чего не хватает? | Развитие координации и устойчивости, зрительного внимания. | Парные картинки, изображающие виды транспорта, имеющие некоторые различия. |
5 | На каком транспорте путешествовала семья? | Развивать у детей внимание. | Зашумленные картинки |
6 | Четвертый лишний. | Развивать у детей логическое мышление, внимание. | Дети должны отгадать, какой из 4-х дорожных знаков лишняя и почему. |
7 | Раз, два, три, круг найди. | Развивать у детей наблюдательность. | Назвать и показать виды транспорта, дорожные знаки, в которых есть круглые детали. |
8 | Слово за слово. | Развивать у детей воображение. | Педагог вслух говорит слово, относящиеся к транспорту. Например «автобус». Следующий участник придумывает к этому слову любое другое, например «знак». Следующий связывает эти два слова а любое предложение, например «Автобус ехал и остановился у знака». |
9 | Догадайся, что нарисовано. | Развивать у детей образное мышление. | Недорисованные картинки, изображающте часть транспорта, знака и т.п. |
10 | Причина. | Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи. | Педагог описывает ситуацию, детям необходимо догадаться по какой причине это произошло. |
11 | Мой транспорт так хорош, а у соседа лучше. | Формирование творческого мышления. | Методу противоречий (ТРИЗ). |
Декабрь
№ | Название игры | Цель | Материал, инструкция |
1 | Что сначала, что потом? | Развивать у детей поисковое мышление. | Ребенку предлагается выстроить ряд картинок с дорожными ситуациями, чтобы происходящие на них события шли по порядку. |
2 | Соедини точки и узнай, какой знак нарисован. | Развивать у детей зрительное восприятие. | Точечный рисунок дорожного знака. |
3 | Ошибка. | Развивать у детей внимание, учить анализировать. | Дети исправляют ошибки, намеренно допущенные педагогом в рассказе о видах транспорта. |
4 | Помоги мальчику дойти до детского сада. | Развивать у детей воображение | Лабиринт со мнодеством дорог. Надо выбрать самый безопасный и короткий путь до детского сада. (работа с игровизорами В.В. Воскобовича). |
5 | Какой транспорт лишний?
|
Развивать у детей понятийное мышление. | Зашумленные картинки-изображения городского транспорта и лошади (гужевого транспорта). |
6 | Какие специализированные машины на стоянке? | Развивать у детей память. | Рисунок с изображением машин на стоянке. После нескольких секунд рассматривания, ребенок без рисунка должен описать увиденное, назвав специализированные машины. |
7 | Нарисуй такой же. | Развивать у детей зрительно моторную координацию. | Детям дается образец рисунка «скорой помощи» по клеточкам. Задание- точно срисовать. |
8 | Отгадай загадки. | Развивать у детей логическое мышление, внимание. | Загадки о транспорте (ТРИЗ). |
9 | Повтори за мной. | Развивать у детей внимание. | Педагог называет знаки, а показывает неправильно, дети должны из своего набора выбрать и показать названный знак. |
10 | Сравни машины. | Развитие мышления, умения анализировать. | Рисунки одинаковых машин с небольшими различиями. |
11 | Стань волшебником. | Развивать у детей воображение. | Ребенку предлагается выполненный с помощью свечи знак «Велосипедная дорожка». Предлагается расколдовать знак с помощью красок. |
Январь
№ | Название игры | Цель | Материал, инструкция |
1 | Найди пару и объясни почему. | Развивать понятийное мышление. | Карточки с изображением дороги, знаков, различного транспорта, моря, ж/д путей, неба. |
2 | Запомни. | Развивать у детей память. | Картинки с изображением машин. Дети запоминают их расположение. |
3 | Чего не бывает? | Развивать у детей зрительную память. | Дети должны запомнить только те рисунки, где изображен реальный, а не сказочный воздушный транспорт. |
4 | Сложи картинки и расскажи, кто что делает. | Развивать у детей внимание. | Разрезные картинки с изображением машин, среди них два одинаковых. |
5 | Найди две одинаковых машины. | Развивать у детей воображение. | Картинки с изображением машин, среди них два одинаковых. |
6 | Придумай конец истории. | Развитие мышления, умения анализировать. | Педагог начинает рассказ о мальчике пешеходе. Дети придумывают конец. |
7 | Сравни картинки. | Развивать у детей зрительно моторную координацию. | Картинки с изображением автобуса, которые имеют различия. |
8 | Покажи правильно. | Развивать у детей внимание, мышление. | Педагог называет знаки, а показывает неправильно, дети должны из своего набора выбрать и показать названный знак. |
9 | Повтори рисунок. | Развивать у детей зрительно моторную координацию. | Детям дается образец рисунка молоковоза по клеточкам. Задание- точно срисовать. |
10 | И я…. | Развивать у детей внимание и произвольное мышление. | Педагог рассказывает ситуации. Возникающие с детьми на дороге, если по смыслу они подходят, дети говорят «И я», если нет-они молчат. |
11 | Внимательные водители. | Развитие внимания, координации движения. | Эстафеты с фитоболами. |
Февраль
№ | Название игры | Цель | Материал, инструкция |
1 | Так бывает или нет? | Развитие логического мышления. | Педагог зачитывает детям дорожные ситуации. Если прозвучала неточность (или то, чего не бывает), надо хлопнуть в ладоши. |
2 | Отвечай быстро. | Развитие быстроты реакции, внимания. | Перед детьми набор предметных картинок (транспорт, дорожные знаки, светофор и т.д.) в строго определенном порядке. Детям предлагается рассмотреть картинки и быстро ответить на вопрос «Для чего используется?» |
3 | Собери знак. | Развития внимания, зрительного восприятия. | Разрезные картинки |
4 | Кто первый заметит? | Развитие памяти, логического внимания. | Педагог называет слова. На слово, относящееся к дороге, дети должны подпрыгнуть. |
5 | Найди логическую пару | Развитие логического мышления. | .педагог предлагает детям картинки с изображением нескольких предметов (спец. Техники и ситуаций, в которых она нужна), одни из которых выделен. Надо выбрать пару к выделенному рисунку. |
6 | Пятый лишний. | Развитие внимания, логического мышления. | Строчки рисунков «Водный транспорт», «Наземный транспорт», «Предупреждающие знаки» и т.п. в каждой строчке рисунков есть один лишний. |
7 | Что поменяли местами? | Развитие зрительной памяти, внимания. | .ребенок рассматривает дорожную ситуацию на макете, потом отворачивается. Педагог изменяет ситуацию, ребенок должен описать, что изменилось. |
8 | Загадочный ряд. | Развитие внимания, логического мышления. | Картинки с рядами машин. В каждом ряду у машин есть что-то общее (например, в ряду по диагонали у всех машин на антенне флажок). Разгадать все загадочные ряды. |
9 | Назови одним словом. | Развитие мышления-обобщения. | Педагог предлагает детям рисунки (транспорт), которые детям надо разложить по группам и назвать их одним словом. |
10 | Папа лучший водитель. | Укреплять связи детского сада и семей. | Спортивная эстафета для отцов и детей с использованием вышеперечисленных заданий. |
11 | Какой знак у тебя в руках? | Развитие восприятия, тактильных ощущений. | Ребенок с закрытыми глазами должен узнать дорожный знак (выполненный специально выпукло). |
Март
№ | Название игры | Цель | Материал, инструкция |
1 | Какого транспорта не бывает? | Развитие зрительной памяти. | Дети должны запомнить только те рисунки, где изображен реальный транспорт. |
2 | «Автоледи». | Активизировать родителей, укрепление и сплочение семей. | Совместный досуг для мам и детей на основе вышеперечисленных игр. |
3 | На чем поехал в гости Емеля. | Развивать у детей мышление, внимание. | Разрезные картинки. |
4 | Найди похожие автобусы. | Развивать внимание, наблюдательность. | Картинки с изображением автобусов, среди них два одинаковых. |
5 | Что случилось с котом Васькой? | Развивать у детей воображение. | Педагог начинает рассказ, о непослушном коте- путешественнике. Дети придумывают конец. |
6 | Какой транспорт лишний? | Развивать внимание, наблюдательность. | Зашумленные картинки. Среди наземного транспорта- одна лодка. |
7 | Помоги Мишке перейти дорогу | Развитие поискового мышления. | Макет микрорайона. |
8 | На каком необычном транспорте ты хотел бы полетать? | Развивать у детей воображение. | Дети рисуют необычный вид транспорта, с учетом саоих знаний о воздушном транспорте. |
9 | Чего не хватает? | Развитие концентрации и устойчивости зрительного внимания. | Парные картинки, изображающие перекресток с автомобилями, имеющие некоторые различия. |
10 | Что же дальше? | Развитие логического мышления. | Продолжить ряд рисунков (работа с игровизорами В.В.Воскобовича) |
11 | Плавает-не плавает? | Развивать внимание, наблюдательность. | Мяч, словесная инструкция педагога. |
Апрель
№ | Название игры | Цель | Материал, инструкция |
1 | Кто едет в трамвае? | Учить концентрировать и распределять внимание. | Картинки с изображением трамвая, где спрятались животные. Необходимо их найти. |
2 | Что лишнее? | Развивать у детей мышление, внимание. | Детям предлагается рассмотреть картинки: 3-транспорт, 1-знак. |
3 | Карта. | Развитие внимание, упражнять в умении находить сходство и различие. | Карта-план с изображением нескольких пересекающихся дорог. Задания: проехать из синего гаража в желтый (работа с игровизарами) |
4 | Какой светофор нарисован неправильно? | Развитие логического мышления. | Картинки сизображением светофора, на некоторых нарисован неправильно (перепутаны цвета и т.п.). |
5 | Запомни. | Развивать произвольное зрительное внимание. | Картинки сизображением машин. Дети запоминают их расположение (работа с фланелеграфами) |
6 | Какие машины ты видел? | Развивать у детей произвольную память | Ребенок несколько секунд рассматривает машины в гараже, затем ворота закрываются и ребенок рассказывает об увиденном. |
7 | Какой знак тебе дали? | Развитие у детей тактильных ощущений. | Дорожные знаки, выполненные так, чтобы объемно проступали контуры и внутренние обозначения. |
8 | Что изменилось? | Развитие зрительной памяти. | Ребенок объясняет, что изменилось на макете микрорайона. |
9 | Заметь знак. | Развитие у детей памяти. | Педагог называет слово. На слово, относящееся к дорожным знакам дети хлопают в ладоши. |
10 | Отремонтируй автобус. | Развитие логического мышления, внимания. | Разрезные картинки (работа с фланелеграфом). |
11 | А у нас автомобиль, а у вас? | Развитие творческого мышления, воображения. | Метод противоречий (ТРИЗ). |
Май
№ | Название игры | Цель | Материал, инструкция |
1 | Найди и зачеркни. | Развивать у детей зрительное восприятие, внимание. | Найти и зачеркнуть на игровизоре неправильный знак в ряду. |
2 | Придумай машину, которой нет. | Развивать фантазию и воображение. | Дети рассказывают о сказочном транспорте. |
3 | Найди на карте улицы. | Развивать зрительное восприятие, внимание. | Предложить найти на карте города улицы и обозначить буквой «У» (работа с игровизорами В.В.Воскобович). |
4 | Найди дорогу домой. | Развивать умение выражать свои мысли, развивать умение ориентироваться в окружающем. | Предложить проблемные ситуации: например, «Ты потеряся в магазине». Как найти дорогу домой? Что будешь делать? |
5 | Подбери по смыслу. | Развивать смысловую память, логическое мышление. | Детям предлагается 10 слов, необходимо придумать слова, связанные с ними по смыслу. Например автобус- ехать и т.д. |
6 | Как услышишь – повтори. | Развивать слуховое восприятие. | Детям предлагается слушать слова, выполнять задания. Например «едем по ухабам», «поворот». |
7 | Будь внимательным. | Развивать внимание. | Детям перечисляют предупреждающие знаки, на ошибку- поднимают руку. |
8 | Отгадай, что загадаю. | Развивать у детей логическое мышление. | Загадки о дорожных знаках. |
9 | Опиши. | Развивать понятийный аппарат. | Предложить детям описать предлагаемый вид транспорта. |
10 | Нарисуй. | Развивать мелкую моторику, внимание. | Продолжать детям, не отрывая руки, нарисовать машину. |
11 | Преврати квадрат в вид транспорта. | Развивать у детей внимание. восприятие, мышление, воображение. | Предложить детям из квадрата В.В.Воскобовича изготовить какой-нибудь транспорт (самолет, вертолет, аэроплан). |
Июль-август
№ | Название игры | Цель | Материал, инструкция |
1 | Мама, папа, я - дружная семья. | Сплачивание семей, привлечение родителей к обучению детей ПДД. | Досуг для детей и родителей на основе вышеперечисленных игр. |
2 | Будь внимательным. | Развивать наблюдательность, внимание. | Предложить детям рассмотреть картинку, на которой изображены машины. Необходимо быстро их посчитать и сколько колес изображено на рисунке. |
3 | Трудные виражи. | Развивать мелкую моторику, внимание. | Детям предлагается побывать водителями и провести машину до дома. |
4 | Водители. | Развивать мышление, пространственную ориентировку. | Предложить детям маршрутную карту и в зале с расставленными знаками провести игру. |
5 | Выложи сам. | Развивать конструктивные навыки, внимание | Предложить детям из геометрических фигур выложить машину |
6 | Кто больше. | Развивать внимание. | Предложить детям по очереди называть виды транспорта |
7 | Дорисуй недостающие детали. | Развивать воображение, зрительное восприятие. | Предложить детям дорисовать детали и придумать в рисунке что-то свое (дополнить его). |
8 | Вербальные аналоги. | Развивать у детей логическое мышление. | Предложить детям подбирать слова, связанные логическими аналогами. Например, летчик-самолет, шофер - ? И т.д. |
9 | Разложи по порядку.
|
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. | Предложить детям разложить последовательно картинки. |
10 | Кто внимательный.
|
Развивать внимание, наблюдательность. | Найти на картинке и назвать только знаки сервиса. |
11 | Ездит, летает, плавает.
|
Развивать внимание, наблюдательность. | Взрослый называет вид транспорта, если он летает, дети поднимают белую карточку, ездит- зеленую, плавает- голубую. |
12 | Путешествие. | Развивать мышление, память, умение творчески решать ситуации. | Дети путешествуют по транспортной площадке по маршрутному плану, на котором обозначены дорожные знаки, имеющиеся на площадке. |
13 | Соблюдаем правила. | Развивать у детей внимание. координации движений. | Эстафеты. |
Читайте также |
---|
Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной младшей группе (с 2- х…
Непосредственная образовательная деятельность в разновозрастной младшей группе (с 2- х до 4 лет) Тема «Доброта нужна всем людям, пусть побольше...
Значение игры в нравственном воспитании дошкольников
Значение игры в нравственном воспитании дошкольников Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов...
Квест для детей в младшей группе «23 февраля»
Квест для детей в младшей группе «23 февраля» Цель: Создать радостную атмосферу праздника, развивать уважение к Российской армии и также воспитывать...