Перспективный план воспитательно-образовательной работы по ознакомлению детей с предметным миром
(2 младшая группа)
Сентябрь
Перечень мероприятий | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
НОД, образовательные ситуации |
«Наша раздевалка»
Цель: познакомить с оборудованием раздевалки, назначением и способами его использования, обогатить и активизировать словарь детей, помочь освоить правила поведения и умение ориентироваться в предметном пространстве. |
«Наша группа»
Цель: формировать знания о своей группе, обратить внимание на размещение игрушек, мебели, растений, на то, что каждая вещь в комнате имеет свое место. Воспитывать аккуратность, умелое, бережное отношение к предметам. |
«Деревянный брусочек», «Теремок»
Цель: познакомить детей с деревом, с некоторыми свойствами дерева (твердое, не ломается, легкое, не тонет); научить выделять признаки дерева. |
Знакомство с обобщающим понятием «Мебель»
Программное содержание: познакомить детей с обобщающим понятием «Мебель». Учить выделять различные признаки предметов, сравнивать их, находить существенные для данного родового понятия признаки и по ним обобщать предметы. |
Наблюдения | Посещение помещений группы (раздевалки, групповой комнаты), наблюдения за детьми группы, их действиями. | |||
Рассматривание иллюстраций | Сюжетные иллюстрации по теме «Детский сад», предметные картинки по теме «Мебель». Введение графической модели «Свойства дерева». | |||
Чтение художественной литературы | «Сказка о малыше Неумейке, который не умел складывать свои вещи»; стихотворение З. Александровой «Катя в яслях». О.В. Дыбина «Что было до…» (путешествие в прошлое стула). Сказка «Теремок». | |||
Дидактические игры | «Найди свой шкафчик», «Оденем куклу на прогулку». | «Тихий час», «Чего не хватает», «Новая кукла», «Каждой вещи своё место». | «Кто что выберет из мешочка?». | «Кукла Маша купила мебель», «Комната для любимой куклы». |
Игровая ситуация | «Как потерялся значок у шкафчика в раздевалке». | «Откуда привезли шкаф», «Что не так?». |
|
«Как поссорились стулья с креслом». |
Продуктивная деятельность | Рисование: «Наша красивая группа», «Куклы квартиру вчера получили, жаль только мебель пока не купили».
Лепка «Шустрые мячики». |
|||
Физическое развитие | Подвижные игры: «Догони мяч», «Принеси предмет», «Пробежка наперегонки», «Прокати обруч», «Найди свой домик». | |||
Музыкально- театрализованная деятельность | Драматизация сказки «Теремок».
Обыгрывание стихотворения И. Токмаковой «Поиграем». Инсценировка «Матрёшкино новоселье».
|
Октябрь
Перечень мероприятий | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
НОД, образовательные ситуации |
«Отгадай предмет».
П/с: Учить описывать предметы, выделяя признаки: материал, основные части, назначение; учить определять предметы природного и рукотворного мира. Развивать познавательный интерес. |
«Знакомство с предметами осенней одежды и обуви».
Цель: расширять представления о предметах одежды, обуви, их назначении, продолжать обучать рассматривать предмет, выделяя ярко выраженные части, упражнять в использовании обследовательских действий (погладить, сжать в кулачок) для определения качеств ткани. |
«Тёплая шапочка куклы Кати».
Цель: развивать умение рассматривать предмет, вычленяя его части, назначение каждой части; упражнять в умении выделять качества ткани на основе простейшего сенсорного анализа (толстая, пушистая, мягкая); активизировать словарь. |
«Знакомство со свойствами песка» (сухой- рассыпается, не лепится, сырой- не рассыпается, формуется).
|
Наблюдения |
|
|||
Рассматривание иллюстраций | Предметные картинки по темам: «Одежда», «Обувь», «Головные уборы».
Введение графических моделей «Опиши предмет», «свойства песка». Картина из серии «Мы играем» Е. Батуриной «Играем с песком».
|
|||
Чтение художественной литературы | Е. Благинина «Научу обуваться и братца», Л. Воронкова «Маша- Растеряша», Б. Заходер «Портниха». Чтение потешек при одевании.
Рассказывание правил во время игры с песком. |
|||
Дидактические игры | «Узнай и назови», «Что лишнее?» (цвет, форма), «Найди о чём расскажу», «Подбери по форме», «Что нам привёз Мишутка», «У кого какой предмет» (сравнение двух предметов одинаковых по названию). | «Оденем Таню на прогулку».
«Каждая ножка в свой домик». Словесная игра «Кто что оденет».
|
«Чего не хватает?», «У кого какое платье?». | «Просеем песок», «Выложи узор на песке», «Проложим дорожки». |
Игровая ситуация | «Ознакомление с ножницами». | «Магазин» (покупка осенней одежды и обуви). | «Шапочка- колпачок клоуна Бима». | «Почему не лепится угощение для кукол». |
Продуктивная деятельность | «Испечём куличики».
Аппликация «Украсим варежку для Лисоньки», «Домик для собачки». Лепка: «Бусы, колечки».
|
|||
Физическое развитие | П/и «Принеси предмет».
Игры с прыжками: «Подпрыгни повыше» (достань предмет), «Кто дальше», «Перепрыгни канавку». |
|||
Музыкально- театрализованная
деятельность |
Игра- драматизация «Наша Маша- маленькая».
Обыгрывание ситуации «Хорошо- плохо». |
Ноябрь
Перечень мероприятий | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
НОД, образовательные ситуации |
«Помогите Незнайке».
Цель: учить определять предметы природного и рукотворного мира. |
«Знакомство с предметами для умывания» (купания).
П/с: прививать детям культурно- гигиенические навыки (необходимость и польза купания и умывания); помочь детям запомнить названия предметов, действий, качеств; развивать словарный запас, умение играть с куклой. Воспитывать желание заботиться о кукле. |
«Халатик и платье», «Туфли и тапочки».
Цель: развивать умение использовать предметы в игровой ситуации по назначению, выбирая из сходных предметов; упражнять в желании вступать в речевой контакт со взрослыми и сверстниками. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми в совместных делах. |
«Знакомство со свойствами воды».
Цель: помочь детям выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льётся, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес. |
Наблюдения |
Наблюдение за действиями взрослых в быту, в повседневной жизни. Наблюдение за водой во всех её видах (лужи, капельки дождя, полив растений, вода в аквариуме, снег, вода на кухне, при стирке белья). |
|||
Рассматривание иллюстраций |
Рассматривание предметных картинок по темам: «Рукотворный мир», Иллюстрации с «Природный мир», «Принадлежности для умывания (купания)», «Одежда». ручейками, морями, реками, дождём. |
|||
Чтение художественной литературы |
Беседа «материалы, созданные человеком». К. Бальмонт К. Чуковский «Мойдодыр». «Росинка», В. Бианки «Купание медвежат». Д. Григорьева В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?» (отрывок). «Какой дождь», А. Барто «Девочка чумазая». А. Тараскина «Сколько знаю я дождей?». |
|||
Дидактические игры | «Чудесный мешочек», «На что похож предмет?» (форма), «Что изменилось?» (основные цвета, величина предметов), «Из чего сделаны предметы?». | «Водичка, водичка, умой моё личико». | Дидактические игры на различение предметов одежды и обуви. | «Узнаем какая вода»,
«Изготовление цветных льдинок», «Чистая и грязная вода», «Окраска воды». |
Игровая ситуация | Знакомство с особенностями русских тряпичных кукол- Ванечки и Манечки. | «Купаться любят все», «Как котёнок умывается», «К нам пришла Замарашка», «Мы купаем нашу Таню», «Мыльные перчатки». | «Помоги Неумейке». | «Как утёнок испугался воды», «В гостях у стиральной машины». |
Продуктивная деятельность | Рисование: «Клечатое платье кукле», «Дождик по земле босиком прошёл».
Аппликация: «Красивый платочек», «Мыло пенится в корыте, мы стираем, посмотрите!», «Бережливым будь с водой, хорошенько кран закрой!». |
|||
Физическое развитие | П/и: «Пузырь», «Не забегай в круг», «Солнышко и дождик». | |||
Музыкально- театрализованная деятельность | Обыгрывание ситуации «Научим Неумейку мыть руки».
Инсценировка «Большая стирка». |
Декабрь
Перечень мероприятий | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
НОД, образовательные ситуации | Знакомство с предметами зимней одежды и обуви. |
«Как помочь Чарли?»
Цель: продолжать учить детально рассматривать предмет, определять из какого материала сделан предмет и почему, как с ним следует обращаться. |
«Рассматривание меха и пальтовой ткани»
Цель: познакомить с некоторыми свойствами меха и ткани, а также дать общее представление о способах изготовления одежды (ткань режут, сшивают); обучать способам распознающего наблюдения (смять, распрямить, разорвать и пр.), обогатить и активизировать словарь. |
Знакомство с обобщающим понятием «Одежда».
П/с: учить детей различать и называть предметы знакомой одежды, находить различия и сходства между ними. Учить детей по существенным сходным признакам объединять предметы в одно родовое понятие «Одежда». Обратить внимание на то, что одежда сшита руками людей, что они затратили много труда, поэтому к ней нужно относиться бережно, аккуратно складывать. |
Наблюдения | Наблюдения за одеждой людей в зимний период.
Наблюдения за действиями взрослого по пришиванию пуговиц. |
|||
Рассматривание иллюстраций | Иллюстрации людей в разных одеждах (по сезону).
Рассматривание картины «Зимой на прогулке» Е. Радина и В. Езикеева. |
|||
Чтение художественной литературы | Украинская народная сказка «Рукавичка».
Сказка «Почему у месяца нет платья» (сербская). Б. Заходер «Портниха». |
|||
Дидактические игры | «Какой части не достаёт», «Сложи картинку» (предметы одежды и обуви), «Оденем куклу». | «Укрась шарфик». | «Опыты с тканью». | «Кукла Катя проснулась», «У кого какое платье». |
Игровая ситуация | «У кого какие шубки». | «Шитьё шапочки для куклы Кати». | «Как зверюшки зимой шубками хвалились». | «Одеваемся на зимнюю прогулку», «Если не хочешь заболеть». |
Продуктивная деятельность | Рисование: «Маша и варежки», «Как зайка от лисы спрятался».
Аппликация «Оденем куклу на прогулку». Лепка: «Мы гуляем», «Снеговик».
|
|||
Физическое развитие | П/и «Берегись- заморожу». | |||
Музыкально- театрализованная деятельность | Театр на столе «Ёж и медведь». |
Январь
Перечень мероприятий | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
НОД, образовательные ситуации |
«Грузовой транспорт»
Цель: дать детям представление о грузовом транспорте, о грузах, которые перевозят водители на грузовом транспорте.
Закрепить знания о составных частях грузовой машины. Развивать умение имитировать заданный образ, развивать творчество, воображение. |
«Пассажирский транспорт»
Цель: познакомить детей с разнообразным пассажирским транспортом. Отметить характерные отличительные признаки от грузового транспорта. Учить детей через игровые образы правилам поведения в общественном транспорте. Воспитывать вежливое, культурное поведение.
|
«Знакомство с металлом»
Цель: учить детей узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура, поверхность, цвет) и свойства (металлический блеск, теплопроводность)
|
Рассказ воспитателя о средствах передвижения
Программное содержание: уточнить представления детей о некоторых транспортных средствах; легковых и грузовых автомобилях, автобусах; активизировать в речи детей слова: кабина, руль, колеса, шофер, салон; учить описывать свои игровые действия. Воспитывать умение слушать и воспринимать рассказ воспитателя. |
Наблюдения | Наблюдение за машиной, приехавшей в детский сад и привезшей продукты. Целевая прогулка к трамвайной и автобусной остановкам.
|
|||
Рассматривание иллюстраций | Картина из серии «Мы играем» Е. Батуриной «Едем в автобусе»;
Предметные картинки по теме «Транспорт». Введение модели «Свойства и качества металла» |
|||
Чтение художественной литературы | Б. Заходер «Шофер»
А. Барто «Грузовик», «Кораблик» Б. Житков «Как мы ехали в зоологический сад» Л. Берг «Пит и трехколесный велосипед» Ч. Янчарский «Самокат» |
|||
Дидактические игры | «Сложи предмет»
«Сравни предмет», «Загони машину в гараж», «Подбери колеса к вагончикам», «Кто быстрее приплывет», «Поезд», «Домино». |
|||
Игровая ситуация | «Как Винтик и Шпунтик» организовали больницу для машин»
«Мы идем в цех, где делают машины» «Как две упрямые машины не хотели уступать друг другу» |
|||
Продуктивная деятельность | Рисование «Дорога для машин»; «Вагончики едут, колеса стучат, везут они к бабушке милых внучат»;
Аппликация «Автобус для зверят», «Летят самолеты»; Конструирование «Машина грузовая», «Автобус», «Автобусная остановка» |
|||
Физическое развитие | Подвижные игры: «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль», «Такси» | |||
Музыкально- театральная деятельность | Инсценировка стихотворения А. Барто «Грузовик»,
Инсценировка сказки Н.Павловой «На машине». |
Февраль
Перечень мероприятий | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
НОД, образовательные ситуации |
«Знакомство со свойствами пластмассы».
(игра- экспериментирование)
Цель: упражнять в умении узнавать вещи из пластмассы, определять ее качества (цвет, толщина) и свойства (гибкость, теплопроводность) |
«Учим Хрюшу играть с игрушками».
Цель: познакомить детей с обобщенным словом «Игрушки». Учить рассказывать о способах игры с игрушками. Формировать навыки коллективной игры. Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
|
«Знакомство со свойствами дерева и резины».
Программное содержание: познакомить детей со свойствами дерева и резины (резина - мягкий и упругий материал, дерево- твердый, неупругий материал).
Показать, как люди используют свойства материалов при изготовлении предметов. Воспитывать в детях уважение к людям труда и бережное отношение к предметам, сделанным их руками. |
«Идем в магазин за игрушками».
Цель: познакомить детей с магазином «Игрушки». Дать понять, что игрушки изготавливаются из разных материалов, бывают разного размера и цвета. Учить детей имитировать, оживлять игрушки. Закреплять навыки бережного отношения к игрушкам. |
Наблюдения | Наблюдение за играми детей старшей группы. Наблюдение за свойствами игрушек, изготовленных из разных материалов в свободной деятельности.
|
|||
Рассматривание иллюстраций | Картина из серии «Мы играем» Е.Батурина «Играем с матрешками», «Играем в поезд»
Алгоритм «Описание свойств металла» Предметные картинки по теме «Игрушки» Выставка игрушек, изготовленных из разных материалов |
|||
Чтение художественной литературы | Г.Цыферов «Когда не хватает игрушек»
Сказка «Заюшкина избушка» А.Барто цикл стихотворений из сборника «Игрушки» Б. Заходер «Строители» Ч. Янчарский «Игры», «Приключения Мишки- Ушастика». |
|||
Дидактические игры | «Чудесный мешочек», «Почини игрушку», «Игрушки» (описывание), «Где что найдешь?», «Кому что подойдет?»,
«Чего не хватает?» (закрепление обобщающих понятий «мебель», «игрушки)» «Что лишнее?», «Чем похожи?», «Чем отличаются?», «Лото» Опыты с деревянными предметами |
|||
Игровая ситуация | «Каждой игрушке- свое место», «Учим Хрюшу играть с игрушками», «Кукла Таня у нас в гостях», «За что меня можно похвалить», «Построим домик для Зайчика», «Мы едем на игрушечную фабрику». | |||
Продуктивная деятельность | Рисование «Матрешки- крошки», «Пирамидки»
Аппликация «Игрушки, в которые мы любим играть» Лепка «Подарим Илюшке в день рождения игрушки» «Пирамидки из шариков» |
|||
Физическое развитие | Ходьба по ограниченной поверхности. Упражнение «Идет бычок качается»
«Мой веселый звонкий мяч» |
|||
Музыкально- театральная деятельность | Инсценировка стихотворения А.Барто «Уронили Мишку на пол»
Этюд «Игрушки» |
Март
Перечень мероприятий | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
НОД, образовательные ситуации | «Знакомство с предметами весенней одежды и обуви» | Игры на различие предметов одежды и обуви |
Игры- экспериментирования с бумагой.
«Смешной рисунок»,
«Гирлянда»,
«Самолетик»
Цель: Познакомить детей с бумагой, ее свойствами в процессе действия, привлечь к деятельности творческого характера, развивать воображение, мелкую моторику. |
«Знакомство со свойствами и качествами бумаги ткани». Программное содержание: познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно клеить) и ткани (прочная, ее можно порвать, мнется меньше чем бумага, ее можно сшить). Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, особенно книгам. |
Наблюдения | Наблюдение за одеждой людей в весенний период. | |||
Рассматривание иллюстраций | Предметные картинки с изображением предметов одежды, обуви.
Графические модели «Свойства бумаги», «Свойства ткани». |
|||
Чтение художественной литературы | Английская народная песенка «Перчатки» (перевод С. Маршака)
|
|||
Дидактические игры | «Что изображено на картинке» (восприятие)
«Что лишнее?» «Разложи по местам» (группировка) «Магазин одежды» |
|||
Игровая ситуация | «Что для Маши, что для Саши» (одежда для мальчиков и для девочек)
«Угадай, как кого зовут» (по описанию одежды) «Поможем Мишке сделать кораблик». |
|||
Продуктивная деятельность | Аппликация «Новое платье для куклы Кати»;
Открытка в подарок маме. |
|||
Физическое развитие | Подвижные игры: «Мы- веселые ребята», «Бумажный вихрь». | |||
Музыкально- театральная деятельность | Инсценировка стихотворения в переводе С.Маршака «Перчатки».
|
Апрель.
Перечень мероприятий | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
НОД, образовательные ситуации |
Посещение кухни детского сада (по подгруппам).
Цель: рассматривание предметов кухонной посуды, уточнение представлений о её назначении, материале, из которого она сделана, способах использования. |
«Тарелочка из глины»
Цель: познакомить с глиной, её качествами и свойствами (сухая- не лепится, крошится, сырая - пластичная, лепится, мягкая, мнётся, бьётся, размокает). |
Знакомство с обобщающим понятием «Посуда».
П/с: учить находить сходства и различия в предметах, уметь группировать, объединять предметы по сходным существенным признакам в одно родовое понятие. Познакомить с родовым понятием «Посуда». Воспитывать бережное отношение к посуде, чувство уважения к людям труда. |
|
Наблюдения | Наблюдения за работой няни (как накрывает на стол, убирает посуду, моет её).
Наблюдения за мамой, её действиями с посудой. |
|||
Рассматривание иллюстраций | Предметные картинки по теме «Посуда». Графическая модель «Свойства глины».
Рассматривание предметов народно- прикладного искусства «Глиняные игрушки». |
|||
Чтение художественной литературы | А. Кушнер «Кто разбил большую вазу?».
Сказки «Три медведя», «Лиса и журавль». К. Чуковский «Федорино горе», «Муха- Цокотуха». О. Дыбина «Что было до…» (рассказ об истории тарелки, ложки). |
|||
Дидактические игры | «У нас в гостях бабушка».
«Напоим Мишку чаем». «Кукла Таня собирается в гости». «За покупками в магазин» (упражнять в выборе нужного предмета из сходных). |
|||
Игровая ситуация | «Ладушки- ладушки, были мы у бабушки».
«Поможем куклам стол накрыть». «Тесто для пирожков». «Как папа вылечил больную кастрюлю». |
|||
Продуктивная деятельность | Рисование: «Красивые тарелки».
Аппликация «Нарежь полосочки и наклей из них какие хочешь предметы», «Узор на чашке». Лепка: «К нам гости пришли, дорогие пришли…» (чашка с блюдцем). «Ой, ладушки- ладушки, испечём оладушки…». |
|||
Физическое развитие | П/и: «Перенеси предмет», «Добеги до предмета», «Раз, два, три, к ложке беги…» (к тарелке, к чашке). | |||
Музыкально- театрализованная деятельность | Рассказывание сказки «Три медведя» (с использованием фланелеграфа). |
Май
Перечень мероприятий | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
НОД, образовательные ситуации | «Наши куклы собираются на дачу» (какие летние вещи они возьмут с собой).
Цель: уточнить представление о предметах одежды. |
Знакомство с обобщающими понятиями «Обувь», «Головные уборы».
П/с: закрепить обобщающее понятие «Одежда», познакомить детей с новыми обобщающими понятиями «Головные уборы», «Обувь». Учить детей различать и называть предметы обуви и головные уборы, находить различия между предметами, по существенным сходным признакам объединять в одно родовое понятие. Воспитывать усидчивость, внимание. |
Бумага, её качества и свойства.
Цель: научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять её качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнётся, режется, рвётся, горит). |
«Что можно купить в магазине».
Цель: дать детям понятие, что такое продукты. Помочь определить, какие продукты жизненно необходимы. Учить быть экономными, планировать свои действия. Развивать воображение, мышление. Воспитывать организованность, стремление помогать взрослым. |
Наблюдения | Целевая прогулка к витрине магазина. | |||
Рассматривание иллюстраций | Предметные картинки по темам: «Обувь», «Головные уборы».
Опорная схема описания предмета (товара). |
|||
Чтение художественной литературы | Ч. Янчарский «В магазине игрушек».
Ю. Тувим «Овощи». Сказка «Петушок и бобовое зёрнышко» (обработка О. Капицы) |
|||
Дидактические игры | «Весёлый магазин» (знания о родовых понятиях, материалах, цвете, форме предмета).
«Разложи правильно» (на классификацию предметов). «Найди свой домик» (группировка предметов). |
|||
Игровая ситуация | «Что нам подарить бабушке?».
«Где бабушка берёт конфеты?». «Путешествие картошки». |
|||
Продуктивная деятельность | Рисование: «Шоколадные конфетки очень любят наши детки».
Аппликация «Бантик для именинника». |
|||
Физическое развитие | П/и «Бегите ко мне».
«Доползи до предмета» |
|||
Музыкально- театрализованная деятельность | Инсценировка стихотворения Ю. Тувима «Овощи». |
Читайте также |
---|
Творческий проект «Мама тоже маленькой была»
Творческий проект «Мама тоже маленькой была» Название проекта "Мама тоже маленькой была" Руководители проекта Воспитатели: Медунова Н.Н., Сорокина М.А. Социальные партнеры родители Состав и возраст проектной группы 49...
Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе…
Проект драматизации сказки «Репка на новый лад» в старшей группе комбинированной направленности Тип проекта: информационно-творческий, ролевой, игровой.Вид: групповой.Форма проведения: занятия, беседы, дидактические игры...
Конспект НОД по лепке «Пирожки для мамочки» в первой младшей…
Конспект НОД по лепке «Пирожки для мамочки» в первой младшей группе Цель: Продолжать знакомить детей с пластилином. Развивать умение раскатывать пластилин прямыми движениями...