Обобщение опыта работы по теме:
«Театрализация, как средство коммуникативного развития дошкольников младшего возраста»

 

Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Малыши очень любят театрализованные представления, особенно если принимают в них самостоятельное участие.

Сказка в раннем возрасте должна быть зримой, наглядной, поэтому огромное внимание уделяется театрализованной игре. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. С первыми театрализованными действиями малыши знакомятся очень рано в процессе разнообразных игр-забав, хороводов, при прослушивании выразительного чтения стихов и сказок взрослыми. Должны использоваться разные возможности для того, чтобы обыграть какой - либо предмет или событие, пробуждая фантазию ребёнка.

Такой вид детской деятельности, как театрализация, создает максимально благоприятные условия для развития коммуникативно - речевой активности у детей младшего дошкольного возраста и закладывает основу для формирования необходимых коммуникативных способностей.

Театрализованные игры помогают детям закрепить коммуникативные навыки, развивать внимание, речь, память, творческое воображение. Очень важно с раннего возраста показывать детям примеры дружбы, правдивости, отзывчивости, находчивости, храбрости.

Одна из основных целей, которую я ставлю, занимаясь с детьми раннего возраста – это развитие коммуникативных качеств детей средствами театрального искусства.

Для реализации цели решаются следующие задачи:

- Развивать социально-коммуникативные и творческие способности детей через театрализованную деятельность;

- Способствовать развитию навыков свободного общения в процессе театрализованной деятельности;

- Побуждать детей к разнообразным действиям с куклами разнообразных театров, с целью ознакомления с ними;

- Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать не большие отрывки из народных сказок.

В начале учебного года, театрализованная деятельность в работе с детьми представляет собой игру с куклой - игрушкой, знакомство с несложными сюжетами сказок, разыгрывания небольших сценок с использованием игрушек, фигурок плоскостного и настольного театра, театра кукол, пальчикового и перчаточного театра. Знакомство детей с разными видами театров я начала с раннего возраста, заметив, что встреча с театральной куклой, особенно в адаптационный период, помогает малышам расслабиться, снять напряжение, создает радостную, добрую атмосферу.

Демонстрация произведения осуществляется с использованием разнообразных видов театров. Из всего многообразия театров, которые представляются в дошкольных образовательных учреждениях, в моей группе используются следующие виды театров:

  • Пальчиковый, шагающий.
  • Настольный, к нему относятся конусный, шумовой, театр деревянной игрушки.
  • Плоскостной, куда входит магнитный театр.
  • Теневой.
  • Би-ба-бо.

Но на практике, работая с детьми раннего возраста, были выделены такие виды театров, которые наиболее эффективны, понятные и доступные. Дети самостоятельно могут их использовать для театрализации. Это все виды пальчикового и настольного театра.

Сейчас я хочу подробнее на них остановиться.

Пальчиковый театр представлен по таким сказкам как «Колобок», «Зимовье», «Репка», а также подобраны отдельные персонажи для театрализованной деятельности.

С помощью пальцев дети хорошо освоили шагающий театр по сказкам «З медведя», «Заюшкина избушка», а также пальчиковую игру «Семья».

Во время игры в спектакле дети ведут себя смело, активно, незакомплексованно. Такое творческое состояние можно ненавязчиво использовать как мощное средство для развития речи и коммуникативных навыков. Сказочные персонажи взаимодействуют, общаются, спорят, не соглашаются или уступают, грустят или веселятся, и через перевоплощение в образ героя сказки ребенок получает и запоминает все эти приемы взаимодействия с окружением, присваивая себе все характерные черты полюбившегося персонажа.

Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью.

Самым любимым театром для наших детей стал настольный театр. На основе конусов ребята могут разыграть хорошо знакомые им русские народные сказки «Теремок», «Кот, лиса и петух».

Театр деревянной игрушки представлен по сказкам «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят».

Но главное внимание детей привлек шумовой театр по сказке «3 поросенка» с открывающимся ртом. Вовнутрь помещаются мелкие предметы, закрывается крышка. На дне персонажа прикреплена монета для создания звука при перемещении, и можно приступать к представлению.

Для того чтобы добиться определенных успехов в коммуникативном развитии посредством театрализованной деятельности я работаю в этом направлении учитывая возрастные психофизические особенности детей.

Для достижения эффективной работы по развитию коммуникативных навыков у детей через театрализованную игру необходимо, чтобы родители стали единомышленниками и друзьями. Родители оказывают помощь в изготовлении костюмов, разучивании ролей к спектаклям, созданию атрибутов и развивающей среды в групповом помещении. В установлении взаимодействия с родителями и проявления их заинтересованности использую разнообразные формы работы:

  • Стендовые консультации: «Значение театрализованной деятельности в развитии речи детей раннего возраста», «Изготовление театральной игрушки в домашних условиях».
  • Выступления на родительских собраниях.
  • Мастер-классы по изготовлению настольных театров, кукол.
  • Участие родителей в подготовке и проведении праздников и развлечений.
  • Семинары-практикумы: «Домашний театр»; «Играем вместе с мамами и папами».
  • Привлечение родителей к созданию развивающей среды.

Систематически включая театрализованные игры в образовательный процесс дети стали говорить лучше, общаться со взрослыми, обращаться за помощью, активнее вступать в речевое взаимодействие со сверстниками, научились более связно и логично выражать свои мысли. Постепенно дети включались в процесс игрового общения.

Театрализованная деятельность является важным средством в развитии коммуникативной компетентности. Следовательно, работа по внедрению в образовательный процесс средств театрализованной деятельности, с целью развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста была эффективна и дала положительный результат.

Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу в целях формирования творческой деятельности детей раннего возраста средствами театрализации становится возможным при выполнении следующих условий:

  • Насыщение интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием.
  • Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности.
  • Наличие интересных и эффективных методов и приемов работы с детьми.
  • Совместное участие в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).

Есть в моей работе и проблемы, которые необходимо решить:

  • В игре-импровизации видны огромные возможности детского творчества, но в силу того, что ребёнок очень мал и ещё не умеет управлять своими чувствами, на первое место выходит индивидуальная работа с детьми. К каждому нужно найти подход, заинтересовать, вовлечь в игру.
  • Много литературы, где театрализованная деятельность представляет собой развлечения, действие в которых обыгрывается с помощью игрушек, но нет литературы, в которой бы в полной мере была представлена методика работы с детьми раннего возраста в театрализованной деятельности.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми…

План – конспект совместного мероприятия с родителями и с детьми на тему «Весенний праздник «Весенняя палитра»

Дидактическая игра «Культура питания»

Дидактическая игра «Культура питания» Обучение детей этикету за столом всегда остается актуальным вопросом, и важно, чтобы дети умели правильно сервировать стол...

Дидактическая игра «Веселая корзиночка»

Дидактическая игра «Веселая корзиночка» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Веселая корзиночка» предназначена для детей 3-4 лет. Игра направлена на развитие памяти...

Читайте также

«Письмо солдату»

«Письмо солдату» «Письмо солдату» — так назвали Всероссийскую акцию, организованную «ЕДИНОЙ РОССИЕЙ», в ходе которой наш «Детский сад №236» принял участие...

Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок

Самомассаж рук с использованием колючих мячиков и шариков Су-Джок

Формы и методы работы со сказками

Формы и методы работы со сказками "Если вы хотите, чтобы ваши дети были умными, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были...