Комплексный подход физкультурно-оздоровительной работы детей в группе НОДА

 

Цель: Внедрение комплексных оздоровительных мероприятий в работе с детьми с НОДА.

Задачи:

  1. Создать условия для организации работы группы детей с НОДА по результатам обследования.
  2. Обучение детей и родителей навыкам сохранения здоровья дошкольников и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
  3. Включение рекомендаций профильных специалистов в блок лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий для детей с различными видами нарушений опорно- двигательного аппарата.
  4. Создание предметно-развивающей среды в группе с НОДА.

Решение задач основано на принципах:

  1. оздоровительно-коррекционная направленность;
  2. индивидуальный подход;
  3. от простого к сложному;
  4. комплексность;
  5. системность;
  6. доступность.

Актуальность проблемы.

Ребенок должен расти здоровым. В современном обществе программа сохранения и укрепления здоровья детей является – актуальной. Результаты научных исследований свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровье детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в обществе. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушениями осанки и плоскостопия. Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем.

В последние годы программы оздоровления имеют четко выраженный здоровьеформирующий и оздоровительный характер. Они направлены, прежде всего, на здоровьезбережение исходных ресурсов физического потенциала ребенка, а также на обучение его способов сохранения и приумножения своего здоровья.

Прогнозирование результатов проекта.

Реализация данного проекта позволит качественно улучшить состояние здоровья детей. Систематические коррекционные игры и упражнения для осанки плоскостопия, укрепят позвоночник и свод стопы, а включенность родителей в этот процесс позволит значительно повысить степень мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.

Профилактика – очень эффективный путь предотвращения проблемы. Созданная система профилактических мероприятий позволит если и не избежать проблемы полностью, то по крайней мере сохранить и закрепить имеющийся уровень здоровья.

Аналитическая часть.

«Здоровый человек – самое

драгоценное произведение природы».

Т. Харлейль.

В современном обществе проблема сохранения, укрепления здоровья детей является актуальной. И когда мы говорим о здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо заболеваний. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие. По результатам научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится меньше. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний.

Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в детском саду. Созданные в последние годы программы имеют четко выраженный здоровьеформирующий и оздоровительный характер. Примером могут служить программы В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления.» они направлены, прежде всего, на здоровье сбережение исходных ресурсов физического потенциала ребенка, а также на обучение его способам сохранения и приумножения своего здоровья, осознанного к нему отношения.

Обычно взрослые оберегают ребенка: встал с постели – помогают одеться, за ручку – к умывальнику, (стой, как манекен умоют); сел за стол – все нарезано подготовлено; вышел на улицу – ведут, а чаще – везут, споткнулся – поддерживают, упал – поднимут. Ну, а если наоборот: предоставить малышу возможность самому преодолеть трудности, справиться со всеми физическими нагрузками? При этом маленький человек учиться определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками, крепнут мышцы пальцев, кисти, плеч, спины и брюшного пресса, ребенок становится гибким, ловким, находчивым – вот вам и профилактика травматизма. Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. У него выше жизненный тонус, легко протекают и вообще предотвращаются заболевания. Важно то, что физически развитому малышу хочется двигаться все больше и больше, и надо эту потребность в движении развивать дальше.

Свою работу я составила по результатам врачебной диагностики и по данным диагностики физического развития.

Я, Синицына Татьяна Васильевна, работаю в МДОУ №33 «Дельфин» с открытия детского сада, в течении 15 лет.

Последние 3 года работаю с детьми 4-5 лет, которые имеют различные виды нарушения опорно-двигательного аппарата.

В группе 14 детей. Из них - 10 детей со сколиотической осанкой, 4 ребенка с кифозом. 12 детей имеют плоскостопие.

Практическая часть.

Описание комплексного подхода в работе с детьми дошкольного возраста в группе НОДА.

Блок мероприятий по профилактической и лечебно-оздоровительной деятельности.

  1. В детском саду оборудованы:
  • кабинет массажа;
  • физиокабинет;
  • фито-бар;
  • Тренажерный зал;
  • физкультурный зал;
  • музыкальный зал;
  • бассейн.
  1. В группе создан физкультурный уголок, он оборудован:
  • спортивным уголком «Здоровье», на нем выполняется лазанье, подтягивание, висение на кольцах;
  • велотренажер;
  • нестандартное оборудование.
  1. Мебель подобрана с учетом роста детей.
  2. Дети спят на жесткой постели.
  3. На протяжение всего учебного года в группе ведется работа по витаминизации – дети получают фрукты, аскорбиновую кислоту, фиточай, работает люстра «Чижевского» для ионизации воздуха, имеющее иммуностимулирующее и бактерицидное свойство. Процедура проводится 2 раза в год.
  4. В комплекс общих оздоровительных мероприятий для воспитанников группы включены:
  • утренняя гимнастика;
  • динамические паузы;
  • оздоровительные минутки;
  • артикуляционная гимнастика;
  • ежедневное воздушное закаливание;
  • гимнастика-побудка после сна;
  • общеукрепляющий массаж;
  • плавание;
  • физкультурное, музыкальное развлечение;
  • пальчиковая гимнастика;
  • дыхательные упражнения;
  • спортивные, подвижные игры на воздухе;
  • соблюдение оптимального двигательного режима ребенка в течение дня. Во время тематических занятий каждые 10-15 минут, меняется положение ребенка (лежа, стоя, сидя на ковре, подлезая под стол). Ведется индивидуальная и дифференциальная работа по профилактике и коррекции. На всех занятиях проводится 1-2 физкультминутки на различные виды мышц.

Когда я пришла в эту группу, было недостаточно оборудования для коррекционной работы, группа только формировалась. Моей задачей было создавать, обновлять коррекционно-развивающую среду. Начала с наклеивания следочков под столом, для того чтобы дети ставили на них ноги при посадке за столы. Затем понадобился столбик без плинтуса для осанки. Я его сформировала «Пчеленок» из мультфильма, чтобы детям было интересно. Это столбик для тактильного самоконтроля. Дети с удовольствием становятся к нему, выравнивая спину, расправляя плечи, при этом затылок, лопатки, ягодички, ноги, пятки должны касаться стены. Зафиксировав это положение, ребенок может сделать 1-2 шага и посмотреть на себя в зеркало «Пупсень», проверяя свою осанку. У этого столбика мы выполняем несколько упражнения:

  • «Солдатик»;
  • «Подрастай-ка»;
  • «К солнышку».

Еще я смастерила условную корону. Очень любят ее носить девочки для сохранения правильной осанки во время индивидуальных упражнений. Они ходят как модели. Ребенок принимает величественную осанку, расправляет плечи и поднимает голову, стараясь удержать неустойчивую корону на голове без помощи рук.

При подборе и использовании упражнений я учитываю уровень физического развития, состояния здоровья каждого ребенка по рекомендации врача и других специалистов и в соответствии с этим определяется объем и интенсивность нагрузок. Работу по формированию правильной осанки ведем постоянно со всеми детьми. Вот несколько игр и упражнений на формирование правильной осанки, которые мы используем:

  • «Жучок на спине»;
  • «Кошечка»;
  • «Ласточка»;
  • «Аист»;
  • «Канатоходец»;
  • «Ежихи»;
  • «Любопытные червячки»;
  • «Поймай комара».

Эти упражнения и игры выполняются на спине, животе, разгружая позвоночник, что способствует увеличению подвижности сустава, укрепляют мышечный корсет.

При помощи родителей в группе появились фитболы, массажные мячики. Дети моей группы любят играть и выполнять упражнения на фитболе. Двигательная активность на фитболе является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Фитбол оказывает вибрационное воздействие, активно стимулирует работу всех органов и систем ребенка. Правильная посадка на фитболе уже способствует формирование навыка правильной осанки и правильного дыхания, она выравнивает косое положение таза, что является для коррекции осанки. Упражнения на фитболе выполняются в разных исходных положениях. Игры и упражнения на фитболе позволяют за короткое время получить положительный результат, превосходно укрепляет мышечный корсет и создает навык правильной осанки. Вот несколько игровых упражнений, которые подбираю от простого упражнения к сложному, учитывая разные исходные положения:

  • «Аист»;
  • «Бабочка»;
  • «Змея»;
  • «Носорог»;
  • «Улитка»;
  • «Рыбка».

Все эти упражнения развивают силу грудных мышц, укрепляют разгибатели спины, навык правильной осанки.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата очень полезно плавание. У нас есть эта возможность, мы посещаем бассейн 1 раз в неделю. В воде дыхательные мышцы работают значительно эффективнее, так как приходится преодолевать давление воды, что помогает исправлению дефектов грудной клетки, позвоночника. Плавание – самый эффективный закаливающий фактор, гармонично сочетающий в себе приятное и полезное. Оно воздействует на весь организм, укрепляет его и закаливает.

Есть в группе колесо – батут «Кузнечик». Занятие на нем усиливает оздоровительный эффект. На нем я подбираю упражнения на растяжку мышц спины и релаксацию. Оно помогает развивать координацию движений, оно способствует укреплению мышечного тонуса, формирование правильной осанки. Ребенок может лечь на живот и отправиться в морское путешествие, лечь на спину, расслабиться, отдохнуть. Могут подлезать, лазать по нему. Занятия в парах доставляет удовольствие на нем. Применяя игровые методы и приемы в играх типа «Морское путешествие», «Зоопарк» и т.п., позволяют повышать интерес к выполнению игр и упражнений на нем.

Очень любят дети делать игровой массаж спины массажными мячиками. С ними мы выполняем игровой массаж, самомассаж всего тела, спины, рук, ног. Дети делают его с удовольствием, это доставляет им радость, удовольствие. Вот несколько из них:

  • «Свинки»;
  • «Комар Петрович»;
  • «Дождик»;
  • «Бегемотики» и т.п.

Ребенок не только играет, выполняя то или иное упражнение, но идет работа по профилактике плоскостопия, осанки, ОРЗ. Она осуществляется при помощи специальных ежедневных физических игр и упражнений для укрепления свода стопы. Для этого мы ходим босиком по наклонной плоскости, на носках, по разным поверхностям (мягким, жестким, неровным). Для этого используются специальные «Дорожки здоровья». У нас есть:

  1. ребристая доска;
  2. мягкие модули;
  3. палки для катания;
  4. дорожки «Здоровья» с различными раздражителями для стоп;
  5. емкости с мягкими предметами, деревянными шариками, камушками;
  6. крышки пластмассовые;
  7. пластмассовые игрушки от шоколадных яиц для отработки точных движений пальцев рук и ног (захватить, удержать, перенести);
  8. платочки для сминания и удержания ногами.

После того как дети поупражнялись в сборе и переносе пальцами ног «лесных орехов», он может увлечься этим занятием и выложить узор на полу (продуктивная деятельность). Катание, сбивание, попадание в цель (игровая деятельность). Организуем спортивное развлечение по профилактике плоскостопия и осанки.

Основными причинами плоскостопия являются слабость мышц и связочного аппарата. Общеизвестно, что плоскостопие нередко является одной из причин нарушения осанки. Поэтому упражнения для коррекции и формированию стопы ребенка уделяется особое внимание. Работа ведется индивидуально так и по группам.

Есть в группе игровые материалы способствующие тренировке мелкой мускулатуры рук и стимуляции речевого аппарата. Эти игры требуют сложного двигательного и зрительного контроля.

Это:

  • мозаика (разные виды);
  • веселые мотальщики;
  • бильбоке;
  • эспандеры сделанные педагогами.

В педагогическом процессе я применяю на занятиях и между ними физкультминутки, оздоровительные паузы, динамические паузы на различные группы мышц. Во время занятий слежу за осанкой, меняя положение тела. Провожу упражнения на релаксацию, расслабление. Оздоровительные минутки я комбинирую, включаю коррекционные игры и упражнения для глаз, рук, стоп, спины.

Задачи «Оздоровительных пауз» – дать знание, выработать умение и навыки необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, для красивой осанки, снятие усталости, обретения спокойствия и равновесия. Дети нашей группы знают «Оздоровительные минутки» и в самостоятельной деятельности сами проводят эти игры и упражнения. Я предоставляю детям возможность испытать силы каждому желающему. Например:

  • упражнение «Гора» - потянуться 1-2 раза;
  • сесть, ровно и спокойно дышать, а значит отдохнуть – это упражнение «Йог»;
  • изгнать плохие мысли и успокоиться – это упражнение на релаксацию (расслабление);
  • «Солнышко»;
  • «Этюд души»;
  • «Цветок»;
  • «Вибрация или трясучка».

Важное место в оздоровительной работе занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полный дренаж бронхов, очищает слизистую дыхательных путей, укрепляет дыхательную мускулатуру. Вот несколько дыхательных упражнений мы используем:

  • послушай свое дыхание;
  • подыши одной ноздрей;
  • надувание мыльных пузырей;
  • радуга;
  • ежик;
  • насос.

В группе после сна, я провожу дыхательную гимнастику – побудку. Она состоит из:

  • потягивание;
  • упражнение лежа на спине, растяжку позвоночника;
  • лежа на животе;
  • стоя на полу, на массажном коврике.

И заканчивается гимнастика дыхательным упражнением, ходьбой босиком по дорожке «Здоровья» с различными раздражителями и водными процедурами. При подборе и использовании упражнений, я учитываю уровень физического развития, состояния здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумываю объем и интенсивность нагрузок.

В своей работе мы ведем картотеку:

  1. коррекционные игры и упражнения;
  2. комплексы дыхательных гимнастик;
  3. гимнастики – побудки;
  4. пальчиковые игры гимнастика для глаз;
  5. оздоровительные игры и упражнения;
  6. массаж, самомассаж.

Эту картотеку мы пополняем часто, ища что-то новенькое и применяю в своей работе. Оздоровительная работа ведется и виден результат, улучшается осанка, внимание, настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми, сильными.

Мы работаем в тесном контакте со следующими специалистами:

  1. врачом;
  2. медсестрой ЛФК;
  3. инструктором по физической культуре;
  4. медсестрой массажа;
  5. музыкальным руководителем.

Мы с детьми 2 раза в неделю посещаем тренажерный зал. Они с удовольствием ходят туда, ведь там у нас тренажеры:

  • велотренажер;
  • гребной;
  • силовой;
  • бегущий по волнам;
  • лыжный;
  • батут;
  • сухой бассейн.

Используя тренажеры повышается двигательная активность детей, укрепляется связочно-суставной аппарат, повышается устойчивость вестибулярного аппарата. В течении года с медсестрой ЛФК мы подбираем и составляем индивидуальные комплексы игр и упражнений для домашних занятий направленных на профилактику нарушения осанки и плоскостопия, а так же развлечения для детей и родителей.

Инструктор по ФИЗО так же ведет работу по формированию опорно-двигательного аппарата и плоскостопия. Проводит физкультурные занятия с использованием стандартного и нестандартного оборудования, спортивного инвентаря, упражнения на фитболах, пальчиковые игры, дыхательные гимнастики, эстафеты и игры соревнования, спортивные праздники и развлечения.

Музыкальный руководитель организует музыкально-оздоровительную работу. Она создает условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка с помощью здоровьесберегающих технологий, повышать адаптивные возможности детского организма, активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям. Это музыкально-ритмические движения:

  • ритмические гимнастики;
  • музыкальные подвижные игры;
  • игровой массаж;
  • танцы;
  • пение.

Совместная работа воспитателя и специалистов вне занятий с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком помогает детям овладеть техникой выполнения движений, это способствует укреплению своего здоровья.

Работа с родителями.

В работе с родителями используются методы непосредственного и дистанционного взаимодействия.

Форма общения разнообразна: индивидуальные беседы; консультации; конкретные методические консультации.

Родители являются активными участниками в жизни группы и развития своих детей. Родители моей группы являются членами семейного клуба «Здоровей-ка». В рамках лечебно- профилактического блока родителям по рекомендации медсестры ЛФК предлагается комплекс несложных игр и упражнений, которые они могут выполнять с детьми дома, в свободное время. Некоторым родителям рекомендуется приобретение ортопедической обуви для детей. Некоторым родителям рекомендуем отказаться от приобретения детям тесной обуви, обуви с тесным носом, высоким каблуком или с толстой подошвой, так как они мешают движениям и естественной гибкости стопы.

На информационном стенде для родителей предлагаются рекомендации следующего сопровождения:

  1. Нарушение осанки и плоскостопия у детей.
  2. Игры и упражнения для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые можно организовать дома.
  3. Как провести день с ребенком.
  4. Антропометрия – измерение массы и длины тела.

Родителям предлагается литература о способах закаливания, коррекции осанки и стоп, так же различные игры с движениями. В итоге родители с большим энтузиазмом помогают воспитателям организовать игровую среду для своих детей. Приобретают настольно-печатные, развивающие игры, приобретают фитболы, массажные мячи; участвуют в спортивных праздниках и развлечениях.

Критерии и оценка эффективности применяемого комплексного подхода.

На основании результатов систематического наблюдения, а также результатов врачебной диагностики физического состояния детей, была выявлена положительная динамика психофизиологического развития детей.

Дети овладели навыками самомассажа и массажа стоп, игр и упражнений на фитболе. Снизился процент заболеваемости детей. 2007-2008 уч. году составил 19 %, 2008-2009 уч.год составил 12%, 2009-2010 уч. год составил 11%.

Результаты наблюдений показывают, что дети моей группы стали более подвижными, внимательными, инициативными, самостоятельными. У детей расширился кругозор, обогатились представления об объектах и явлениях окружающей действительности. Значительно вырос интерес родителей к жизни ребенка в детском саду.

Таким образом, комплексный подход в работе с детьми, имеющими различные виды нарушения опорно-двигательного аппарата, свидетельствуют об его эффективности. Это выражается в улучшении физического здоровья детей, динамике развития их психических функций, качестве развития их творческой личности, а также уменьшение заболеваемости.

Профессиональное саморазвитие педагога.

Для повышения своей компетентности в области коррекционной педагогики много были пройдены следующие курсы: Повышения квалификации при НИРО на тему; «Коррекционная работа в логопедических группах». Кроме того в СМИ, литературе, Интернет источниках много отслеживаются новые разработки в области дошкольной педагогики, а так же профилактики заболеваний и нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Свою работу лечебно-профилактического блока я строю при активном взаимодействии со специалистами.

Описание комплексного подхода достаточно универсален и прост в применении, он может быть использован в любом другом дошкольном учреждении. Проект не несет больших финансовых затрат и не требует специальных помещений, к тому же удачно вписывается в современное зонирование пространства в группах детского сада.

Обобщение опыта среди педагогов детского сада.

Для реализации целей и задач этой работы используется литература:

  1. Программа «Родничек» под редакцией Л.С. Сековец.
  2. Программа воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой.
  3. Коррекционно-развивающая программа В.Т. Кудрявцева «Оздоровление.
  4. О.В. Козырева «Лечебная физкультура в детских дошкольных учреждениях».
  5. «Физкультурно-оздоровительная работа дошкольника» О.Ф. Горбатенко, Г.П. Попова.
  6. «Зеленый огонек здоровья» программа оздоровления.
  7. «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия», авторы-составители Т.Г. Анисимова, С.А. Ульянова.
  8. А.А.Потапчук «Лечебные игры и упражнения для детей».


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Геометрический ряд»

Дидактическая игра «Геометрический ряд» Аннотация: Дидактическая игра «Геометрический ряд» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, цветовосприятия. С...

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Взаимодействие детского сада с семьей

Взаимодействие детского сада с семьей Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их...

Читайте также

Коррекционная работа воспитателя на тему «Весна. Приметы весны» по рекомендациям…

Коррекционная работа воспитателя на тему «Весна. Приметы весны» по рекомендациям специалистов логопеда и дефектолога Разделы Содержание Развитие общей и мелкой моторики 1. Динамическая пауза Развитие...

Эмоциональное выгорание педагогов

Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...

Эссе «Я – воспитатель»

Эссе «Я – воспитатель» «Жизнь прожить – не поле перейти» Народная поговорка. Выбор профессии – один из самых важных шагов в нашей жизни...