Комплексный подход физкультурно-оздоровительной работы детей в группе НОДА
Цель: Внедрение комплексных оздоровительных мероприятий в работе с детьми с НОДА.
Задачи:
- Создать условия для организации работы группы детей с НОДА по результатам обследования.
- Обучение детей и родителей навыкам сохранения здоровья дошкольников и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата.
- Включение рекомендаций профильных специалистов в блок лечебно-оздоровительных, профилактических мероприятий для детей с различными видами нарушений опорно- двигательного аппарата.
- Создание предметно-развивающей среды в группе с НОДА.
Решение задач основано на принципах:
- оздоровительно-коррекционная направленность;
- индивидуальный подход;
- от простого к сложному;
- комплексность;
- системность;
- доступность.
Актуальность проблемы.
Ребенок должен расти здоровым. В современном обществе программа сохранения и укрепления здоровья детей является – актуальной. Результаты научных исследований свидетельствуют, что уже в дошкольном возрасте здоровье детей, полноценное развитие их организма – одна из основных проблем в обществе. Особенно тревожит ситуация по количеству детей с нарушениями осанки и плоскостопия. Своевременная профилактическая работа в этом направлении позволит избежать существующих проблем.
В последние годы программы оздоровления имеют четко выраженный здоровьеформирующий и оздоровительный характер. Они направлены, прежде всего, на здоровьезбережение исходных ресурсов физического потенциала ребенка, а также на обучение его способов сохранения и приумножения своего здоровья.
Прогнозирование результатов проекта.
Реализация данного проекта позволит качественно улучшить состояние здоровья детей. Систематические коррекционные игры и упражнения для осанки плоскостопия, укрепят позвоночник и свод стопы, а включенность родителей в этот процесс позволит значительно повысить степень мотивации и заинтересованности детей в положительном результате.
Профилактика – очень эффективный путь предотвращения проблемы. Созданная система профилактических мероприятий позволит если и не избежать проблемы полностью, то по крайней мере сохранить и закрепить имеющийся уровень здоровья.
Аналитическая часть.
«Здоровый человек – самое
драгоценное произведение природы».
Т. Харлейль.
В современном обществе проблема сохранения, укрепления здоровья детей является актуальной. И когда мы говорим о здоровье детей, речь идет не только об отсутствии каких-либо заболеваний. Всемирная организация здравоохранения определяет здоровье как полное физическое, психическое и социальное благополучие. По результатам научных исследований свидетельствуют: уже в дошкольном возрасте здоровых детей становится меньше. Высок процент физиологической незрелости, что является причиной роста функциональных и хронических заболеваний.
Современные подходы к физическому воспитанию детей свидетельствуют о тенденции оздоровления педагогического процесса в детском саду. Созданные в последние годы программы имеют четко выраженный здоровьеформирующий и оздоровительный характер. Примером могут служить программы В.Т. Кудрявцева и Б.Б. Егорова «Развивающая педагогика оздоровления.» они направлены, прежде всего, на здоровье сбережение исходных ресурсов физического потенциала ребенка, а также на обучение его способам сохранения и приумножения своего здоровья, осознанного к нему отношения.
Обычно взрослые оберегают ребенка: встал с постели – помогают одеться, за ручку – к умывальнику, (стой, как манекен умоют); сел за стол – все нарезано подготовлено; вышел на улицу – ведут, а чаще – везут, споткнулся – поддерживают, упал – поднимут. Ну, а если наоборот: предоставить малышу возможность самому преодолеть трудности, справиться со всеми физическими нагрузками? При этом маленький человек учиться определять меру своих сил и возможностей, развивает осторожность, подготавливает себя для успешного овладения сложными двигательными навыками, крепнут мышцы пальцев, кисти, плеч, спины и брюшного пресса, ребенок становится гибким, ловким, находчивым – вот вам и профилактика травматизма. Ребенок становится здоровым и сильным, уверенным в себе. У него выше жизненный тонус, легко протекают и вообще предотвращаются заболевания. Важно то, что физически развитому малышу хочется двигаться все больше и больше, и надо эту потребность в движении развивать дальше.
Свою работу я составила по результатам врачебной диагностики и по данным диагностики физического развития.
Я, Синицына Татьяна Васильевна, работаю в МДОУ №33 «Дельфин» с открытия детского сада, в течении 15 лет.
Последние 3 года работаю с детьми 4-5 лет, которые имеют различные виды нарушения опорно-двигательного аппарата.
В группе 14 детей. Из них - 10 детей со сколиотической осанкой, 4 ребенка с кифозом. 12 детей имеют плоскостопие.
Практическая часть.
Описание комплексного подхода в работе с детьми дошкольного возраста в группе НОДА.
Блок мероприятий по профилактической и лечебно-оздоровительной деятельности.
- В детском саду оборудованы:
- кабинет массажа;
- физиокабинет;
- фито-бар;
- Тренажерный зал;
- физкультурный зал;
- музыкальный зал;
- бассейн.
- В группе создан физкультурный уголок, он оборудован:
- спортивным уголком «Здоровье», на нем выполняется лазанье, подтягивание, висение на кольцах;
- велотренажер;
- нестандартное оборудование.
- Мебель подобрана с учетом роста детей.
- Дети спят на жесткой постели.
- На протяжение всего учебного года в группе ведется работа по витаминизации – дети получают фрукты, аскорбиновую кислоту, фиточай, работает люстра «Чижевского» для ионизации воздуха, имеющее иммуностимулирующее и бактерицидное свойство. Процедура проводится 2 раза в год.
- В комплекс общих оздоровительных мероприятий для воспитанников группы включены:
- утренняя гимнастика;
- динамические паузы;
- оздоровительные минутки;
- артикуляционная гимнастика;
- ежедневное воздушное закаливание;
- гимнастика-побудка после сна;
- общеукрепляющий массаж;
- плавание;
- физкультурное, музыкальное развлечение;
- пальчиковая гимнастика;
- дыхательные упражнения;
- спортивные, подвижные игры на воздухе;
- соблюдение оптимального двигательного режима ребенка в течение дня. Во время тематических занятий каждые 10-15 минут, меняется положение ребенка (лежа, стоя, сидя на ковре, подлезая под стол). Ведется индивидуальная и дифференциальная работа по профилактике и коррекции. На всех занятиях проводится 1-2 физкультминутки на различные виды мышц.
Когда я пришла в эту группу, было недостаточно оборудования для коррекционной работы, группа только формировалась. Моей задачей было создавать, обновлять коррекционно-развивающую среду. Начала с наклеивания следочков под столом, для того чтобы дети ставили на них ноги при посадке за столы. Затем понадобился столбик без плинтуса для осанки. Я его сформировала «Пчеленок» из мультфильма, чтобы детям было интересно. Это столбик для тактильного самоконтроля. Дети с удовольствием становятся к нему, выравнивая спину, расправляя плечи, при этом затылок, лопатки, ягодички, ноги, пятки должны касаться стены. Зафиксировав это положение, ребенок может сделать 1-2 шага и посмотреть на себя в зеркало «Пупсень», проверяя свою осанку. У этого столбика мы выполняем несколько упражнения:
- «Солдатик»;
- «Подрастай-ка»;
- «К солнышку».
Еще я смастерила условную корону. Очень любят ее носить девочки для сохранения правильной осанки во время индивидуальных упражнений. Они ходят как модели. Ребенок принимает величественную осанку, расправляет плечи и поднимает голову, стараясь удержать неустойчивую корону на голове без помощи рук.
При подборе и использовании упражнений я учитываю уровень физического развития, состояния здоровья каждого ребенка по рекомендации врача и других специалистов и в соответствии с этим определяется объем и интенсивность нагрузок. Работу по формированию правильной осанки ведем постоянно со всеми детьми. Вот несколько игр и упражнений на формирование правильной осанки, которые мы используем:
- «Жучок на спине»;
- «Кошечка»;
- «Ласточка»;
- «Аист»;
- «Канатоходец»;
- «Ежихи»;
- «Любопытные червячки»;
- «Поймай комара».
Эти упражнения и игры выполняются на спине, животе, разгружая позвоночник, что способствует увеличению подвижности сустава, укрепляют мышечный корсет.
При помощи родителей в группе появились фитболы, массажные мячики. Дети моей группы любят играть и выполнять упражнения на фитболе. Двигательная активность на фитболе является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Фитбол оказывает вибрационное воздействие, активно стимулирует работу всех органов и систем ребенка. Правильная посадка на фитболе уже способствует формирование навыка правильной осанки и правильного дыхания, она выравнивает косое положение таза, что является для коррекции осанки. Упражнения на фитболе выполняются в разных исходных положениях. Игры и упражнения на фитболе позволяют за короткое время получить положительный результат, превосходно укрепляет мышечный корсет и создает навык правильной осанки. Вот несколько игровых упражнений, которые подбираю от простого упражнения к сложному, учитывая разные исходные положения:
- «Аист»;
- «Бабочка»;
- «Змея»;
- «Носорог»;
- «Улитка»;
- «Рыбка».
Все эти упражнения развивают силу грудных мышц, укрепляют разгибатели спины, навык правильной осанки.
Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата очень полезно плавание. У нас есть эта возможность, мы посещаем бассейн 1 раз в неделю. В воде дыхательные мышцы работают значительно эффективнее, так как приходится преодолевать давление воды, что помогает исправлению дефектов грудной клетки, позвоночника. Плавание – самый эффективный закаливающий фактор, гармонично сочетающий в себе приятное и полезное. Оно воздействует на весь организм, укрепляет его и закаливает.
Есть в группе колесо – батут «Кузнечик». Занятие на нем усиливает оздоровительный эффект. На нем я подбираю упражнения на растяжку мышц спины и релаксацию. Оно помогает развивать координацию движений, оно способствует укреплению мышечного тонуса, формирование правильной осанки. Ребенок может лечь на живот и отправиться в морское путешествие, лечь на спину, расслабиться, отдохнуть. Могут подлезать, лазать по нему. Занятия в парах доставляет удовольствие на нем. Применяя игровые методы и приемы в играх типа «Морское путешествие», «Зоопарк» и т.п., позволяют повышать интерес к выполнению игр и упражнений на нем.
Очень любят дети делать игровой массаж спины массажными мячиками. С ними мы выполняем игровой массаж, самомассаж всего тела, спины, рук, ног. Дети делают его с удовольствием, это доставляет им радость, удовольствие. Вот несколько из них:
- «Свинки»;
- «Комар Петрович»;
- «Дождик»;
- «Бегемотики» и т.п.
Ребенок не только играет, выполняя то или иное упражнение, но идет работа по профилактике плоскостопия, осанки, ОРЗ. Она осуществляется при помощи специальных ежедневных физических игр и упражнений для укрепления свода стопы. Для этого мы ходим босиком по наклонной плоскости, на носках, по разным поверхностям (мягким, жестким, неровным). Для этого используются специальные «Дорожки здоровья». У нас есть:
- ребристая доска;
- мягкие модули;
- палки для катания;
- дорожки «Здоровья» с различными раздражителями для стоп;
- емкости с мягкими предметами, деревянными шариками, камушками;
- крышки пластмассовые;
- пластмассовые игрушки от шоколадных яиц для отработки точных движений пальцев рук и ног (захватить, удержать, перенести);
- платочки для сминания и удержания ногами.
После того как дети поупражнялись в сборе и переносе пальцами ног «лесных орехов», он может увлечься этим занятием и выложить узор на полу (продуктивная деятельность). Катание, сбивание, попадание в цель (игровая деятельность). Организуем спортивное развлечение по профилактике плоскостопия и осанки.
Основными причинами плоскостопия являются слабость мышц и связочного аппарата. Общеизвестно, что плоскостопие нередко является одной из причин нарушения осанки. Поэтому упражнения для коррекции и формированию стопы ребенка уделяется особое внимание. Работа ведется индивидуально так и по группам.
Есть в группе игровые материалы способствующие тренировке мелкой мускулатуры рук и стимуляции речевого аппарата. Эти игры требуют сложного двигательного и зрительного контроля.
Это:
- мозаика (разные виды);
- веселые мотальщики;
- бильбоке;
- эспандеры сделанные педагогами.
В педагогическом процессе я применяю на занятиях и между ними физкультминутки, оздоровительные паузы, динамические паузы на различные группы мышц. Во время занятий слежу за осанкой, меняя положение тела. Провожу упражнения на релаксацию, расслабление. Оздоровительные минутки я комбинирую, включаю коррекционные игры и упражнения для глаз, рук, стоп, спины.
Задачи «Оздоровительных пауз» – дать знание, выработать умение и навыки необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, для красивой осанки, снятие усталости, обретения спокойствия и равновесия. Дети нашей группы знают «Оздоровительные минутки» и в самостоятельной деятельности сами проводят эти игры и упражнения. Я предоставляю детям возможность испытать силы каждому желающему. Например:
- упражнение «Гора» - потянуться 1-2 раза;
- сесть, ровно и спокойно дышать, а значит отдохнуть – это упражнение «Йог»;
- изгнать плохие мысли и успокоиться – это упражнение на релаксацию (расслабление);
- «Солнышко»;
- «Этюд души»;
- «Цветок»;
- «Вибрация или трясучка».
Важное место в оздоровительной работе занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полный дренаж бронхов, очищает слизистую дыхательных путей, укрепляет дыхательную мускулатуру. Вот несколько дыхательных упражнений мы используем:
- послушай свое дыхание;
- подыши одной ноздрей;
- надувание мыльных пузырей;
- радуга;
- ежик;
- насос.
В группе после сна, я провожу дыхательную гимнастику – побудку. Она состоит из:
- потягивание;
- упражнение лежа на спине, растяжку позвоночника;
- лежа на животе;
- стоя на полу, на массажном коврике.
И заканчивается гимнастика дыхательным упражнением, ходьбой босиком по дорожке «Здоровья» с различными раздражителями и водными процедурами. При подборе и использовании упражнений, я учитываю уровень физического развития, состояния здоровья каждого ребенка и в соответствии с этим продумываю объем и интенсивность нагрузок.
В своей работе мы ведем картотеку:
- коррекционные игры и упражнения;
- комплексы дыхательных гимнастик;
- гимнастики – побудки;
- пальчиковые игры гимнастика для глаз;
- оздоровительные игры и упражнения;
- массаж, самомассаж.
Эту картотеку мы пополняем часто, ища что-то новенькое и применяю в своей работе. Оздоровительная работа ведется и виден результат, улучшается осанка, внимание, настроение. Дети стали более ловкими, выносливыми, сильными.
Мы работаем в тесном контакте со следующими специалистами:
- врачом;
- медсестрой ЛФК;
- инструктором по физической культуре;
- медсестрой массажа;
- музыкальным руководителем.
Мы с детьми 2 раза в неделю посещаем тренажерный зал. Они с удовольствием ходят туда, ведь там у нас тренажеры:
- велотренажер;
- гребной;
- силовой;
- бегущий по волнам;
- лыжный;
- батут;
- сухой бассейн.
Используя тренажеры повышается двигательная активность детей, укрепляется связочно-суставной аппарат, повышается устойчивость вестибулярного аппарата. В течении года с медсестрой ЛФК мы подбираем и составляем индивидуальные комплексы игр и упражнений для домашних занятий направленных на профилактику нарушения осанки и плоскостопия, а так же развлечения для детей и родителей.
Инструктор по ФИЗО так же ведет работу по формированию опорно-двигательного аппарата и плоскостопия. Проводит физкультурные занятия с использованием стандартного и нестандартного оборудования, спортивного инвентаря, упражнения на фитболах, пальчиковые игры, дыхательные гимнастики, эстафеты и игры соревнования, спортивные праздники и развлечения.
Музыкальный руководитель организует музыкально-оздоровительную работу. Она создает условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребенка с помощью здоровьесберегающих технологий, повышать адаптивные возможности детского организма, активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям. Это музыкально-ритмические движения:
- ритмические гимнастики;
- музыкальные подвижные игры;
- игровой массаж;
- танцы;
- пение.
Совместная работа воспитателя и специалистов вне занятий с подгруппой и индивидуально с каждым ребенком помогает детям овладеть техникой выполнения движений, это способствует укреплению своего здоровья.
Работа с родителями.
В работе с родителями используются методы непосредственного и дистанционного взаимодействия.
Форма общения разнообразна: индивидуальные беседы; консультации; конкретные методические консультации.
Родители являются активными участниками в жизни группы и развития своих детей. Родители моей группы являются членами семейного клуба «Здоровей-ка». В рамках лечебно- профилактического блока родителям по рекомендации медсестры ЛФК предлагается комплекс несложных игр и упражнений, которые они могут выполнять с детьми дома, в свободное время. Некоторым родителям рекомендуется приобретение ортопедической обуви для детей. Некоторым родителям рекомендуем отказаться от приобретения детям тесной обуви, обуви с тесным носом, высоким каблуком или с толстой подошвой, так как они мешают движениям и естественной гибкости стопы.
На информационном стенде для родителей предлагаются рекомендации следующего сопровождения:
- Нарушение осанки и плоскостопия у детей.
- Игры и упражнения для ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которые можно организовать дома.
- Как провести день с ребенком.
- Антропометрия – измерение массы и длины тела.
Родителям предлагается литература о способах закаливания, коррекции осанки и стоп, так же различные игры с движениями. В итоге родители с большим энтузиазмом помогают воспитателям организовать игровую среду для своих детей. Приобретают настольно-печатные, развивающие игры, приобретают фитболы, массажные мячи; участвуют в спортивных праздниках и развлечениях.
Критерии и оценка эффективности применяемого комплексного подхода.
На основании результатов систематического наблюдения, а также результатов врачебной диагностики физического состояния детей, была выявлена положительная динамика психофизиологического развития детей.
Дети овладели навыками самомассажа и массажа стоп, игр и упражнений на фитболе. Снизился процент заболеваемости детей. 2007-2008 уч. году составил 19 %, 2008-2009 уч.год составил 12%, 2009-2010 уч. год составил 11%.
Результаты наблюдений показывают, что дети моей группы стали более подвижными, внимательными, инициативными, самостоятельными. У детей расширился кругозор, обогатились представления об объектах и явлениях окружающей действительности. Значительно вырос интерес родителей к жизни ребенка в детском саду.
Таким образом, комплексный подход в работе с детьми, имеющими различные виды нарушения опорно-двигательного аппарата, свидетельствуют об его эффективности. Это выражается в улучшении физического здоровья детей, динамике развития их психических функций, качестве развития их творческой личности, а также уменьшение заболеваемости.
Профессиональное саморазвитие педагога.
Для повышения своей компетентности в области коррекционной педагогики много были пройдены следующие курсы: Повышения квалификации при НИРО на тему; «Коррекционная работа в логопедических группах». Кроме того в СМИ, литературе, Интернет источниках много отслеживаются новые разработки в области дошкольной педагогики, а так же профилактики заболеваний и нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Свою работу лечебно-профилактического блока я строю при активном взаимодействии со специалистами.
Описание комплексного подхода достаточно универсален и прост в применении, он может быть использован в любом другом дошкольном учреждении. Проект не несет больших финансовых затрат и не требует специальных помещений, к тому же удачно вписывается в современное зонирование пространства в группах детского сада.
Обобщение опыта среди педагогов детского сада.
Для реализации целей и задач этой работы используется литература:
- Программа «Родничек» под редакцией Л.С. Сековец.
- Программа воспитания и обучения под редакцией М.А.Васильевой.
- Коррекционно-развивающая программа В.Т. Кудрявцева «Оздоровление.
- О.В. Козырева «Лечебная физкультура в детских дошкольных учреждениях».
- «Физкультурно-оздоровительная работа дошкольника» О.Ф. Горбатенко, Г.П. Попова.
- «Зеленый огонек здоровья» программа оздоровления.
- «Формирование правильной осанки и коррекция плоскостопия», авторы-составители Т.Г. Анисимова, С.А. Ульянова.
- А.А.Потапчук «Лечебные игры и упражнения для детей».
Читайте также |
---|
Дидактическая игра «Геометрический ряд»
Дидактическая игра «Геометрический ряд» Аннотация: Дидактическая игра «Геометрический ряд» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на развитие памяти, внимания, цветовосприятия. С...
Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа
Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа
Взаимодействие детского сада с семьей
Взаимодействие детского сада с семьей Основная цель взаимодействия детского сада с семьями воспитанников – сохранение и укрепление здоровья детей, обеспечение их...