Конспект игровой деятельности с использованием приемов ТРИЗ для детей 5-6 лет по теме:
«Приключения на морском дне»
Образовательное содержание:
1. Развивать умения придумывать сюжет игры, используя карты символы.
2. Развивать умение отражать реальную действительность в новых непривычных сочетаниях и связях. Продолжать развивать умения:
- действовать в соответствии выбранной роли;
- вступать в ролевой диалог;
- разрешать проблемные ситуации, используя приемы ТРИЗ.
3. Воспитывать доброжелательное отношение друг другу.
Материал:
- Кольца Луллия;
- Карточки-символы;
- Морфологические таблицы, круг;
- Сундучок с элементами костюмов, предметы-заместители;
- Гномы - Волшебники.
Ход игровой деятельности
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
Воспитатель читает письмо.
«Ребята я приглашаю вас на сказочную поляну». Волшебный круг. Интересно, зачем же он нас позвал? |
Дискуссия по проблеме |
Волшебный круг нас приглашает в сказочное путешествие. Волшебная стрелочка поможет нам узнать, как отправимся в сказочное путешествие, и какое приключение с нами приключится. | Дети вращают стрелочку на круге Луллия с помощью волшебного заклинания:
«Стрелка, стрелка повернись, а потом остановись, путешествие покажись». |
-Отправимся мы с вами в подводное царство.
-Кто живет на морском дне? -Могут ли они встретиться вместе? -Кто из морских жителей может быть для них опасен? |
Дискуссия по теме |
Карточки символы помогут придумать, как мы будем играть? Сюжетосложение: - выбор героев - где мы будем жить? - какое приключение с нами может приключиться? Куда мы с вами можем отправиться? (за сокровищами). - Кого мы можем встретить? - Кто нам сможет помочь? - Какое волшебство произойдет? - Счастливый конец. |
Составляют игру по карточкам символам (Проппа.) |
Инструкция: В нашей игре надо соблюдать правила. Мы должны действовать, как морские жители, далеко не уплывать и должны помогать друг другу. | |
Игру мы составили. Теперь выберем, кто кем будет?
Выбрали, а теперь подумайте, как вы будете передвигаться в воде, по морскому дну. Например: если ты морской конек значит и должен двигаться как морской конек. А где живут морские коньки? Если ты маленькая рыбка, то должна быстро двигаться, быть шустрой. Если ты русалка, то, как ты будешь двигаться, где будешь жить? Кто друзья у русалки, может ты будешь жить с маленькой рыбкой? |
Дети выбирают роли через морфологический круг. Дети могут проимитировать движения морских обитателей. Прием эмпатии. |
Чтобы легче было узнавать друг друга, выберите себе наряд. В этой чудесной корзине вы можете взять предметы, которые вам понадобятся. |
Дети выбирают наряды |
1,2,3 сказка двери отвори. Вот мы оказались на морском дне.
А теперь морские жители найдите себе домики, где вы будете жить? (воспитатель комментирует, что домик может быть в водорослях, за камушками и т.д.). |
Самостоятельная игра (дети выполняют действия, диалог между героями)
|
Воспитатель (в роли медузы) объявляет сбор всех жителей (Трубит в раковину) морского дна и сообщает, что недалеко увидел затонувший корабль.
Предлагает отправиться на поиски сокровищ, надо взять с собой все необходимое (рюкзачки, куда будем складывать камешки, электрическому скату взять фонарик и т.д.). |
Дети обыгрывают ситуацию
Герои отправляются и на пути находят старую раковину.
|
Морские жители посмотрите, какая раковина большая. Может она нам пригодится. А как? В ней мы можем складывать найденные сокровища.
В ней много морского песка, тины. Почистим её, приведем в порядок. |
Обсуждение ситуации.
Игра детей |
Какая она стала красивая, уютная. И в ней мы сможем прятаться от опасности.
Ситуация: «Я вижу акулу. Она так плывет быстро, стремительно. Морские жители прячьтесь!». |
Акула уплывает, и морские жители отправляются на поиски сокровищ.
(сбор камней, бус, украшений и т.д.). Все найденные сокровища несут в раковину. |
Акула находится около раковины, пытается забрать сокровища.
Воспитатель предлагает детям: - Кто будет охранять раковину? (Поручают осьминогу.) А как он может охранять? |
Дети предлагают, как будет действовать осьминог
(щупальцами выпускает чернила, мутит воду). Продолжают игру (дальше собирают сокровища) |
Подплывает акула и «как будто» и похищает героя (играющий остается в игре).
Морские жители у нас беда. Акула похитила нашего друга
- Как нам его спасти? Ка мы можем с вами разрешить эту ситуацию? |
Разрешение конфликта.
Предлагают свои возможности по спасению друга. - Бусы подарить, песню спеть, угостить и т.д. Предлагают акуле подарки, но она отказывается. |
-А кто же еще может помочь?
-Каких волшебников мы можем позвать на помощь? |
Дети вспоминают про гномов (приемы ТРИЗ - оживления и замещения, увеличения-уменьшения, временное перемещение). |
На дне морском в водорослях растет травяной шар внутри, которого есть воздух. Он нам поможет. Предлагает раку или крабу обрезать стебель. | Герои всплывают и берут волшебные средства.
|
Угощают акулу. Акула становится добрая, и она объявляет их своими друзьями. Предлагает послушать музыкальную раковину и приглашает на дискотеку. | Дети веселятся.
Игра продолжается…….
|
Читайте также |
---|
Дидактические игры в изобразительной деятельности
Дидактические игры в изобразительной деятельности Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста...
Исследовательская деятельность «Полезный укроп»
Исследовательская деятельность «Полезный укроп»
Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»
Проект «Культура и традиции народа Марий Эл»