Театрализованное выступление на методическом объединении с темой: «Русские народные традиции»

 

Цель: Распространение педагогического опыта.

Сказательница. Ой ты Гой еси!

Дело было на Руси!

На Руси на православной

На Дону в станице славной.

В молодой семье казачьей

Ждали прибавленья значит,

В ожиданьи коротая     

Разрешенья скорый срок,

Роженица молодая

Не ходила за порог.

По маманину наказу

Берегла себя от сглазу.

Хлопотала понемножку,

Да глядела всё в окошко.

Казачка. Вот бы муж-казак лихой

Возвратился бы домой

Из казачьего дозору.

Как нужна твоя опора.

Тесен стал твой поясок,

Что от тёмных сил берёг.

Я все дни его носила,

Чтоб он дал дитяти силы.

(грустит)

Повитуха. И твои берёг он силы…

Что голубка, загрустила?

Оберег пора убрать,

Узелки все развязать.

У двери убрать задвижку,

Сундука откинуть крышку,

Окна нужно распахнуть.

Казачка. А зачем?

Повитуха. Облегчить путь

Чтобы твоему детёнку…

И с печи убрать заслонку.

(Вытащила.)

Ну вот вроде всё, кажись,

Поступали так всю «жисть».

Теперь, девонька, давай

Свою косу расплетай!

Нынче мы с твоей маманей

Натопи жарко баню.

Моя лёгкая рука

Родишь, девка, казака

Не робей! Со всей станицы

Меня знают роженицы.

(Уходят в баню.)

Сказательница. В деревнях велось так сроду

В бане, принимались роды.

Главной в деле том, по слухам,

Была баба- повитуха.

Непременное условье,

Чтоб сама была в здоровье,

И здоровы были б кстати

Ребятишки по палатям.

Чтоб ещё умела прытко

Свить для пуповины нитку

И вплести к той нитки в прядку

Волосы от батьки с маткой.

(Крик младенца.)

Рассуждала я, покуда

В баньке - то случилось чудо.

Нова жизня началась,

В небе звёздочка зажглась.

Пуповинку обрезали, резали

На прялку клали.

А с младенца, с роженицы

Скверну смыли всю водицей.

Баба и младенца мыла,

Заговоры говорила.

Тельце правила руками

С заговорными словами.

(Заговор.)

В тот же день к исходу дня,

В смерть чуть не загнав коня

На побывку с Тиху Дону

Наш казак явился к дому.

Только лишь ступил он в сенцы,

И услышал крик младенца.

(Крик младенца.)

Казак. Опоздал ведь так растак.

Без меня рождён казак!

(Появляется повитуха с роженицей и младенцем.)

Повитуха. В самый раз прибыл с чужбины.

Только твой казак –девчина!

Казака и я сулила

Да вот девка привалила.

Казачка. Ты прости меня мой милый.

Коль тебе не угадила

Нам парнишку бы не прочь

Да у нас родилась дочь!

Казак. Знать примета неправа.

Шашку клали в голова.

Был парнишке бы я рад,

Но дочурка тоже клад.

Божья воля такова

Нянька пусть растёт сперва.

И сынков родим потом…

Дай взглянуть одним глазком.

Повитуха. Торопыга казачок,

Перекрестись на образок.

И зажги церковны свечи

Будут доченьку беречь

Не тушите до крестин

Семь денёчков, как один.

(Перекрестился, зажёг свечи.)

Да, попреж, чем в зыбку лезть

Награди за добру весть.

Казак. (достаёт горсть монет)

Награжу деньгой,

А голубки дорогой

Подарю я ал платок,

Как лазоревый цветок!

(Накидывает платок.)

А на доченьку малу

Повяжу я ленту алу,

Чтобы этот оберёг

От злых сил её сберёг.

Повитуха. Ой, спаси Христос за это

Только вот одну монету

Я верну тебе отсель

Бросишь ты её в купель,

Чтоб судьбу посеребрить,

Когда будете крестить!

Казак. А теперь могу в ладони

Наконец взять мою доню!

(Берет.)

Ой пригожая-то страсть!

Вся в тебя моя Настасья!

А здорова ль? Всё при ней?

Казачка. Всё в порядке мой Матвей!

Повитуха. Будет при красе и силе,

Мы же воду, как обмыли

Выливали под малину,

Чтоб росла краса-девчина.

Всё прошло, ты знай по сроку

Обошлося без припёку.

У соседей-то малятку

Я сажала на лопатку.

Да совала в печку, чтобы

Изогнать его хворобу.

Квёлый был, да слабый слишком

Допекать пришлось парнишку.

А у вас то всё ладком

Прямо булочка с медком.

Казак. Ты какие-то прям страсти

Тут гутаришь нас с Настасьей.

Вдруг и донюшка зараз

Попадёт под тёмный сглаз,

Что ж нам тоже её в печь?

Казачка. Нужно нам её наречь!

Ты же моя половина.

Дочь хотел назвать Галиной?

Назовём нашу касатку

Как положено по святкам.

Повитуха. Я глядела в святки

Имя там как раз Галина!

Казак. Да… Так звали мою мать…

Повитуха. Станет Ангел охранять

Вашу малую от бед…

И ещё скажу секрет-

Коль, кто сглазит вашу крошку

Так вот пот возьми с окошка

И той божею росой,

Свою детоньку умой!

Ну а в день седьмой- крестить

Станет тогда Бог хранить!

Только помни до крестин,

Не бери новых холстин.

Завертай своим бельём

Гретое твоим теплом.

И ещё вот примечайте

Пусту зыбку не качайте.

Ещё в пятницу зараз

Квасить вы не ставьте квас.

Ну, кажись, всё наказала

И до дому зашагала.

А к крестинам подбегу

И чем надо подмогу.

(Уходит, а мать с отцом склоняются над колыбелью.)

Сказательница. А муж с женой, как на картинке

Глаз не сводят от Галинки

Ведь дитя- любви венец

Вот и сказочке конец!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС

Системно-деятельностный подход к образованию в условиях ФГОС Дошкольная образовательная организация сегодня с большим темпом меняется, пытается попасть в ногу со временем...

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...

Роль игр и упражнений в формировании правильного звукопроизношения у детей…

Роль игр и упражнений в формировании правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для...

Читайте также

Конспект занятия. Тема: «Музыкальная лаборатория»

Конспект занятия. Тема: «Музыкальная лаборатория» Возрастная группа: 8-11 лет. Цель: Расширить представления о свойствах звука в ходе экспериментальной деятельности. Задачи: 1. Обучающие задачи: расширить знания...

Итоговое занятие во второй младшей группе «Поиски Колобка»

Итоговое занятие во второй младшей группе «Поиски Колобка» Цель: Закрепление пройденного материала за год. Задачи: - закрепить умение различать и называть геометрические фигуры; - закрепить...

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в…

Планирование воспитательно-образовательной работы по теме недели «Насекомые и пауки» в подготовительной группе с ТНР (Из опыта работы)