Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской культуры посредством декоративно-прикладного искусства

 

Знакомить детей с русской национальной культурой можно начать с младшей группы. Народная игрушка будит мысль и фантазию ребенка. Деревянная точеная фигурка девушке Матрёны в сарафане и с платочком на голове невольно привлекает внимание яркой раскраской и вызывает улыбку. Фигурка разнимается, и вдруг возникает другая, меньших размеров, но более красивая. И эта в свою очередь разнимается и представляет ещё фигурку, потом ещё и ещё.

Учитывая особенности матрешки, можно использовать эту игрушку в детском саду. Работа проводилась с детьми старшей и подготовительной групп. Основные задачи, поставленные нами, можно сформулировать так:

1.  Научить дошкольников различать виды матрешек (по месту производства и основным признакам: цвету, форме, узору).

2.  Выяснить влияние русской народной игрушки – матрешки на эстетическое развитие дошкольника.

Для реализации этих задач использовали следующие методы и приемы:

1.  Рассматривание и описание детьми матрешек.

2.  Рассказ воспитателя о матрешке и её мастерах.

3.  Составление детьми рассказов с персонажем-матрешкой.

4.  Дидактические и хороводные игры с участием матрешки.

Работа проходила в несколько этапов:

1. Изучение представлений детей о матрешке.

2. Ознакомление детей с матрешкой как с предметом народного творчества.

3. Умение различать матрешек по форме, цвету, узору, месту производству.

4. Составление рассказов и сказок о матрешке.

5. Использование детьми матрешки в самостоятельно-организованной деятельности детей.

Чтобы выявить знания детей о матрешке (1 этап), детям предложили следующие вопросы:

1. Как русские народные игрушки ты знаешь?

2. Что ты слышал о матрешке? Расскажи об этой игрушке?

Затем ребята рисовали матрешек по представлению.

Проведенная беседа помогла выяснить главное, на что надо обращать внимание: цвет, узор, форма. Этому способствовали небольшие стихотворения различных авторов:

Мы матрешки, мы кругляшки,

Все мы лаковые, одинаковые,

Как плясать пойдем-

только пыль столбом.

Мы матрешки, мы сестренки,

Мы толстушки- невелички,

Как пойдем плясать и петь,

Вам за нами не успеть.

И так далее.

Далее предложили детям раскрасить матрешку, используя яркие сочные краски. Анализ детских работ показал, что дети эмоционально воспринимают, передают цвет, форму, роспись.

Переход к третьему этапу состоит в следующем: повторный рассказ воспитателя о месте производства игрушек, закрепление знаний детей о каждой матрешке и её особенностях. Затем детям давались задания – вопросы типа: опиши семеновскую (загорскую, полховмайдановскую) матрешку, чем отличается семеновская от загорской матрешки, на какой матрешке больше всего понравился узор?).

На этом этапе использовали дидактические игры: «Что изменилось? «Магазин», «Прятки», цель которых выяснить на сколько дети усвоили название требовалось умение дать описание, характерное для каждой матрешки. Благодаря игровому принципу проводимых занятий, дети быстрее справлялись с заданием.

Незаменимыми оказались и игры-хороводы: «Каравай», «Галя по садочку ходила».

На четвертом этапе мы ещё раз напомним ребятам стихотворения и предложим рассказать сказки по одной (семеновской) матрешке. Анализ рассказов показал, что народная игрушка развивает воображение детей, способствует активизации их творческих способностей.

Последний, пятый этап разрывает всю ценность проведенной работы, эффективность используемых приемов и методов. Дети по собственной инициативе включали матрешку в свои сюжетно-ролевые игры, где народная игрушка выступала полноправным членом детского коллектива.

На занятиях по родному языку дети вспоминали описание мартышкиного костюма. В рисовании на собственную тему ребята изображали хоровод матрешек, а выполняя аппликацию- матрешкин передник.

Искусство глиняной игрушки как одно из самых древних по праву признается уникальным и самобытным явлением культуры.

Из всего многообразия глиняных игрушек выберем дымковскую. Здесь простота и сюжета пропорциональность, четкость формы сочетается с живой раскраской.

В дымковской игрушке есть своя гамма цветов-синего, малиново-красного, желтого, коричневого, оранжевого и черного, которая необычайно контрастирует с яркой белизной фона игрушки. Основу дымковской росписи составляет простейший геометрический орнамент состоящий из кругов и овалов, прямых волнистых и зигзагообразных линий. Эти геометрические узоры создают веселый многокрасочный орнамент. Исходя из обширного материала я составила план работы рассчитанный на 2 года.

1 год старшая группа (можно начать знакомиться со средней группы).

1.  Знакомство с дымковской игрушкой. Освоение отдельных элементов дымковской росписи.

2.  Составление узоров из этих элементов на листах бумаги разной конфигурации.

3.  Роспись бумажных силуэтов (коня, оленя, барыни) без наложения цвета на цвет.

4.  Начало линии игрушек (уточка, петух).

2 год подготовительная группа.

1. Знакомство с историей дымковского промысла.

2. Роспись бумажных силуэтов с наложением цвета на цвет, с помощью таблиц.

3. Лепка барышни.

4. Лепка и роспись барельефов с несложным содержанием.

5. Лепка и роспись игрушки.

Практический материал я изготовила в виде таблиц на листах, показывающие последовательность лепки животных и человека, таблицы с основными элементами росписи и готовыми узорами, выполненные без наложения и наложением цвета на цвет в различном цветовом сочетании – теплая и холодная гамма, насыщенные, контрастные и пастельные тона.

В подготовительной группе знакомлю детей с историей возникновения промысла с легендами и поверьями, связанными с дымкой. Они узнали, что элементы росписи дымки-древние символы языческой веры. Круг- символ солнца, каравая хлеба; точка- звезды; волнистая линия-воды; прямая линия-дороги, сама же дымковская барыня олицетворение Женщины-Матери, Женщины-Земли, богини плодородия, которая есть почти у всех народов земли. От этого интерес к дымке вырос ещё больше.

Ознакомление детей с хохломской росписью лучше начать со средней группы. Для этого необходимо:

- уточнить методику художественного исполнения хохломской росписи в обучении детей декоративному рисованию;

- подобрать предметы- образы наиболее высокого качества, доступные для восприятия дошкольников.

Работа проводиться в три этапа:

Первый этап:

- беседа и рассматривание образцов; иллюстраций. Обучение техническим навыкам: проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии и точки- концом кисти, держать кисть тремя пальчиками вертикально по отношению к листу бумаги. Учить рисовать простейшие элементы. Дети должны понимать слово «мазок» и выполнять его приманиванием кисти аккуратно, последовательно.

На втором этапе задачи усложняются

- овладеть техникой рисования концом кисти, держа её в вертикальном положении.

- научить детей подбирать цвета соответственно фону рисунка;

- переходить к рисованию более сложных элементов хохломского узора: кустики, травки, ягоды, клубники.

- проводить к самостоятельному состав линию композиции из последовательно чередующихся элементов узора, соединяющимися штрихами или кустиками травки.

На третьем этапе ставятся следующие задачи:

- Расширить и углубить интерес и знания о видах письма, продолжать вызывать чувство цвета, формы, композиции как наиболее важные компоненты хохломского узора.

- Приобщать детей, составлять композиции узоров на нескольких завитках на объем - различных формах изделий – на занятиях по декоративному рисованию.

Для хохломской росписи характерны два вида письма:

Верховая роспись и роспись под фон.

Существует несколько основных вариантов травного письма: на бочатах и солонцах-кустики, на костовцах-стройные осоки, на челмах и блюдцах – пышная растительная ветвь.

Прежде чем начать обучать простейшим приёмам росписи Гжели необходимо провести некоторую подготовительную работу с детьми. Познакомить с историей народного письма с его развитием и какого его состояние сейчас.

Необходимо также упомянуть что старые мастера любили расписывать свои изделия декоративными птицами, цветами, сценами из жизни людей, а некоторые вещи украшать скульптурой. В те же времена посуду и скульптуру раскрашивали желтой, зеленой, коричневой, синей и вишнёвыми красками. И были все изделия так красивы, так необычны, что слава о них разнеслась по всей Руси. И «гжельскую» посуду стали называть «лучшею из всех делаемых в России сего рода посуд». Работа старых мастеров сохранены и дошли до наших дней. Теперь их можно увидеть только в музеях.

Сейчас Гжель в бело-синем наряде, но красота и от этого не померкла. План работ здесь менее сложен, но требует большой подготовки от воспитателя.

Для знакомства с жостовской росписью я определила следующие направления работы:

1. Знакомство детей с жостовской росписью, техникой и приемами, цветовой гаммой.

2. Создание условий для детей, возможностью выразить себя в творческих работах.

Хочу заметить, что дети с удовольствием принимали участие в подготовке подносов из папье-маше. И эта техника ими освоена.

Но прежде дети осваивали технику росписи на альбомных листах разной геометрической формы.

Городецкая роспись –это искусство оформления плоских поверхностей, которые в печи не закаливаются, мастера и художники имеют большие свободы в выборе палитры. Наиболее характерным фоном для росписи городецкие мастера считали желто-лимонный. Важнейшая часть городецкой росписи - умелое оживление рисунка узорами декоративными сеточками, завиточками, усиками. Иногда затейливый узор вплетались надписи с добрыми пожеланиями, прибаутками, шутками. Вот одна из них: «Сия прялка изрядна, хозяюшка обрадна».

В давние времена особенно почиталась роспись прядильных донец. С тех пор она ведется в нижегородском крае.

Мастера любили рисовать сюжетные композиции- сцены городского быта. На основной плоскости донца часто изображались сцены разнообразных застолий в богатом купеческом доме. Любили рисовать гуляния на лошадях военные баталии и многое другое.

В процессе обучения и знакомства с народными промыслами дети научились сравнивать, анализировать, значительно обогатилась их речь. Они стали употреблять такие понятия, как орнамент, холодный и тёплые цвета, фон.

Все образцы народного творчества имеются у нас в группе, где мы отвели место под уголок « русская изба». Здесь находятся русская печь, деревянная лавка, салфетки, вышитое полотенце и всевозможная кухонная утварь. Всё это изготавливалось воспитателями вместе с родителями и детьми. Играя в этом уголке дети часто употребляют пословицы и поговорки; «Не красна изба углами-красна пирогами», «Чем богаты- тем и рады», «Какова хозяйка- таков и стол». Образное восприятие пословиц, сказок углубляется, ели одновременно идет ознакомление детей с декоративными изделиями народного быта.

Продолжая работать с детьми по той же теме я постаралась углубить знания и умения детей в технике и композиции рисунка, последовательности изображения. Для этого использовала репродукции произведения мастеров искусства, схемы, таблицы, образцы предметов народного творчества.

Познакомила детей с новым, незнакомым ещё для них промыслом - дымковской глиняной игрушкой. В результате дети самостоятельно лепили разнообразные глиняные игрушки животных и птиц, раскрашивали под дымку.

Знакомство детей с творчеством Ю.А. Васильцова проводила в неотрывной связи с народным декоративно- прикладным искусством. Сказочные образы, рожденные фантазией художника, близки и понятны детям, потому что он нашел художественную форму, наиболее точно отвечающую особенностям детского воспитания.

С его рисунками ребёнок встречается на протяжении всего возраста. Проведенная работа показала, что знакомство детей с искусством Ю.Васильцова имело большое значение для их эстетического воспитания, нравственного - эмоционального развития.

Также познакомила детей с работами Н.Н.Поплавской и Е.М.Рачева. Дети научились отличать работы мастеров по манере письма, колорита. Рисунки Васильцова отличаются декоративностью в оформлении, Рачева- динамикой, характерностью героев. У Паплавской слегка плоскостным изображением, спокойными приглушенными тонами. В вечернее время дети учились изготавливать предметы из папье- маше различной формы и размера. На занятиях мы их использовали как основу для городецкой, хохломской и гжельской росписи.

Всё это помогала развивать в детях стремление к красоте, истине, благородству и пробуждало в душе мужество в преодолении пошлости, хамства, бесстыдства. Дети стали дружнее, бережнее стали относиться к игрушкам, пособиям, стали вдумчиво относится к происходящему, справедливо оценивать поступки свои и товарищей.



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Татьяна
    Спасибо! Очень понравилось,инт ересно!!!

    Подробнее...

     
  • Инна
    Интересный сценарий. Понравилось.Отл ично!

    Подробнее...

     
  • Людмила
    Очень интересный материал. Особенно понравилась сценка "Разговор". Взяла в свой репертуар, дети ...

    Подробнее...

     
  • Admin
    Добавили ссылку для скачивания презентации

    Подробнее...

     
  • Марина
    Здравствуйте очень понравилась Презентация опыта работы по внедрению ФГОС«Исп ользование ИКТ для ...

    Подробнее...