Последовательность работы над спектаклем с детьми старшего дошкольного возраста

 

Этапы работы над пьесой.

1. Первое знакомство с пьесой и ее обсуждение на занятии кружка. Первоначальный, предварительный разбор пьесы.

2. Более углубленный, детальный анализ отдельных эпизодов, событий пьесы в процессе работы над их сценическим воплощением.

3. Репетиции отдельных картин.

4. Репетиция всей пьесы целиком, в полном оформлении (прогонные, генеральные).

5. Показ спектакля.

Предварительный анализ пьесы - процесс творческий, требующий не только работы мысли, но и воображения, эмоционального отклика познавательной активности.

Первую беседу следует провести сразу после окончания чтения. Особое внимание обратить на высказывания детей. Необходимо помочь детям выразить впечатления, мысли, чувства, возникшие у них при прослушивании пьесы. Высказывания детей помогают педагогу познакомиться с некоторыми особенностями восприятия детей, их интересам, вкусам.

Главная задача предварительного разбора пьесы:

  • определить основные направления всей последующей работы;
  • определить тему пьесы (явления, которые в ней определены);
  • определить основной конфликт;
  • проследить развитие основных событий и столкновение героев;
  • ввести в атмосферу пьесы, пробуждая воображение и фантазию детей.

Переходя в последствии к более тщательному анализу эпизодов можно глубже и полнее уяснить смысл, логику развития более крупных частей пьесы - событий, найти в них непрерывную линию внешних физических и внутренних действий.

Анализ этюдов сопровождается воспроизведением установленных действий, мыслей, намерений и целей героев, способствует более полному и глубокому восприятию их характеров и идейной направленности всего произведения. Такой разбор помогает участникам кружка за словами персонажей увидеть полный образ героев думающих, чувствующих, действующих.

Доступным материалом для дошкольников являются русские народные сказки, стихи С.Я.Маршака, сборник «Жаворонушки» в. 1, 2, 3. Небольшие по размеру сказки воспринимаются детьми целостным произведением. Работа над сценическим воплощением строится на основе глубокого анализа: выявление темы, идеи, основного конфликта, характера действующих лиц, различных обстоятельств жизни, жанровых особенностей. Целесообразно проводить беседы общепознавательного характера, экскурсии во время работы над пьесой, чтобы дети могли как можно больше узнать о жизни героев. Обсуждение и подготовка оформления спектакля занимают особенно большое место при постановке сказок.

Для оформления спектакля необходимо привлекать ребят. Это способствует развитию интересов и склонностей к творческой деятельности. Все этапы работы над пьесой не заканчивается на 1 этапе, а продолжается в дальнейшем более детально.

Репетируя целые картины необходимо вернуться к отдельным эпизодам, чтению и разбору отдельных частей.

Дальнейший период анализа связан со сценическим действием, иначе у детей пропадает интерес, притупляется творческая активность. Время, потраченное на каждом этапе, определяется характером пьесы.

Работая с детьми, необходимо привлекать кружковцев к внимательному наблюдению за игрой своих товарищей. После общего разбора в план можно включить индивидуальную работу, работу над сценами, эпизодами, обсуждение элементов художественного оформления, беседы общего содержания. Процесс наблюдения за репетицией товарищей помогает детям, особенно слабо проявившим себя, быстрее включиться в работу, даже заменить другого участника в случае необходимости. Привлекая их к обсуждению, помогаем ребятам почувствовать общность своей работы.

При работе над музыкальными жанрами (оперой, музыкальной сказкой и т. д.) индивидуальная работа занимает особое место. Такую работу лучше проводить до основного занятия. Хоровые номера репетируются в начале занятия. После чего лучше сразу пройти всю сцену. Индивидуальная вокальная работа может быть продолжена и в дни между занятиями. Чтобы музыка органично влилась в сценическое действие, она должна быть проанализирована: выразительно- смысловое и изобразительное значение; средства выразительности, динамика, темы, музыкальный образ.

После такой работы необходимо переходить к работе над действием. Можно легко проанализировать развитие образа каждого героя. Когда дети знают, что им нужно последовательного делать при исполнении того или иного эпизода, когда развитие будет в дальнейшем, у них появляется активное творческое стремление начать выполнять намеченные конкретные задачи и действия. Добиваясь правильного поведения в каждом эпизоде, необходимо обратить внимание на более или менее удачные места. Одобряя действия детей, объясняя, что в их действиях отвечало поставленной задаче, мы развиваем у них представление о подлинности действий в сценических условиях. Необходимо на ошибки не только указывать, но и ставить перед детьми такие задачи, которые вызывали бы у них активное стремление действовать точнее, правдивее.

Большого внимания требует развитие стремления у детей активно воздействовать друг на друга. Когда у одного исполнителя проявляется активное стремление воздействовать на партнера, и он действительно начинает чего-либо добиваться от него, это помогает и другим участникам сцены действовать более активно. Если кому-то из участников не удается сцена, целесообразно в первую очередь добиваться подлинности действия от других, более подготовленных участников этой сцены, чтобы они вовлекали в процесс общения тех кружковцев, у которых не сразу получилась роль. На первых этапах подготовки спектакля основное внимание уделяется творческому освоению отдельных эпизодов и более крупных событий пьесы. Происходит практическая реализация первоначально намеченного замысла, его уточнение в процессе многократных проб, в непосредственном общении и взаимодействии исполнителей. В работе над некоторыми произведениями целесообразно в импровизированной форме проигрывать исполнителями главные события пьесы. Одновременно появляется возможность самим придумывать и выполнять этюды, углубляющие представление о характере, взаимоотношениях, раскрывающих смысл эпизодов и всей пьесы.

В процессе работы постепенно происходит отбор действий не только более полно отвечающих смыслу происходящих событий, но и более близких индивидуальности исполнителя. Коллективный театрально-творческий характер деятельности на последующих этапах работы над спектаклем дает ощущение того, что спектакль - сложное коллективное взаимодействие, где более способные поддерживают слабых в процессе творчества.

Для более четкого и выразительного раскрытия общего замысла спектакля большое значение имеет пластическое и пространственное решение каждой сцены, его художественное и музыкальное оформление, также другие выразительные средства синтетического искусства театра. Дети с самого начала должны представлять обстановку, в которой они действуют по условиям пьесы. После ряда репетиций необходимо сделать корректировку, закрепить уточненную планировку. Детям должно быть удобно во время действия. Хорошо, чтобы декорации и костюмы делались с участием детей и родителей. Декорации подчинены художественным целям спектакля.

Создание единой, художественной композиции, в которой бы выявился общий замысел спектакля - последняя и самая трудная задача руководителя.

Взаимосвязь и взаимозависимость всех компонентов спектакля: режиссерского замысла, актерского исполнения, декорационного, музыкального, светового оформления, требует слаженной, коллективной работы участников постановки - и выступающих перед зрителями, и остающихся за кулисами.

Всей системой организации занятий и самого показа надо воспитывать у детей отношение к публичному выступлению как к событию праздничному, но ответственному.

Дошкольная педагогика стремится к созданию целостной системы эстетического воспитания, к взаимодействию искусств в процессе обучения и воспитания детей. Театральное искусство в силу своей природы тяготеет к синтезу, взаимодействию с предметами художественного и гуманитарного циклов: литературой, музыкой, изобразительным искусством, историей.

На этом пути у детского театра имеются огромные и не использованные возможности.

Примерное тематическое планирование на 1полугодие. (подготовительная группа).

 

Месяц Занятие Кол-во часов Репертуар, автор, композитор Содержание занятий
сентябрь

октябрь

ноябрь

1-2 2 С. Маршак «Старуха, дверь закрой», (нар. сказка). Сценарий М. Савельева. Музыка А. Абрамова. «Где зимует лето?» музыкальный спектакль
  1. Упражнения (дыхание, дикция, речь и т.д., вокальная работа), индивидуальная работа.
  2. Знакомство с инсценировкой, анализ действий героев, развитие основных событий, определение идей, основной конфликт.
  3-6 4 -
  1. Упражнение (учебные задания по выбору педагога).
  2. Индивидуальная вокальная работа.
  3. Углубленный детальный анализ эпизодов, событий. Работа над тестом.
7-12 5 -
  1. Учебные задания. Вокальная работа.
  2. Сценическое воплощение отдельных эпизодов, сцен.
13 1 -
  1. Учебные задания. Индивидуальная работа по вокалу.
  2. Обсуждение оформления, костюмов, декораций.
14-18 6 -
  1. Учебные задания. Индивидуальная работа. Хоровые сцены.
  2. Репетиция отдельных картин, сцен, номеров.
  3. Репетиция всей пьесы целиком.
  4. Изготовление костюмов, декораций.
19-21 3 -
  1. Учебные задания, вокальная индивидуальная и групповая работа.
  2. Общий прогон с оформлением. Генеральная репетиция.
22-24 3 -
  1. Вокальная работа (распевание).
  2. Спектакль (показ).

 

Список литературы:

1. Лазарев М.А. Интоника. М.,Композитор. 1994 год.
2. Пеня Т.Г. Театральное искусство и дети. М., Просвещение. 1991.

3. Пеня Т.Г. Театральное искусство и дети. М., Просвещение. 1991.

4. Савина А.Л. Как песня с оперой дружилась./ Савина А.Л.

5. Список литературы: Акимов Н.П. Театральное наследство. Искусство. П., 1978.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя»

Родительское собрание на тему: «Развиваем речь, играя» Цель: привлечь внимание родителей к вопросу обогащения внутреннего мира своих детей через совместное общение;...

Использование инновационных технологий на занятиях по физической культуре в дошкольной…

Использование инновационных технологий на занятиях по физической культуре в дошкольной образовательной организации Спорт становится средством воспитания тогда, когда он – любимое занятие...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей в средней…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по музыкальному развитию детей в средней группе Тема: Музыка и настроение Цель. Развитие эмоциональной отзывчивости посредством музыкального...

Читайте также

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе…

Конспект НОД по организации исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Свойства воздуха» Цель: формирование представления о свойствах воздуха путем экспериментальной деятельности. Задачи: Образовательная: — уточнить...

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника

Нетрадиционные техники рисования, как способ развития творческих способностей дошкольника Рисование имеет огромную роль в развитии дошкольника. В процессе рисования у ребёнка...

Конспект ООД по речевому развитию «Поможем кошечке»

Конспект ООД по речевому развитию «Поможем кошечке» (Первая младшая группа) Цель: формирование умения узнавать и называть домашнее животное, выделяя характерные особенности: пушистый...