Гендерная принадлежность в игровой деятельности старших дошкольников

 

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические основы гендерной принадлежности в игровой деятельности у дошкольников.

1.1. Гендерные особенности детей дошкольного возраста.

1.2. Методы и приемы воспитания гендерной принадлежности дошкольников.

1.3 Своеобразие игровой деятельности девочек и мальчиков дошкольного возраста.

Глава 2. Воспитание гендерной принадлежности в игровой деятельности.

2.1. Констатирующий этап. Входная диагностика по выявлению гендерной принадлежности воспитанников и их родителей.

2.2. Формирующий этап. Воспитание гендерной принадлежности в игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

2.3. Заключительный этап. Итоговая диагностика по выявлению гендерной принадлежности и игровых умений воспитанников.

Заключение.

Литература.

Приложение.

 

Введение.

Долгое время в науке и практике гендерному подходу не уделялось достаточно внимания. Дошкольное образование в основном было сориентировано на «условного» ребенка, а не на мальчика или девочку.

В современной педагогической науке в настоящее время существует несколько концепций гендерного воспитания детей разного возраста. Концепция, разработанная сотрудниками филиала Российского государственного социального университета включает три основные составляющие:

1. Создание педагогических условий для естественного развития различных сфер индивидуальности мальчика и девочки дошкольного возраста (интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, деятельностной, саморегуляции).

2. Целенаправленная педагогическая деятельность по гендерному воспитанию (оказание помощи в гендерной дифференциации, идентификации, индивидуализации).

3. Упорядочение процесса гендерной социализации, заключающегося в индивидуальной помощи дошкольников в различных педагогических и жизненных ситуациях.

Концепция базируется на положениях о личности как субъекте отношений и собственной жизни, как высшей ценности и ценности бытия; единстве общего и уникального; о целостном понимании ребенка как телесного и духовного существа; о закономерностях общего, психосексуального и индивидуального развития мальчиков и девочек на различных возрастных этапах дошкольного детства; о ребенке как саморазвивающейся системе, способной не только к усвоению половых ролей в соответствии с требованиями общества, но и к саморегуляции гендерного поведения.

Гендерный подход в образовании исходит из того, что в образовательные учреждения приходят не безполые дети, а мальчики и девочки со своими социокультурными представлениями, личностными запросами, потребностями и определенным багажом гендерных стереотипов поведения. Гендерное образование и воспитание нацелены на помощь им в социализации, важной составной частью которой является индетификация личности мальчика и девочки.

Однако использование гендерного подхода не подразумевает, что воспитание начал мужественности у мальчиков необходимо осуществлять изолированно от процесса воспитания и начал женственности у девочек. Эти процессы должны быть взаимодополняющими и осуществляться в коллективных видах деятельности.

Выбор наиболее эффективных средств формирования полоревого поведения обусловлен уровнем знаний педагогом особенностей биологических и социальных факторов, влияющих на развитие и формирование личности ребенка. Только в условиях целенапрввленно организованной воспитательной работы можно сформировать полноценную личность, которая может реализоваться в обществе как носитель социально обусловленной половой роли и представитель определенного пола с соответствующим поведением. Внедрение гендерного подхода в образование требует от педагогов гендерной компетентности, под которой понимается динамическое образование личности, включающее представление о предназначении мужчин и женщин в обществе, особенностях собственной женской и мужской индивидуальности, образе Я, знания гендерных особенностей субъектов педагогического взаимодействия, ценностное отношение к представителям обоих полов.

Проблема дифференцированного воспитания, в зависимости от пола ребенка задает перспективы дальнейшего участия человека в дальнейшей жизни, готовит к выполнению социальных ролей в обществе и в семье.

Дифференцированный подход к воспитанию и обучению детей помогает воспитать каждого как личность, как будущего родителя.

Знание половых различий помогает подобрать такие методы и приемы, которые способствуют формированию присущих этому полу форм поведения.

По мнению Н.И. Белкиной,  социализация дошкольников является важным вопросом теории и практики современной педагогики. С другой стороны, возрос интерес к усилению гендерной составляющей развития человека, т.к. в настоящее время возникают серьезные проблемы в вопросах формирования человека как представителя определенного пола. Развитию гендерной подхода дошкольников необходимо оказывать специальное внимание, так как на современном этапе она носит фрагментарный и несистемный характер.

Цель: выявить условия полноценного воспитания гендерной принадлежности в ролевой игре старшего дошкольника.

Гипотеза – можно предположить, что гендерная дифференциация и развитие сюжетно-ролевой игры взаимообуславливающие составляющие игровой деятельности.

Объект исследования – гендерная принадлежность в игровой деятельности дошкольников.

Предмет исследования – ролевая игра с гендерным подходом у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Проанализировать научно-теоретическую литературу по гендерному подходу в игровой деятельности дошкольников.

2. Провести входную диагностику по выявлению гендерной принадлежности воспитанников и их родителей; игровых умений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

3. Составить целенаправленный тематически-перспективный план работы гендерного подхода в ролевой игре старших дошкольников в детском саду и дома.

4. Воспитание гендерной принадлежности у детей старшего дошкольного возраста в ролевой игре.

5. Провести итоговую диагностику по выявлению гендерной принадлежности воспитанников и их родителей; игровых умений мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в разновозрастной группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в разновозрастной группе Тема: «Защитники нашей Родины» Задачи: 1. Закрепить представления детей о том, кто...

Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят»

Сценарий экологической сказки «Лесные приключения Эколят» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: повышение экологической культуры детей, воспитание культуры природолюбия. Задачи: Образовательные: - формировать у детей...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители»

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Природные красители» Подготовительная группа Цель: создать условия для познавательно- исследовательской деятельности детей, познакомить с понятием природные красители, расширять...

Читайте также

Занятия для дошкольников 6-7 лет «Знакомство с деньгами»

Занятия для дошкольников 6-7 лет «Знакомство с деньгами» Цель: формирование основ финансовой грамотности, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста. Образовательные задачи: Расширять...

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика»

Конспект зимней прогулки в средней группе «Спасем Снеговика» Цель: Формировать потребность в двигательной активности. Создание условий для закрепления признаков зимы. Задачи: систематизация представления детей о...

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте…

Конспект НОД по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в младшей группе (3-4 года) «В гости к гному Гоше и кукле Кате» Цель: Упражнять детей в правильном...