Конспект по конструктивно-модельной деятельности
Тема: «Автомобильный прицеп»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа (6-7 лет)

 

Реализуемая образовательная программа:

«От рождения до школы» (под ред.: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Дидактические единицы: зависимость особенностей модели конструкции от функционального назначения.

Вид (разновидности) деятельности детей:

  1. Познавательно - исследовательская (моделирование).
  2. Игровая.
  3. Конструктивная (продуктивно – трудовая).
  4. Коммуникативная (информационное взаимодействие).
  5. Двигательная.

Задания для совместной деятельности:

Задание
(действие и его содержание)
Способ

предъявления задания

Способ презентации

результатов выполнения задания

1.Дети и воспитатель входят в зал: Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам пришли гости, чтобы посмотреть на нашу работу. Пожелайте им доброго утра. (См. Приложение.)

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в клуб юных изобретателей. Давайте вспомним, чем мы занимались в течение года?

Воспитатель: Хотите побывать в роли изобретателей?

Воспитатель: Уважаемые коллеги! Я приглашаю вас в путешествие по дороге, которая ведёт к открытиям, новым изобретениям. В нашем клубе есть всё необходимое для этого.

 

Демонстрация специальной одежды, атрибутики клуба, презентации, демонстрация оборудования (рабочие места, конструктор, зал, переделанный под лабораторию-мастерскую). выказывают желание стать членами клуба
2. Постановка проблемной задачи (звучат позывные передачи ПИН-Код.

Воспитатель:К нам пришло срочное сообщение от Смешариков. Что-то случилось с Пином Он очень расстроен. Всё дело в том, что Пин с детсва мечтал стать настоящим моряком. Всю зиму он строил корабль, чтобы удивить своих друзей речной прогулкой. Но весной оказалось что корабль невозможно спустить на воду: он оказался слишком большим и его никак не дотащить до берега. Чем и как помочь знаменитому механику?

Воспитатель: Итак, мы должны разработать модель автоприцепа для перевозки лодки. А из чего мы можем сделать автоприцеп?

Примерный ответ: из строительного материала, пластилина, картона, механического конструктора.

Воспитатель: Вы знаете, мы уже конструировали с использованием строительного материала, картона. Лепили из пластилина. А как было бы чудесно сконструировать прицеп с использованием. механического конструктора. Все согласны?

/Дети соглашаются./

Воспитатель: Давайте рассмотрим изображения настоящих автоприцепов. Рассмотрим, из каких частей они состоят, какого типа бывают (презентация). Итак, мы выяснили, на что похож автоприцеп (на тележку), из каких частей он состоит:

-платформа разного типа: рамочная, лафетная, с бортами; платформа может быть разной длины, ширины, борта могут отличаться по высоте.

- колёса, могут крепиться на платформу, а могут и на оси. По числу осей платформы бывают одноосные, двухосные.

- сцепка с автомобильным фаркопом (крюком) жёсткая из одной или двух частей, может отличаться длиной.

Давайте подумаем, какие детали нужны для изготовления автоприцепа, в какой последовательности нужно выполнять работу.

Примерный ответ: Для изготовления автоприцепа нам понадобятся панели для платформы. Для осей берём скобы с 5 отверстиями. Затем нужно скрепить панели между собой при помощи планок разной длины, винтов и гаек. Отверстие планки нужно совместить с отверстием панели, чтобы отверстия точно совпали друг с другом. Затем нужно вставить в отверстие винт и закрепить на винте гайку при помощи гаечного ключа. Завинтить гайку нужно очень прочно, тогда и конструкция будет прочной. Всего для изготовления автоприцепа нам понадобиться 2-3 панели, разной длины планки, скобы, винты короткие и длинные, гайки, гаечный ключ, отвёртка.

Воспитатель: Все правильно.

Итак, у нас все готово для работы? Давайте проверим.

Демонстрация презентации (наглядный алгоритм планирования собственной деятельности детей). («Правило 5 пальцев»).

1. У нас появилась задумка - сделать автоприцеп для перевозки лодки.

2. Материалом будет механический конструктор.

3. Инструментом будет гаечный ключ /отвертка/.

4. Работу будем выполнять по порядку (схема организации рабочего места).

5. И тогда у нас получится отличный результат (изображение счастливых Смешариков).

Воспитатель: Да, у нас все готово. Берите себе нужный материал, присаживайтесь и приступайте к работе.

Презентация с заданием.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация образцов автоприцепов различной конструкции с помощью электронной презентации

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривание деталей конструктора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрация наглядного алгоритма планирования деятельности с помощью электронной презентации

Заинтересованы, выказывают желание оказать помощь.
4. III. Выполнение работы /конструирование автоприцепа/ по представлению.

(На 10 минуте сборки проводится физминутка)

Раз — подняться, потянуться,

Два — нагнуть, разогнуться,

Три — в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре — руки шире,

Пять — руками помахать,

Шесть — на место тихо сесть.

Пальчиковая гимнастика

Вот помощники мои,

Их как хочешь поверни.

Раз, два, три, четыре, пять.

Постучали, повертели

И работать захотели.

IV. Анализ выполненных конструкций.

Воспитатель: Расскажите, как вы выполняли свою работу.

Примерный ответ: Я всё делал по порядку. Для изготовления автоприцепа мне понадобилось 2 панели. Из них я сделал платформу. Скрепил панели планками снизу и с боков. Мне понадобились 2 планки с 2 овальными отверстиями и 1 планка с 5 круглыми отверстиями. Я прикрепил их к панели при помощи винтов и гаек. При завинчивании гаек пользовался гаечным ключом. У меня получился отличный прицеп. Я думаю, он понравится Смешарикам.

Воспитатель: Нравится ли вам то, что у вас получилось? Изобретатели всегда могут «защитить» своё изобретение, продемонстрировать его так, чтобы оно всем понравилось.

Примерный ответ: У меня получился отличный результат. Я сделал удлинённый прицеп. Модель получилась ровная и устойчивая, потому что я очень прочно завинчивал гайки гаечным ключом. Мне понравилось работать.

Пальчиковая гимнастика «Наши ручки не простые»

Наши ручки не простые, (хлопки)

Наши ручки золотые, (вращения)

Учёные, (поглаживания с внешней стороны)

Смышлёные, (поглаживания с внутренней стороны)

Замечательные! (Потереть ладонь о ладонь)

V. Оценка работ воспитателем.

Воспитатель: Ребята, вы все отлично потрудились. У вас получилась очень хорошие прицепы. Вы справились с задачей. Я думаю, Крош и Пин будут довольны выполненным заказом, и смогут воспользоваться вашими моделями и разработками.

А теперь давайте приступим к испытаниям: возьмите модели лодок, которые вы сложили из бумаги раньше и проверьте, удобно ли их перевозить на ваших прицепах? Соедините автоприцепы с машиной - тягачом и организуйте настоящий автопоезд! Усиленные испытания мы проведём в группе.

Пожелайте нашим гостям всего доброго и попрощайтесь.

– металлический конструктор № 1 (1 комплект на двоих),

– гаечный ключ, отвертка (по числу детей),

–тканевые однотонные салфетки (по числу детей).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Модели лодок, катамаранов из бумаги в технике оригами (по числу детей)

 

По окончании работы дети ставят свои конструкции на общий стол.

 

 

Образовательные задачи:

1. Формировать у детей представления о функциональности конструкций, взаимосвязи особенностей модели и её назначения.

2. Формировать у детей умения создавать конструкции по представлению, упражнять в совместном конструировании, формировать умение проявлять аккуратность и ответственность в процессе совместной работе.

3. Стимулировать проявление познавательной активности, формировать устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание творить, изобретать, развивать способность к самостоятельному анализу конструкций с точки зрения практического назначения объектов.

Материалы и оборудование (наименование, количество):

Стимульный материал:

– изображения автомобильных прицепов различного вида и конструкции (презентация);

– модели лодок, катамаранов из бумаги в технике оригами (по числу детей);

– эмблемы, специальная одежда («халаты конструкторов») (по числу детей).

Материалы для деятельности детей:

– металлический конструктор № 1 (по числу детей);

– гаечный ключ, отвертка (по числу детей);

– тканевые однотонные салфетки (по числу детей).

Дидактический материал:

– наглядный алгоритм планирования собственной деятельности детей («Правила пяти пальцев»);

– демонстрационное изображение деталей конструктора.

Оборудование (техническое обеспечение):

– CD - проигрыватель, МР3 запись заставки к мультипликационному сериалу «Пин-Код. Смешарики» (исполнитель С. Мардарь);

– проектор, ноутбук, электронная презентация).

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

 

Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Мотивациионно-целевой Презентация о Смешариках с просьбой о помощи в транспортировке кораблика.

 

Активно участвуют в беседе, отвечают на вопросы полным предложением, используют обороты речи «Я думаю, что…», «Я считаю, что…». Сформировано умение внимательно слушать, строить умозаключения, суждения. Дети эмоциональны, отзывчивы.
Проектировочно-организационный

 

Ставит перед детьми познавательно –исследовательскую задачу: подготовить несколько моделей автомобильных прицепов для транспортировки плавательного средства.

Представляет наглядный алгоритм планирования деятельности детей.

Принимают задачу, выказывают желание приступить к выполнению задания.

Понимают алгоритм планирования своей деятельности («Правила пяти пальцев»):

1. Целеполагание («что я сейчас буду делать?») – автоприцеп.

2. Определились с материалом («из чего?») - детали металлического конструктора.

3. Инструменты («с помощью чего?») – отвёртка и гаечный ключ.

4. Устанавливают порядок, последовательность работы (разбиваются на пары; определяют, какие детали нужны в зависимости от типа прицепа (платформа-лафет, рама, с бортами); в какой последовательности проходит сборка).

5. Желаемый результат (автоприцеп, с помощью которого Смешарики смогут перевезти своё плавательное средство).

Содержательно-деятельностный Предлагается совместно подумать и решить, какую модель автоприцепа выбрать, распределить работу, подобрать материал.

Предлагает нескольким детям (одному-двум) рассказать о будущей модели.

Предлагает начать самостоятельную работу.

В процессе работы оказывает помощь затрудняющимся детям, советует, задаёт вопросы.

Дети самостоятельно выбирают модель атоприцепа, самостоятельно ищут способы его сборки. Дети самостоятельно договариваются о распределении работы. Сформировано умение анализировать объекты, соотносить части по величине и пропорциям, отражать результаты наблюдения в речи. Различают и называют различные детали.

Сформировано умение самостоятельно видоизменять конструкцию. Закреплены навыки аккуратного пользования конструктором. Сформировано умение сотрудничать со сверстниками.

Оценочно-рефлексивный Продолжает формировать у детей умение доброжелательно и объективно оценивать качество моделей, совместно находить причины неудач.

 

Дети переносят готовые работы на один стол, проводят «испытания», обыгрывают конструкции. Сформировано умение анализировать работы.

Сформирован интерес к работе с металлическим конструктором.

 

Методы и приемы

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей.

1.1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа (информационного характера);

– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей);

– создание ситуации успеха;

– демонстрация презентации;

– создание проблемной ситуации.

1.2. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

– постановка задачи;

– предвосхищающее поощрение;

– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной форме).

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные (рассказ, беседа);

– наглядные (демонстрация электронной презентации, графических, символических объектов, показ способа действия, наблюдение);

– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов);

– практические (упражнение, поручение);

– наглядно-практические (моделирование, оказание дозированной помощи).

3. Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий;

– взаимоконтроль;

– коллективный смотр;

– самопроверка.

 

 

Приложение:

Н. Красильников «Доброе утро».

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

- Доброе утро!

- Доброе утро! – солнцу и птицам.

- Доброе утро! – улыбчивым лицам.

Пусть каждый становится добрым, доверчивым,

И доброе утро длится до вечера.

 

Методические рекомендации по проектированию конспекта (пошаговое предписание).

Шаг 1. Определите возрастную группу и тему в соответствие с календарно-тематическим планом.

Шаг 2. Определите реализуемую образовательную программу.

Дидактические единицы.

Шаг 3.Укажите дидактические единицы как краткую формулировку области познания – те представления, которые вы формируете у детей, и которые реализуется детьми в предлагаемых заданиях. Например: свойства воды (прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества).

Виды (разновидности) деятельности детей.

Шаг 4. Определите реализуемые детьми виды деятельности (по ФГОС ДО), конкретизируйте их разновидности согласно тому заданию, которое будут выполнять дети, и запишите именно эти разновидности. Например, вы предлагаете детям провести опыт «Что растворится?» по наглядному алгоритму. Поэтому записать надо: познавательно-исследовательская (экспериментирование, моделирование).

Задания для деятельности детей.

Шаг 5. Разработайте содержание заданий для деятельности детей, сформулируйте задания детям, используя глаголы, которые точно обозначают действие, которое должен совершить ребенок (н-р, «постройте», «решите», «сочините» р.), и конкретизировать его содержание.

Например:

1. Составьте рассказ по картине «Кошка с котятами».

2. Проанализируйте содержание картинки и расскажите, какое правило нарушили дети.

3. Придумайте загадку о предмете и задайте ее детям.

4. Опишите предмет, используя карточку –помощник (наглядный алгоритм рассказа).

Шаг 6. Определите способ предъявления каждого задания детям и способы презентации детьми результатов работы. При этом следует точно назвать то дидактическое средство или материал, которые позволят детям реализовать этот способ.

Заявленное дидактическое средство или материал затем следует назвать в перечне материалов и представить в методическом сопровождении.

Определение образовательных задач.

Шаг 7. Определите задачи, которые будут решаться с учетом выделенных дидактических единиц, реализуемых детьми видов (разновидностей) деятельности, содержания заданий и реализуемой образовательной программы.

Задачи должны быть представлены тремя группами.

Первая группа задач ориентирована на получение результата в форме представлений и знаний детей (когнитивный опыт личности).

Вторая группа задач ориентирована на получение результата в форме отношений, интересов, мотивов детей (опыт эмоционально-ценностного отношения к миру).

Третья группа задач ориентирована на получение результата в форме умений, навыков, способов деятельности детей (опыт практической деятельности).

Следует конкретизировать задачи с учетом основной образовательной программы дошкольного образования (ООП ДО) в ДОУ, указав образовательные области.

Например:

Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, без запаха, в ней растворяются некоторые вещества (ОО «Познание»). Формировать у детей умение высказывать предположения, формулировать гипотезу, отражающую способ решения проблемы, планировать проведение эксперимента по проверке гипотезы и зарисовывать его с помощью знаков. Стимулировать проявление познавательной активности, желание самому проводить эксперименты.

При формулировании задач следует соблюдать следующие требования.

1. Диагностируемость постановки задач:

– задача настолько точно описывает формируемое качество (умение, представление), что его можно безошибочно выделить среди любых других;

– имеется способ, «инструмент», критерий для однозначного выделения диагностируемого качества, представленного в задаче;

– результаты измерения формируемого качества могут быть соотнесены с определенной шкалой оценки (какой уровень проявляется).

2. Соответствие представленных задач ООП в ДОУ.

3. Реальная достижимость задач в созданных условиях.

4. Систематизированность и полнота задач, которая отражает специфику данного вида деятельности.

5. Точность определения и четкость (краткость) формулировок задач - характеризует конкретные действия, качества, представления, свойства личности и их различными параметры.

Материалы и оборудование.

Шаг 8.Определите и перечислите материалы и оборудование, которые будет использоваться в ходе совместной деятельности педагога и детей в соответствии с заявленными разновидностями:

  • стимульный материал;
  • материалы для представления заданий и результатов деятельности, материалы для преобразования и трансформации, материальные средства для деятельности детей;
  • дидактический материал;
  • оборудование (техническое обеспечение).

В скобках после названного материала сделайте ссылку на номер приложения, если данный материал представлен вметодическим сопровождении. Например: наглядный алгоритм проведения эксперимента «Что растворяется?» (приложение 1).

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Шаг 9. В соответствие с предложенными этапами (мотивациионно-целевой, организационно-поектировочный, содержательно-деятельностный, оценочно-рефлексивный) продумайте и опишите особенности действий педагога и детей, соблюдая принцип взаимообусловленности и взаимосвязи действий (бинарности).

Методы и приемы.

Шаг 10. Перечислите и опишите методы (и примы по их реализации), которые вы будете использовать при организации деятельности детей по выполнению заданий и которые обеспечат решение поставленных вами образовательных задач.

Последовательность представления методов должна соответствовать этапам конструктора совместной деятельности педагога и детей.

Методы должны быть представлены тремя группами.

1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей.

1.1. Методы стимулирования и мотивации интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):

– вводная беседа (информационного характера),

– вводная беседа (актуализирующая имеющийся опыт детей),

– создание ситуации успеха,

– демонстрация нового объекта,

– демонстрация игрового персонажа,

– появление персонажа (в исполнении взрослого),

– создание проблемной ситуации;

1.2. Методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в деятельности:

– постановка диагностической задачи,

– предвосхищающее поощрение,

– предъявление требований к выполнению задания (в вербальной или символической форме).

2. Методы организации и осуществления деятельности:

– словесные (рассказ, беседа, чтение),

– наглядные (демонстрация натуральных, художественных, графических, символических объектов, показ способа действия, наблюдение),

– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),

– практические (упражнение, поручение),

– наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).

3. Методы контроля и самоконтроля:

– вербальная оценка результатов выполнения заданий,

– взаимоконтроль,

– коллективный смотр,

– самопроверка с помощью нормирующих средств (сравнение с образцом, карта самопроверки и т.п.),

– рефлексия деятельности.

Примеры оформления методов и приемов

1. Беседа по картине «Осень».

Вопросы для беседы:

– Какое событие отражено в картине?

– Как можно назвать картину?

2. Анализ проблемной ситуации.

Описание ситуаций: …

Вопросы для беседы:

3. Предъявление детям алгоритма составления загадки (приложение 2).

4. Напоминание детям плана описания предмета.

План описания предмета:

1) внешние признаки,

2) материал, из которого сделан предмет,

3) строение предмета и назначение каждой части,

4) функции и назначение предмета.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений по теме: «Количество и счет» (Вторая младшая группа) Цель: Создать условия для формирования умения сравнивать...

План-конспект непрерывной ОД по конструированию «Водный транспорт» в разновозрастной группе…

План-конспект непрерывной ОД по конструированию «Водный транспорт» в разновозрастной группе Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое Цель: Формирование знаний о характерных...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Ёлка наряжается»

Конспект по развитию речи в старшей группе «Ёлка наряжается» Цель: Уточнить знания детей о признаках зимы. Учить составлять короткие тексты. Обогащать словарь детей...

Читайте также

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик

Оздоровление детей дошкольного возраста посредством различного вида гимнастик Доклад инструктора ФЗК Колгановой О.В. Утренняя гимнастика и гимнастика после дневного сна - является...

Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!»

Развлечение для детей младшего возраста «8 Марта – день особый!» Цель: Способствовать развитию и сплочению детско-родительских отношений, развивать преемственность работы детского сада и семьи. Задачи: способствовать...

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста…

Краткосрочный проект для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста «У войны - не детское лицо!» Раздел 1. Информационная карта проекта Тип...