Организационно-методическая программа и методические пояснения к занятиям по художественному творчеству (аппликация)для дошкольников подготовительной группы

 

Тема: Личностно-деятельностный подход к проведению занятий по художественному творчеству (аппликация) в подготовительной группе с декоративно-прикладным материалом (солома), а также возможные варианты кружковой работы

 

Личностно-деятельностный подход к проведению занятий по художественному творчеству (аппликация) в подготовительной группе с декоративно-прикладным материалом (солома), а также возможные варианты кружковой работы

 

В изменившихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции, дошкольников, необходимо обновление содержания, форм и методов обучения и воспитания, поэтому основной направленностью дошкольного учреждения должна стать практическая подготовка к жизни. Существует несколько условий, которые во многом предопределяют успех интеграционных процессов. К основному из них относится тот уровень сформированности практических и социально значимых навыков у дошкольников, который позволит им самоопределиться в дальнейшем и взять на себя заботу о жизнеобеспечении в будущем.

На социальную адаптацию дошкольников огромное влияние оказывает участие ребят в кружковой деятельности, где они выполняют различные виды аппликации из соломки. Организация такого вида деятельности способствует развитию познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы, творческих способностей, помогает выработке у ребят таких черт характера как аккуратность, усидчивость, умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе.

Аппликацию из соломки могут выполнять ребята всех возрастов. Техника работы с соломкой проста и вполне доступна старшим дошкольникам. В течение 3-4 занятий дети запоминают технологию работы с соломкой. На первых занятиях учатся готовить соломенные ленты горячим и холодным способами, наклеивать соломенные ленты, выполнять алгоритм работы с соломкой.

Основному восприятию, творческому воображению способствует I этап работы с аппликацией – выбор эскиза. На этом этапе ребята также учатся работать в коллективе, общаться со сверстниками и взрослыми, что качественно влияет на их отношения с людьми и развитие всех видов деятельности (предметной, игровой, изобразительной, трудовой).

Работу с соломкой можно проводить на занятиях по художественному творчеству и в кружках дополнительного образования. Предлагаемый материал служит для профориентационной работы, расширения представлений о сельскохозяйственных профессиях. Большое внимание уделяется развитию речи на этапе знакомства ребят с текстами о людях труда, о «его величестве – хлебе». Необходимо отметить, что работа с соломкой напрямую связана с социально-бытовой адаптацией. Именно она помогает глубоко, ярко видеть прекрасное, дает возможность изменить интерьер своего жилья, сделать его уютным, красивым, комфортным.

Особое внимание в работе с соломкой уделяется специальному формированию умений планировать предстоящую деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончании.

Программа работы с соломкой включает в себя следующие разделы:

    • введение;
    • подготовка соломки к работе;
    • способы получения соломенных лент;
    • технология выполнения различных видов аппликации из соломки;
    • практическая часть.

Цель программы:

    • дать ребенку элементарные знания об аппликации из соломки;
    • познакомить с технологией работы с соломкой;
    • закреплять умение создавать фигуры людей, животных, птиц из природного материала (соломка);
    • передавать выразительность образа, создавать общие композиции;
    • развивать фантазию, воображение;
    • закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

  • обогащение познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки сюжета, эскиза, аппликации и отражать их в речи), направленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности ребят в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного восприятия формы, величины, цвета аппликации, эскиза;
  • формирование пространственных ориентировок;
  • формирование способности эстетического, творческого восприятия;
  • обогащение словарного запаса учащихся на основе использования соответственной терминологии;
  • исправление недостатков моторики.

Воспитанники смогут получить знания:

  • об аппликации из соломки;
  • заготовке, разглаживании и тонировке соломы;
  • о копировании рисунка, заготовке и выклеивании отдельных деталей;
  • о правилах безопасности и личной гигиены при работе.

Воспитанники смогут научиться:

  • определять характерные черты аппликации из соломки;
  • заготавливать соломку;
  • готовить соломенные ленты горячим и холодным способами;
  • подготавливать фон;
  • копировать эскиз, изготавливать шаблоны;
  • выклеивать изображения;
  • работать в коллективе;
  • соблюдать правила безопасности и личную гигиену.

 

Программа (примерная) работы в кружке дополнительного образования с декоративно-прикладным материалом (соломка) в подготовительной группе. (34 часа)

  1. Введение (2 часа).
  2. Подготовка к работе (2 часа).
  3. Способы получения соломенных лент (4 часа).
  4. Технология выполнения аппликации из соломки (6 часов).
  5. Аппликация из соломки (практическая часть) (16 часов).
  6. Творческие работы по выбору (4 часа).

 

№ п/п. Тематика занятия. Кол-во часов
  1. Введение.
1. Из истории работы с декоративно-прикладным материалом (солома). 1
2. Куклы из соломы, их роль и назначение. 1
  1. Подготовка к работе.
3. Стебли разных злаков. Строение стебля. 1
4. Сбор злаковых стеблей. Подготовка соломки к работе. 1
  1. Способы получения соломенных лент.
5. Горячий способ получения соломенных лент. 1
6. Холодный способ получения соломенных лент. 1
7. Виды аппликаций: предметная, сюжетная. 1
8. Виды аппликаций: декоративная, объемная. 1
  1. Технология выполнения аппликации из соломки.
9. Выбор сюжета. Составление эскиза. 1
10. Переведение эскиза на фон и заготовка отдельных трафаретов. 1
11. Изготовление отдельных деталей к выбранному эскизу. 1
12. Продолжение изготовления деталей к эскизу. 1
13. Изготовление фона для выбранного эскиза. 1
14. Оформление аппликации в рамку, сбор композиции выбранного эскиза из готовых деталей. 1
  1. Аппликация из соломки (практическая часть).
15. Предметная аппликация. 2
16. Сюжетная аппликация. 2
17. Декоративная аппликация. 2
18. Объемная аппликация. 10
  1. Творческие работы по выбору.
19. Самостоятельный подбор эскизов и выполнение работ под наблюдением воспитателя. 3
20. Итоговое занятие, выставка аппликаций, задание на лето (заготовка соломенных лент). 1

 

Мои наблюдения, сравнения и советы по технологии работы с декоративно-прикладным материалом (соломка) для начинающих свою деятельность в этом направлении

 

Перед началом работы с соломкой целесообразно продемонстрировать воспитанникам изделия из природных материалов, сделанных самими ребятами ранее. Дети должны вспомнить свои работы, вспомнить каким способом они их изготовляли, оценить их и порадоваться своими успехами, определить, из какого материала выполнены работы.

Затем покажите им образцы панно или другие изделия из соломки. Нужно напомнить дошкольникам, что народные мастера всегда стремились сохранить и подчеркнуть красоту, созданную самой природой, достоинства материала, из которого изготовляют изделие.

Рассматривая мои панно из соломки, ребята отметили, что это новый для них вид природного материала, но выполнен он в хорошо знакомой им технике аппликации. Многие догадались, что это солома, но где взять такую широкую? Ребята отметили, что красиво, эффектно выглядит аппликация на темном контрастном фоне, хорошо смотрятся работы, в которых основой выступает холст или мешковина.

Приступая к работе с соломкой, расскажите дошкольникам о традициях этого вида народного творчества. «Люди всегда стремились наиболее полно, с любовью и фантазией использовать все то, что дает им природа. Из зерен пшеницы и ржи делают хлеб. Но ценен не только колос, но и хлебный стебель. Солому используют как корм и подстилку для скота, а еще это прекрасный материал для поделок – эластичный, красивый (золотистый, с неповторимым переливающимся блеском)». В. Симоненко.

В России из соломы делали циновки, игрушки, ею украшали изделия из древесины – табакерки, шкатулки, пасхальные яйца. В Белоруссии в церквях царские врата украшали тончайшими узорами из «золотой» соломки, а в крестьянских избах белорусские умельцы на счастье вешали соломенного паука.

Украшение изделий из соломки называют инкрустацией. Слово «инкрустио» в переводе с латинского означает «вырезать», т.е. для каждой детали из соломки в основном материале должно быть вырезано специальное гнездо. Но на панно из соломки детали наклеивают сверху, следовательно, такую технику правильнее назвать аппликацией. Аппликация менее сложна, чем инкрустация.

Перед началом работы с соломкой (допустим тот вариант, что соломка к аппликации уже готова) предложите ребятам сформулировать задачи занятия. Пусть вспомнят, какие инструменты, и приспособления им понадобятся; повторят общие этапы предстоящей работы, ее последовательность. Дошкольники придут к выводу о том, что они не смогут ответить на все вопросы, так как не знают особенности выполнения аппликации из соломки. Первый вопрос, который им предстоит решить: «Как подготовить соломку к работе?». (На этот вопрос смотри ответ в разделе «Технология работы с соломкой»). Получив ответы на вопросы, предложите дошкольникам самостоятельно выбрать сюжет для своей работы. Очень хорошо если идей будет несколько. Важно, чтобы они отражали конкретное назначение панно (подарок кому-либо, украшение интерьера конкретного помещения, открытка). Не ограничивайте фантазию ребят, поощряйте новые решения. Освоив технологию работы с соломкой, дошкольники могут выполнять аппликации по выбранному сюжету, соблюдая алгоритм выполнения практической работы.

 

Алгоритм выполнения практических работ

 

  1. В ходе практической работы учащиеся увидят, что соломка меняет цвет в зависимости от нагрева утюга. Необходимо объяснять, что для удачной передачи замысла композиции очень важно подбирать соломинки по цвету и правильно располагать по направлению (на «соломенном листе»).
  2. Обсуждая план работы, обратите внимание дошкольников на то, какие инструменты, приспособления, материалы необходимы на каждом этапе. Например, чтобы разметить рисунок на фоне, нужна копировальная бумага, а писчая бумага необходима, чтобы наклеивать на нее соломинки – создать «соломенный лист». Альбомная бумага или картон понадобятся для изготовления шаблонов, ножницы – для вырезания деталей и т. д.
  3. В самом начале предлагается выполнить предметную аппликацию, затем переключить работу дошкольников и выполнить сюжетную аппликацию.
  4. Для выполнения более сложной работы – орнаментальной аппликации, ребятам предлагается придумать орнамент из одинаковых геометрических элементов и оформить закладку. Подготовка к работе – изготовление деталей орнамента из соломки – проводится непосредственно на занятии.
  5. После выполнения всех видов аппликации, отработав технику работы с соломкой, можно предложить детям выполнение аппликации объемной.
  6. Оформление отдельных деталей в одну композицию.

 

Технология работы с соломкой

 

1. Выбор декоративно-прикладного материала (соломка).

Для выполнения аппликации из соломки используют стебли злаковых культур. Практика показала, что лучше всех злаковых к данному виду деятельности подходят стебли овса. Собирать стебли овса советуем в период молочно-восковой зрелости (когда стебелек начинает твердеть). Пшеница, рожь подойдут тоже, но стебель овса более эластичный и обладает золотистым оттенком. Срезать стебли лучше до наступления дождливой погоды.

2. Подготовка соломки.

Срезанные стебли, очищенные от листьев, сушат на солнце несколько дней, периодически переворачивая их. Стебель состоит из волокон, покрытых тонкой пленкой, имеющий перламутровый оттенок. Он разделен междоузлиями (место, где росли листья). Эти междоузлия или «коленца» вырезаем ножницами, и получившиеся трубочки заливаем кипятком и кипятим 5-6 часов. Это и есть горячий способ обработки соломы. «Вареную» солому помещают в полиэтиленовый пакет для тог, чтобы она быстро не высохла. Расщепляют соломинки с помощью остроконечных ножниц. Затем соломинки строгают, для чего их располагают на подрезной доске лицевой поверхностью вниз и срезают внутри рыхлый слой (паренхиму). При этом лезвие ножа-косяка должно быть направлено под минимальным углом к поверхности подрезной доски. Очищенные соломинки с внутренней стороны проглаживают утюгом. Важно знать, что солома меняет цвет в зависимости от нагрева утюга. Гладить следует на слое чистой бумаги (не газеты – оставит отпечатки). Разглаженные соломенные ленточки (уже из трубочек получили ленточки) складываем в коробку. Соломка к аппликации готова. (Эту работу дети проделывают дома с помощью родителей). Работы из такой соломки выглядят особенно красиво и аккуратно. Холодный способ обработки соломки занимает меньше времени, но выполненные из этой соломки работы будут менее привлекательны. Итак, холодный способ отличается тем, что соломенные трубочки заливают на ночь кипятком, не кипятят и внутренний слой (паренхиму) не удаляют, а на картоне круглыми концами ножниц с силой проводят по ленточке с изнанки, потом с лица, пока соломинка не совьется в кольцо. Такие кольца следует хранить в темном месте. Осторожно! – такая соломка хрупкая, ломкая.

Внимание! Совет. Соломку белого цвета можно получить, если светлую соломку залить кипятком, поставить на огонь и как только вода пожелтеет, слить ее, залить кипятком снова и так сделать 7-8 раз, а в последнюю воду добавить 1 ч. л. уксуса на 1 л. кипятка. Кроме того, ее можно отбелить бытовыми отбеливающими средствами, добавляя их при вымачивании соломки в горячей воде. Чтобы получить соломинки ярко-желтого цвета, лимонного тона, необходимо во время кипячения добавить на 1 л. воды примерно 1 ч. л. питьевой соды. Коричневые тона разного насыщения можно получить, проглаживая соломинки горячим утюгом до нужных оттенков, или подтонировать горячим утюгом уже готовые детали в нужных местах по рисунку.

3. Подготовка деталей к объемной аппликации.

Выбрав сюжет для предстоящей работы, начинаем готовить шаблоны. Для этого с помощью копировальной бумаги на картон переводим отдельные детали. Вырезаем шаблоны. Готовые шаблоны по очереди обводим на писчую бумагу (эту работу дошкольники выполняли много раз). Целесообразно напомнить детям, что контуры обводимых шаблонов желательно прорисовывать жирнее, чем обычно, и детали аппликации располагать на расстоянии друг от друга. (Чтобы было удобно вырезать деталь с соломкой). Отбираем соломинки одинаковые по цвету и ширине. Начинаем приклеивание соломенных ленточек с середины детали, потом заполняем края. Соломинки должны выходить за контур детали. Располагать соломинки нужно разумно. Клей наносить на лист бумаги, т. е. на деталь по мере заклеивания соломкой. Всю сразу деталь смазывать клеем не следует т.к. бумага набухает и деформируется. Каждую приклеенную соломенную ленточку следует отполировать круглыми концами ножниц с лицевой стороны. Стараться располагать соломенные ленточки вплотную друг к другу, без пробелов. Теперь вырезаем деталь по контуру и сразу наклеиваем ее на черную бумагу, которая служит упаковкой для фотобумаги (обычная цветная бумага из набора не годится). Вырезаем деталь так, чтобы черный контур выглядывал на 2 мм. Придерживая левой рукой край готовой детали, правой при помощи прямых концов ножниц, придаем форму объемности, в таком виде оставляем детали до полного высыхания. Так выполняются все заготовки композиции.

Внимание! Совет. В работе использовать клей ПВА для работы по дереву, он лучше скрепляет соломку и детали.

4. Компонуем детали.

На заранее приготовленном фоне заготовленные детали собираем в задуманный эскиз. Плоские детали намазываем клеем по всей поверхности, объемные – на концах. Обращаем внимание на то, что солома еще и блестит, цвет мягкий натуральный, оттенки своеобразные. Поворачивая соломку, подчеркните, что это свойство народные мастера использовали в своих работах, располагая, детали из соломки под разными углами друг к другу. Создается ощущение живой работы.

Очень важно, чтобы дошкольники могли сами оценить результаты своего труда: отметить положительные стороны, найти ошибки, подумать, об устранение брака, если он существует.

 

Тема 1: Способы получения соломенных лент (Горячий и холодный способы.)

 

(Методическая разработка рассчитана на 3-4 занятия, учитывая темп работы дошкольников)

Программные цели и задачи: познакомить с технологией обработки соломы, с инструментами и приспособлениями; показать изготовление соломенных лент горячим и холодным способами; возродить интерес и желание заниматься декоративно-прикладным искусством (соломкой), тем самым совершенствовать эстетический вкус и логическое мышление, развивать координацию движения рук; закрепить знания правил безопасности труда при работе и инструментами и приспособлениями, предназначенными для работы с соломкой; отработать навыки разметки и резания соломы ножницами.

Объект труда: изготовление соломенных лент горячим и холодным способами.

Материалы: вареная солома, замоченная солома, тонкая писчая бумага.

Инструменты и приспособления: ножницы, нож-косяк (для воспитателя), гладилка, тряпочка для вытирания рук, разделочная доска, утюг.

Основные технологические операции: резание соломы, срезание рыхлого слоя (паренхимы), разглаживание горячим утюгом.

Технико-технологические сведения: инструменты и приспособления, применяемые для обработки соломки, правила безопасности труда при работе с ними; правила организации рабочего места; резание соломы ножом-косяком и ножницами.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

1. Организация рабочего места. Воспитатель обращает внимание детей на правила организации рабочего места. На нем ничего не должно быть лишнего, чтобы обеспечить максимальные удобства для работы. Инструменты, материалы, приспособления располагаются на рабочем месте в определенном порядке: инструменты и приспособления, которыми работают правой рукой – справа, левой рукой – слева. После окончания работы каким-либо инструментом следует положить его на отведенное место.

2. Вводная часть.

а) эмоциональный настрой (через музыкальное восприятие). Звучит спокойная мелодия, воспитатель читает стихотворение Л.Завальнюка.

Все, что летом зеленело, –

Пожелтело, покраснело.

Вот уж спелая пшеница

Желтым золотом искрится.

Солнце, солнце, веселей

Посвети еще, погрей.

Дождик, дождик, не мешай

Собирать нам урожай!

б) беседа Ребята, вы видели как в поле колышутся колосья? А держали в руках солому – золотистую, гибкую, ароматную? Если нет, то вам можно позавидовать, так как это удовольствие у вас впереди.

II. Постановка цели. Актуализация знаний.

– Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Определить его необычность вам поможет мое четверостишье. Слушайте внимательно!

Для крестьян в веках солома –

Корм. Подстилка для скота.

Крыша для сарая и для дома,

И вечная в поделках красота. (Во время чтения четверостишья воспитатель демонстрирует аппликации из соломки)

– Кто из вас догадался, с каким природным материалом мы сегодня познакомимся? (это солома, правильно).

– А кто может определить, каким способом выполнены эти работы? (Дети определяют, что это аппликация, но сразу возникает вопрос, а где взять такую широкую соломку?)

– Широкую соломку нам искать не придется, а вот подготовить ее к работе в наших силах. Тем более что тема нашего занятия так и звучит «Способы получения соломенных лент».

III. Работа по теме занятия.

– Ребята, люди всегда стремились наиболее полно, с любовью и фантазией использовать все то, что дает им природа. Из зерен пшеницы и ржи делают хлеб. Но ценен не только колос, но и хлебный стебель. В России из соломы делали циновки, игрушки, ею украшали изделия из древесины – табакерки, шкатулки, (демонстрируются перечисленные предметы, инкрустированные соломкой) и даже пасхальные яйца. В Белоруссии в церквях царские врата украшали тончайшими узорами из «золотой» соломки, а в крестьянских избах белорусские умельцы на счастье вешали соломенного паука.

– А в наше время, где мы можем встретить солому и в каком виде? (Правильно, вначале мы увидим ее в поле.)

– Ребята, мы проращивали с вами зерна злаковых культур, рассматривали гербарий овса, пшеницы, смотрели научно-популярный фильм о том, откуда пришел на наш стол хлебушек, вспомните, пожалуйста, какого цвета была пшеница? А какого цвета в это же время был овес? (Овес более эластичный и обладает золотистым оттенком, срезать его лучше до наступления дождливой погоды.)

– Послушайте, как легче это запомнить.

Стебель злака – рожь, пшеница,

То, что в избытке урожай принес,

Но для аппликаций пригодится

Только снятый до дождя овес.

В цвет перламутра ценно волоконце,

Листья отрываются, потом

Стебель сушится на солнце,

Коленца отсекаются ножом.

– Прежде чем начать работу по отсеканию коленцев, давайте определим, какие инструменты и приспособления нам будут необходимы? (Разделочная доска и нож-косяк для воспитателя, ножницы для детей.)

– Какие правила безопасности нам необходимо вспомнить? (Ответы детей…, а воспитатель предлагает запомнить их в стихотворной форме.)

«В полном уме и ясности знай правила безопасности»

1. Чтобы соломку не кусать зубами,

Нож и ножницы имейте под руками.

Правильно кладите их, друзья,

Острыми концами от себя!

2. Помните, острые предметы как ни странно,

Могут ранить постоянно.

(Под руководством воспитателя дети отсекают коленца у стеблей злаковых культур.)

Алгоритм выполнения работы
  1. Приготовить картонную коробку, ножницы.
  2. Ножницами отсечь коленца на стеблях.
  3. Убрать мусор.

– Что получилось у нас, ребята? (Соломенные трубочки.)

IV. Физкультурная минутка.

Ветер дул на волосок, (Руки согнуты в локтях, махи кистями рук.)

Закачался колосок. (Руки вверх, движение руками в стороны.)

Ветер вдруг подул сильней (Движение руками в стороны усиливается.)

Колоски рвал со стеблей. (Резко опустить руки вниз.)

Ветер, дуй скорей ты тише – («Погрозить» указательным пальцем.)

Шелест поля хотим слышать. (Сесть за столики.)

V. Продолжение работы по отсечению коленца у стеблей злаковых культур.

– Ребята, посмотрите на наш необыкновенный солнечный материал, с которым мы будем работать целый год. Из соломы можно мастерить игрушки, чудесные картины, открытки с сюрпризом – из круглой соломы и плоской, естественной и окрашенной. Но прежде нам предстоит ее обработать.

– Внимательно послушайте, что предлагает нам горячий способ обработки соломки.

Все трубочки в посуду помещаем,

Чтобы свободно разлеглись на дне,

Кипятком покруче заливаем

И кипятим на медленном огне.

А спустя буквально пять часов

Достанем содержимое на свет,

Вода стечет и мы без лишних слов

Все сложим в целлофановый пакет.

Берем уже вареную соломку,

Нож, имея под рукой,

И срезаем им очень тонко

Паренхиму – рыхлый слой.

Всегда на чистой лишь бумаге,

Чтоб отпечатки не стирать потом,

Освобождаем от ненужной влаги,

Разглаживая нежно утюгом.

Ленточка к изделию готова,

Подходит к аппликации любой,

Где соломка – главная основа

Особенной пленяет красотой.

– Какой алгоритм работы вам подсказало мое стихотворение?

Горячий способ обработки соломы.
  1. Соломенные трубочки варим на медленном огне 5-6 часов.
  2. Вареную соломку кладем в целлофановый пакет.
  3. Срезаем паренхиму ножом-косяком (воспитатель или родители, детям показываем лишь технологию).
  4. Разглаживаем соломку горячим утюгом.
  5. Складываем в картонную коробку.
  6. Убираем рабочее место.

– Вспомним правило другое, страшное, но важное!

1. Не играй с горячим утюгом,

Не игрушка он – убедишься потом!

2. Не подходи к кипятку ни в какую,

Как в сказке сваришься вкрутую.

Взрослых к работе привлекай,

Будь аккуратен, не зевай!

А если серьезно, то обязательно

Все выполнять надо очень внимательно!

После демонстрации следующего этапа работы, под руководством воспитателя ребята пробуют срезать паренхиму и разгладить соломку утюгом.

– Теперь хочу я для сравнения предложить вам холодный способ получения соломенных лент.

Соломку нужно кипятком залить,

Ей ночи хватит настояться,

Затем всю воду аккуратно слить,

А чуть подсохнет, можно заниматься.

Определить изнанку вряд ли сложно,

Круглые концы у ножниц взять

И ими с силой, только осторожно

Объемность формы надобно придать.

До полного в итоге высыхания

Разложите ленточки все в ряд,

Их форма также привлечет внимание,

Чтобы наполнить восхищеньем взгляд.

Холодный способ обработки соломки.
  1. Залить соломенные трубочки кипятком на ночь.
  2. Слить остывшую воду.
  3. Разрезать соломинку вдоль ножом или ножницами.
  4. Круглыми концами ножниц разгладить соломенную ленту.
  5. Хранить в старом не нужном журнале.
  6. Убрать рабочее место.

Воспитатель демонстрирует технику приготовления соломенной ленты холодным способом, затем работа выполняется детьми под присмотром воспитателя.

VI. Итог занятий первой темы.

– Ребята, мы познакомились с горячим и холодным способами получения соломенных лент. Горячий способ трудоемкий и без помощи взрослых вам не обойтись. Вы обратили внимание на то, что рыхлый слой – паренхиму мы срезали уже с вареной соломки, а из тех соломенных трубочек, которые мы с вами получили на занятии, ее не удалить. Поэтому каждый из вас возьмет домой свои соломенные трубочки, возьмет памятку правил безопасности и инструкцию по горячему способу изготовления соломенных лент и выполнит эту работу дома под присмотром родителей. На следующих занятиях я покажу вам, как склеивать соломенные ленты в общую деталь.

VII. Рефлексия.

– Ребята, что вам показалось самым интересным на занятии?

– Какие затруднения вы испытывали?

– С каким материалом мы сегодня работали?

– Чтобы вы хотели смастерить своими руками на следующем занятии?

 

Тема 2: Изготовление отдельных деталей из соломенных лент к выбранному эскизу

 

(Методическая разработка рассчитана на 3-4 занятия, учитывая темп работы дошкольников.)

Программные цели и задачи:

  • познакомить с технологией работы с соломкой; дать детям элементарные знания об аппликации из соломки;
  • обогащение познавательного опыта (на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки сюжета, эскиза аппликации и отражать их в речи), направленное на развитие памяти, мышления, речи, воображения;
  • коррекция недостатков познавательной деятельности ребят в процессе систематического и целенаправленного формирования полноценного воспитания формы, величины, цвета аппликации, эскиза;
  • формирование пространственных ориентировок.

Объект труда: изготовление отдельных деталей эскиза объемной аппликации из соломенных лент.

Материалы: соломенные ленты, писчая бумага, черная упаковочная фотобумага, клей ПВА, копировальная бумага, 1/2 часть листа цветного картона.

Инструменты и приспособления: ножницы, карандаш для разметки, кисть для клея, тряпочка для вытирания рук, гладильная доска, утюг.

Основные технологические операции: разметка, резание ножницами, соединение соломенных лент с помощью клея, закручивание деталей с помощью ножниц, тонировка соломенных деталей утюгом.

Технико-технологические сведения: инструменты и приспособления, применяемые в работе с соломкой, правила безопасности труда при работе с ними; правило организации рабочего места; резание соломки ножницами; приемы разметки с помощью шаблонов и копировальной бумаги; соединение соломенных лент с помощью клея в основную деталь; резание соломенных детали; создание фона соломенной детали.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Постановка цели. Актуализация знаний.

– Ребята, на занятии по развитию речи мы знакомились с вами с литературной сказкой «Аленький цветочек». Кто может назвать автора этой сказки?

(С .Т. Аксаков.)

– Кто знает, почему после названия сказки, написано «Сказка ключницы Пелагеи»? (У Аксакова, как и у Пушкина в детстве была няня, и звали ее Пелагея. Она была для Аксакова первой наставницей и рассказчицей. Этой ключнице Пелагее обязан С. Т. Аксаков сказкой «Аленький цветочек».)

– Посмотрите на иллюстрацию к этой сказке, что изображено в ее центре? (Аленький цветочек)

– Обратите внимание на необычную форму цветка, на его цвет, на то, что окружает аленький цветочек? (Ответы детей.)

– Сегодня мы будем учиться с вами, делать такие красивые цветы из соломенных лент.

III. Работа по теме занятия.

– Перед вами на столе чистый лист бумаги, нарисуйте на нем, как вы представляете себе аленький цветочек, но я прошу вас нарисовать такой цветок, который мы смогли бы подарить своей маме. (Дети делают наброски простым карандашом.)

– Давайте продемонстрируем свои наброски, поделимся впечатлениями. (Дети делают вывод, что набросок не яркий, один контур, сплошные элементы геометрических фигур.)

– Ребята, посмотрите, что у меня получилось с такого же невзрачного наброска. (Показываю свой набросок аленького цветка и цветок, выполненный из соломенных лент в виде объемной аппликации.)

– Понравилось, у вас тоже получится. Начнем с изготовления шаблонов. У каждого из вас они будут разные. Для этого с помощью копировальной бумаги на картон переведем отдельные детали. (Воспитатель показывает, и дошкольники выполняют работу с ним.)

– Ребята, вы не забыли, что инструменты, материалы, приспособления располагаются на рабочем месте в определенном порядке, проследите, все ли вы кладете на место, удобно ли вам работать?

– Теперь нам необходимо вырезать шаблоны. Вырезая их, вспомним «В полном уме и ясности правила безопасности». (Дети вслух повторяют правила заученные на предыдущих занятиях и вырезают каждый свои шаблоны.)

– Обведем готовые шаблоны на писчую бумагу (эту работу дети выполняли много раз), только контуры обводимых шаблонов прорисовывать жирнее, чем обычно и детали аппликации располагать на расстоянии друг от друга, чтобы было удобно вырезать деталь с соломкой. (Дети выполняют работу самостоятельно.)

IV. Физкультминутка. (Выполняется на массажных ковриках в носочках.)

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

V. Практическая работа дошкольников.

– Давайте вернемся к сказке «Аленький цветочек», вернее к иллюстрациям к этой сказки. Обратим внимание на оттенки цветка, что можно сказать о них? (Дети делают вывод, что цветок нарисован одним цветом, только к центру цветка краска гуще, насыщеннее.)

– Для того, чтобы наш цветок получился красивым нам нужно отобрать соломенные ленточки одинаковые по цвету. (Дети выполняют работу самостоятельно.)

– Сейчас мы приступим к самому важному этапу в выполнении аппликации из соломки, склеивании отдельных деталей. Но в самом начале заучим следующие правила из памятки «В полном уме и ясности знай правила безопасности».

1. Помни строго, то, что клей

Не для клейки себя и друзей.

2. Важно всем не забывать,

Что не стоит об одежду руки вытирать.

3. Запомни! Измажешься с ног до головы

И станешь неузнаваемым ты.

А если серьезно, то обязательно, все выполнять надо очень внимательно!

– Начинаем приклеивание соломенных ленточек с середины детали, потом заполняем края. Ребята, соломинки должны выходить за контур детали. Располагать соломинки нужно разумно. Клей наносить на лист бумаги, т.е. на деталь по мере заклеивания соломкой. Каждую приклеенную ленточку следует отполировать круглыми концами ножниц с лицевой стороны детали. Стараться располагать соломенные ленточки вплотную друг к другу, без пробелов. (Каждый этап проделывается воспитателем, комментируется, затем выполняется вместе с детьми с повторным комментированием и проговариванием ребятами.)

– Трудное было задание? Я думаю, вы все справились, но это еще не все. Теперь вырезаем деталь по контуру и сразу наклеиваем ее на черную бумагу, которая служит упаковкой для фотобумаги, обычная не подойдет. (Работу дети выполняют самостоятельно, это они могут делать легко.)

– А кто догадался, для чего мы наш листик от аленького цветка наклеили на черную упаковочную бумагу? (Для того чтобы нашему листику создать контур.)

– Вырезаем деталь так, чтобы черный контур выглядывал на 2 мм. (Вы резанный таким образом листок демонстрируется детям, и предлагается выполнить эту работу самостоятельно.)

– Покажите друг другу свои листочки, что нам осталось сделать? (Придать листку форму объемности и наложить оттенок.)

– Для того чтобы наложить оттенок на наш лепесток, нам понадобится горячий утюг. А как пользоваться утюгом, мы сейчас вспомним!

Не играй с горячим утюгом,

Не игрушка он – убедишься потом!

В розетку пальцы не совать,

Назад их просто не достать.

– Нижний край лепестка «прижариваем» утюгом. Получаем красивый, но еще плоский лепесток. Придерживаем левой рукой край готовой детали, а правой рукой при помощи прямых концов ножниц придаем форму объемности, в таком виде оставляем до полного высыхания, только изготовленные детали. Лепесток готов! А цветок?

VI. Физкультурная минутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук + упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

VII. Практическая работа дошкольников.

Подбор соломенных лент.

  1. Склеивание соломенных лент на обведенном шаблоне.
  2. Вырезание соломенных деталей.
  3. Наклеивание соломенной детали на черную упаковочную бумагу.
  4. Вырезание детали с контуром.
  5. Наложение оттенка при помощи горячего утюга.
  6. Придаем детали форму объемности.

(Дети выполняют работу по изготовлению остальных деталей аленького цветка самостоятельно под руководством воспитателя. Воспитатель помогает ребятам по необходимости.)

VIII. Заключительный этап – компоновка деталей.

– Вот вы и закончили подготовку деталей аленького цветка. Но сами по себе лепестки ничего не представляют, их нужно собрать в композицию. На цветном картоне выложите свой «аленький» цветочек так же, как изображено на вашем наброске. Собрали? Теперь поочередно смазываем клеем плоские детали по всей поверхности, а объемные – на концах. (Дети склеивают детали, воспитатель объясняет, что объемные детали прижимают обратной стороной кисточки.)

– Закрепим то, что мы только что проделали.

Теперь мы компонуем детали

На том фоне, что задуман вами,

Клей ПВА для дерева мы взяли,

Деталь к детали кладем разными углами.

Объемным – на концы наносим клей,

Плоским – всю поверхность покрываем,

И та работа кажется живей,

В которой свою душу оставляем.

IX. Выставка детских работ.

– Ребята, посмотрите на свои работы, как они хороши! Как блестит соломка, цвет мягкий натуральный, и оттенки. Народные мастера использовали эти свойства соломки в своих работах, располагая, детали соломки под разными углами друг к другу.

X. Рефлексия.

– Какую сказку мы вспоминали?

– чем вам запомнятся эти занятия?

– Какие материалы вам потребовались для выполнения аппликации?

– Как вы думаете, обрадуется вашему «аленькому» цветку мама?

– Хотели бы вы продолжить работу с соломкой?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр»

Методические рекомендации «Сенсорное развитие детей, посредством дидактических игр» Аннотация Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в...

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку»

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку» Сроки выполнения проекта: краткосрочный с 14 марта – 26 марта. Тип – социальный, игровой. Участники проекта:...

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы

Сценарий театрализации «Поможем Зайчику» для детей 2 младшей группы Цель: Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Задачи: 1. Создавать благоприятные условия для развития...

Читайте также

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья…

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья Р» для обучающихся 5-6 лет (К дню открытых дверей в ДОО)

Сценарий осеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние чудеса»

Сценарий осеннего развлечения для детей среднего дошкольного возраста «Осенние чудеса» Цель: Продолжать знакомить с временем года, побуждать интерес к сезонным изменениям в окружающем...