Развитие творческого потенциала дошкольников средствами театра

(Вопросы кукловождения)

 

Материалы данной работы могут быть использованы в работе с детьми 5-7 лет музыкальными руководителями, воспитателями и руководителями детских театральных студий ДОУ.

 

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - что путь через творческую игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализовано-игровая деятельность. Театр - одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Театр — один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей-дошкольников. Чем активно пользуются педагоги-интузиасты, работая в театральных студиях и просто вводя в повседневные занятия элементы театрализации. Хотя надо сказать откровенно, что не все из них знакомы с простейшими правилами кукловождения. Давайте вместе вспомним эти нехитрые условия.

Думаю логичнее будет начать с наиболее доступного вида детского театра – настольного. Который в свою очередь подразделяется на театр игрушек (мягкой, резиновой, пластмассовой, деревянной), театр картонной фигурки, конусный театр (основа фигуры – форма конуса), театр коробки (основа фигуры – форм коробки), театр кружки, театр скульптуры и другие.

Все эти разновидности настольного кукольного театра подчиняются следующим правилам кукловождения и показа:

  1. Педагог заранее продумывает порядок появления фигур на столе.
  2. При движении куклы педагог держит ее так, чтобы не закрывать лицо фигуры.
  3. Кукловод при «ходьбе» куклы, слегка покачивает ее из стороны в сторону, не поднимая фигуру высоко над столом.
  4. При имитации речи, кукла слегка покачивается вперед в ритме произносимых слов.
  5. При демонстрации диалога «молчащая» кукла остается неподвижной.
  6. Для имитации бегущей куклы увеличивается темп ее покачивания на одном месте, при этом меняются декорации и имитируется усиление дыхания.
  7. Кукловод не забывает о том, что плоскостную фигуру нельзя держать боковым ребром к зрителю.
  8. Педагог своевременно напоминает детям, участвующим в постановке, не заслонять собою действие для зрителя и удобно менять руки с той же целью.

При демонстрации действия на фланелеграфе педагог рекомендует детям заранее разместить фигуры на столе в очередности их появления на полотне, так же учитываются правила № 2, 7 и 8 для вождения настольных кукол. В домашних условиях родители могут заменить фланелеграф на спинку стула, дивана, кресла.

Одним из интереснейших видов кукольного театра, для детей, является пальчиковый театр. Голова персонажа одевается на палец. Ее можно сделать из бумаги, пробки, теннисного шарика, старой игрушки, папье-маше, связать.

Если каждый палец руки оформить как головку куклы, получается сразу пять персонажей. Головки могут прикрепляться и на перчатку. Этот вид театра предполагает предварительное проведение игровых разминочных упражнений, пальчиковой гимнастики. Часто используют в работе и театр рукавички, он проще в применении, но так же требует соблюдения некоторых правил: своевременно поворачивать руку в рукавице так, чтобы мордочки зверей, лица героев смотрели друг на друга при диалоге; при обращении к зрителю поворачивать фигуры полностью, держа их на одной высоте.

Театр Петрушек – это наиболее распространенный вид театра. По этому принципу можно изготовить национальные игрушки – героев сказок Поволжья (Шурале, водяная и другие). Руководя не первый год театральной студией, работу с куклами би-ба-бо начинаю с треножа при помощи специально изготовленных перчаток. Дети выполняют специальные упражнения на имитацию. Кукла идет, бежит, марширует, танцует, выходит к центру ширмы и удаляется, постепенно исчезая, спит, сидит, кланяется, хлопает в ладоши, выполняет гимнастические упражнения. Здесь тоже свои правила:

  1. Кукла появляется с боковой грядки ширмы, видимая для зрителей частично, а приближаясь к центру ширмы постепенно появляется во весь рост. Соответственно ее голос, пение звучит в начале приглушенно и усиливается с приближением к центру.
  2. При имитации шага куклы, кукловод выполняет ритмичные повороты рукой вправо-влево, при имитации бега куклы эти повороты выполняют быстрее и суетливее. Иногда ритм движения определяет музыкальное сопровождение.
  3. Педагогу следует обучать ребенка-кукловода перемещаться всем телом вместе с рукой по ходу движения куклы.
  4. Детям необходимо напоминать, что излишний упор на ширму может повлечь за собой ее падение.
  5. Для имитации сна куклы – она поворачивается спиной к зрителю, укладываясь на бок, слегка покачиваясь, изображая дыхание во сне.
  6. Педагогу следует напоминать ребенку – кукловоду держать руки, лапки зверей сложенными вместе перед собой.
  7. Забавным приемом ребенок – кукловод может посадить куклу на ширме. Кукла поворачивается боком к зрителю, слегка опускается, а свободный кулачок кукловод подставляет под платье куклы, изображая колени сидящей куклы.
  8. При имитации плача – фигуру слегка потряхивают, кукла закрывает лицо руками. При изображении смеха – кукла потряхивается, держась за животик, делает наклоны вперед.
  9. Для разнообразия действия и удобства кукловодов – выход персонажей на ширму возможен не только с боковых грядок, но и с глубины сцены.
  10. Для того, чтобы помочь ребенку дольше держать руку на ширме, можно научить его придерживать локоть рабочей руки свободной.
  11. Главным условием театрализованного действия с любой куклой – это донести до ребенка, что главным героем постановки является кукла, а не он сам. Ребенок постоянно должен контролировать действия куклы, правильное положение ее на грядке ширмы, не давая ей падать.

В рамках данной работы не все виды детского театра были рассмотрены мною. Но надеюсь, что мои нехитрые советы помогут творческим молодым педагогам, работающим в этом направлении.

 

Используемая литература:

  1. Макшанцева Е.Д. «Детские забавы», «Просвещение», Москва 1991.
  2. Караманенко Т.Н. «Кукольный театр - дошкольникам», «Просвещение», Москва 1982.
  3. Картушина М.Ю. «Забавы для малышей», Творческий Центр, Москва 2005.
  4. Шульгина Е.В. «С днем рождения!», «Просвещения», Москва 1996.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7…

Интерактивная дидактическая игра по теме «Один дома» для детей 3-7 лет

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные…

Экологический проект во второй младшей группе «Обитатели леса. Как животные готовятся к зиме» Тип проекта: познавательно-исследовательский. Длительность: краткосрочный проект. Участники проекта: дети второй...

План работы по самообразованию педагогов. Тема: По страницам Красной книги

План работы по самообразованию педагогов Тема: По страницам Красной книги Цель проекта: Знакомство с Красной книгой России, как государственным документом и ее значением...

Читайте также

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Проект в средней группе на тему: «Осень»

Проектная деятельность в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной…

Проектная деятельность в старшей группе по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родной свой край люби и знай!» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие...

Занятие по рисованию для 2й младшей группы «Морковь для Зайки»

Занятие по рисованию для 2-й младшей группы «Морковь для Зайки» Цели: - Закрепить знания об овощах с детками. - Обозначить внешние признаки по...