Формирование личности детей старшего дошкольного возраста через активную познавательную деятельность
Проблема и актуальность.
В настоящее время концепция модернизации Российского образования одним из главных направлений определяет интеллектуальное развитие подрастающего поколения, его познавательной активности.
Проблемой изучения познавательных процессов занималось множество педагогов и психологов (Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, В.В. Зеньковский В.В.) и многие другие. Ученые и педагоги отмечают, что в настоящее время происходит снижение познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. В первый класс поступает 50-70% детей с низкой познавательной активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, реже задают познавательные вопросы, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности. Причины, препятствующие развитию познавательной активности: готовые знания даются раньше, чем он может их познать, усвоить; пассивное слушание информации, используют роль «копилки»; слабое владение познавательными действиями.
Проблема развития познавательной активности дошкольников – одна из самых актуальных в детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно только благодаря его активности и деятельности, так как, активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Еще одна из проблем, это снижение активности самих родителей в общении с ребёнком. Своё свободное время дети проводят у компьютеров, они всё реже просят почитать, дети перестали интересоваться книгами, лучший подарок на День рождения это планшет, компьютерная игра, а что может сблизить ребенка с мамой, папой? Конечно, совместная деятельность! Поэтому, кто как ни родители должны быть первыми помощниками в поиске познания окружающего мира.
Учитывая актуальность и проблемы познавательной активности детей дошкольного возраста, мной была выбрана тема работы: «Формирование личности детей старшего дошкольного возраста через активную познавательную деятельность».
Я работаю воспитателем в общеобразовательном учреждении «Начальная школа – детский сад» для детей с нарушением зрения. Все дети, которые посещают мою группу, имеют патологии зрительных функций, разных по диагнозам:
- амблиопия средней и слабой степени;
- косоглазие (сходящее и расходящее);
- миопия высокой и слабой степени;
- гиперметропия (дальнозоркость).
Исследования физических и психических данных слабовидящих детей с амблиопией и косоглазием дошкольного возраста (М.И. Земцова, В.А. Кручинин, Н.М. Ржанова) указывают на их отставание в развитии психических процессов, по сравнению с нормально видящими сверстниками.
Состояние каждого ребёнка в моей группе обусловлены отставанием в развитии памяти, мышления, неустойчивым вниманием, быстрой утомляемостью, легкой ранимостью и возбудимостью.
Зрительная обедненность предметных представлений представляют трудности при описании предметов, составлении рассказов, классификации и дифференциации предметов.
Я предположила, что если я буду обогащать положительной мотивацией познавательную, творческую, исследовательскую деятельность детей, то есть создавать условия для всестороннего развития дошкольников, то создадутся благоприятные условия для развития познавательной активности, а значит, дети научатся мыслить рассуждать, делать выводы, выделять главное.
Своей целью поставила: формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной деятельности, умеющего понимать целостную картину мира, использовать и перерабатывать информацию для решения жизненно важных проблем. Всё это достигаю при условии и решения следующих задач:
- Изучать научную и методическую литературу в образовательной области «Познание».
- Обогащать сознание детей новым содержанием, которое способствует накоплению представлений ребенка о мире.
- Стимулировать активность детей к развитию интересов к разным видам познавательной деятельности.
- Систематизировать накопленную и получаемую информацию посредством логических операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация)
- Развивать способности речевого развития, отвечать на вопрос, конкретно, содержательно.
- Учить реализовывать себя в обществе, вступать в контакт со сверстниками и взрослыми.
- Формировать умения зрительно-моторной координации.
- Воспитывать потребность детей в познании окружающего мира.
В работе руководствовалась советом великого советского педагога В. А. Сухомлинского: «Не обрушивайте на ребёнка лавину знаний, не стремитесь рассказать всё, что знаете, т.к. под лавиной знаний могут быть погребены любознательность и пытливость ума. Умейте перед ребенком открывать окружающий мир…. Оставляйте, всегда, что-то недосказанное, чтобы ребёнку ещё раз возвратиться к тому, что он узнал». Новизна моего опыта работы состоит в комбинации элементов нетрадиционных методов и приёмов. Развивая познавательный интерес у детей старшего дошкольного возраста, я в своей работе использовала современные образовательные технологии и методики:
- опытно-исследовательскую деятельность;
- проектную деятельность;
- проблемно-поисковые ситуации;
- смоделированная деятельность;
- использования ИКТ;
- использование схем и моделей.
Одно из приоритетных направлений моей работы является проектная деятельность, которая придаёт креативный характер всему процессу познавательной деятельности, помогает развивать у детей потребность в познании, ставит ребенка в позицию активного участника, учит работать в команде: ребенок – педагог – родитель. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, а значит, учит брать на себя ответственность за производимые действия. Тема проект «Край родной – Родина моя», эту тему я взяла не случайно. Основная причина социальной патологии нашего общества состоит в том, что оно потеряло главный ориентир – патриотизм. Хотя в последнее время идёт переосмысление сущности патриотического воспитания. Основополагающим фактором интеграции в патриотическом воспитании дошкольников всё больше рассматривают региональный компонент. Потому, как всем известно, что любовь к Родине начинается со своего родного дома, с реки, родного края. Чтобы сформировать чувства эмоционального насыщенного образа, я пришла к разработке и осуществлению этого проекта.
В процессе проекта участвовали дети подготовительной группы и их родители. Проект носил информационно-исследовательский, творческий характер. Цель проекта «Край родной – Родина моя»: становление у дошкольников научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельного отношения к окружающей среде, к своему народу на основе единства чувственного и эмоционального познания природного и социального окружения.
Задачи проекта отражали основные направления образовательной деятельности:
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к достопримечательностям нашего края.
- Развивать способность воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы, бережно относиться к животному и растительному миру.
- Совершенствовать уровень накопительных практических навыков: словотворчество, художественное творчество.
- Формировать начальные навыки поисковой интеллектуальной деятельности (вместе с взрослыми добывать материал и сообщать его детям)
- Учиться анализировать, обобщать информацию.
- Бережно относиться к историческому и культурному наследию своего народа.
- Воспитывать любовь к родном краю – к малой Родине.
На первом этапе исследовательской деятельности перед детьми была поставлена проблема «В наш город приезжают туристы, нужно будет им рассказать о нашем городе. Чем он славиться, чем богат? О чём будем рассказывать? А как самим узнать, чтобы рассказать другим?» Определились с детьми, что принесём энциклопедии, будем читать, сходим в библиотеку, спросим у родителей у бабушек, дедушек, посетим музеи, посмотрим фильмы об Ангаре, о городе Усть - Илимске.
Чтобы поближе познакомиться с историей нашего края, узнать как жили люди на земле Илимской чем занимались, предложила самим родителям изучить материалы познавательного характера о родном крае «Жили были люди на дне Усть-Илимского моря», «Что такое Ангаро - Илимский сектор», «Откуда взялось название Байкал?»,
У бабушки Насти В. есть песни, стихи об Усть-Илимске, у бабушки Карины О. видео фильм «Как всё это начиналось?», подобрали фотографии о строительстве ГЭС, города Усть-Илимска. Так в группе постепенно накапливался, материал по реализации проекта.
На втором этапе исследовательского проекта началась познавательно – исследовательская деятельность с детьми. Мы познакомились с картой Иркутской области. Нашли на карте озеро Байкал, реку Ангару, на реке Ангаре, город Усть-Илимск. А чтобы лучше дети запомнили реки, крупные города нашей области, мы решили сами сделать такую карту- схему. Нанесли границы области, с помощью ниток обозначили главные реки: Лена, Нижняя Тунгуска, река Ангара, приток реки Ангары- река Илим. Обозначили озеро Байкал, наклеили на него разноцветные камушки, закрасили, синим цветом. Родители вместе с детьми подбирали картинки с животными, растениями нашего края, вырезали, а ребята наклевали их на карту. Семья Насти М. организовали нам экскурсию в краеведческий музей, где познакомились с флорой и фауной нашего региона. Большой интерес у ребят вызвала комната культуры и быта жителей Приангарья. Дети увидели, какими были первые утюги, посуда, первые куклы, в какой зыбке укачивали младенцев, какую одежду носили люди в будни и праздники, всем запомнился музыкальный инструмент патефон, который они могли сами завести и послушать песни того времени. Интересная встреча с участником легендарной стройки ГЭС и города Усть-Илимска Мартыновым Петром Дмитриевичем была для ребят значимой. Ребята узнали, какими были эти люди, какие испытания достались им, зачем всё это они создавали и строили? Пётр Дмитриевич рассказывал: Простые люди ехали на стройку. О чём они мечтали? Каким их скромным был обед? Что в будни одевали? Какие испытанья им, достались на веку? И если всё узнаешь ты, изучишь край родной, полюбишь Родину свою, народ полюбишь свой!При встрече дети задавали вопросы, кем работали? как отдыхали? рассказывали стихи о городе, в котором они сейчас живут, о реке Ангаре, при расставании высказывали гостю свои пожелания. Активизируя детей на дальнейшую познавательную активность, я использую в своей работе события специально «смоделированные». В данном случае как средство развития познавательной деятельности коллекционирование, которое позволило мне вызвать у детей новый интерес познания, расширить их кругозор. Коллекция пуговиц и коллекция значков, принесённая мною, вызвала у детей множество вопросов, рассуждений, предположений. Дети узнали, что такое октябрятская звёздочка, кто её носил, что означал значок «Дружинник» «Охранник природы», кому вручались эти значки и за что? В дальнейшем, эти значки мы использовали в сюжетно- ролевых играх. Рассматривая пуговицы, дети узнали, что оказывается, у каждой пуговице есть своя история жизни. Я рассказала я детям про солдатскую пуговицу со звездой: «Её носил солдат, который стоял на посту с оружием в руках, охранял боевой склад, ходил в дозор, выслеживал врага. Он был храбрым защитником нашей Родины». Целую историю я поведала детям о пуговице с иностранными буквами, рассказав о пуговице из песни «Коричневая пуговка», как мальчик Алёша помог пограничникам задержать нарушителя границы, который потерял эту пуговицу. Другая пуговица, самая старая помнила, как тяжело жилось в трудные годы войны, люди испытывали голод и холод. Слушая эти рассказы, у детей появилось желание придумать свои истории «О солдатской пуговице», о пуговице непохожей на другие, о самой маленькой и самой большой. Дети верили в судьбу пуговиц и поэтому с таким интересом их рассматривали и придумывали им свои истории. О своей домашней коллекции мягких игрушек нам рассказала Тая Ф., её самой любимой игрушке «Байкальской нерпе». Мы посмотрели с детьми фильм о Байкале, о его обитателях, дети узнали, что нерпа бывает белой, только, когда маленькая, а когда она вырастает, становится серой. Тимофей К. рассказал нам о машинах, которые помогают человеку в работе, многие дети подключились к разговору, и уже сами рассказывали о своих машинах. Стимулом исследований для других детей были события, которые проходили в группе. Увлечения и любовь к кошкам одних детей, в хорошем смысле слова «заразили» других, дети стали коллекционировать картинки, календарики о животных, кошках, собаках. Узнали, какие породы кошек существуют, как собаки помогают человеку в разных ситуациях. Вместе с ребятами сделали мини альбомы, учились рисовать животных в движении. Дети моей группы со зрительной патологией часто испытывают затруднения в овладении коммуникативной деятельностью. Преодолевая эти трудности, я нахожу выход в условиях театрализованной деятельности, в игре – драматизации, которые, на мой взгляд, обеспечивают наилучший контакт детей со сверстниками и взрослыми, создают возможность более полно, эмоционально, красочно воспринимать окружающий мир. Народная сказка в игре-драматизации позволила обогатить опыт общения детей нравственно-ценным содержанием, способствовала знакомству с окружающим миром с явлениями, культурой и бытом нашего народа. Сказка «Лисичка со скалочкой, помогла, понять пословицу «По труду и плата». Сказка «Пых» помогла запомнить пословицу «В согласии жить - никто не одолеет!». На родительском собрании мы с детьми выступили с концертом, исполнили песню «О дружбе» «О семье» показали сказочное представление «Рукавичка», где участниками были сами дети и их родители. Проживая сказку, я заметила, что дети учатся преодолевать барьеры в общении, учатся чувствовать друг друга, у детей пробуждается фантазия, мышление. Им хотеться проигрывать свои эпизоды, непохожие на заученные. Это помогает детям освобождаться от стереотипов, шаблонов, что даёт простор творчеству, и это радует. Подводя итог работы по формированию развития личности дошкольников через активную познавательную деятельность, я увидела динамику позитивного развития по разным направлениям: Познавательно-речевая активность детей выросла от44% до 57% Социально- личностный рост детей вырос от46% до 78%; Нравственное развитие от 48% до 73%; Художественно эстетическое от 40% до71%. Комплексная работа по развитию познавательного интереса у дошкольников способствует подготовке к школе, формирует умения использовать свои знания в жизни. У детей развивается способность к нестандартному, творческому решению поставленных задач. Надеюсь, что моим детям с ослабленным зрением будет легче адаптироваться в обществе, они будут востребованы в любом коллективе, найдут своё место в жизни. В заключение хочу сказать, что работа, которая осуществлялась в процессе познавательной деятельности важная и ценная для общего развития дошкольников. Она позволяет раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал детей, стимулирует, побуждает интерес к исследовательской деятельности, что очень важно в условиях введения ФГОС дошкольного образования и подготовки детей к обучению в начальной школе, где будет реализовываться стандарт второго поколения.
Список литературы:
1. Венгер Л.А. О формировании познавательных способностей в процессе обучения дошкольников // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Наука, 1981. – 420 с.
2. Венгер Л.А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М.: Академия, 2004. – 128 с.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти томах. Т. 4. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. – М.: Педагогика, 1984. – 432 с. Денисенкова Н.С., Клопотова Е.Е. Особенности познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в нормативной ситуации.
4. Дьяченко О.М., Лаврентьева Т.В. Психическое развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 1984. – 128 с.
5. Кирсанова Т.В., Кузьмина С.П., Савостикова Е.Л. Условия оптимизации развития познавательной активности детей в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2009. – май. – С. 11–15.
6. Лисина М. И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками // 1982. № 4.
7. Матюшкин А. М. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности // Вопросы психологии 1982. № 4. С.5 - 17.
8. Морозова Н.Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье – М. Педагогика, 1981г.
9. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М.: Флинта, 2001.
Читайте также |
---|
Проект на тему «Зимующие птицы»
Проект на тему «Зимующие птицы»
Технологическая карта (конструкт) непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Доброта живет…
Технологическая карта (конструкт) непосредственно-образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию «Доброта живет повсюду»
Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации
Lego-игры для развития мышления, внимания, сенсорной координации В современной педагогике накоплен немалый опыт по развитию мышления при помощи разных видов детской...