Конспект познавательно-исследовательской НОД на тему:
«Знакомство с гончарным промыслом и народной игрушкой г. Задонска»
Программные задачи:
- познакомить детей с гончарным промыслом г.Задонска (фотовыставка), с мастером гончарного промысла Алехиным А.В., художниками гончарного промысла Ряжских В.М. и Чурсиной Н.В.;
- вызвать интерес к предметам гончарного промысла и народной игрушки;
- расширять и обогащать словарный запас речи детей: гончарный круг, муфельная печь для обжига, глазурь; развивать познавательные интересы детей;
- воспитывать чувство гордости за земляков - народных умельцев.
Материал: посылка-сундук, предметы гончарного промысла мастеров г.Задонска (кружка, кувшин, корчага, блюдо), народные игрушки - свистульки (петушок, жаворонок, бык, баран), современная посуда (чашка, тарелка, кувшин, кружка).
Интеграция образовательных областей:
Познание, Коммуникация, Социализация, Музыка, Художественное творчество, Познавательно-исследовательская.
Содержание НОД
Игровая мотивация.
Почтальон приносит в детский сад посылку -сундук без обратного адреса.
- Как узнать, откуда пришла посылка?
Дети размышляют: спросить у почтальона, открыть и посмотреть, что лежит в сундуке.
- Какой мы выбираем вариант? (Открыть.)
Дети открывают сундук и достают из него изделия гончарного промысла: кружка, кувшин, корчага, блюдо.
- Как вы думаете, кто прислал нам эти изделия? Как узнать? Каков будет план наших действий? (Дети рассматривают все предметы народного промысла, сравнивают их с фабричными образцами современной посуды.)
Проводится дидактическая игра «Найди отличия».
Приходим к выводу, что изделия из сундука ручной работы мастеров.
- А мастера эти живут у нас в г.Задонске и работают в гончарной мастерской. которая расположена на территории краеведческого музея. Они и прислали нам посылку-сундук. А где можно разместить эти изделия гончарного промысла, чтобы дети нашего детского сада могли с ними знакомиться?
(Происходит дискуссия, дети предлагают различные варианты, приходят к единому мнению.)
- Лучшее место для этих красивых предметов - Центр краеведения (располагают предметы на полочках).
Вам интересно узнать о мастерах, которые изготовили изделия? Тогда пройдем на фотовыставку.
Рассказ воспитателя:
Гончарный промысел - это древнее ремесло. Давным-давно этим видом ремесла занимались и у нас в Задонском крае. Изготавливались тогда предметы домашнего обихода и продавались на рынке. Позже с появлением фабрик о гончарном промысле забыли. И только в наше время возобновилась работа гончарного мастерства на территории краеведческого музея. В гончарной мастерской работает мастер народных изделий - Алехин Александр Васильевич, художники гончарного промысла Ряжских Владимир Михайлович и Чурсина Надежда Викторовна (рассказ сопровождается показом фотографий).
Они сами сконструировали гончарный круг с электрическим приводом и с его помощью изготавливают изделия из разных сортов глины.
Обратите внимание на фотографии предметов народного быта, назовите их и расскажите, для чего они предназначены. (Ответы и рассказы детей.)
Особенностью украшения изделий народных мастеров является метод процарапывания по необожженному предмету, раскрашивания гуашью, покрытие глазурью внутренней части предметов и затем обжиг в муфельной печи.
Вновь привлекаю внимание детей к посылке-сундуку:
- Оказывается, наш сундук - волшебный! У него есть второе дно! Хотите посмотреть, что там спрятано? (Достаем игрушки народного промысла: свистульки разной формы.)
Эти игрушки прислала нам Надежда Викторовна Чурсина - художник гончарного промысла. Она занимается лепной керамикой народной игрушки.
Дети рассматривают игрушки, называют их.
- Каждая игрушка хранит тепло рук мастера, ведь сначала каждую игрушку он лепит, потом сушит, обжигает в печи, раскрашивает яркими полосками.
- Дети, а почему вам нравятся эти игрушки? (Ответы детей.)
- Я с вами согласна. Они красивые, яркие, блестящие, это не просто игрушки - это свистульки. Каждая из них издает определенный звук (прослушивают звучание каждой игрушки, останавливаемся на свистульке-жаворонке).
- Вот свистулька - жаворонок, на своих крыльях настоящая птица - жаворонок приносит долгожданную весну, которую мы встречаем песнями и выпеканием пирогов в виде птичек. Жаворонки живут в полях среди хлебов, трудится вместе с человеком.
А вы хотите посвистеть, весну покликать? Возьмите свистульки и все вместе посвистим.
Читаю закличку:
Весна, весна яркая,
Пришла весна красная,
Птицы громко поют,
Громко, спать не дают.
Сегодня я рассказала вам о творчестве народных умельцев земли задонской. А в следующий раз мы пойдем с вами на экскурсию в гончарную мастерскую, где вы сами познакомитесь с мастерами и понаблюдаете процесс изготовления изделий народного промысла.
Читайте также |
---|
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру с рисованием в средней…
Конспект интегрированного занятия по окружающему миру с рисованием в средней группе Тема «С чьей ветки детки» Цель: познакомить и закрепить название...
План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе…
План-конспект занятия по ФЦКМ «Игрушки» в подготовительной к школе группе детей с ЗПР Интегрированное подгрупповое занятие. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие. Цель:...
Педагогический проект «Лесная аптека»
Педагогический проект «Лесная аптека» Тип проекта: групповой, развивающий, лично – ориентированный. Участники: дети 5- 6 лет, педагоги и родители. Срок реализации: краткосрочный (май 2022...