План – конспект совместной деятельности педагога - психолога и детей подготовительной к школе группы по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: «Дорога добра»
Цели:
1. Сохранение психологического здоровья детей через развитие навыка свободного общения с окружающими.
2. Создание условий для накопления положительных эмоций и чувств у детей.
Образовательная область |
Задачи |
Целевые ориентиры |
||
Коррекционно-развивающие |
Коррекционно-образовательные |
Коррекционно-воспитательные |
||
«Социально-коммуникативное развитие» |
Корректировать и развивать у детей навыки конструктивного общения и взаимодействия в процессе совместной деятельности с взрослым и сверстниками. Развивать у детей способности понимать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других людей. |
Сформировать у детей первичные представления о нравственных нормах и ценностях, принятых в обществе на примере сказочных героев и сказочного царства. |
Воспитывать у детей навык здороваться и прощаться с окружающими. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, сопереживание героям сказки, доброжелательность в общении с окружающими людьми. . |
Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, способен учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства. Может следовать социальным нормам поведения и правилам во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Может соблюдать правила личной гигиены. |
«Речевое развитие» |
Корректировать и развивать у детей умение свободно высказывать своё мнение в процессе совместной деятельности. |
Активизировать и обогащать словарный запас детей за счет слов, обозначающих различные эмоции: радость, грусть, печаль, злость, обрадоваться, разозлиться, испуганный, сердитый |
Воспитывать у детей навык внимательно слушать собеседника, не перебивая его. |
Ребёнок может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств. |
«Познавательное развитие» |
Развивать у детей любознательность и познавательную мотивацию; воображение, фантазию и творческую активность; произвольное внимание и память. |
Обогатить жизненный опыт детей посредством сказки. Сформировать у детей первичные представления о причинах и следствиях негативных эмоций на примере сказочного героя. |
Ребёнок проявляет любознательность, пытается экспериментировать, обладает развитым воображением. |
|
«Физическое развитие» |
Развивать у детей координацию движений, мелкую моторику рук. Снять мышечное напряжение. |
У ребёнка развита мелкая моторика, он подвижен, может управлять своими движениями. |
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация, круги из зеленой бумаги, два мостика: желтого и синего цвета; наборы для развития мелкой моторики (бусинки), набор сюжетных картинок к сказке «Гадкий утенок», воздушные шары по количеству детей, маркеры разных цветов, наклейки – сердечки по количеству детей.
Ход НОД
Деятельность педагога |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1. Приветствие психолога детям: – Здравствуйте, ребята! Я очень рада снова встретится с вами. И сегодня к нам пришли гости, чтобы увидеть, что интересного у нас здесь происходит. Вы не против? Тогда давайте поприветствуем гостей. 2.Приветствие детей гостям. |
Под музыку в группу, в сопровождении воспитателя, проходят дети и встают в круг. Дети здороваются с гостями: - Здравствуйте, мы очень рады Вас видеть у себя в гостях. |
Позитивный настрой на занятие; создание атмосферы психологического комфорта. |
2. Ритуал приветствия: 3. Упражнение «Доброе сердце»: А теперь ребята, как обычно в начале, нам необходимо зарядить добром наше волшебное сердечко. Мы поприветствуем друга слева, обратимся к нему ласковым именем (можно несколько вариантов) и скажем ему комплимент, а затем передадим ему сердечко. Так мы поприветствуем всех по кругу, пока круг не сомкнётся. |
Речёвка: Что за чудо-чудеса: Раз рука и два рука. Вот ладошка правая, вот ладошка левая. И скажу вам не тая, Руки всем нужны, друзья. Сильные руки -не бросятся в драку. Добрые руки- погладят собаку, Умные руки- умеют лечить. Чуткие руки- умеют любить. Пример: «Саша, Сашенька, Сашуля, какие у тебя лучистые глазки!» |
Расширение и обогащение речи словами с уменьшительно-ласкательными суффиксами, развитие связной речи; -воспитание доброжелательных отношений, навыков взаимодействия и сотрудничества. |
4. Читает притчу «Две свечи» (слайд 1,2) (см. в приложении), раздает наклейки-сердечки. |
Слушают педагога, рассматривают презентацию. |
Развитие слухового внимания, воображения,способности к созданию выразительного художественного образа посредством словотворчества. |
5. Открывает письмо от Герды (слайд 3, 4) 6. Предлагает отправиться в сказочное царство, но пройти нужно через болото, Как это с делать? Пройти по кочкам нужно парами. |
Дети умеющие читать - читают письмо от Герды, обсуждают, высказывают своё мнение. (слайд 5, 6) Обсуждают в парах как можно пройти. Идут в царство через болото по кочкам - парами |
Интерес к предстоящей деятельности Умение работать согласованно в паре |
7. Предлагает, озвучивает задания, помогает, раздает материал: 1) – Вот мы и пришли в сказочное царство и перед нами карта. Первое задание в сундучке, давайте посмотрим, что же там. А там гномы. В какой сказке есть герои-гномы? Снежная королева заколдовала гномов, перепутала их чувства, забрала все цвета. Они не понимают, что чувствуют, поэтому не могут управлять своими чувствами. 2) Молодцы! Вы выполнили первое задание и теперь гномы рядом с Белоснежкой. Давайте посмотрим 2-е задание. Снежная королева перепутала сюжет сказки «Гадкий утенок», и утенок навсегда может остаться гадким утенком и не превратиться в прекрасного лебедя. 4) Рассказывает, подводит детей к выполнению психогимнастики. 5) Раздает детям нитки и бусинки. 6) Раздает детям листочки с пословицами, помогает прочитать. 7) предлагает детям составить предложение из слов. 8) Включает фильм – презентацию «Сказки гуляют по свету» Подводит детей к тому, что все задания выполнили, в сказках навели порядок, Кай с Гердой вместе (слайд 26, 27). Предлагает вернуться в детский сад через волшебный лес. (см. в приложении) |
Дети выполняют задания: (слайды 7-14) 1. «Гномики» - узнать настроение гномиков. Называют сказку в которой есть герои гномы, рассматривают, определяют настроение, чувства, которые испытывают гномы. |
Развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям (мимике, графическим образам); |
2. Восстановить сюжет сказки «Гадкий утенок» (слайды 15, 16).Дети раскладывают сюжетные картинки по порядку и проверяют правильность, рассказывая сказку кратко. |
Развитие долговременной памяти, умение отвечать полным ответом. |
|
3. «Мостики». Дети определят мостики «радости» и «грусти» по цвету, характеру музыки, выбирают по какому мостику хотят пройти, изображая мимикой, жестами эмоции. (слайд17) |
Развитие у детей умения выражать эмоциональное состояние различными способами: вербально, мимикой, жестами. |
|
4. Упражнение «Отдых на берегу реки» (слайд 18). Дети лежат на ковриках и слушают педагога. (см. в прил.) |
Психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании, напряжение и расслабление мышц лица, рук и ног, физическое и эмоционально расслабление и успокоение |
|
5. «Бусы для Золушки» - у золушки рассыпалось ожерелье перед входом во дворец, она расстроилась. Давайте поможем ей собрать ожерелье.(слайд 19-20) |
Развитие мелкой моторики, внимания, активизация мозговой деятельности. |
|
6. Упражнение добрые пословицы: Дети получают листочки с началом пословицы, должны ее продолжить. За помощью нужно обратиться к взрослым. (слайд 21-22) |
Развитие умения взаимодействовать со взрослыми. |
|
7. «Составь предложение» (слайд 23-24) - на льдинках написаны слова «зло», «добро», «побеждает». Нужно составить предложение. Дети составляют предложение и дружно его произносят – включается презентация «Сказки гуляют по свету». (слайд 25) |
||
8. Дети смотрят презентацию, делятся впечатлениями. Возвращаются в детский сад через волшебный лес. |
||
- Вы были дружными, активными преодолели все препятствия! Скажите, что было самым трудным, а что самым радостным в дороге? Я очень хочу узнать, какое настроение у вас осталось после нашего путешествия в сказку. И я вам предлагаю нарисовать свое настроение на шарике (шарики раздаются) |
Сидя за столом, дети рисуют свое настроение. |
Развитие способности обозначать свое эмоциональное состояние схематическим изображением - графическим образом. |
Наша встреча подходит к концу…Встанем в круг Упражнение «Доброе сердце»: А теперь ребята, прощаясь мы зарядимся добром от нашего волшебного сердечка. Прижмите его к груди и улыбнитесь всем окружающим вас, затем передайте его другу слева и так пока наш круг дружбы не сомкнётся. |
Выполняют ритуал прощания. |
Сплочение группы |
Приложение:
1. Педагог-психолог : Ребята, сегодня утром я прочитала притчу о двух свечах. И мне захотелось рассказать ее вам. Послушайте.
"Жаль мне тебя", - сказала не зажжённая свеча своей зажжённой подруге. "Короток твой век. Ты всё время горишь, и скоро тебя не станет. Я много счастливее тебя. Я не горю, и, следовательно, не таю; лежу спокойно на боку и проживу очень долго. Твои же дни сочтены". Ответила горящая свеча: (экран). Я нисколько не жалею об этом. Моя жизнь прекрасна и полна значения. Я горю и воск мой тает, но (Щелчок) от моего огня зажигается множество других свечей, и мой огонь от этого не убывает. Я светом своим разгоняю мрак ночи; радую глаза ребёнка, а ты пролежишь в сохранности долгие годы, но кому ты нужна такая, и какая радость и польза от тебя?
Я бы хотела, чтобы в вашей душе никогда не потухал огонь доброты, любви и милосердия, поэтому я приготовила для вас огоньки добра, пусть они всегда будут с вами, как напоминание о доброте души человеческой.
2. «Мостики»
Педагог-психолог:
- Посмотрите, мы оказались с вами у молочной речки- кисельных берегов.
- Как же через нее перебраться?
- Правильно речку можно перейти по мостику.
- Через речку переброшены два моста: мостик радости и мостик грусти. (Подходят к мостикам.)
- Ребята, вам надо определить какой из них мостик радости, а какой грусти. А поможет вам в этом музыка и цвет мостика. (Включается музыка Чайковского «Болезнь куклы» и Глинки «Руслан и Людмила».) Затем дети дают ответы, характеристики музыки.
Радостная музыка – праздничная, торжественная, ликующая, бодрая, веселая.
Грустная музыка – тоскливая, унылая, трагическая.
- Как вы думаете, какой по музыке и цвету, мостик радости, а какой грусти? А почему вы так считаете? Каждому из вас предлагаю выбрать мостик, по которому вы бы хотели пройти. А пройти по ним не сложно, нужно с помощью лица, мимики показать эти чувства. (Дети выбирают мостик и с помощью мимики и голоса показывают чувства.)
- Мы благополучно перебрались через молочную речку.
3. Упражнение «Отдых на берегу реки», музыкальное сопровождение: музыка из кинофильма «Профессионал», Э. Мариконе (метод психогимнастики: психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании, напряжение и расслабление мышц лица, рук и ног, физическое и эмоционально расслабление и успокоение). Дети лежат на коврике.
Ложитесь поудобнее… Солнце светит ярко – закройте глаза от солнца…Расслабьтесь… Солнышко стоит высоко в небе и греет вас жарко-жарко… Подставьте свой подбородочек солнцу… Вдохните глубоко свежий запах реки… Задержите дыхание… А теперь выдохните… Летит жучок, хочет сесть на ваш язычок. Подразните жучка – покажите ему язычок, я теперь быстро спрячьте… Крепко закройте ротик… Двигайте губками – прогоняйте жучка… А теперь вдохните глубоко соленый воздух и с силой выдохните…Жучок улетел… А теперь наш носик загорает – подставьте его солнышку, приоткройте ротик…Летит бабочка, выбирает, на чей же носик ей присесть… Сморщите носик, задержите дыхание… Выдохните… Бабочка села к вам на бровки и хочет покачаться на них, как на качельках. Покачайте ее…Бабочка улетела… А теперь ручки вытянем и погреем их… Покажите ладошки солнышку…Опустите…На пальчики ваших ног залез муравей и бегает по ним. А теперь почувствуйте, на каком пальчике он сидит… Задержите дыхание… Сбросьте муравья и выдохните…Отдыхайте… А теперь глазки можно открыть на счет 1, 2, 3 и медленно встать.
4. Упражнение добрые пословицы : Дети получают листочки с началом пословицы, должны ее продолжить. За помощью нужно обратиться к взрослым:
- Жизнь дана… (на добрые дела).
- Доброе сердце… (лучше богатства).
- При солнышке тепло… (при матушке добро).
- Доброе слово… (и кошке приятно).
- Не ищи красоты… (ищи доброты).
- Не одежда красит человека… (а его добрые дела).
5. «Дорога через волшебный лес».
Список использованной литературы:
1. Давай познакомимся! Тренинговое развитие и коррекция эмоционального мира дошкольников 4 – 6 лет / Автор – составитель И. А. Пазухина – Спб.: 2004.
2. Данилина Т. А., Зедгенидзе В. Я., Стёпина Н. М. В мире детских эмоций: Пособие для практических работников ДОУ. – М.: 2004.
3. Клюева Н. В., Филиппова Ю. В. Общение. Дети 5 – 7 лет. – Ярославль: 2001.
4. Крюкова С. В., Слободянник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: 2005.
5. Карелина И.О. Эмоциональное развитие детей 5–10 лет. – Ярославль: Академия развития, 2006.
6. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для практических работников дошкольных учреждений. – М.: АРКТИ, 2001. – 48 с. (Развитие и воспитание дошкольника).
7. Клименкова О. Игра как азбука общения. – Дошкольное воспитание, 2002, №4, стр.7.
8. А. Д. Кошелева, В. И. Перегуда, О. А. Шаграева. Эмоциональное развитие дошкольников. Издательство Академия. 2003.
9. Юрчук Екатерина. Эмоциональное развитие дошкольника. Методические рекомендации. Издательство: Сфера, 2008 г.
10. Программы «Я, ты, мы. Социально-эмоционального развития детей от 3 до 6 лет» О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной. Москва. Просвещение. 2004.
К работе прилагается презентация.
Читайте также |
---|
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на…
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» (Развитие речи) на тему: «Пожарная безопасность» (Для детей подготовительной группы) Цель: развитие связной речи. Задачи: Образовательные: - формировать у детей умение...
Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов»
Сценарий мероприятия «Конкурс чтецов» Тихо-тихо рядом сядем Входит лирика в наш дом, В удивительном наряде Разноцветном, расписном, И раздвинутся вдруг стены Вся земля видна вокруг, Плещут волны речкой...
«Магазинчик»
«Магазинчик» В нашей группе есть необычный уголок «Магазинчик». В чём же он не обычный, а в том, что всё что в нём...