«Планирование образовательной деятельности по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста»

 

Приобщение ребенка к искусству, формирование у него способности эстетически воспринимать и понимать ценности культуры – необходимое условие освоения духовного наследия прошлого, развития внутреннего мира. Данный процесс трудно представить вне воздействия произведений художественной литературы и фольклора. В них в обобщенном виде запечатлен опыт предшествующих поколений, отражающий нравственно - эстетические ценности [7, с. 86].

Опираясь на нормативные документы, в которых говорится о «преемственности основных образовательных программ» [9, с. 39], а также о направлениях развития детей, в содержании которых мы выделили: знакомство с книжной культурой, детской литературой, восприятие художественной литературы, фольклора, стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; развитие эмоциональной отзывчивости, сопереживания; воображения и творческой активности [6, с. 7], с уверенностью можно сказать о том, что «читательскую компетентность» и «активность» [5, с.5] необходимо развивать, начиная с раннего детства, так как именно в период дошкольного детства ребенок получает первые художественные впечатления, у него закладываются основы эмоциональной культуры, формируются интересы, вкусы, потребности. Многие современные исследователи (Л. М. Гурович, К. Г. Качурин, Н. И. Кудряшов, Н. Л. Лейдерман, З. Я. Рез, В. Р. Щербина и др.) указывают на необходимость активного использования школой того читательского опыта и элементарных знаний об искусстве слова, которые получает ребенок в период дошкольного детства [3, с. 40]. Но чтобы воспитать «грамотного читателя», а не «читателя-потребителя», необходимо формировать уже в период дошкольного детства адекватных каждому возрасту умений полноценного общения с книгой. С.Я. Маршак считал основной задачей взрослых «открыть, вырастить и воспитать» в ребенке «талант читателя» [4, с. 186]. А это под силу осуществить педагогам дошкольных учреждений при систематическом, целенаправленном воспитании у детей интереса к чтению.

По мнению исследователей, «дошкольный период должен рассматриваться как первая ступень в литературном развитии будущего «большого», «талантливого» читателя» [2, с. 7].

Литературное развитие детей старшего дошкольного возраста будет эффективно при соблюдении следующих условий:

- создание комплекса занятий, разработанного с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, включающего проведение основных видов занятий: тематические, теоретические, творческие, аналитические;

- ежедневное чтение в свободной форме;

- организация тематических выставок, вечеров литературных развлечений, литературных праздников;

- создание предметно-развивающей среды, направленной на развитие читательского интереса у детей;

- вовлечение родителей в процесс семейного чтения.

Вашему вниманию предлагаем перспективное планирование работы по литературному развитию дошкольников.

При составлении плана работы по литературному развитию детей, уделили внимание:

- содержанию непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Чтение художественной литературы»,

- содержанию образовательной деятельности в режимные моменты и при самостоятельной деятельности детей (в том числе и реализация мини – проектов).

 

Перспективное планирование деятельности по литературному развитию детей старшего дошкольного возраста на учебный год

 

Месяц

 

НОД

Образовательная деятельность

(чтение детям вне НОД, игры)

Работа с родителями

Сентябрь

1. Как создается книга (теоретическое)

[1, с. 78]

Заучивание заклички;

Русские народные сказки

«Крылатый, мохнатый да масленый»;

«Кот-воркот, Котофей Котофеевич»;

«Сивка-Бурка»;

«Василиса Прекрасная»;

Стихи про осень

Выставка книг «Русские народные сказки»

Анкетирование

 

 

 

Консультация «Круг детского чтения»

 

 

 

 

Помощь родителей в оформлении выставок книг

2. Из чего состоит книга

(тематическое)

[1, с. 80]

Сказки Братьев Гримм «Домовые»;

Сказки Х.К.Андерсена «Гадкий утенок»;

Знакомство с пословицами и поговорками о явлениях природы

Выставка книг «Сказки зарубежных писателей»

Игра «Угадай, из какой сказки»

3. Стихотворение Е.Трутневой «Осень» (аналитическое)

[8, с. 140]

Чтение и отгадывание загадок

Сказки Ш.Перро «Красная шапочка», «Кот в сапогах»;

М.Волошин «Осенью»;

С.Козлов «Как Ёжик с Медвежонком протирали звезды»

4. Поговорим с игрушкой (творческое)

[1, с. 86]

Чтение сказок В. Сутеева из книги «Сказки и картинки», рассматривание иллюстраций

Инсценировка сказки «Под грибом», показ детям младшей и средней группы;

Заучивание считалок.

Творческие задания «Изобрази героя сказки», «Придумай другое название»

Октябрь

1. Как мы играем (творческое)

[1, с. 98]

«Беляночка и Розочка», пер.с нем.Л.Кор;

Д.Самойлов «У слоненка День рождения» (отрывки) – чтение в лицах;

Упражнение «Подбери рифму», «Составь рассказ о своей игре»

Оформление стенда «Учим вместе»

 

Помощь в подготовке рассказа «Как я играю дома»

 

Учим пословицы о дружбе.

2. Детский фольклор (теоретическое)

[1, с. 100;

8, с. 125]

Вечер загадок;

Игра «Объясни пословицу»;

Упражнение «Кто лучше расскажет скороговорку»;

К.Ушинский «Слепая лошадь»

Выставка книг «Пословицы, поговорки, загадки, потешки»

Игра «Я начну, а ты продолжи» (пословицы о дружбе)

3. Беседа о творчестве А.С.Пушкина (тематическое)

[8, с. 150;

2, с. 74]

Проект «Творчество А.С. Пушкина»

Чтение сказок А.С.Пушкина

Заучивание наизусть «У лукоморья дуб зеленый..»

4. Стихотворение А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало» (аналитическое)

[8, с. 145]

Заучивание наизусть стихотворений про осень.

Чтение сказок А.Пушкина

Подготовка к литературной викторине

Выставка книг А.С.Пушкина

Ноябрь

1. Знакомство с биографией писателя (теоретическое)

[1, с. 83]

Сказки Д.Мамин-Сибиряк; «Медведко»,

«Серая шейка»,

«Лесная сказка»

Чтение с продолжением «Синичкин календарь» В.Бианки

Литературные игры «Кто больше вспомнит сказок о...»

«Методические рекомендации родителям»

Помощь в оформлении выставок книг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Помощь детям в составлении рассказа о своей семье, иллюстрация к рассказу «Моя семья»

2. «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» Д.Н.Мамина-Сибиряка (аналитическое)

[8, с. 144]

Д.Мамин-Сибиряк из книги

«Аленушкины сказки»

Е.Носов «Как ворона на крыше заблудилась»;

С.Романовский «На танцах»

Выставка книг Д.Н.Мамина-Сибиряка

3. Стихотворение Е.Трутневой «Первый снег»

(аналитическое)

[8, с. 155]

А.Ремизов «Хлебный голос»;

К.Паустовский «Теплый хлеб»

С.Городецкий «Первый снег»;

Г.Скребицкий «Скоро зима»;

Г.Снегирев «Как птицы и звери к зиме готовятся»

4. Моя семья

(тематическое)

[1, с. 88 - 92]

А.Раскин «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;

М.Дружинина «Открытка»;

Л.Воронкова «Грушевое яблоко»

Заучивание стихотворений о маме.

«Составь рассказ о своей семье»

Чтение с продолжением «Папа, мама, восемь детей и грузовик»

Декабрь

1. Люблю тебя, моя Россия (тематическое)

Заучивание заклички

Чтение П.Воронько «Лучше нет родного края», «Родина»,

С.Дрожжин «Привет тебе, мой край родной...»,

Н.Забила «Наша Родина»,

М.Исаковский «Поезжай за моря - океаны»

«Объясни пословицу»

Оформление папки – передвижки «Советы для читающих родителей»

Помощь родителей «Придумаем сказку и нарисуем иллюстрацию к ней»

2. Великие иллюстраторы сказочного мира (тематическое)

Проект «Великие иллюстраторы детских книг»

Чтение сказки Х.-К.Андерсена «Дюймовочка»;

Рассматривание иллюстраций к сказкам, потешкам;

«Мы художники – иллюстраторы»

3. Стихотворение С.Есенина «Белая береза»

(творческое)

[8, с. 161]

Чтение сказки «Снежная королева»;

Н.Носов «На горке»,

В.Сутеев «Елка»;

Заучивание стихотворений о зиме;

Рассматривание иллюстраций

Конкурс «Лучший чтец»

4. Литовская народная сказка «Старый Мороз и молодой Морозец» (аналитическое)

[1, с. 113]

Чтение сказки С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»; Инсценировка сказки

Заучивание наизусть стихотворений к новогоднему утреннику о елке, деде морозе.

Литературные игры «Найди лишнюю картинку», лото «Герои сказок»

Январь

1. Сказы П.П.Бажова (аналитическое)

Проект «Путешествие по сказам П.П.Бажова»

Экскурсия в дом – музей П.П.Бажова;

Помощь в оформлении выставки книг по сказам П.П.Бажова

Литературный праздник «Путешествие в сказы П.П.Бажова»

2. Рассказ В.Драгунского «Тайное становится явным». Составление рассказов по пословицам (творческое)

[8, с. 166]

Чтение рассказа В.Драгунский «Друг детства», «Заколдованная буква»;

К.Паустовский «Кот ворюга»;

Е.Пермяк «Пичугин мост»

Игра «Составь рассказ по картинкам»

4. Малые фольклорные формы. Придумывание потешек. (творческое)

[8, с. 151]

Заучивание наизусть И.Суриков «Зима»;

В.Даль «Старик – годовик», Г.Скребицкий «Всяк по-своему»,

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович»

«Придумаем потешку»

Чтение с продолжением «Маленькая Баба – Яга» А.-К.Вестли.

Февраль

1. В.Бианки «Лесные домишки» (теоретическое)

[2, c. 69]

В.Бианки «Сова», «Синичкин календарь», «Подкидыш» и другие;

М.Пришвин «Курица на столбах»,

В.Вересаев «Братишка»

Выставка книг «Рассказы о природе»

Помощь в организации выставки книг

2. Чудесные узоры (творческое)

[1, с. 98]

Г.Скребицкий «На лесной полянке»;

С.Козлов «Мне приснились морозы»;

А.С.Пушкин «Опрятней модного паркета..»

Игра «Продолжи фразу», «Сочиняем сказку»

3. Рассказы Е.Чарушина и иллюстрации к ним (тематическое)

Чтение рассказов Е.Чарушина, рассматривание иллюстраций.

Организация выставки книг Е.Чарушина

«Нарисуем иллюстрацию к рассказу Е.Чарушина»

Выставка книг «Рассказы Е. Чарушина»

4. Басни И.Крылова (аналитическое)

Заучивание стихотворений о маме, бабушке.

Чтение басен И. Крылова;

С.Михалков «Ошибка»,

Инсценировка басни И.Крылова (по выбору детей)

Март

1. Басня Л. Толстого «Собака и её тень». Анализ пословиц (творческое)

[8, с. 166]

Заучивание заклички

Заучивание стихотворения Е.Благинина «Посидим в тишине»;

Чтение басен И.Крылова;

Игра «Кто больше назовет пословиц и поговорок»;

Л.Квитко «Бабушкины руки»

Помощь в изготовлении масок, костюмов к литературно – музыкальному празднику, посвященного К.И.Чуковскому

2. Сказка В.Катаева «Цветик – семицветик» (творческое)

[8, с. 165]

П.Словьева «Подснежник»;

Составь рассказ о своих желаниях

Рисование на тему «Семь желаний»

П.Ершов «Конек горбунок»

3. Поэтика сказки (теоретическое)

Сказка «Илья Муромец и Соловей - разбойник»;

«Каждый свое получил», эстон. обр.М.Булатова;

«Не плюй в колодец – пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского

Игра «Угадай сказку»

4. Книги К.И.Чуковского (тематическое)

[2, с. 102]

Проект «В гостях у дедушки К.И.Чуковского»

Апрель

1. Смех да и только

[2, с. 65]

В.Орлов «Ворона»;

Ю.Владимиров «Ниночкины покупки»;

З.Александрова «Шутка»;

Чтение рассказов Н.Носова.

Чтение перевертышей, небылиц;

Чтение в лицах перекличек.

Литературное развлечение «День смеха»

Чтение с продолжением Н.Носов «Приключения Незнайки и его друзей»

«Придумаем смешную историю».

 

 

 

 

 

 

 

 

Помощь в оформлении выставки книг Л.Н.Толстого

2. Рассказы Л.Н.Толстого о детях и для детей (тематическое)

[2, c. 53;

2, с. 75]

Чтение произведений ко Дню космонавтики

Чтение рассказов Л.Н.Толстого

«Пожарные собаки», «Лев и собачка», «Акула» и др.

Выставка книг «Произведения Л.Н.Толстого»

3. Рассказ Л. Толстого «Косточка» (аналитическое)

[2, с. 41]

Заучивание наизусть Я.Аким «Апрель»;

А.Фет «Уж верба вся душистая»

В.Орлов «Ты лети к нам скворушка»

Чтение рассказов Л.Толстого

4. Значит, к нам подкралась лень (тематическое)

[1, с. 106;

8, с. 122]

Сказка «Лень да Отеть», «Золушка»;

Л.Пантелеев «Две лягушки»;

М.Пришвин «Ребята и утята»

«Объясни пословицу» (о лени, труде)

«Вечер скороговорок»

Май

1. Победой кончилась война

(тематическое)

Е.Благинина «Шинель»;

Р.Гамзатов «Мой дедушка»

Рассматривание иллюстраций; Слушание песен

Заучивание наизусть стихотворения «Победой кончилась война»

Анкетирование родителей

2. Стихотворение Г.Новицкой «Вскрываются почки». Творческое рассказывание на тему «Как разбудили клен» (творческое)

[8, с. 171]

Ф.Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза»;

А. Усачев «Про умную собачку Соню»;

Н.Сладков «Домашняя бабочка»

Б.Заходер «Что красивей всего?»

Литературный вечер «самый лучший чтец»

3. Рассказ М.М.Зощенко «Галоши и мороженое» (аналитическое)

[1, с. 139]

Чтение рассказа М.Зощенко «Великие путешественники»,

В.Осеева «Печенье»;

Н.Романова «Котька и птичка»;

К.Д.Ушинский «Бодливая корова»

Чтение докучных сказок

4. Итоговая литературная викторина

Чтение произведений по желанию детей

 

Планирование работы при реализации мини – проектов

№№

Название проекта

Задачи

Содержание деятельности

Итоговое мероприятие

1.

Творчество А.С. Пушкина

1. Углублять и расширять знания о творчестве А. С. Пушкина;

2. Формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказок, поэтический язык, замечать и выделять изобразительно- выразительные средства, понимать их значение;

3. Расширять представления о пейзажной лирике А. Пушкина;

4. Учить выразительно читать наизусть стихотворения;

5. Развивать творческие художественно- речевые умения.

1. Чтение отрывков из поэмы «Руслан и Людмила», сказок: Сказка о царе Салтане, о сыне егославном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о Золотом Петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике его Балде».

2. Рисование героев сказок с использованием различных изобразительных техник.

3.Заучивание отрывков из сказок. 

4.Организация выставки детских рисунков.

5. Игра «Придумай рифму»

6.Чтение стихотворений А.С.Пушкина об осени

7. Игра «Как ты понимаешь слова»

8. Слушание музыки П.И. Чайковского

9. Рассматривание пейзажных картин

10. Выставка книг «Сказки А.С.Пушкина»

11. Просмотр мультфильма по сказке.

12. Инсценировка отрывков из сказок.

13. НОД:

1) Стихотворение А.Пушкина «Уж небо осенью дышало…»

2) Беседа о творчестве А.Пушкина. Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке»

Литературная викторина

2.

«Великие иллюстраторы детских книг»

1. Дать детям представление о художнике-иллюстраторе детских книг.

2. Познакомить с иллюстрациями худож­ника В.М. Васнецова, Рачева к сказкам.

3. Развивать у детей эмо­циональную отзывчивость при восприятии иллюстраций и обращать внимание на выразительные средства.

4. Развивать умение детей сравнивать иллюстрации разных художников, видеть, как разные художники по-разному передают образы.

1. Чтение сказок «Иван-царевич и Серый волок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Царевна – Лягушка»; «Дюймовочка» и других;

2. Рассматривание иллюстраций к сказкам художников

3. Рассматривание и сравнение иллюстраций разных художников к сказкам.

4. Упражнение «Угадай сказку»;

5. Беседы:

1) «Зачем нужны иллюстрации в книгах»

2). «Великие художники»

6. Просмотр сказки – мультфильма «Дюймовочка»;

7. Рисование   собственной   иллюстрации   к сказке «Мы художники – иллюстраторы сказки» (см. Приложение 5)

8.Игра «Расскажи о чем нарисовал»

9. «Изобрази героев твоей сказки» (мимические, пантомимические движения, пластика)

10. «Придумаем сказку и нарисуем иллюстрации к ней»

11. Выставка иллюстраций художников.

Создание книжки – иллюстрации и презентация её детям других групп

3.

«Путешествие по сказам П.П. Бажова»

1. Приобщать к культуре родного края, воспитывать 2. Знакомить детей с творчеством

и биографией уральского сказочника П.П. Бажова;

3. Познакомить с жанром сказы;

4. Формировать умение целостно воспринимать произведение в единстве содержания и формы;

5. Формировать умение понимать значение слов, словосочетаний

1.Чтение сказов П.П. Бажова

2. Беседы по содержанию

3. Рассматривание иллюстраций к сказам, разных изданий;

4. Отгадывание загадок;

5. Экскурсия в Дом – музей П.П. Бажова (с родителями) или виртуальная экскурсия;

6. Рассматривание коллекции уральских камней и изделий из них;

7. Подготовка силуэтов для коллажа к сказу Бажова "Серебряное копытце"

8. Разучивание хоровода «Красный сарафан»

9. «Расскажем отрывок из сказки»

10. Нарисуем иллюстрацию к сказу «Серебряное копытце», «Огневушка поскакушка»

11. Выставка «Сказы П.П. Бажова»

12. НОД:

Сказы Бажова. Чтение сказа «Серебряное копытце»

Литературный праздник «Путешествие по сказам П.П. Бажова»

4.

«В гостях у дедушки К.И. Чуковского»

1. Продолжать знакомить детей с биографией и творчеством К.И. Чуковского;

2. Прививать любовь к его творчеству.

3. Воспитывать у детей чувство сострадания к слабым и беззащитным.

4. На произведениях К.И. Чуковского показать, что добро побеждает зло.

5. Учить понимать занимательность сюжетов сказок К.И. Чуковского, особенность его языка.

6. Формировать у детей устойчивый интерес к чтению, вырабатывать навыки грамотного читателя.

7. Пробуждать у дошкольников желание самостоятельно обращаться к книге, как источнику содержательного и занимательного проведения досуга.

8. Развивать творческие способности дошкольников.

1. Чтение книг Чуковского

2. Беседа по содержанию и восприятию

3. Рисование и лепка персонажей сказок

4. Организация выставки «Любимые книги»

5. Изготовление атрибутов для игр – драматизаций по сказкам.

6. Слушание сказки в записи голосом К.И. Чуковского.

7. Рассматривание иллюстраций и знакомство с творчеством художника В. Чижикова.

8. Пластическое     интонирование,     мимико-двигательное   изображение сказочных персонажей;

9. «Угадай, из какой сказки»

10 «Продолжи фразу»

11. «Отгадай загадку»

12. Нарисуй иллюстрацию к сказке

13. Создание альбомов детских работ “Сказки дедушки Корнея”;

14. Дидактические игры “Сказки К.И. Чуковского”,

кроссворды и логические задания по сказкам;

13. Разучивание и разыгрывание сказки «Айболит» для детей средней группы.

14. Просмотр мультипликационных фильмов “Сказки К.И. Чуковского”

15. НОД:

«Творчество К.И. Чуковского»

Литературно – музыкальный праздник, посвященный К.И. Чуковскому

 

Список литературы:

1. Гриценко З.А. «Пришли мне чтения доброго...» Пособие для чтения и рассказывания детям 4-6 лет (с метод. рекомендациями) 2-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 144 с.

2. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И., Пирадова В. И. Ребенок и книга: пособие для воспитателя дет. сада. 3-е изд., испр. и доп. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 128 с.

3. Гурович Л. М. О содержании ознакомления детей с художественной литературой в детском саду // Содержание знаний и умений в обучении детей дошкольного возраста: межвуз. сб. науч. тр. Л.: ЛГПИ, 1984.

4. Маршак С. Я. О талантливом читателе // Собр. соч.: в 4 т. Т. 4:

Воспитание словом. М.: Правда, 1990. 236 с.

5. «Национальная программа поддержки и развития чтения», разработанная федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям совместно с российским книжным союзом (2006).

6. Приказ от 17 октября 2013г. № 1155 Министерство образования и науки Российской Федерации «Об утверждении федерального.государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

7. Томилова С.Д. Основы литературного развития ребенка дошкольного возраста как потенциального читателя. Образование и наука. 2009. № 2..

8. Ушакова О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 288 с. – (Развиваем речь).

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

Принят 21.12.12 № 273-ФЗ.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»

Развлечение с детьми первой младшей группы «Кто в теремочке живет?»

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью игр Чтобы период привыкания к детскому саду прошел быстрее и спокойнее, используются различные адаптационные...

Конспект занятия по ОБЖ. Тема «Лекарства и витамины»

Конспект занятия по ОБЖ. Тема «Лекарства и витамины» (Подготовительная группа) Задачи: познакомить с понятием «витамины», «лекарства», закрепить знания о необходимости наличия витаминов...

Читайте также

Кружковая работа «Грибочки для белочки»

Кружковая работа «Грибочки для белочки» Занятия аппликацией в детском саду — это один из основных приёмов изучения, закрепления нового материала. При...

Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге

Взаимодействия ДОО с семьёй по воспитанию безопасного поведения на дороге Роль семьи в воспитании безопасного поведения на дороге трудно переоценить. С...

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа

Гармоничное развитие детей младшего возраста с помощью игрового массажа Одной из приоритетных задач ФГОС: укрепление психического и физического здоровья детей дошкольного...