План-программа по пескографии
Пояснительная записка
Рисование песком, песочная анимация – все это названия одного и того же занятия.
Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт–искусства подходит всем возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети.
Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления.
Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.
Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.
Программа составлена на основе методики Григорьевой Г.Г « Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», использованы практические рекомендации М.Зейца «Пишем и рисуем на песке».
Цель программы: сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.
Задачи:
Обучающие
Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией.
Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.
Развивающие
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.
Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.
Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитательные
Развивать моторику рук, посредством работы с песком.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Предполагаемый результат к концу года:
- Освоение детьми элементарных правил владения пескографией.
- Подготовка детей к созданию предметных рисунков.
- Более четкие и развитые движения пальцев рук.
Основные виды и формы совместной деятельности:
Сюрпризные и театрализованные моменты, побуждающие детей к действию.
Индивидуальные объяснения и соавторство.
Фото и видео выставки текущих работ.
Данный курс рассчитан на 5 месяцев, в месяц 4 раза, в неделю 1 раз. Каждая совместная деятельность строится по определенной структуре.
Структура совместной деятельности
Деятельность |
Время |
Мотивация |
0,5 |
Гимнастика для мелкой моторики рук |
0,5 |
Обучение технике пескографии |
1 |
Физ.пауза |
0,5 |
Выполнение |
4,5 |
Любование |
0,5 |
Эмоциональная установка на успешность |
0,5 |
Всего |
8 |
Взаимодействие с кадрами
В течение всего учебного года воспитателям предлагаются консультации по данному курсу, мастер классы.
Развивающая среда
Кружок «Фантазёры» проходит в изостудии, где созданы все условия для развития творческой, гармоничной, интеллектуально развитой личности. Имеются оборудованные столы со специальной подсветкой, термически обработанный песок для рисования.
Отчётность
После каждой совместной деятельности ребёнок создаёт рисунок в технике пескографии, педагогом создаются фотовыставки, видеоотчёты, для родителей проводятся мастер классы с участием детей.
Учебный план первой младшей групп
Способы и приемы |
Часов в месяц |
Предполагаемый результат |
|||||||
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
||
Пересыпание песка |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
- |
Аккуратное пересыпание песка из ладони на стол |
Собирание в кучки |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
- |
разгребать и собирать песок |
Рисование пальцем |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Проведение пальцем в разных направлениях |
Оттиск ладошки |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Прижимать ладошку с стеклу |
Проведение линий |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Рисование линий прямых и изогнутых |
Всего |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Итого |
32 |
Учебный план
(2-3 года)
Тема |
Месяцы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Песочек |
1 |
||||
Пятнышки |
1 |
||||
Кучки |
1 |
||||
Насыпушки |
1 |
||||
Точки |
1 |
||||
Палочки |
1 |
||||
Цветы-ладошки |
1 |
||||
Тарелка с баранками |
1 |
||||
Солнышко |
1 |
||||
Забор |
1 |
||||
Рыбки |
1 |
||||
Дорожки |
1 |
||||
Колеса |
1 |
||||
Улиточки |
1 |
||||
Дождик |
1 |
||||
Ветер |
1 |
||||
Колобок |
1 |
||||
Мячики |
1 |
||||
День Рождения котёнка |
1 |
||||
Свободная тема |
1 |
||||
Итого в месяц |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Всего в год |
20 |
Список рекомендуемой литературы
- Адорно Т. Эстетическая теория. – М.: Республика, 2001.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М.: Экономика,1991.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Искусство, 1974.
- Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт – терапии. – М.: Эксмо-Пресс,2002.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос – Пресс,2006.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение,1988.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: ИЦ Академия,1997.
- Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995.
- ДороноваТ.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение, 1992.
- Жукова О. Тренируем пальчики. Обводим, рисуем, пишем. – М.: Астрель, 2010.
- Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера,2005.
- Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение,1971.
- Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
- Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). – М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Сфера, 2008.
- Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: Радянська школа, 1986.
- Мелик – Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педгогических наук. – М., 1995.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М., 1981.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987.
- Обухова Л.Ф. Проблема соотношения обучения и умственного развития // Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – М.: Просвещение, 1985.
Комплексно – тематическое планирование
2-3 года
№ п\п |
№ |
Тема |
Программное содержание |
Январь |
|||
1 |
1 |
Песочек |
Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования песком. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
2 |
2 |
Пятнышки |
Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков |
3 |
3 |
Кучки |
Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков |
4 |
4 |
Насыпушки |
Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе. |
Февраль |
|||
5 |
1 |
Точки |
Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
6 |
2 |
Палочки |
Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков |
7 |
3 |
Цветы-ладошки |
Ознакомить детей с новым видом рисования на песке – рисование ладонью. Закреплять умение рисовать пальцем и ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. |
8 |
4 |
Тарелка с баранками |
Учить рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. |
Март |
|||
9 |
1 |
Солнышко |
Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
10 |
2 |
Забор |
Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение. Развивать творческое мышление. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. |
11 |
3 |
Рыбки |
Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. |
12 |
4 |
Дорожки |
Приучать применять несколько техник совместно. Развивать творческое мышление. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. Развивать внимание. |
Апрель |
|||
13 |
1 |
Колеса |
Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм пятна. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы. |
14 |
2 |
Улиточки |
Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. |
15 |
3 |
Дождик |
Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
16 |
4 |
Ветер |
Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. |
Май |
|||
17 |
1 |
Колобок |
Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
18 |
2 |
Мячики |
Закреплять умение рисовать круги с использованием декоративных элементов. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. |
19 |
3 |
День Рождения котенка |
Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
20 |
4 |
Свободная тема |
Уточнить приобретенные навыки детей в рисовании. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. |
Предполагаемый результат |
|
Читайте также |
---|
Проект на тему «Наша Родина - Россия!»
Проект на тему «Наша Родина - Россия!»
Семейные традиции как средство воспитания детей дошкольного возраста
Семейные традиции как средство воспитания детей дошкольного возраста
План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей…
План работы изостудии «Пластилиновая страна» по художественному творчеству для детей 4-5 лет Количество занятий в неделю Первый год обучения – 1 занятие в...