План-программа по пескографии

 

Пояснительная записка

Рисование песком, песочная анимация – все это названия одного и того же занятия.

Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт–искусства подходит всем возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети.

Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления.

Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.

Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.

Программа составлена на основе методики Григорьевой Г.Г « Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», использованы практические рекомендации М.Зейца «Пишем и рисуем на песке».

 

Цель программы: сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.

Задачи:

Обучающие

Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией.

Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.

Развивающие

Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.

Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.

Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.

Воспитательные

Развивать моторику рук, посредством работы с песком.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы.

Предполагаемый результат к концу года:

  1. Освоение детьми элементарных правил владения пескографией.
  2. Подготовка детей к созданию предметных рисунков.
  3. Более четкие и развитые движения пальцев рук.

 

Основные виды и формы совместной деятельности:

Сюрпризные и театрализованные моменты, побуждающие детей к действию.

Индивидуальные объяснения и соавторство.

Фото и видео выставки текущих работ.

Данный курс рассчитан на 5 месяцев, в месяц 4 раза, в неделю 1 раз. Каждая совместная деятельность строится по определенной структуре.

 

Структура совместной деятельности

 

Деятельность

Время

 Мотивация

0,5

 Гимнастика для мелкой моторики рук

0,5

 Обучение технике пескографии

1

 Физ.пауза

0,5

 Выполнение

4,5

 Любование

0,5

 Эмоциональная установка на успешность

0,5

 Всего

8

 

Взаимодействие с кадрами

В течение всего учебного года воспитателям предлагаются консультации по данному курсу, мастер классы.

 

Развивающая среда

Кружок «Фантазёры» проходит в изостудии, где созданы все условия для развития творческой, гармоничной, интеллектуально развитой личности. Имеются оборудованные столы со специальной подсветкой, термически обработанный песок для рисования.

Отчётность

После каждой совместной деятельности ребёнок создаёт рисунок в технике пескографии, педагогом создаются фотовыставки, видеоотчёты, для родителей проводятся мастер классы с участием детей.

                                                    

Учебный план первой младшей групп

 

Способы и приемы

Часов в месяц

Предполагаемый результат

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

 Пересыпание песка

1

1

0,5

0,5

0,5

-

-

-

Аккуратное пересыпание песка из ладони на стол

 Собирание в кучки

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

-

-

-

разгребать и собирать песок

 Рисование пальцем

1

1

1

1

1

2

2

2

Проведение пальцем в разных направлениях

 Оттиск ладошки

1

1

1

1

1

1

1

1

Прижимать ладошку с стеклу

 Проведение линий

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

Рисование линий прямых и изогнутых

 Всего

4

4

4

4

4

4

4

4

 

 Итого

32

 

 

Учебный план

(2-3 года)

 

Тема

Месяцы

1

2

3

4

5

Песочек

1

       

Пятнышки

1

       

Кучки

1

       

Насыпушки

1

       

Точки

 

1

     

Палочки

 

1

     

Цветы-ладошки

 

1

     

Тарелка с баранками

 

1

     

Солнышко

   

1

   

Забор

   

1

   

Рыбки

   

1

   

Дорожки

   

1

   

Колеса

     

1

 

Улиточки

     

1

 

Дождик

     

1

 

Ветер

     

1

 

Колобок

       

1

Мячики

       

1

День Рождения котёнка

       

1

Свободная тема

       

1

Итого в месяц

4

4

4

4

4

Всего в год

20

 

Список рекомендуемой литературы

  1. Адорно Т. Эстетическая теория. – М.: Республика, 2001.
  2. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М.: Экономика,1991.
  3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Искусство, 1974.
  4. Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт – терапии. – М.: Эксмо-Пресс,2002.
  5. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос – Пресс,2006.
  6. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение,1988.
  7. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: ИЦ Академия,1997.
  8. Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995.
  9. ДороноваТ.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение, 1992.
  10. Жукова О. Тренируем пальчики. Обводим, рисуем, пишем. – М.: Астрель, 2010.
  11. Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
  12. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера,2005.
  13. Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение,1971.
  14. Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
  15. Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  16. Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). – М.:ТЦ Сфера, 2005.
  17. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
  18. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Сфера, 2008.
  19. Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: Радянська школа, 1986.
  20. Мелик – Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педгогических наук. – М., 1995.
  21. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М., 1981.
  22. Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987.
  23. Обухова Л.Ф. Проблема соотношения обучения и умственного развития // Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981.
  24. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – М.: Просвещение, 1985.

 

Комплексно – тематическое планирование

2-3 года

 

п\п

Тема

Программное

содержание

Январь

1

1

Песочек

Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования песком. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

2

2

Пятнышки

Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

3

3

Кучки

Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

4

4

Насыпушки

Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе.

Февраль

5

1

Точки

Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

6

2

Палочки

Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков

7

3

Цветы-ладошки

Ознакомить детей с новым видом рисования на песке – рисование ладонью. Закреплять умение рисовать пальцем и ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

8

4

Тарелка с баранками

Учить рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Март

9

1

Солнышко

Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

10

2

Забор

Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение. Развивать творческое мышление. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

11

3

Рыбки

Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе.

12

4

Дорожки

Приучать применять несколько техник совместно. Развивать творческое мышление. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. Развивать внимание.

Апрель

13

1

Колеса

Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм пятна. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы.

14

2

Улиточки

Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

15

3

Дождик

Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

16

4

Ветер

Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

Май

17

1

Колобок

Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

18

2

Мячики

Закреплять умение рисовать круги с использованием декоративных элементов. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы.

19

3

День Рождения котенка

Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи.

20

4

Свободная тема

Уточнить приобретенные навыки детей в рисовании. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы.

Предполагаемый результат

  1. Освоение детьми элементарных правил владения пескографией.
  2. Создание рисунков в данной технике.
  3. Умение аккуратно действовать с песком.
  4. Более четкие и развитые движения пальцев рук.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего…

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего дошкольного возраста Как показывает практика, понятия «верх» и «низ» детьми младшего...

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы

Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы Цель: повторение и закрепление изученного материала. Задачи: - развивать грамматический строй речи, слуховое...

Рязанская вышивка

Рязанская вышивка Цель: Продолжать знакомить детей с народным творчеством Рязанского края, в частности – основными элементами вышивки, их названиями. Воспитывать любовь к родному...

Читайте также

Педагогически проект «Планета и Мы»

Педагогически проект «Планета и Мы» Паспорт педагогического проекта Тема проекта Планета и Мы Вид проекта Учебно-познавательный, творческий Актуальность проекта В современном мире познание ребенком окружающей его природы...

Познавательно – исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе: «Волшебные…

Познавательно–исследовательский проект в подготовительной - логопедической группе:«Волшебные свойства соли» Введение: Ребенок по своей натуре исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление...

Экспериментирование с воздухом для детей старшего дошкольного возраста

Экспериментирование с воздухом для детей старшего дошкольного возраста