План-программа по пескографии
Пояснительная записка
Рисование песком, песочная анимация – все это названия одного и того же занятия.
Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, - которые действуют на человека завораживающе. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть. Данный вид арт–искусства подходит всем возрастным категориям. Особенно с песком любят играть дети.
Рисование песком способствует борьбе со стрессом: манипулируя сыпучим материалом, ребенок избавляется от негативных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Такие занятия развивают мелкую моторику, что положительно влияет на развитие речи и мышления.
Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Занимаясь таким видом рисования, ребенок успокаивается, освобождается от «лишней» энергии, учится лучше понимать себя.
Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.
Программа составлена на основе методики Григорьевой Г.Г « Игровые приёмы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», использованы практические рекомендации М.Зейца «Пишем и рисуем на песке».
Цель программы: сенсорное развитие детей дошкольного возраста, формирование эстетического отношения к окружающему миру посредством техники пескографии.
Задачи:
Обучающие
Познакомить детей с нетрадиционным направлением изобразительного искусства – пескографией.
Освоение работы рисованием пальцем, ладонью, ребром ладони.
Развивающие
Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала.
Совершенствовать коммуникативные навыки, развивать совместную деятельность детей.
Развитие способности работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук и глазомер.
Воспитательные
Развивать моторику рук, посредством работы с песком.
Воспитывать аккуратность при выполнении работы.
Предполагаемый результат к концу года:
- Освоение детьми элементарных правил владения пескографией.
- Подготовка детей к созданию предметных рисунков.
- Более четкие и развитые движения пальцев рук.
Основные виды и формы совместной деятельности:
Сюрпризные и театрализованные моменты, побуждающие детей к действию.
Индивидуальные объяснения и соавторство.
Фото и видео выставки текущих работ.
Данный курс рассчитан на 5 месяцев, в месяц 4 раза, в неделю 1 раз. Каждая совместная деятельность строится по определенной структуре.
Структура совместной деятельности
Деятельность |
Время |
Мотивация |
0,5 |
Гимнастика для мелкой моторики рук |
0,5 |
Обучение технике пескографии |
1 |
Физ.пауза |
0,5 |
Выполнение |
4,5 |
Любование |
0,5 |
Эмоциональная установка на успешность |
0,5 |
Всего |
8 |
Взаимодействие с кадрами
В течение всего учебного года воспитателям предлагаются консультации по данному курсу, мастер классы.
Развивающая среда
Кружок «Фантазёры» проходит в изостудии, где созданы все условия для развития творческой, гармоничной, интеллектуально развитой личности. Имеются оборудованные столы со специальной подсветкой, термически обработанный песок для рисования.
Отчётность
После каждой совместной деятельности ребёнок создаёт рисунок в технике пескографии, педагогом создаются фотовыставки, видеоотчёты, для родителей проводятся мастер классы с участием детей.
Учебный план первой младшей групп
Способы и приемы |
Часов в месяц |
Предполагаемый результат |
|||||||
октябрь |
ноябрь |
декабрь |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
||
Пересыпание песка |
1 |
1 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
- |
Аккуратное пересыпание песка из ладони на стол |
Собирание в кучки |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
0,5 |
- |
- |
- |
разгребать и собирать песок |
Рисование пальцем |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
2 |
2 |
2 |
Проведение пальцем в разных направлениях |
Оттиск ладошки |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Прижимать ладошку с стеклу |
Проведение линий |
0,5 |
0,5 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
1 |
Рисование линий прямых и изогнутых |
Всего |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
|
Итого |
32 |
Учебный план
(2-3 года)
Тема |
Месяцы |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Песочек |
1 |
||||
Пятнышки |
1 |
||||
Кучки |
1 |
||||
Насыпушки |
1 |
||||
Точки |
1 |
||||
Палочки |
1 |
||||
Цветы-ладошки |
1 |
||||
Тарелка с баранками |
1 |
||||
Солнышко |
1 |
||||
Забор |
1 |
||||
Рыбки |
1 |
||||
Дорожки |
1 |
||||
Колеса |
1 |
||||
Улиточки |
1 |
||||
Дождик |
1 |
||||
Ветер |
1 |
||||
Колобок |
1 |
||||
Мячики |
1 |
||||
День Рождения котёнка |
1 |
||||
Свободная тема |
1 |
||||
Итого в месяц |
4 |
4 |
4 |
4 |
4 |
Всего в год |
20 |
Список рекомендуемой литературы
- Адорно Т. Эстетическая теория. – М.: Республика, 2001.
- Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. – М.: Экономика,1991.
- Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М.: Искусство, 1974.
- Бетенски Мала. Что ты видишь? Новые методы арт – терапии. – М.: Эксмо-Пресс,2002.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Владос – Пресс,2006.
- Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. – М.: Просвещение,1988.
- Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – М.: ИЦ Академия,1997.
- Григорьева Г.Г. Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности. – М., 1995.
- ДороноваТ.Н., Якобсон С.Г. Обучение детей 2 – 4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. – М.: Просвещение, 1992.
- Жукова О. Тренируем пальчики. Обводим, рисуем, пишем. – М.: Астрель, 2010.
- Зейц М. Пишем и рисуем на песке. Практические рекомендации. – М., 2010.
- Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование. – М.: ТЦ Сфера,2005.
- Казакова Т.Г. Рисуют младшие дошкольники. – М.: Просвещение,1971.
- Киселева М.В. Арт – терапия в работе с детьми: руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. – СПб.: Речь, 2006.
- Коллективное творчество дошкольников (конспекты занятий) / Под ред. А.А. Грибовской. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
- Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства (программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста). – М.:ТЦ Сфера, 2005.
- Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика – Синтез, 2005.
- Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – М.: Сфера, 2008.
- Котляр В.Ф. Изобразительная деятельность дошкольников. Киев: Радянська школа, 1986.
- Мелик – Пашаев А.А. Художественные способности как проявление и форма самореализации личности. Автореферат диссертации доктора педгогических наук. – М., 1995.
- Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма освоения социального опыта. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. – М., 1981.
- Неменский Б.М. Мудрость красоты: О проблемах эстетического воспитания: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1987.
- Обухова Л.Ф. Проблема соотношения обучения и умственного развития // Концепция Жана Пиаже: за и против. – М., 1981.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / В.Б. Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова и др. – М.: Просвещение, 1985.
Комплексно – тематическое планирование
2-3 года
№ п\п |
№ |
Тема |
Программное содержание |
Январь |
|||
1 |
1 |
Песочек |
Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования песком. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
2 |
2 |
Пятнышки |
Учить детей проводить четкие пятна при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков |
3 |
3 |
Кучки |
Познакомить детей со способом сгребания песка в кучки. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков |
4 |
4 |
Насыпушки |
Приучать детей набирать песок в кулак и сыпать его струйкой. Воспитывать аккуратность в работе. |
Февраль |
|||
5 |
1 |
Точки |
Вызвать интерес к рисованию песком. Ознакомить детей с техникой рисования кончиком пальцев. Выявить уровень владения изобразительными умениями. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
6 |
2 |
Палочки |
Учить детей проводить четкие прямые линии в заданном направлении при помощи обеих рук. Развивать чувство формы и ритма. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков |
7 |
3 |
Цветы-ладошки |
Ознакомить детей с новым видом рисования на песке – рисование ладонью. Закреплять умение рисовать пальцем и ладонью. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. |
8 |
4 |
Тарелка с баранками |
Учить рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. |
Март |
|||
9 |
1 |
Солнышко |
Продолжать обучение детей работать в технике рисования песком: пальцем и несколькими пальцами одновременно. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
10 |
2 |
Забор |
Приучать применять несколько техник совместно, повторяя изображение. Развивать творческое мышление. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. |
11 |
3 |
Рыбки |
Научить детей новому способу - отпечаток ладони. Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. |
12 |
4 |
Дорожки |
Приучать применять несколько техник совместно. Развивать творческое мышление. Наблюдение за педагогом, многократное повторение полученных навыков. Развивать внимание. |
Апрель |
|||
13 |
1 |
Колеса |
Учить составлять изображение колес из знакомых простых форм пятна. Продолжать работу по закреплению знаний, умений и навыков в технике рисования кончиком пальца. Воспитывать чувство удовлетворения от результатов работы. |
14 |
2 |
Улиточки |
Закреплять умение рисовать круги и спирали нужного размера. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. |
15 |
3 |
Дождик |
Продолжать учить работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
16 |
4 |
Ветер |
Закреплять умение детей при помощи ладоней создавать нужные образы. Воспитывать самостоятельность в работе. Просмотр роликов песочной анимации. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. |
Май |
|||
17 |
1 |
Колобок |
Продолжать закреплять умение рисовать круги нужного размера. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
18 |
2 |
Мячики |
Закреплять умение рисовать круги с использованием декоративных элементов. Развивать комбинаторные и композиционные умения. Воспитывать чувство наслаждения от результатов своей работы. |
19 |
3 |
День Рождения котенка |
Закреплять умение работать в техниках рисования песком на стекле: пальцем, одновременное использование нескольких пальцев, отсечение лишнего. Воспитывать самостоятельность в выборе решения поставленной задачи. |
20 |
4 |
Свободная тема |
Уточнить приобретенные навыки детей в рисовании. Воспитывать аккуратность в процессе выполнения работы. |
Предполагаемый результат |
|
Читайте также |
---|
Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего…
Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего дошкольного возраста Как показывает практика, понятия «верх» и «низ» детьми младшего...
Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы
Квест-игра по развитию речи «В поисках клада», для подготовительной группы Цель: повторение и закрепление изученного материала. Задачи: - развивать грамматический строй речи, слуховое...
Рязанская вышивка
Рязанская вышивка Цель: Продолжать знакомить детей с народным творчеством Рязанского края, в частности – основными элементами вышивки, их названиями. Воспитывать любовь к родному...