Научно-методическая разработка на тему:
«Формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста»

 

Введение

«Знание наук и незнание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для человека и деформируют его личностное развитие».

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек - это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.

В условиях надвигающейся экологической катастрофы громадное значение приобретает экологическое воспитание и воспитание человека всех возрастов и профессий.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Актуальность

Актуальность объясняется несколькими обстоятельствами. Во-первых в начале ХХ I века проблемы охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности приобрели глобальный характер, от их решения зависят не только условия жизни населения, развитие экономики, но и само существование настоящего и будущего поколений. Сложная экологическая обстановка в мире диктует необходимость всё более настойчиво совершенствовать экологическое образование и просвещение. В этой связи Ю.А.Шаронова отмечает: «Экологическое образование – важная социальная задача, без решения которой трудно представить возможность реального развития гармонических взаимоотношений общества и природы. Обращённость к экологическому образованию обусловлена реальной экологической опасностью, которая является следствием нарастающего вмешательства человека в природу. Одним из важнейших путей решения этой проблемы является воспитание у подрастающего поколения ответственного отношения к природе, сформированность экологического мышления, экологической культуры в целом».

Во-вторых, сегодня в дошкольном образовании приоритетным становится компетентностный подход. Цель его реализации -компетентный выпускник образовательного учреждения. При этом в качестве результата образования рассматривается не только сумма усвоенных детьми знаний, но и способность действовать в конкретных жизненных ситуациях, в том числе – определять свои стратегии взаимодействия с природой.

В настоящее время компетентностный подход следует рассматривать в качестве теоретико – методологического, нормативно – правового базиса, результативно – целевой основы модернизации образования в целом и экологического образования в частности.

Особую актуальность придаёт то обстоятельство, что речь пойдёт о формировании экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста. Актуальной составляющей экологической культуры личности является экологическая компетентность, которая проявляется в демонстрируемых учащимся умении и способности пользоваться экологической информацией, решать творческие задачи, выполнять проектные работы, анализировать информацию, включаться в экологическую деятельность, эффективно взаимодействовать с различными социальными группами, организациями. Экологическая компетентность предполагает грамотное и гуманное отношение к природе, мобилизацию усилий к разрешению экологических проблем, соотнесение своих целей и способов жизнедеятельности с потребностями общества и природных сообществ.

Проблема:

- как формировать экологическую компетентность подрастающего поколения?

Нормативные документы:

- стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения, 2010г.;

- санитарно - эпидеомологические правила и нормы, 2010г.;

- концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г.;

- концепция модернизации ДОУ, 2012г.

Противоречия:

- между необходимостью формирования экологической компетентности специалистов и неразработанностью организационно-педагогических и методических мер в теории и практике экологического образования и воспитания;

- между возросшими требованиями, предъявляемыми обществом к проблеме формирования основ экологической культуры у старших дошкольников, и недостаточной ее теоретической и практической разработанностью;

-потенциальными возможностями игровой деятельности в формировании основ экологической культуры у старших дошкольников и степенью их теоретической обоснованности;

- обозначенной в нормативных документах необходимостью построения процесса формирования основ экологической культуры у старших дошкольников средствами игровой деятельности и недостаточным использованием педагогических возможностей режиссерской игры в данном процессе.

Цель:

- выявить совокупность педагогических условий, обеспечивающих формирование экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Уточнить сущность, структуру, содержание экологической компетентности старших дошкольников;
  2. Проанализировать динамику уровня сформированности экологической компетентности у детей старшего дошкольного возраста;
  3. Разработать систему игр экологического содержания;
  4. Создать новую экологическую эону (экологическую тропу);
  5. Включение семьи в социальное партнёрство.

Основная часть

Под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Особое значение для реализации компетентностного подхода в процессе экологического воспитания детей старшей группы имеет концепция воспитания экологической культуры, в которой сформированы положения о самоценности экологической культуры личности, развивающейся на основе ее интеллектуальной, эмоционально-чувственной и деятельностной сфер и выражающейся в системе отношений ребенка к природе, людям и самому себе.

Чтобы определить уровень экологической компетентности детей старшей группы, мы провели мониторинг эффективности деятельности по формированию экологической компетентности по следующим направлениям:

- Обследование уровня  экологического  развития детей (неживая природа, многообразие растительного мира, многообразие животного мира, сезонные изменения в природе, человек, отношение  дошкольников  к природе).

- Оценка профессиональных знаний  и  умений воспитателя.

- Экспертиза состояния предметно-развивающей экологической среды в группе

- Удовлетворённость родителей результатами работы по формированию  экологической   компетентности .

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы детского сада. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

  • педагог - родитель;
  • педагог - ребенок - родитель.

При выборе форм общения с родителями надо помнить: нам следует отказаться от назиданий, надо привлекать родителей к решению важных проблем, нахождению общих правильных ответов. Например, при организации родительского собрания на тему «Задачи экологического воспитания», мы провели предварительное анкетирование родителей с целью выяснения их понимания связанных с экологическим воспитанием проблем.

Работа по экологическому воспитанию осуществляется круглый год в процессе разнообразных видов детской деятельности.

В совместной деятельности с детьми оформили уголок природы, огород на участке и на подоконнике. В результате проектной деятельности учимся самостоятельно находить темы для исследований, ставить проблему, составлять план действий. На территории участка детского сада совместными усилиями была создана экологическая тропа. Она помогает включать детей в наблюдения, позволяет проводить простые опыты и эксперименты, узнавать новое в обычном окружении. Дает возможность воспитывать ребенка через общение с природой, формировать высокую экологическую культуру поведения в природной среде, формирует систему экологических знаний и представлений.

Организация образовательного процесса предусматривает:

- игровую деятельность, познавательные беседы, творческие задания, экскурсии, прогулки в природу, исследования, экспериментирование, проектирование и т.д.

Заключение:

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Таким образом, для реализации компетентностного подхода в процессе экологического воспитания детей, мы наметили следующую перспективу работы:

- разработка и применение в системе воспитания дошкольников игр экологического содержания;

- определение новых подходов в экологизации детского сада;

- подготовка статей, отражающих основные принципы деятельности по формированию экологической компетентности детей старшего дошкольного возраста

- осуществление преемственности и непрерывности экологического образования.

 

Библиография

  1. Концепция модернизации ДОУ, 2012г.
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г (распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008г. №16 62-р).
  3. Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А «Программа развития и воспитания в детском саду». Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2010г
  4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас». Волгоград: ИТД «Корифей», 2008г.
  5. Письмо Департамента общего образования Министерства образования и науки РФ от 21.10.2010г. №03-13 «О примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования».
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 5 марта 2010г. №655 «Об утверждении и внедрении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
  7. Санитарно-эпидеомологические правила и нормы СаНПиН 2.4.1.2660-10 от 22.07.2010г.
  8. Стратегия развития непрерывного экологического образования и просвещения на 2011-2020 гг. от 25.02.2011г. №57.
  9. Федеральный закон «Об образовании» от 01.12.2007г. №309-Ф3, статья 9, пункт 6.2.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме:…

Организация непрерывной непосредственно-образовательной деятельности детей в старшей группе по теме: «Путешествие в страну «Умных игр»

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы»

Планирование по теме недели «Весна. Перелетные птицы» Календарный план образовательной работы Комплексная тема: «Весна. Приметы весны». Цель: Обобщить знания детей о весне как...

Читайте также

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну…

Конспект интегрированного итогового занятия в средней группе «Путешествие в страну знаний» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие». Цель: Обобщить полученные...

Лепбук «Осень»

Лепбук «Осень» Аннотация к лепбуку «Осень» Мир природы уникален. У природы нет плохой погоды. Вчерашние ценности перестали существовать, но менее важные вещи...

Конспект по рисованию в средней группе на тему «Зимним холодом…

Конспект по рисованию в средней группе на тему «Зимним холодом пахнуло» Программные задачи:Учить детей рисовать пейзаж, познакомить детей с новым для...