Конспект беседы в средней группе
«Знакомство с ситцевым царством-государством»
Цель: познакомить со сказкой, помочь увидеть красоту народного слова. полюбоваться неповторимыми узорами на ситце, сравнивать ситцы по расцветке, подбирать их в соответствии с образцом.
Развивать воображение, образную речь при подборе названия растительного узора на ситце.
Воспитывать любовь к родному краю, гордость за труд мастеров, создающих ситцы.
Материал и оборудование: ситцевый лоскут, из которого сделана тропинка, ситцевый коврик с передвижными картинками, на которых нарисованы эпизоды сказки. Лоскутное одеяло, образцы ситца, настенное панно с изображением девочки в лоскутной юбке, материал к игре «Собери юбочку»
Венки из ситцевых цветов для девочек, ситцевые пояски для мальчиков.
Ход.
Воспитатель в образе Машеньки в ситцевом сарафане с букетом ситцевых цветов идёт по ситцевой дорожке с песней на мотив «А я по лугу».
По полям, по лесам я шла
И тропиночку нашла.
Не могла не удивиться, ведь тропинка та из ситца.
Куда же она меня приведёт?
Здравствуйте, дети! Я, Машенька, синий поясок - ситцевый венок. А живу я в ситцевом царстве-государстве. Да вот беда, пошла я с подружками в лес за грибами, за ягодами, да и заблудилась. Искала-искала путь-дорожку и не нашла. Вдруг вижу тропинка из ситца бежит, я по ней и пошла. А ведь не зря я к вам попала. Диво – то какое, чего у вас только нет. (Дети показывают группу, украшения из ситца.)
- Ой, какие вы добрые и хорошие. А не хотите ли вы со мной по ситцевой дорожке погулять? Идут и поют «Как пошли наши подружки».
– Устали мои ноженьки от долгой дороженьки. Не хотите ли присесть отдохнуть на ситцевую полянку да отгадать мою загадку.
Этот город просто диво, везде чисто и красиво.
Много в нём людей умелых,
И красивых, добрых, смелых.
Даже песнь о нём поётся.
Не зря же он текстильным городом зовётся.
- Что это за главный город нашей области? (Правильно, Иваново.) Что вы о нём знаете?
Только раньше это был не город, а село Иваново. Я расскажу вам о нём сказку, а поможет нам этот коврик.
Коврик ситцевый, лоскутный
Мой хороший, верный друг.
Ты нам сказку расскажи, да картинки покажи.
Машенька рассказывает сказку, сопровождая показом передвижных картинок.
- Давным - давно это было. Среди дремучих лесов, окруженных непроходимыми болотами, стояло царство, ситцевое государство. Кто не проходил, не проезжал мимо, не мог налюбоваться красотой голубых рек, озёр бескрайних, полей с голубыми весенними цветами. И в любое время года, будь то весна, лето, осень, зима - всех краше был тот край.
Жил в том Царстве, ситцевом государстве мастеровой народ: печь ли сложить, игрушки ли смастерить, всё могли люди этого царства. Но больше всего славилось оно ситцевыми тканями -яркими, красочными. Выйдут, бывало девушки в белых сарафанах, по которому чёрные полоски разбросаны, заведут хоровод, и кажется, что это берёзки собрались.
(Звучит мелодия «Во поле берёза стояла.)
- Красивая мелодия, не правда ли. А зачем нужны ситцевые ткани?
Да, рубашку, сарафан, платье ли шить любая расцветка найдётся. Каких только узоров на ситце не было: и ситец с розами, и полевые цветы, а то орнаменты. А вам интересно, где такие краски брали ткачи? Помогали им художники. Были среди трудового народа такие, которые могли нарисовать и солнце ясное, и радугу после дождя, и речку голубую, по берегам которой полевые цветы растут. Посмотришь на узоры, так сразу и вспомнишь, что где-то ты видел и цветы, и речку голубую, и солнце красное.
- Ребята, а у меня ещё много ситцевых лоскутков есть. Хотите с ними поиграть? Выбирайте, какие вам больше нравятся. Правда, красивые? Давайте придумаем название для ваших ситцевых платочков-лоскуточков.
Ай, да молодцы, выдумывать вы умеете. Да что – то засиделись мы. Прогуляемся по ситцевым просторам, да с платочком поиграем.
По полянке мы идём
И платочком машем.
А теперь с платочками
мы полечку попляшем (пляшут, а затем прячутся за платочки).
По полянке я иду,
но ребят я не найду.
Вижу только лоскуточки
Словно пёстрые листочки.
- Платочки-лоскуточки,
вы не видели моих ребят?
Проводится игра по типу «Узнай по голосу» (Подходит к ребёнку, дотрагиваясь до его плеча, тот поёт «Это я « Дети узнают, кто пропел.)
После игры подходят к ситцевому панно, где изображена девушка.
- Это Алёнушка. Она похожа на сестрёнок из моей книжки. Достаёт из корзинки, раздаёт детям силуэты кукол. Дашенька, Любушка, Марфушечка, Аннушка, Полинушка. А чем же они отличаются? Да, у Алёнушки такая красивая юбочка, вся из пёстрых, ситцевых лоскутков, а у моих сестрёнок белые. Порадуем их- украсим юбочки. У меня и лоскуточки ситцевые есть. (Украшают аппликацией из ткани по типу коллажа.)
- Молодцы, порадовали вы меня, и сестрёнки остались. А мне пора в путь-дорогу отправляться. Хорошо у вас, а душа домой тянется. А на память обо мне хочу подарок сделать. Пока шла к вам по ситцевой дорожке, насобирала букет цветов, сплела из них венки да пояски. Носите да меня вспоминайте. Ну, мне пора. Приходите ко мне в гости в моё ситцевое царство- государство.
Читайте также |
---|
Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные…
Конспект итогового интегрированного занятия на тему: «Формирование умений группировать однородные предметы по величине, форме, цвету» для детей группы раннего возраста Программное...
Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»
Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»
Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП
Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...