«Комплексная программа оздоровительной деятельности дошкольного отделения Алданского детского дома»

Детям совершенно так же, как

взрослым, хочется быть здоровыми

и сильными, только дети не знают,

что для этого надо делать.

Объясним им, и они будут беречься.

«Педагогика сердца».

Януш Корчак.

 

1.1. Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Алданский детский дом» МО «Алданский район», именуемое в дальнейшем тексте «Учреждение», создано в целях реализации прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на образование, гарантии общедоступности и бесплатности начального общего, основного общего, среднего полного общего образования, социальной защиты, медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников, обучение и воспитание в интересах личности, обеспечение охраны и укрепления здоровья, охрана прав и интересов воспитанников на основе полного государственного обеспечения. Является правопреемником Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Алданский детский дом».

1.2.Тип и организационно-правовая форма: муниципальное казенное учреждение.

1.3. Полное наименование:

Муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Алданский детский дом» МО «Алданский район».

1.4. Сокращенное наименование: МКОУ «Алданский детский дом».

1.5. Вид учреждения – детский дом (смешанный).

1.6. Местонахождение Учреждения:

Почтовый адрес: ___.

Юридический адрес: ___.

1.7. Учредителем является: Муниципальное образование «Алданский район», именуемый в дальнейшем «Учредитель».

1.8. Юридический адрес Учредителя: ___.

1.9. Учреждение в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», Федеральным Законом о некоммерческих организациях, Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Законом РС(Я) «Об образовании» и иными нормативно-правовыми актами РФ, РС (Я) и МО «Алданский район», настоящим Уставом.Учреждение самостоятельно в выборе форм организации образовательного процесса, жизни и быта воспитанников в соответствии с их психофизическими особенностями, требованиями охраны здоровья, защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несет ответственность, согласно действующему законодательству.

4.2. В учреждении реализуются основная и дополнительные образовательные программы:

  • «От рождения до школы» под ред. Н. Е Вераксы, М. А. Васильевой,Т. С. Комаровой.  
  • Художественно-эстетической направленности.
  • Спортивно-оздоровительной направленности.
  • Трудовой направленности.
  • Интеллектуально-познавательной направленности.
  • Социально-развивающей направленности.

4.3. Режим дня составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в Учреждении, с соблюдением санитарно-гигиенических норм и соответствует возрастным особенностям детей, способствует их гармоничному развитию.

4.3.1. Ежедневная продолжительность прогулки детей дошкольного возраста составляет не менее 3-3,5 часов. Прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину - до обеда и во вторую половину - после дневного сна. Прогулки проводятся только при разрешенных погодных условиях.

4.3.2. Дневной сон организуется однократно, общая продолжительность дневного сна для детей дошкольного возраста составляет 2-3 часа в зависимости от возраста воспитанников. Для детей от 1,5 до 3 лет дневной сон организуют однократно продолжительностью не менее 3 часов.

4.3.3. Самостоятельная деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена и др.) занимает в режиме дня не менее 3-4 часов.

4.3.4. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 3-го года жизни составляет не более 10 мин, 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут.

4.3.5. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 мин., в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут.

4.3.6. В середине учебного года (январь-февраль) для воспитанников дошкольных групп организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность непосредственно эстетически-оздоровительного цикла. В дни каникул и в летний период непосредственно образовательная деятельность не проводится.

В дни каникул и в летний период непосредственно образовательная деятельность не проводится. Как правило, могут проводиться спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и пр., а также может быть увеличена продолжительность прогулок.

4.3.7. Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей в возрасте от 3 до 7 лет организована три раза в неделю. Длительность образовательной деятельности составляет:

  • в младшей группе - 15 минут;
  • в средней группе – 20 мин;
  • в старшей группе - 25 мин;
  • в подготовительной группе – 30 мин.

Все мы любим наших детей и хотим видеть их счастливыми и здоровыми.

Задачей работы, стоящей перед педагогами, является воспитание здорового подрастающего поколения. К сожалению, последние медицинские исследования свидетельствуют о неутешительных показателях их здоровья. Это обусловлено многими факторами. Помимо неблагоприятных климатических особенностей на здоровье детей отрицательно влияют ухудшение экологической обстановки, электронно – лучевое, металло – звуковое облучение детей (компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, постоянно громко звучащая музыка), а также социальная напряжённость в обществе и интенсификация процесса обучения.

Воспитание в детском доме реализуется в условиях социально-экономического и политического глубинного реформирования общества, что вызвало наряду с позитивными изложениями целый ряд серьёзных проблем и противоречий, реформы привели к изменению положения различных социальных групп, их расслоению, резкому снижению жизненного уровня большинства населения.

Предметом острой общественной тревоги стало отмечающееся в последнее время резкое ухудшение физического и психического здоровья детей. Их всё активнее поражают болезни, связанные с социальным неблагополучием (алкогольная эмбрио-фетопатия, фетальный алкогольный синдром, туберкулёз, сифилис, ВИЧ-инфекция).

Высокие нагрузки испытывает психическое здоровье детей: стрессы, неврозы, агрессивность, аддитивное поведение – вот далеко не полный перечень расстройств психического здоровья.

Такие проблемы затрагивают детей уже в дошкольном возрасте. Следовательно, именно в этот период необходимо использовать здоровьесберегающие технологии, их оптимальную организацию в решении воспитательных, развивающих, оздоровительно – профилактических задач.

Дошкольный возраст – важнейший период формирования личности, когда закладывается прочная основа физического здоровья человека.

Состояние здоровья ребёнка – это ведущий фактор, который определяет способность успешно выполнять требования, предъявляемые к нему условиями жизни и воспитания в дошкольном учреждении.

Сущность общеразвивающей и коррекционно – педагогической работы в условиях дошкольного учреждения заключается в формировании гармонично развитой личности. Существенный вклад в достижение данной цели вносит физическое воспитание детей.

Средства физического воспитания требуют учёта специфики и организации мероприятий, направленных на охрану здоровья детей, повышение сопротивляемости к болезням, развитие физической закалки, движений с учётом психических и физических возможностей каждого ребёнка.

В процессе проведения физкультурно – оздоровительной работы происходит оптимальное сочетание специфических видов детской деятельности (игровой, учебной, речевой, двигательной, коммуникативной), что способствует улучшению как физической так и социальной адаптации детей в современном мире.

Необходимо отметить, что физическое воспитание тесно связано с возрастными особенностями детей. В связи с этим определяются и конкретные задачи, содержание, методы и формы организации физического воспитания в раннем, дошкольном и школьном возрасте, а также преемственности между ними. Особенно важно физическое воспитание в раннем и дошкольном возрасте, когда происходит наиболее интенсивное развитие организма ребёнка, когда формируются его основные движения, но вместе с тем организм ещё очень слаб и раним.

Физическое воспитание детей дошкольного возраста направлено прежде всего на:

  • охрану жизни и укрепление здоровья;
  • полноценное физическое развитие;
  • формирование двигательных навыков и развитие физических качеств;
  • освоение культурно – гигиенических навыков;
  • воспитание привычек к упорядоченному образу жизни.

О значении физического воспитания говорится в трудах выдающихся педагогов: Я. А. Коменского, Е. А. Покровского, П. Ф. Лесгафта, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко. Важность целенаправленности организации по физическому воспитанию отмечали такие учёные, как Ю. Ф. Змановский, В. А. Кудрявцева, В. Г. Алямовская, А. Н. Леонтьев, А. А. Ухтомский, А. В. Запорожец.

Современные условия жизни способствуют уменьшению двигательной активности детей, а такое явление, как гиподинамия, наблюдается и в дошкольном возрасте.

Основные принципы:

  • комплексность;
  • системность;
  • целостность;
  • динамичность;
  • репрезентативность;
  • методическое единство.

Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня лечебной и профилактической работы.
  • Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха детей.
  • Повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.
  • Приобретение навыков переключения на разные виды деятельности, избегая утомления и следуя здоровьесберегающим технологиям.

Цель программы:

Развитие позитивной личности, у которой формируется определённое отношение к себе осознание идеи ценности здоровья как основы всех дальнейших успехов – в развитии человеческой личности, с ознакомлением с традициями и обычаями своего народа.

Задачи:

1. Способствовать укреплению здоровья детей, повышению адаптационных возможностей детского организма;

2. Развивать двигательную активность детей, ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве, чувство самостраховки при любой двигательной деятельности;

3. Знакомить с доступными способами укрепления здоровья;

4. Обеспечить содержательную и технологическую интеграцию деятельности детей, всех специалистов дошкольного отделения.

Основные направления программы:

Организационное:

  • Организация здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни.
  • Систематизация анализа здоровья детей с целью последующей медико – психолого – педагогической коррекции
  • Определение показателей физического развития, двигательной подготовленности, объективных и субъективных критериев здоровья методами диагностики. Мониторинг здоровья.
  • Составление индивидуальных программ оздоровления.
  • Изучение передового педагогического, медицинского и социального опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик.
  • Систематическое повышение квалификации педагогических и медицинских кадров.
  • Пропаганда ЗОЖ и методов оздоровления в коллективе детей и сотрудников.

Профилактическое:

  • Обеспечение приятного обеспечения адаптации.
  • Выполнение санитарно – гигиенического режима.
  • Раннее выявление патологии, профилактика её у детей дошкольного возраста.
  • Реабилитация детей с хроническими заболеваниями.
  • Организация здорового образа жизни.
  • Профилактическая работа по предупреждению инфекционных заболеваний.
  • Решение оздоровительных задач средствами физической культуры.

Состав Совета содействия здоровья:

Директор детского дома;

Заместитель директора по УВР;

Заместитель директора по организационно – педагогическим вопросам;

Старший воспитатель;

Руководитель ЦФК и С;

Руководитель психологической службы;

Врач – педиатр;

Руководитель медико – корригирующего центра;

Заведующая столовой.

Авторский коллектив разработчиков:

Воспитатели дошкольного отделения;

Музыкальный руководитель;

Педагог – психолог;

Логопед;

Инструктор ЛФК;

Физиомедсестра;

Диетсестра;

Массажист.

Срок действия программы: 2013 – 2015 гг.

В Алданском детском доме созданы прекрасные условия для охраны и укрепления здоровья детей. Забота о физическом воспитании ребёнка начинается с обеспечения чётко установленного режима дня создания оптимальных условий гигиены, правильного питания, выполнения ежедневной утренней зарядки, закаливания организма, что способствует правильному формированию физических качеств детей, профилактике различных заболеваний.

На дошкольном отделении детского дома воспитывается 13 детей дошкольного возраста, из них 3 девочки и 10 мальчиков. 3 ребёнка – инвалиды детства. По результатам диспансеризации, проведённой в октябре 3013 года:

3 детей относятся к 1 основной группе здоровья, что составляет 28 % от общего количества детей;

3детей относятся ко 2 группе здоровья, что составляет 28%;

3 детей составляют 3 группу здоровья – это 24 %;

2 ребёнка относятся к 5 группе здоровья – это 12 %;

2 ребёнка не обследованы, т. к. поступили в Алданский детский дом недавно

13 дошкольников находятся на «Д» учёте у следующих специалистов: невролога, психиатра, окулиста, эндокринолога, фтизиатра, ортопеда, отоларинголога.

Основные диагнозы:

  • Задержка психоречевого развития.
  • ЗПР церебрально – органического генеза.
  • Специфическая задержка развития.
  • Неврозоподобный (астенический) синдром.

Педагоги неукоснительно выполняют все рекомендации вышеуказанных специалистов:

  • Избегать конфликтных ситуаций;
  • Избегать переохлаждения;
  • Массаж;
  • Исключение физической нагрузки;
  • Соблюдение диеты, с ограничением жидкости, жареного, солёного;
  • Ношение очков;
  • Занятия с логопедом;
  • Занятия ЛФК;
  • Коррекционные занятия с психологом.

Работа по физическому воспитанию проводится в тесном контакте со всеми специалистами детского дома. Совместно с медицинскими работниками изучается документация, затем проходит разделение детей по подгруппам. Медперсонал осуществляет контроль по регулированию двигательной нагрузки на занятиях, что помогает реализовывать индивидуально – дифференцированный подход к каждому ребёнку.

Для решения оздоровительных, коррекционно – образовательных и воспитательных задач используются гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.

В детском доме имеются процедурный, физиотерапевтический,

стоматологический, ЛФК кабинеты, оснащённые современным оборудованием.

Имеются специальные помещения для проведения коррекционной работы с дошкольниками: кабинет логопеда, сенсорные комнаты.

Для реализации задач по физическому воспитанию дошкольников есть все необходимые условия: физкультурный зал и мини – стадион, оборудованные пособиями: разнообразными гимнастическими стенками с наборами приставных досок и лестниц, разновысотными бумами и скамейками, дугами для подлезания, кубами для спрыгивания, мишенями, подвесными канатами, верёвочными лестницами, мелким спортивным инвентарём и игрушками. Изготовлены и приобретены другие физкультурные пособия, которые с успехом используются в работе.

Всё это повышает интерес детей к физкультуре, развивает жизненно важные физические качества, увеличивает плотность занятий и позволяет упражнять во всех видах основных движений.

На участке созданы условия для физического развития: спортивная площадка, наличие спортивно – игрового оборудования.

Всё это позволяет создать оптимальный двигательный режим, который способствует повышению функциональных возможностей ребёнка, улучшает его работоспособность и закалённость, является эффективным средством всестороннего развития и воспитания.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект для детей второй младшей группы «Домашние животные»

Проект для детей второй младшей группы «Домашние животные» Вид проекта: творческий, познавательно-исследовательский. Продолжительность проекта: 19 октября-13 ноября. Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели...

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего…

Эффективные приёмы формирования понятий «лево – право» у детей младшего дошкольного возраста Как показывает практика, понятия «верх» и «низ» детьми младшего...

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе…

Конспект НОД по познавательному развитию (окружающий мир) в подготовительной группе на тему: «В мире насекомых» Цель: Закрепление знаний детей о мире насекомых. Задачи: Обучающие:  1...

Читайте также

Наставничество при подготовке к участию в фестивале

Наставничество при подготовке к участию в фестивале Истинная педагогика наставляет подрастающее поколение на реализацию детской мечты во взрослой жизни. Несколько лет подряд...

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Дидактическое пособие «Пожарная безопасность»

Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы

Музей в детском саду как инструмент воспитательной работы Тема, о которой сегодня пойдет речь, далеко не новая, но играет большую роль...