Сайт для воспитателей детских садов




( 1 Голос ) 


Учебно-методическое пособие для музыкальных руководителей по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с музыкальными инструментами народов Республики Татарстана
«Чикерткәнең музыкаль хәзинәсе» - «Про Кузю и его музыкальные сокровища»

1  Пояснительная записка

 

«Һәркемгә дә үз туган ягы бик

кадерле. Кеше кая гына барса да,

барыбер күңеле белән үзенең газиз

туган авылына, туган шәһәренә

ашкынып кайта»

 

 

              «Каждому человеку дорог свой родной край, своя родная земля. Где бы ни находился человек, он душой будет стремиться к тому месту, где он родился и вырос»

Г. Тукай

 

Республика Татарстан объединяет людей многих национальностей. У каждого народа устоявшаяся своя этническая культура, собственный язык, быт, традиции. Поэтому главная задача педагога помочь детям раскрыть мир национальных культур, расширить представления об образе жизни людей, населяющих республику Татарстан, их обычаях, традициях, фольклоре, народной музыки.

Период дошкольного детства наиболее благоприятен для эстетического развития ребенка. Мир музыки, музыкальной деятельности очень близок детям. В восприятии музыки, ее оценке, самостоятельном музыкальном творчестве ребенок видит собственную значимость.

В процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами музыки народов Татарстана, что способствует обогащению их духовного мира, тем самым ребенок приобщается к национальной музыкальной культуре.

Также одной из актуальных проблем педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование эффективно проходит в различных видах художественной деятельности. Творческую личность необходимо воспитывать с детского возраста, используя для этого все резервы педагогического воздействия, новые формы занятий, условия для управления музыкально-эстетическим развитием детей.

Музыкальное развитие ребенка должно осуществляться естественно и непринужденно. Помочь детям почувствовать красоту и силу воздействия музыки народов Татарстана – задача сложная. Настоящее методическое пособие «Чикерткәнең музыкаль хәзинәсе» - «Про Кузю и его музыкальные сокровища» – попытка частично ее решить.

При разработке данного методического пособия и подборе музыкального репертуара были взяты за основу следующие положения:

  • Музыка – «искусство интонируемого смысла» (Б.В. Асафьев).
  • «Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут». (Э.К.Суслова).
  • Взаимосвязь эмоционального и интеллектуального компонентов в музыкальной деятельности формирует основы музыкального сознания (Б.М. Теплов, К.В. Тарасова, О.П. Радынова).
  • Через красивое – к человеческому» (В.А. Сухомлинский).

В отличие от действующей основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад № 23 общеразвивающего вида «Сказка», где определены традиционные виды музыкальной деятельности дошкольников, основной упор их сделан на исполнительскую деятельность, упущен раздел музыкально-образовательная деятельность. В предлагаемом методическом пособии разработан такой раздел – музыкально-образовательная деятельность дошкольника во взаимосвязи с национальной культурой народов населяющие Республику Татарстан. Рассматривая музыкально-образовательную деятельность старшего дошкольника, как одну из основных задач национального воспитания детей дошкольного возраста, опиралась на высказывания и труды татарских и русских композиторов, литераторов, педагогов и психологов:

  • Г.Тукая о народных песнях, как самое дорогое и ценное наследие наших предков. Ведь народная песня при тонком исследовании и изучении она, несомненно, откроет перед нами историю народа, его душу, мысли, чаяния;
  • В.Г.Белинского о влияние музыки на детей и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них;
  • Д.Д.Шостаковича «Любите и изучайте великое искусство народной музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче»
  • А.С. Выготского о взаимодействии ребенка со сверстниками и взрослыми как важнейшим условии вхождения его в человеческую культуру;
  • Б.М. Теплова о роли музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей;
  • Н.А. Ветлугиной о взаимосвязи обучения и творчества в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.
  • С.Сайдашева о художественной музыке, вырастающей из народной музыки - она является её тесным продолжением, изящной усовершенствованной степенью.

Отсюда возникает вопрос, можно ли воспитывать музыкальную культуру, без информации о народных музыкальных инструментах, без знания культуры народов.

Музыкальная педагогика давно ответила на этот вопрос. Знакомя детей с народными инструментами, с их внешним видом, тембром звучания, способами звукоизвлечения и историей их создания, мы тем самым формируем музыкально-образовательную деятельность дошкольника.

В методическом пособии «Чикерткәнең музыкаль хәзинәсе» - «Про Кузю и его музыкальные сокровища» дан перспективный план работы для старшей и для подготовительной группы. Разработаны конспекты занятий, проведение которых предлагается в разных формах – это и доминантные, интегрированные занятия и беседы. На первом занятии через сказку музыкальный руководитель знакомит детей с кузнечиком Кузей и его волшебным сундучком, сообщает, что там загадки-нотки. На занятии каждая загадка будет открывать знания, знакомя всех с волшебным и чарующим звучанием музыкального народного инструмента народа, проживающего в Республике Татарстан.

Также, одним из основных направлений этого методического пособия, является работа вне занятий, где предусмотрена самостоятельная деятельность ребенка, а также просмотр видеоматериалов с использованием ИКТ, слушание аудиозаписей, чтение художественной литературы, изобразительная деятельность, посещение ДШИ.

В раздел «Играя, учимся» включены музыкально-подвижные, народные татарские, чувашские, удмурские, марийские и русские игры, которые являются важным средством в развитии и формировании музыкально-образовательной деятельности детей. Основное их значение – в доступной форме дать знания о музыкальных инструментах народов, привить любовь к музыке. Ценность игр в том, что они вызывают интерес и желание участвовать в них. В результате, дети не только получают необходимые знания о музыкальных народных инструментах, но и развивают необходимые ритм, тембровый слух, проявляют творчество и фантазию, активизируется слуховое восприятие.

Знакомя дошкольника с народными музыкальными инструментами народов Республики Татарстан, тем самым, мы даем не только знания, но и воспитываем любовь и уважение к национальной культуре.

Одна из задач педагогики – создание единого пространства развития ребенка, устранение противоречий семейного воспитания и воспитания в ДОУ. Конечно, хорошо, когда ребенок растет в такой семье, где в доме есть музыкальный инструмент (татарский, чувашский, удмурский, марийский или русский), на котором играют родители, где малышу поют перед сном колыбельные песни. Но таких семей крайне мало. Поэтому, педагоги обязаны помочь семье, научить родителей использовать чудесную силу музыкального искусства. В разделе «Работа с родителями» предлагаются различные формы сотрудничества: повышение компетентности в вопросах национального музыкального воспитания детей, пропаганда музыкального искусства, вовлечение в музыкально-образовательный процесс.

Также, в методическом пособии представлен дополнительный материал (загадки, стихи о музыке и музыкальных народных инструментах), как методическое сопровождение в формировании музыкально-образовательной деятельности дошкольников.

Но, прежде всего, чем перейти к рассмотрению практического материала, проанализируем цель и задачи формирования музыкально-образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста через знакомство с музыкальными инструментами народов Республики Татарстан.

 

2  Содержание работы с детьми по формированию музыкально-образовательной деятельности дошкольников через знакомство с музыкальными инструментами народов Республики Татарстан.

Цель: формирование музыкально-образовательной деятельности дошкольников через знакомство с музыкальными инструментами народов Республики Татарстан.

 

Задачи

1. Расширять и обобщать музыкально-слуховой опыт детей, их представления о музыкальной культуре народа Республики Татарстан.

2. Развивать тембровый слух, умение определять звуковую окраску инструмента, узнавать его звучание.

3. Побуждать детей давать словесную характеристику тембрам инструментов, описывать словами характер и манеру исполнения.

4. Развивать слуховое внимание и музыкальную память.

5. Способствовать развитию познавательных и творческих способностей.

6. Осваивать различные формы приобретения опыта.

7. Закрепить знания детей и родителей о национальных праздниках, формируя нравственные ценности и духовные традиции.

 

Основные направления работы с детьми

1. Организованные формы обучения на занятиях.

2. Совместная деятельность взрослого и ребенка.

3. Самостоятельная деятельность ребенка.

4. Экскурсии в ДШИ.

5. Развитие речи.

6. Художественная литература.

7. Изобразительная деятельность.

8. Игра.

9. Музыкальные праздники и развлечения.

 

Ресурсное обеспечение

1. Музыкальные уголки во всех возрастных группах.

2. Музыкальные инструменты: фортепиано, домра, балалайка, курай, гармонь.

3. Коллекция детских музыкальных инструментов: металлофоны, ксилофоны, аккордеоны, бубны, шумовые.

4. Коллекция детских музыкальных инструментов по системе Карла Орфа.

5. Наглядный материал: плакаты, иллюстрации, картинки, карточки, видеоматериал, аудиокассеты, CD –диски.

6. Технические средства: телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, компьютер, мультимедийный проектор.

7. Сотрудничество с ДШИ.

 

Методическое сопровождение

1. Перспективные планы работы.

2. Конспекты занятий, бесед, музыкальных праздников, развлечений.

3. Презентационный материал.

4. Консультативный материал для родителей.

5. Картотека музыкально-дидактических и подвижных игр.

6. Подборка музыкальных загадок.

7. Подборка стихов о музыке и музыкальных инструментах.

8. Методическая литература.

 

Ожидаемые результаты

1. Повышение знаний познавательного интереса у детей и взрослых, познание истории народов Татарстана, расширение представлений о разнообразии татарских,чувашских, удмурдских, марийских и русских музыкальных инструментов.

2. Сформированность положительно-эмоционального и осознанного отношения к музыкальным произведениям русских, татарских, удмурских, марийских и чувашских композиторов, умение давать им эстетическую оценку, узнавать звучание знакомых музыкальных инструментов в оркестре народных инструментов.

3. Совершенствование и вовлечение каждого ребенка в творческую деятельность.

4. Развитие музыкальной личности: мыслящей, с развитыми музыкальными способностями, творческой, самостоятельной и владеющей всеми навыками.

 

Полную версию работы можно скачать здесь .



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии




Комментарии

  • Рада
    СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА МАТЕРИАЛ! А ГДЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К ЭТОМУ МАТЕРИАЛУ?

    Подробнее...

     
  • Ernesto
    I ordered a research paper from this service because my friend told me about it. The support team is ...

    Подробнее...

     
  • Литвиненко Людмила А
    Занятие интересное. Молодец!

    Подробнее...

     
  • Прасковья
    план кружка понравился.

    Подробнее...

     
  • Прасковья
    план работы театрального кружка

    Подробнее...