Экскурсия в мини музей «Русская изба» для детей вторых младших групп
Тема: «Русская народная игрушка»

Цель: Формирование представлений о различных видах народной игрушки.Экскурсия в мини музей «Русская изба»

Задачи:

  • Дать первоначальные знания детям о истории России русской народной игрушки.
  • Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
  • Воспитывать интерес к народным промыслам; бережное отношение к игрушкам.

 

Ход экскурсии:

В группу воспитатель вносит игрушку би-ба-бо бабушка и от её имени говорит.

Бабушка Забавушка

  • Здравствуйте ребята, вы не видали, здесь колобок не пробегал? Вчера сшила колобка из лоскутков, хотела вам сегодня сказку про него рассказать, а он убежал. Что мне теперь делать, как вам сказку без колобка рассказывать?

Воспитатель:

  • Ребята поможем бабушке найти колобка. Я знаю, что сегодня открылась выставка старинных игрушек у нас в саду, может колобок туда побежал. Пойдёмте посмотрим.

Дети с воспитателем проходят в музей и рассаживаются на лавках.

Воспитатель:

  • Вы знаете ребята куда мы пришли? (в музей) ..
  • Кто знает, что такое музей? (Воспитатель даёт определение. Это помещение, где хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши прабабушки, прадедушки или даже прапрабабушки и прапрадедушки.)
  • А сегодня здесь открылась выставка старинных игрушек, которыми играли ваши бабушки и дедушки.
  • А как нужно вести себя в музее? (не шуметь, не трогать предметы-экспонаты руками).

Воспитатель обращает внимание, что кто-то шумит за печкой. Достаёт домовёнка Кузю.

  • Да это же домовёнок, хранитель нашего музея. Давайте спросим может он видел колобка, которого сшила бабушка Забавушка. (Спрашивают.)

Домовёнок предлагает посмотреть в деревянных игрушках. Воспитатель подходит к деревянным игрушкам и обращает внимание детей на них.

Игрушки тарарушки

  • Ребята, из чего сделаны эти игрушки? (из дерева)
  • Значит они какие? (деревянные)
  • Первые игрушки у ваших бабушек и дедушек -это были деревянные погремушки, трещотки, колотушки, т.е. игрушки издающие разные звуки. Раньше они назывались потешки. (Обращает внимание на музыкальные инструменты.)
  • Проводится игра «Угадай по звуку» (Сначала педагог демонстрирует три инструмента: калатушку, бубен, погремушку, затем дети закрывают глаза и угадывают по звуку инструмент.)

Матрёшки

  • Воспитатель читает загадку

Алый шёлковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек, 
Упирается рука 
В деревянные бока. 
А внутри секреты есть: 
Может - три, а может- шесть. 
Разрумянилась немножко 
Эта русская ….(матрёшка). (показывает матрёшку)

Матрешка у нас появилась очень давно, более 100 лет назад. Это красивая, расписная кукла.

  • Из чего делается матрёшка?
  • Фигурку матрешки вытачивают из деревянного бруска. Она состоит из двух частей. ( Рассказ сопровождается показом)
  • А какой секрет таится в матрёшке? (в ней ещё есть матрёшки)
  • Раньше ребята девочек в основном называли Матрёнами, вот и назвали эту красавицу Матрёшкой.
    Она «одета в русский костюм» (дети перечисляют детали костюма: платок, фартук, сарафан.)

Танец «Весёлые матрёшки» (девочки выполняют движения, а мальчики танцуют с матрёшками в руках)

Воспитатель находит деревянный колобок и спрашивает у ребят:

  • Этот колобок потеряла бабушка забавушка? (Нет, это деревянный, а бабушка из лоскутков сшила.)

Воспитатель переходит к глиняным игрушкам.

  • Может в этих игрушках спрятался наш колобок

Дымковская игрушка

  • Это глиняные игрушки, потому что сделаны из глины (показывает глину из которой лепили игрушки) ими раньше не играли, а украшали дома.
  • А называются ониДымковские . Эти игрушки делают в селе Дымково. Эти игрушки были самые яркие глиняные игрушки (рассмотреть и назвать узоры: кружочки, точки, полосочки).

Воспитатель показывая игрушку предлагает рассказать потешку:

  • Петушок, петушок, золотой гребешок,

Масляна головушка, шёлкова бородушка!

Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,

Детям спать не даёшь?

  • Ваня, Ваня-простата, купил лошадь без хвоста

Сел задом на перёд и поехал в огород.

  • Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Сам на лошадке, Женя на коровке,

Дети на телятках, внуки на козлятках.

Воспитатель находит глиняный колобок.

  • Этот колобок потеряла бабушка забавушка? (нет, это глиняный, а бабушка из лоскутков сшила).

Воспитатель переходит к тряпичным игрушкам.

Тряпичные куклы

(Педагог показывает кукол.)

  • Что это за игрушки? (куклы).
  • А из чего они сделаны? (из лоскутков, тряпочек).
  • Ребята, а ваши куклы тоже сделаны из лоскутков? (демонстрирует современную куклу).
  • Ваши куклы сделаны из пластмассы и резины, о ваши бабушки играли в тряпичные куклы, которые они делали сами из лоскутков ткани.
  • Такие куколки были оберегами, т. к оберегали детей от болезней, злых сил.

Воспитатель находит тряпичного колобка и предлагает от имени бабушки Забавушки перейти в группу и послушать сказку.

Информация для воспитателя

Пеленашка
Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша и клали потом в колыбельку. Такая кукла оберегала сон малыша.

«Кубышка-травница» 
Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял зло и болезни.

«День и ночь» - куклы обереги жилища. Днём поворачивали белую куклу, ночью-тёмную.

«Кукла Колокольчик» - куколка добрых вестей. Эта куколка веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье.

  • Чем эти куклы отличаются от тех, которыми вы играете? (без лица).
  • Раньше люди считали, что кукла с лицом привлекает зло, и чтобы кукла не могла навредить ребёнку, её делали безликой.
  • Самое интересное, что в игрушках нашего народа не встретишь изображения злого или страшного персонажа, ведь в старину считалось, что такая игрушка может принести зло малышу.

Часто женщинам приходилось выходя в поле на сбор урожая брать с собой маленьких детей. Там они скручивали из соломы детям вот такие игрушки.

«Солнечный конь» приносит счастье и удачу в дом, а «Десятиручка» считалось помогает женщинам во всех делах.

Итог экскурсии

  • Нашли мы бабушкин колобок? А какие колобки мы ещё нашли? (глиняный, деревянный).
  • Понравилась вам выставка игрушек, которую для нас приготовил домовёнок Кузя?
  • Какие больше игрушки понравились?


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект с детьми старшей группы в форме Квест-игры: по теме:…

Проект с детьми старшей группы в форме Квест-игры: по теме: «Как мы Зиму искали»

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города» Пояснительная записка. Актуальность В настоящее время вопрос патриотического воспитания встал на первое место в воспитании маленьких...

Читайте также

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего…

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного...

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет. Квест-игра…

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет Квест-игра «Спасём природу!» Цель: воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет посредством...

Конструкт занятия. Тема проекта: «Тело человека»

Конструкт занятия. Тема проекта: «Тело человека» Цель: расширить представления детей о внутреннем строении человека. Задачи. Обучающие: - обобщить знания детей о внутреннем строении человека:...