Экскурсия в мини-музей «Народные промыслы» с последующим рисованием

(воспитанники 5-6 лет)

Образовательная область: «Художественное творчество».

Тема: «Дымковский конь».

Цели:

Образовательные:

Сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

Развивающие:

Инициировать декоративное оформление вылепленных фигур – украшение элементами декоративной росписи (кругами, пятнами, точками прямыми линиями штрихами). Обратить внимание на зависимость узора от формы изделия. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками – рисовать кончиками кисти на объемной форме, поворачивая и рассматривая ее со всех сторон. Воспитывать интерес и эстетическое восприятие к народному искусству.

Воспитательные:

Развивать интерес к изучению народных промыслов, усиливая восприятие через народный фольклор, знакомство с древними обрядами.

Прививать любовь и уважение к труду народных мастеров.

Предварительная работа: знакомство с декоративной росписью дымковских мастеров; лепка и выбеливание дымковского коня из глины; рисование в художественном альбоме «Дымковская игрушка».

Материалы, инструменты, оборудование.

Вылепленные изделия (кони); дидактические игры: «Музыкальная палитра», «Краски Дымкова», «Контрастные цвета»; гуашь, кисти разных размеров, пробки, ватные палочки, салфетки, стаканчики с водой.

Литературный ряд: «Ярмарка», «Глиняное чудо» Е. Поповой.

Музыкальный ряд: русская народная музыка «Карусель»,

П. И. Чайковский «Камаринская» из сборника «Детский альбом», русская народная песня «Калинка», Стравинский «Петрушка», фрагменты «Голоса животных и птиц» (ржание лошадей).

Зрительный ряд: макет карусели, дымковские игрушки, картина зимнего дымковского пейзажа, рисунки – варианты узоров на лошадях, таблицы с картинным планом,

 

Ход занятия

1. Экскурсия в музей

Воспитатель:

- Сегодня мы пришли в музей декоративно-прикладного искусства, чтобы поговорить о необычных игрушках, а вот где их изготавливают, вы можете догадаться, если внимательно прослушаете мой рассказ (рассказ по дымковским пейзажам).

Ели спят у большака в инее седом,

Спят деревья, спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.

Дым из труб идет столбом, точно в дымке все кругом.

Голубые дали и село большое,

Может догадались, как его назвали? (Дымково – скажем хором)

 

Вечера зимой длинны и лепили там из глины

Все игрушки непростые, а волшебно-расписные.

Вылепили петуха, и конечно индюка

Вот медведь с гармошкой – потанцуй немножко.

Свинка Ненила, уточка красива,

Тут и барыня краса - посмотрите, какова!

Вот и Ваня, вот и няня

Не игрушки – чудо прямо.

- А как называются эти игрушки? (дымковские).

- Как вы догадались, что это игрушки из Дымкова?

(Вылеплены из глины, украшены кольцами, капельками, кружочками, линиями прямыми и пересекающимися.)

Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –

Казалось бы, простой узор,

Но отвести не в силах взор!

И пошла о Дымкове слава, заслужив на это право,

Говорят о ней повсюду удивительному чуду

Мы поклонимся не раз.

О дымковской игрушке поведем рассказ:

Карусель

Вот смотрите, карусель, чтобы было веселей

Посмотрите-ка, пуста

Не хватает тут пока….

- Кого не хватает на карусели?

Прослушайте музыкальную загадку и

Узнаете отгадку (прослушивание фрагмента - ржание коней).

- Какой дымковской игрушки здесь нет? (Дымковского коня.)

А ведь конь был самой первой дымковской игрушкой. Такой фигуркой люди изображали бога солнца – Ярило, задабривали, чтобы солнышко ярче грело и помогало богатый урожай взращивать.

Коня лепили с двумя или тремя головами. Сам конь был белым, с золотой гривой, на груди его рисовали красный круг – символ красного солнышка.

Увидели такие необычные фигурки ребятишки, очень уж очень им они понравились, и стали ими играть. С тех самых пор мастера Дымкова лепят самые разные фигурки и украшают их незамысловатыми узорами (показ игрушки).

- А какими красками мастера расписывают игрушки? (Красный, синий, голубой, зеленый, желтый, оранжевый, немного коричневого и черного.)

Дидактическая игра «Подбери палитру»

- Веселые или грустные или грустные это краски?

- Почему? (Чтобы детям понравилась и на ярмарке продать.)

- Палитра Дымкова - цвета все яркие, праздничные, нарядные – желтый, красный, оранжевый, синий, зеленый, золотой и чуть-чуть черного, но он используется только для оформления таких деталей, как носик, глазки, копытца, хвостик, грива.

Показ и объяснение воспитателя

- Сейчас я приглашаю всех в художественную мастерскую, где вас ждут игрушки, и мы с вами можем попробовать расписать и, как это делают дымковские мастера.

Аккуратно закрасить нос, копыта, хвост, гриву, кончиком кисти нарисовать глаза.

- А пока краска сохнет, поможем пальчикам вспомнить дымковские узоры (жестовое рисование под русскую народную музыку).

- Обычно все дымковские лошадки украшены кругами и точками в разном сочетании (предложить рассмотреть игрушки или рисунки). Узор на лошадке идет сверху вниз – по ногам (прослеживающий жест вдоль игрушки) и по туловищу. Полоски мы рисуем кончиком кисти, круги и точки, ватными палочками и пробками.

Сначала надо нарисовать все круги – это лучше сделать пробкой и ватной палочкой, а потом поставить очки вокруг кругов или вдоль уже нарисованных рядов (сопровождающий жест). Обратите внимание на то, что и цвета и элементы узора сочетаются друг с другом и повторяются в определенной последовательности.

Самостоятельная работа по картинному плану.

Итог: А теперь, когда работы готовы можно ими украсить нашу карусель.

Игра: Еле- еле-еле

Завертелись карусели

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

 

Вот смотрите, карусель, чтобы было веселей

Вот он конь нарядный,

Весь такой он ладный,

И у каждого конька все расписаны бока,

Всех нарядом удивил

Гриву важно распустил.

Посмотрите-ка на хвост

У него совсем не прост -

И у каждого конька хвост и грива завита.

Итог: Молодцы ребята. Сегодня на мы еще раз встретились с дымковской игрушкой, побывали в мастерской и даже стали дымковскими мастерами.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект эффективной формы работы по повышению интереса у детей дошкольного…

Конспект эффективной формы работы по повышению интереса у детей дошкольного возраста к книгам «Книжное дефиле по сказкам Корнея Ивановича Чуковского» Одной...

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников»

Мастер-класс для педагогов «Эвристическая беседа как метод обучения дошкольников» Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного педагогического общения о методе...

Выпускной вечер в детском саду

Выпускной вечер в детском саду Звучит музыка. Выход детей. Парный танец. В конце танца дети расходятся в две линии, стоят напротив...

Читайте также

Учим стихи с детьми ОВЗ

Учим стихи с детьми ОВЗ «Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует...

Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства»

Проект для старшей группы. Тема: «Воздух и его свойства» Паспорт проектной работы 1. Название проекта: «Воздух и его свойства». 2. Участники проекта: воспитатели группы, воспитанники старшей...

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по…

Организация непосредственно образовательной деятельности детей подготовительной группы по теме «Анализ литературного произведения» Цель: формировать умения анализировать литературное произведение через усвоение...