«Старые сказки о главном»
конспект совместной интегрированной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области «Безопасность» из проекта «Право на защиту от похищения»

(с использованием авторской картины по сказке «Дюймовочка»)

картина

Интегрируемые образовательные области – «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Художественное творчество»

Актуальность.

Леденящие душу сообщения о преступлениях против детей свидетельствуют о том, насколько наши дети не защищены перед лицом опасности. Основная задача педагогов и родителей в этой ситуации заключается в том, чтобы в доступной для детей форме научить их не пасовать перед опасностью, а уметь ей противостоять и защитить себя.

Поэтому при планировании предметно-развивающей среды решила создать картины по мотивам сказок, в которых совершаются похищения, насилие над детьми: «Гуси-лебеди», «Дюймовочка», «Буратино». Картины не только украшают группу, но выполняют обучающую, развивающую и здоровьесберегающую функцию. С их использованием организуется деятельность по правовому воспитанию, в игровых проблемных ситуациях осуществляется работа по развитию связной речи у ребенка, обучению творческому рассказыванию, вырабатывается безопасная стратегия поведения.

Цель: закрепить у детей знание статьи о праве ребенка на защиту от похищения

Задачи:

Здоровьесберегающие: вырабатывать безопасную стратегию поведения при попытке похищения

Воспитательные: побуждать детей к оказанию посильной помощи попавшему в беду сказочному персонажу.

Образовательные: развивать доказательную речь.

Развивающие: развивать конструктивное мышление, концентрацию внимания, мелкую моторику пальцев через нетрадиционные техники бумагопластики – квиллинг и модульное оригами.

Оборудование: авторская картина по сказке «Дюймовочка»; макет ласточки (на палочке); знак-символ «Право на защиту» (под рукой у ребенка закрытое окошко, где спрятано мелкое изображение Дюймовочки); лупа; карточки с изображением героев авторской картины; колокольчик; подносы с полосками для квиллинга; контейнеры с треугольными модулями; музыка «шум воды». Зональное мероприятие – присутствие гостей.

 

1. Утренний сбор. Раздается звон колокольчика (условный знак для утреннего сбора). Приветствие гостям.

Воспитатель: –   Ребята, о чем мы говорим эту неделю? (о правах ребенка).

– Какие права ребенка вы знаете? (дети передают друг другу колокольчик и называют права). Для тех ребят, кто затрудняется, даю подсказку: где в группе можно найти информацию по правам ребенка? (правовая стена «Я имею право» со знаками-символами). Ребенок по знакам-символам вспоминает и называет права.

Воспитатель: – И взрослые, и дети имеют право на игры, отдых, досуг. Предлагаю подойти к гостям и взять у них интервью: их любимое занятие.

Воспитатель: – Чем бы вы хотели сейчас заняться? (называют, передают колокольчик).

 

2. Проблемная ситуация. Неожиданно раздается звук в окно. Дети подходят к окну и обнаруживают за стеклом ласточку. Впускают ласточку, у которой под   крылом пакет. Дети рассматривают содержимое пакета – разрезные картинки.

Дидактическое упражнение «Собери картинку». Дети собирают рисунок из частей, выкладывают знак-символ «Право на защиту».

Воспитатель: – Вы узнали этот знак? – Интересно, кто же послал к нам ласточку? Дети исследуют знак и находят под рукой ребенка окошко, открывают, видят мелкое изображение Дюймовочки.

– Ребята, а Илюша не может рассмотреть такой мелкий рисунок (ребенок со слабым зрением). Можем мы ему помочь? Дети приходят к выводу: рассмотреть изображение с помощью лупы.

– От кого это сообщение? (от Дюймовочки).

– Что же с ней случилось? (ее похитили, украли). Словарная работа «похитители».

– О чем нас просит Дюймовочка?

Вывод: у каждого ребенка есть право на защиту. Если его обижают, он имеет право обратиться за помощью. Делаем выбор, что сейчас важнее: заняться любимым делом или поспешить на помощь? Дети высказывают желание помочь Дюймовочке.

Воспитатель: – Кроме прав у человека есть обязанности. Мы обязаны заботиться о ближних, оказывать им посильную помощь

– А где мы сможем найти Дюймовочку? (версии детей, останавливаемся на авторской картине в познавательно-речевом центре «Знайка»).

Дети отправляются в центр, ласточка летит с ними.

 

3. Ситуативная беседа по авторской картине «Дюймовочка».

Воспитатель: – Ребята, никак не могу понять, что случилось с нашей картиной?

Дидактическое упражнение «Что изменилось?». Дети замечают, что листок кувшинки не движется (нет следов движения на воде), высказывают  предположения, почему не движется? (листок зацепился за камыш). На картине появился новый персонаж – пчела.

Воспитатель: – Чем пчела может помочь Дюймовочке? Дается образец речи-доказательства:

«Я считаю, что пчела может грозно жужжать, жалить жабу, отгонять ее от Дюймовочки».

Под картиной лежат маленькие картинки с изображением героев картины: Царевна-лягушка со стрелой, лягушонок, сидящий на камешке, стрекоза, бабочка, тянущая листок кувшинки, цветок лотоса, цветок кувшинки. Появился новый персонаж – рыбка.

– Ребята, я предлагают вам взять картинку и от имени персонажа картины сказать, какую помощь вы могли бы оказать Дюймовочке?

Предполагаемые ответы детей:

Царевна-лягушка: «Я считаю, что могла бы стрелой перебить камыш, который удерживает кувшинку».

Лягушонок: «Я считаю, что мог бы бросить камешек в камыш и разбить его. А еще я могу камнем отогнать жабу».

Цветок лотоса: «Я считаю, что сок моего цветка мог бы напоить Дюймовочку и придать ей силы».

Цветок кувшинки: «Я считаю, что в моем цветке Дюймовочке было бы удобно спать, как в колыбели».

Бабочка: «Я считаю, что надо позвать на помощь стрекозу: одна я не могу сдвинуть лист кувшинки».

Стрекоза: «Я считаю, что вместе с бабочкой мы бы легко правились».

Рыбка: «Я считаю, что могу перекусить камыш».

Воспитатель: Ребята, вспомните, кто в сказке Андерсена «Дюймовочка» помог ей уплыть от жабы? (рыбки перегрызли   стебелек кувшинки).

Воспитатель: – Что мы можем сделать, чтобы было видно, что листок поплыл? (сделать рыбок и след на воде от движения листа).

 

4. Практическая деятельность:

Воспитатель: – Из чего можно сделать рыбку? (пластилин, нарисовать, соленое тесто, квиллинг, модульное оригами…). Обращаемся к гостям, не желали бы они познакомиться с нетрадиционными видами бумагопластики: квиллиг, модульное оригами? Гости высказывают желание познакомиться с этими техниками. Приглашаем их к совместной работе.

В ходе работы идет непринужденная беседа:    

– Почему Дюймовочка не могла себя защитить? (она спала).

Голос ласточки: Я слышала, как птицы говорили, что в вашем детском саду, дети изучают правила, как избежать похищения.

Ответы детей:  

– не соглашаться на уговоры: купить игрушку, пойти в кино, покататься на машине;

– не получать угощения, подарки от незнакомых людей;

– не открывать незнакомым двери, не сообщать номер квартиры, телефона;

– не уходить из дома без спроса;

– не играть в заброшенных, безлюдных местах;

Воспитатель: (если дети не назовут) – … и научиться говорить строгое и громкое «Нет!»

Ситуация к проигрыванию «Скажи громкое, строгое «Нет!».

 

5. Рассматриваем восстановленную картину. Прощаемся с Дюймовочкой и ласточкой.

 

6. Релаксационная игра «Доброе сердце». Делаем с гостями общий круг.

Воспитатель: – Кому мы сегодня помогли? Как мы справились с работой?

ВЫВОД: Никто и никогда не имеет права обижать, но если тебя обидели, то ты имеешь право обратиться за помощью.

– Если кто-то помогает, защищает, то какое сердце у таких людей? (доброе). Превращаем круг в сердце. Дарим гостям рыбок, изготовленных в творческой мастерской.

 

Используемая литература:

1. Составитель Жукова Р.А. Правовое воспитание. ИТД «Корифей», Волгоград, 2007г.

2. Деркунская В.А, Гусарова Т.Г., Новицкая В.А., Римашевская Л.С. Образовательная область «Безопасность». Методический комплект программы «Детство». С-Петербург, изд. «Детство-Пресс», 2012г.

3. Гизела Браун. Маленькое и большое нет. Ролевые игры по безопасности «Моя безопасность». vashpsixolog.ru



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа

Сценарий 8 марта. 2 младшая группа Дети заходят в зал под песню «Праздник бабушек и мам», танцуют, встают в полукруг. Ведущий: Сегодня...

Дидактическая игра «Спрячь мышку»

Дидактическая игра «Спрячь мышку» Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме...

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное…

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» для воспитанников средней группы общеобразовательной направленности. Тема: «Путешествие к Царице –...

Читайте также

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий

Конспект занятия «Красный спелый помидор» с применением ТРИЗ-технологий Цель: развивать системное мышление. Задачи: 1. Образовательная задача: систематизировать знания детей о помидоре с помощью...

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста

Фольклор, как средство развития речи детей раннего возраста Современный ребенок мало времени проводит в обществе взрослых, редко слышит рассказы, сказки и...

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...