«Роль дидактической игрушки в сенсорном воспитании детей 1 младшей группы»
методическая разработка

Актуальность темы, описание способов, методов, технологий.

Преимущество дидактической игрушкой в том, что здесь обучение носит игровой характер. В ходе игры активизируется познавательная деятельность, вызывается интерес к окружающей жизни. Учитывая, что в этом возрасте у детей непроизвольное внимание, дидактическая игрушка наиболее эффективна в сенсорном воспитании детей.

Ценность этих игрушек в том, что дети познают специально выделенные свойства – цвет, форму, величину и др. Благодаря заложенному в обучающих игрушках принципу самоконтроля, они позволяют организовать более или менее самостоятельную длительную деятельность маленьких детей, развивают умение занимать себя.

Во время самостоятельных игр с новыми дидактическими игрушками у детей быстрее совершенствуется сенсорный опыт, формируются навыки и умения.

Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок познаёт окружающий мир, развивается его мышление, чувства, воля, формируются взаимоотношения со сверстниками.

Результаты

Дети с помощью дидактических игрушек научились различать 3-4 цвета, контрастные размеры (большой-маленький), формы (шар, куб, кирпичики). Значительно развилось зрительное, слуховое восприятие, внимание, мелкая моторика, звук.

график

Вывод: из 12 детей, посещающих группу, 9 детей освоили 2-3 цвета (из основных желтый, красный, зелёный, синий); 12 из 12 – величину (большой – маленький), 9 из 12 – форму, что составило 75% - цвет, 75% - форма, 100% - величина.

Овладение знаниями по сенсорному воспитанию составило 83%. Разница при применении старых технологий и новых составила 50%.

Дети увлекаются интересной игрой. Кроме того, у детей формируется эмоциональная память, они спокойно выполняют знакомые действия. Во время игры у детей появляются элементы экспериментирования, формируется смысловое содержание действий с предметами соответственно возрастным возможностям ребёнка.

график

Вывод: при использовании в работе с детьми традиционных методов и приёмов, таких, как наглядный, информационно-рецептивный, усвоили цвет из 12 два ребёнка, что составило 16,7%; форму 5 из 12, составило 41,7%; величину 4 из 12, составило 33%.

Поэтому хотелось улучшить результаты, в связи с чем, и возникла необходимость введения новых технологий.

Дидактическая игрушка «ВОЛШЕБНЫЙ ЗОНТИК»

Цель: дать понятие о сезонных изменениях в природе (зима, осень, весна, лето). Развивать слуховое восприятие, совершенствовать понимание речи.

Дидактическая игрушка «Волшебный зонтик» сделана из самого обычного зонта, на котором при помощи липучек прикрепляются различные аксессуары в зависимости от сезонных изменений.

Дидактическая игрушка «ВОЛШЕБНЫЙ ЗОНТИК»

Дидактическая игрушка «ВЕСЁЛЫЙ ЧЕМОДАНЧИК»

Цель: побуждать детей выбирать нужные предметы по слову воспитателя, правильно их называть, развивать разговорную речь. Воспитывать умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Это может быть обыкновенная красочная коробка закрытая сверху, или дипломат, обклеенный разноцветными картинками внутри, на которых находятся самые разные предметы, необходимые для данного случая. Это могут быть конфеты, фантики, предметы на палочках.

 Дидактическая игрушка «ВЕСЁЛЫЙ ЧЕМОДАНЧИК»

Дидактическая игрушка «ЮБКА-НАСЕДКА» (иначе адаптационная юбка)

Цель: закрепить знакомые цвета, геометрические фигуры. Развивать мелкую моторику рук. Доставить радостное настроение, помочь маленьким детям адаптироваться в новой обстановке.

«Юбка-наседка» шьётся из шерсти, расширяющихся книзу клиньев разного цвета. На ней нанесены пучки ткани разного цвета и разной геометрической формы. С помощью шнурков нашитых на ней у детей развивается мелкая моторика рук.

 Дидактическая игрушка «ЮБКА-НАСЕДКА»

Дидактическая игрушка «ЗЕРКАЛЬНЫЙ КУБИК»

Цель: учить детей передавать эмоциональное состояние объекта. Доставить радость от общения. Воспитывать усидчивость.

Эта игрушка изготовлена из обыкновенного куба, на гранях которого приклеены изображения животных, людей. На месте лица изображаемого предмета – обыкновенное зеркало, глядя в которое ребёнок выражает свое настроение мимикой, подбирая подходящее выражение для определенного эмоционального состояния.

 Дидактическая игрушка «ЗЕРКАЛЬНЫЙ КУБИК»

Дидактическая игрушка «КУКЛА КАПИТОШКА»

Цель: развивать сенсорные навыки у детей. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять основные цвета (красный, желтый, зелёный, синий), геометрические фигуры. Воспитывать внимание.

Дидактическая игрушка «Кукла Капитошка» представляет собой большую мягкую куклу, сшитую из полос ткани. Игрушка имеет лицо, выражение которого меняется за счет модификации формы бровей, рта, изготовленных из плотной ткани с липучками на обратной стороне. Волосы куклы сделаны из шелковых шнурков всевозможных цветов. Руки и ноги пристегиваются к туловищу, на ногах имеются сапоги со шнуровкой. На спине у игрушки – потайной карманчик. Игрушка имеет набор одежды по временам года. Общаясь с этой игрушкой, дети приобретают сенсорный опыт, знакомятся с основными цветами, учатся шнуровать ботинки, застегивать пуговицы. Играя, дети закрепляют знания о временах года, закрепляют знания о геометрических фигурах. Данную игрушку можно применять в любых видах деятельности.

Конспект занятия с дидактической игрушкой

«Кукла Капитошка приходит в гости к малышам» (первая младшая группа)

Цель: развивать сенсорные навыки у детей, выполнять с детьми поставленные задания. Воспитывать упорство в достижении цели. Различать четыре цвета.

Материал: кукла Капитошка, одежда по временам года.

Ход игры: дети свободно передвигаются по группе. Воспитатель вносит в игровую комнату игрушку. Представляет ее детям, знакомится с каждым индивидуально. Дети называют Капитошке свои имена.

Воспитатель: - Дети, посмотрите, какой сегодня чудесный солнечный день. Предлагает подойти к столу, на котором лежит набор одежды. Предлагает выбрать ту одежду, которая соответствует данному времени года.

Воспитатель:

- За окном сегодня ветер, ветер

Даже в доме слышно, как гудит

Уже на улице давно все дети

Только Капитошка в комнате сидит.

Дети помогают Капитошке одеться (надевают по сезону юбку, шнуруют ботинки). Беседа по вопросам: - Какого цвета юбку мы надели нашей Капитошке? (хоровые и индивидуальные ответы). Затем дети выходят вместе с куклой в раздевалку, и Капитошка показывает детям, как правильно одеваться на прогулку. Закрепляются основные цвета. Капитошка хвалит всех детей и вместе с ними выходит на прогулку.

Дидактическая игра «ЩЕЛКУНЧИК»

Цель: обучать ребёнка различать и называть игрушки, а так же их основные качества (цвет, размер), развивать слуховое восприятие. Научить самостоятельно обращаться с данной игрушкой, обыгрывать предложенные предметы.

Дидактическая игрушка «Щелкунчик» сделана из подушки, к которой прикреплены карманчики, бантики, пуговки, с помощью которых изучают цвета и геометрические фигуры.

Дидактическая игра «ЩЕЛКУНЧИК»



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

«Перспективный тематический план на месяц» младшая группа

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима»

Дидактическое наглядное пособие Лепбук «Зима» Лэпбук - это наглядно - практический метод обучения, заключительный этап самостоятельной исследовательской работы. Лэпбук отвечает требованиям...

Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с…

Коммуникативная готовность к школьному обучению детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Правильное формирование личности ребенка – это задача не...

Читайте также

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству…

Конспект занятия по приобщению детей 2-3 лет к народному искусству родного края Цель: Воспитание эмоционально-личностной отзывчивости и интереса к эстетическому восприятию...

Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма»

Конспект НОД в подготовительной группе: Беседа-разъяснение «Познание своего организма» Интеграция образовательных областей ФГОС ДО: «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое», «Социально-коммуникативное», «Развитие...

Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного…

Скрапбукинг, как средство художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами опытом своей работы...