Опыт взаимодействия педагога-психолога, воспитателя, учителя-логопеда
«Гендерный подход в новых условиях ФГТ»

Актуальность:1

Федеральные государственные требования впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учётом гендерного подхода…

Сложность такой работы заключается в том, что педагоги испытывают недостаточность теоретических знаний об особенностях  физиологических функций и психологических процессов мальчиков и девочек. Изучение гендерной психологии не входило в программу подготовки педагогов, поэтому женщины-воспитатели испытывают трудности при взаимодействии с мальчиками.

Цель разработки:

Способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролевой социализации мальчиков и девочек, формированию начал мужественности и женственности у дошкольников.

Задачи:

Изучить и обобщить психологическую и педагогическую литературу по проблеме гендерного воспитания. Обогатить педагогический опыт методами и приёмами дифференцированного подхода к поло ролевому воспитанию. Содержательно описать систему работы по педагогическому содействию поло ролевой социализации детей. Выявить основные критерии оценки результативности предлагаемой системы. Внедрить гендерный подход детей в систему дошкольного воспитания района, распространение положительного опыта.

Условия гендерного развития:

Формирование гендерной идентичности Родители - Воспитатели - Ребёнок - Предметно-развивающая среда.

Ресурсы и условия:

В данной группе воспитателем был ранее создан музей «Русская изба». Психолог- Смольнякова Ольга Викторовна высшее педагогическое образование, стаж 24 года,1 квалификационная категория.

Воспитатель логопедической группы-Будовская Надежда Николаевна высшее педагогическое образование, стаж 30 лет,1 квалификационная категория.

Логопед-Мялова Елена Васильевна высшее педагогическое образование, стаж 11 лет.1 квалификационная категория.

Этапы работы:

1. Подготовительный.

На этом этапе работы все участники проекта знакомились с психолого-педагогической литературой по данному вопросу, подбирали методы и приемы работы, игры.

2. Практико-внедренческий.

На данном этапе работы мы обогащали детский опыт: проводились групповые занятия с детьми   по гендерной направленности. Воспитатель организовывала занятия в музее, где знакомила с историей русского костюма, бытом, русскими старинными профессиями мужскими и женскими. С логопедом дети заучивали старинные русские колыбельные, прибаутки, пословицы. С родителями психолог организовывала встречу в родительском клубе по данной теме, анкетировали родителей. В раздевалке оформили стенд с рекомендациями для родителей «Игры для девочек и для мальчиков». Для педагогов нашего детского сада подготовлена презентация по данной тематике, где наглядно показаны: анатомо-физиологические особенности мальчиков и девочек, психологические особенности полов, как можно использовать «гендер» в двигательно-игровой деятельности, о различиях между полами в игровой деятельности, рекомендации воспитателям по учету гендерной принадлежности и учету особенностей детей дошкольного возраста в целом. Проводились праздники совместно для пап, мама, дети изготавливали подарки для бабушек и мама, пап и дедушек.

3. Создание поло развивающей предметной среды.

Совместно с психологом, воспитателем, логопедом были организованы экскурсии в библиотеку,   где дети знакомились с книгами для девочек и мальчиков. Русским бытом, казачеством. Воспитателем совместно с детьми и родителями оформлены альбомы «Мальчики нашей группы», «Девочки нашей группы», «Моя семья», данные знания закреплялись на занятиях логопедом и воспитателем. Оформлялась выставка детских работ

«Я-мальчик», «Я-девочка», «Моя семья». В музее «Русская изба» оформлена картотека народных подвижных игр для мальчиков и девочек. Все пространство группы было разделено на мини-центры для мальчиков и девочек. На шкафчиках в раздевалке воспитателем были наклеены метки разного цвета, для мальчиков-синие, для девочек-красные. В спальне тоже различные метки на кроватках и покрывала отличались оттенков. В группе книжный уголок для мальчиков-наклейка с Буратино , для девочек- Мальвина. Вешалки для полотенца в умывальной комнате тоже с различными метками для девочек и мальчиков. В туалетной комнате детские унитазы с различными картинками- Буратино и Мальвина.

4. Оценочно-рефлексивный

На этом этапе работы мы сравнивали свои возможности с достигнутым результатом, наметили дальнейшие планы.

Используемые приемы в работе:

Мы использовали следующие методы и приемы работы: экскурсии, наблюдения, видео презентации, викторины, чтение художественной литературы. Использовали технику-как мнемотаблицы для обучения детей-логопатов правилам в группе, графическую деятельность, продуктивную деятельность, совместные праздники с родителями, консультации, встречу в родительском клубе, различная игровая деятельность.

Общая схема-структура занятия:

1. Вступительная беседа, дети рассказывают о себе. о своей гендерной принадлежности по мнемотаблицам знакомятся с правилами для мальчиков и девочек, общими правилами в группе с помощью картинок и стихов.

2. Огадывание загадок-обманов гендерного содержания.

3. Игра большой подвижности «Собери игрушки». Мальчики собирают игрушки, в красный обруч, в которые любят играть девочки, а девочки- в синий обруч игрушки, которыми играют мальчики.

4. Игра «Отгадай двойное имя» (различные задания для мальчиков и девочек).

5. Игра «Волшебный мяч». Девочки ловят мяч, когда услышат женское имя, а мальчики- мужское.

6. Викторина по сказкам (видео презентация) с использованием цветных фишек красного и синего цвета.

7. Гимнастика для глаз «Веселая неделька» в картинках со стихами.

8. Игра на графическую деятельность «Одень мальчика и девочку».

9. Музыкально-психологическая игра «Моя семья».

10. Рефлексия, используется «волшебный» микрофон. Дети делятся своими впечатлениями о занятии.

Ожидаемый результат:

Представление опыта работы на районном фестивале, внедрить в работу других групп детского сада и нашего района.

Список используемой литературы:

1. Адлер А. Воспитание детей; взаимодействие полов. - Ростов-на-Дону, 1998. – 124 с.

2. Взаимодействие ДОУ и семьи. / Сост. Бочкарева, О.И. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2008. – 112 с.

3. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. / Глебова, С.В. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007. – 111 с.

4. Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: Учить по-разному, любить по-разному. - Издательство: "Учебная литература", 2008. - 160 с.

5. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Москалюк, О.В., Погонцева, Л.В. - Волгоград: Учитель, 2010. – 123 с.

6. Практикум по гендерной психологии / Под ред. И.С.Клециной. – СПб.: Питер, 2003. – 194 с

 

Мастер-класс для психологов

Занятие

Тема: Мальчики и Девочки-два разных мира.

Тип: сюжетное занятии.

Технология: полоролевое воспитание.

Методы:

Словесный.

Игровой.

Объяснительно-схематичный

Задачи:

Образовательная область «Познание»

Способствовать развитию познавательной сферы:

- слухового, зрительного и тактильного восприятия;

- целенаправленного внимания (концентрации) и наблюдательности;

- наглядно-образного, схематического, логического мышления;

- общей и мелкой моторики;

- пространственной ориентировки.

Образовательная область «Здоровье»:

- сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Образовательная область «Социализация»:

- развитие игровой деятельности детей;

- приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формирование гендерной принадлежности.

Образовательная область «Коммуникация»:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- активизация и обогащение словарного запаса, совершенствование грамматического строя и навыков связной речи.

Образовательная область «Музыка»:

- приобщение к музыкальному искусству.

Материал:

Мяч, мнемотаблицы с правилами поведения мальчиков и девочек, общие правила поведения в группе в стихах в виде мнемотаблицы, игрушки для мальчиков и девочек. Обручи красный и синий, карточки для гимнастики для глаз. Презентация викторины по сказкам, красные и синие фишки по количеству детей, цветные карандаши в коробках на каждого ребенка, изображения мальчика и девочки с одеждой, аудиозапись с веселой музыкой, детский микрофон.

Ход занятия:

Вступительная беседа.

(В): Ребята, давайте поиграем с вами в мяч. Будем говорить свое имя, возраст, ваши увлеченья. Замечательные у нас мальчики и девочки! Расскажите, мальчики, какие наши девочки? (нежные, красивые, ласковые…) Девочки, какие наши мальчики? (мальчики смелые, сильные, веселые, ловкие…) А что мальчики могут рассказать о себе?

В: Вы правы, ребята. Мальчики и девочки очень отличаются друг от друга, с этим надо считаться и всегда об этом помнить. Девочка – это будущая женщина. Девочки, желающие стать прекрасными дамами, не плачут по любому поводу, не кричат, не ругаются, стараются быть нежными, отзывчивыми. Девочки не лезут в драку и сами никогда ее не начинают.

Мальчик – будущий мужчина.   А настоящий мужчина никогда не обидит женщину. Он всегда готов прийти на помощь. Он сильный и берет на себя все трудности. Мальчик, который хочет стать таким, никогда не обидит девочку. Он умеет защищать девочек от неприятностей и опасностей, прощает им их недостатки. А какие правила для девочек и мальчиков вы знаете? (Дети рассматривают мнемотаблицы, рассказывают). А какие общие правила поведения в группе вы знаете? (Показ и рассказ в стихах по мнемотаблице),

2. Отгадывание загадок.

В: Попробуйте отгадать загадки-обманки. Слушайте внимательно и отвечайте, кто это - «мальчик» или «девочка».

Весной венки из одуванчиков плетут конечно, только… (девочки).

Болты, шурупы, шестеренки найдешь в кармане у …(мальчишки).

Коньки по льду чертили стрелочки, в хоккей играли только …(мальчики).

Болтали час без передышки в цветастых платьицах…(девчонки). 

При всех помериться силенкой конечно любят лишь…(мальчишки).

3. Игра «Собери игрушки».

На полу лежат разные игрушки. Задача: Мальчики собирают в красный обруч игрушки, которыми любят играть девочки, а девочки собирают в синий обруч игрушки, которыми любят играть мальчики.

4.Отгадай «Двойное имя»

В: Ребята у нас еще один конверт с заданием: «У некоторых сказочных героев двойные имена. Я назову вам первую часть имени, а вы догадайтесь, о каком сказочном герое идет речь.

Отвечают только девочки.

Елена. (Прекрасная)

Сестрица. (Аленушка)

Василиса. (Премудрая)

Крошечка (Хаврошечка)

Марья. (Искусница)

А сейчас задание для мальчиков.

Кощей. (Бессмертный)

Мальчик. (с пальчик)

Братец. (Иванушка)

Иван. (Царевич)

Змей. (Горыныч)

5. Игра «Волшебный мяч»

В: Я по очереди буду кидать мяч и называть имена. Девочки ловят только имена девочек, мальчики имена мальчиков. Будьте внимательны! (Дети стоят по кругу, кидаю мяч ребенку и называется имя)

Подвести итог. Чем же мальчики отличаются от девочек.

П. Молодцы! Пусть мальчики и девочки играют в разные игры, одеваются по разному, есть качества, которые их объединяют! (доброта, умение радоваться и т. д.)

6. Викторина по сказкам (в виде презентации,детям загадываются загадки). Если у героя мужская роль, дети показывают синие фишки, если женская роль-красные.

7.“Весёлая неделька” (показываются картинки к каждому дню недели)

гимнастика для глаз

- Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву,

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опуститьруку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствуетсложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!

8. Одень мальчика и девочку»

В: А теперь мальчики будут одевать мальчика, а девочки-девочку, каждый из детей выходит   к доске, карандашом проводит линии, мальчики синим, а девочки-красным. Подвести итог, что в группе мы как одна семья.

9. Предлагаю всем поиграть «Моя семья» (музыкально-психологическая игра)

Обними соседа справа

Обними соседа слева

Мы с тобой друзья, да, да, да

Мы с тобой одна семья ля, ля, ля, ля, ля

Я, ты, он, она--дружная семья.

Щекочу соседа справа

Щекочу соседа слева

Повторить

Поцелуй соседа справа,

Поцелуй соседа слева

Повторить

10. Итог занятия по впечатлениям детей (рефлексия). Микрофон детский используется.

Приложение. 

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые родители!

Анкетирование проводится с целью подготовки к родительскому собранию в нашей группе. Собранная информация конфиденциальна и разглашению не подлежит.

Просим вас искренне ответить на вопросы.

1. Как Вы считаете, в чём заключается роль семьи в воспитании мужских/женских качеств в ребёнке?___________________________________________________________

2. Какова роль матери в полоролевом воспитании ребёнка?________________________

3. Как отец влияет на полоролевое развитие ребёнка?_______________________________

4. Что Вы делаете в семье, чтобы воспитать достойных мужчину/женщину, как полноценного члена общества?________________________________________________

5. Как Вы поступаете, если поведение ребёнка не соответствует нормам и правилам поведения мужчины/женщины в социуме (агрессивность, кривляние, излишнее кокетство, плаксивость мальчика, агрессивность девочки и т.п.)
__________________________________________________________________________

6. Что бы Вы хотели узнать о полоролевом воспитании мальчиков/девочек? ___________________________________________________________________________



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе

Квест-игра «Путешествие с загадками» в старшей группе Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие. Цель: Развитие...

Конспект занятия-развлечения «Профессия продавец»

Конспект занятия-развлечения «Профессия продавец» Цель: Познакомить детей с профессией продавца. Основная образовательная область: познавательное развитие. Интеграция образовательных областей: - социально-коммуникативное развитие; - речевое развитие - физическое...

Досуг по познавтельно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста и родителей…

Досуг по познавтельно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста и родителей по теме «Вода – волшебница» Цели: Ознакомить детей с понятием «вода» на...

Читайте также

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет на тему «Спешим на помощь Лунтику» Вид образовательной деятельности...

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку

Единство требований всех взрослых в подходе к ребенку Нормальное развитие ребенка дошкольного возраста зависит от многих обстоятельств: особенно важны индивидуальные психофизиологические...