Заповеди К.И. Чуковского «Мойдодыр»
Корней Иванович Чуковский собрал и обобщил огромный материал в помощь детским поэтам и писателям. Он сообщил известное ранее по детской поэзии и дополнил собственным опытом работы для малышей.
Стихи для детей должны быть:
Графичны: В каждом двустишии, в каждой строке, должен быть материал для художника. Каждый предмет художник может изобразить и именно в нужном движении. Обратить внимание ребёнка на изображаемый предмет (выделить его, заострить на нём внимание) и его действия.
Художник тоже графично изображает предметы.
Например:
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Нужна быстрая смена образов: Так как маленький ребёнок не может удерживать долго своё внимание на одном действии. Смена событий нужна для того чтобы вызвать интерес ребёнка, напряжённость событий (чем всё закончится).
Например:
Я за свечку,
Свечка – в печку!
Я за книжку,
Та – бежать
И вприпрыжку
Под кровать!
Словесная живопись должна быть лиричной: Словесная живопись – это создание образа при помощи слова. Лиричность – наполненная чувствами, переживаниями.
Например:
- Вот теперь тебя люблю я,
- Вот теперь тебя хвалю я!
Наконец – то ты грязнуля,
Мойдодыру угодил!
Нужна подвижность и переменчивость ритма:
Дети сами от природы непоседы, и очень подвижны.
Например:
Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня.
Чтобы подвижность передать используются короткие строчки – подчёркивают решительность всех вещей. Вещи решили наказать заслуженного грязнулю и все разом убежали (короткие ритмические строки).
А дальше, когда меняется ситуация, нужно как – то мальчишке спасаться, дорога длинная, он бежит от мочалки, и строки тоже длинные.
Например:
Я к Таврическому саду,
Перепрыгнул чрез ограду,
А она за мною мчится
И кусает, как волчица.
Смена ритма проходит в наиболее динамичных, напряжённых, ответственных моментах.
Напевно, мягко, лирично, с любовью к милым деткам, кто любит быть опрятным, и чистым обращаются:
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться.
Сколько чувств, все светлые, полны жизни, радости! Добрый, светлый коней, как в сказке, что свойственно детской душе, не знающей зла, предательств и просто тёмной стороны жизни.
Нужна повышенная музыкальность поэтической речи:
Это мы наблюдаем наиболее ярко в финале (конце):
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Звучит музыкально, задорно, бодро.
Рифмы должны быть ближе друг другу: Рифма – это созвучие строк.
И сейчас же брюки, брюки
Так и прыгнули мне в руки.
А за ними пирожок:
Ну - ка съешь меня дружок!
А за ним и бутерброд:
Подскочил – и прямо в рот
Так легче малышу, ведь опыт жизненный пока не велик, и чем проще, тем понятнее (брюки, руки у него есть; пирожок – мама стряпает пирожки; бутерброд и рот – он и сам бутерброд отправляет в свой рот).
Рифмы – главный носитель смысла всей фразы: Главные, смысловые слова заканчивают фразу и рифмуются. На них делается ударение (усиление) голоса – решительность и категоричность подчёркивается так:
- Поставлено слово в конце строки.
- На последнее, наиболее важное – падает ударение.
Например:
Уходи – ка ты домой,
Да лицо своё умой,
А не то как налечу,
Растопчу и проглочу!
Каждая строка должна жить собственной жизнью: Примером тому может послужить образ умывальника. Ребёнок может до фантазировать (сыграть роль, или спеть песенку). Ребёнок может вышучивать над товарищами, самим собой в аналогичной ситуации.
Например:
Ах ты гадкий, ах ты грязный,
Неумытый поросёнок!
Ты чернее трубочиста,
Полюбуйся на себя:
У тебя на шее вакса,
У тебя под носом клякса,
У тебя такие руки,
Что сбежали даже брюки,
Даже брюки, даже брюки
Убежали от тебя.
Не загромождать детских стихов прилагательными: Их практически нет, не считая того, что таз назван медным (сделан из меди), да (чист, чист, чист - трубочист).
Преобладающим ритмом этих стихов должен быть хорей: Хорей – это двусложный размер стиха с ударением на первый слог. Именно так пишет Чуковский звонко, задорно.
Например:
Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю,
Но пузатый от меня
Убежал, как от огня.
Детские стихи должны быть игровыми: У Чуковского предметы убегают, подушка ускакала, книжка – бежит в припрыжку, самовар убегает, всё в действии, в движении, всё несётся кувырком, нет уныния.
Например:
Тут и мыло подскочило
И вцепилось в волоса,
И юлили и мылило,
И кусало, как оса.
Знакомое ребёнку чувство, когда мыло попадает в глаза.
Поэзия для малышей должна быть и для взрослых поэзией: Во – первых напоминает о необходимости следить за опрятностью детей, дома, всего окружающего мира. Во – вторых, учит детей опрятности. Помогает взрослым решить эту проблему со своими детьми (с меньшими назиданиями и потерями, без обид и ссор). Вот наглядный пример «Мойдодыр». Шутка? правда? или это реальность? Да, важно ли это, наконец: Одно радует: помощь пришла от умного и талантливого человека.
Все перечисленные правила не были для Чуковского догмой (положениями, правилами, которые нужно принимать на веру), и не изменять ни при каких любых обстоятельствах.
Поэт К.И. Чуковский прямо звал поэтов: «мало – помалу нарушать вышеуказанные заповеди, чтобы усложняя формы подготовить детей к восприятию великих поэтов».
В статье «Признания старого сказочника» сформулировал четырнадцатую заповедь так: «Писатель для малых детей непременно должен быть счастлив. Счастлив, как и те, для кого он творит».
Ведь дети по природе своей счастливы и оптимистичны. И не может хорошо писать для них человек несчастливый, хмурый и злой.
Чуковский создал систему, по которой детские писатели и психологи, детские поэты и критики могут выверять свою работу научно.
Протокол проведения эксперимента
В средней группе
Фамилия, имя ребёнка, возраст. |
Серия 1 | Серия 2 | ||
Задание 1 | Ответы детей (образец) | Задание 2 | Действия ребёнка | |
Капустин Коля
3 года 6 мес. |
1. Коля, скажи, пожалуйста, чем отличаются эти полоски?
3. Чем отличаются цилиндры?
4. Коля эти столбики одинаковые или разные, почему?
|
Эти полоски одинакового цвета, одинаковой ширины. Верхняя полоска длиннее нижней, а нижняя короче верхней.
Эти полоски по длине одинаковые, а по ширине разные. Верхняя полоска уже, а нижняя шире. Цилиндры одинакового цвета, одинаковой высоты, но разной толщины. Эти столбики одинакового цвета, одинаковой толщины, но разной высоты.
|
1. Коля, покажи длину полоски и ширину.
2. Покажи толщину цилиндра.
3. Покажи высоту столбика.
|
Ребёнок показывает длину, ширину высоту, а воспитатель корректирует и оценивает действия ребёнка. |
5. Чем отличаются матрёшки.
6. Коля, покажи у коробочки длину, ширину, высоту.
7. Сравни эти коробочки, и скажи, чем они отличаются? |
Матрёшки разного размера. Одна большая, другая маленькая.
Ребёнок показывает длину, ширину высоту, а воспитатель корректирует и оценивает действия ребёнка.
Коробочки разные по высоте и по толщине, но одинаковой длины и цвета. |
4. Коля, дай мне вот такую же полосочку, как у меня.
5. Дай мне больше, чем этот квадрат.
6. Найди самый маленький.
|
Дети выполняют задание последовательно по указанию воспитателя.
Воспитатель оценивает и поправляет действия детей. |
Фамилия, имя ребёнка, возраст. |
Серия 3 | |||
Задание 1 | Ответы детей | Задание 2 | Ответы детей | |
|
1. Сравни полоски по длине.
2. Скажи какого цвета самая длинная полоска? 3. Какого цвета самая короткая полоска? 4. Какая полоска длиннее синей? |
Полоски по длине разные.
Самая длинная полоска красного цвета. Самая короткая полоска голубого цвета. Розовая полоска длиннее синей. |
1. Скажи, какие полоски надо переложить так, чтобы получилась лесенка?
|
1. Голубую полоску положу сверху, она самая маленькая.
2. А красную положу вниз, она самая большая. 3. Зелёную полосочку положу под голубую. 4. А синею под зелёную полосочку. 5. А после синей полосочки положу розовую. |
Читайте также |
---|
Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема:…
Планирование образовательной работы (на неделю с 15.01 по 19.01.2024г.) Тема: Мир профессий. Профессии сейчас
Дидактическая игра «Подбери по цвету» для детей младшего возраста
Дидактическая игра «Подбери по цвету» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах...
Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической…
Морально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на занятиях дополнительного образования технической направленности Проблема морально-нравственного воспитания детей все больше обостряется в современном обществе...