«Сравнение березы и ели зимой»
Зимняя прогулка в средней группе

 

Цель: формировать знания о жизни березы и ели зимой.

Задачи.

Образовательные:

  • расширить представления детей о деревьях, растущих на участке (береза, ель), выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
  • закреплять знания о деревьях, названиях частей дерева, умение разгадывать загадки, узнавать ель по характерным признакам, отличающих ее от других деревьев;
  • расширить кругозор детей и словарный запас (чечевичка, хвоинки…)
  • обратить внимание детей на красоту зимней природы через художественные произведения.

Развивающие:

  • развивать умения детей сравнивать предметы, находить сходства и различия на примере деревьев, наблюдать, анализировать.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • приобщать детей к русской народной культуре;
  • воспитывать чувство ответственности за порученное дело.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Оборудование: шишка, платок, лопатки по количеству детей, 3 баночки с водой, шапочка снеговика, колпачок, санки большие, санки игрушечные 2 шт., куклы 2 шт.

 

Логика образовательной деятельности

В группе дети стоят в кругу.

Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их.

Дети здороваются с гостями.

Воспитатель загадывает загадку:

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает? (Зимой.)

Вопросы к детям:

- О каком времени года идёт речь в этой загадке?

- Как узнали, что зима?

- А хотите пойти на прогулку?

- Что бы нам пойти гулять, нужно самостоятельно хорошо одеться.

- А отправимся мы в раздевалку на машинах. Берем рули и поехали. (Дети имитируя звуки мотора выходят в раздевалку.)

Если хочешь прогуляться,

Надо быстро одеваться.

Дверку шкафа открывайте,

По порядку одевайте.

Посмотрите, на улице стало холодать,

Пришло время кофточку ребятам одевать.

Теперь мы ботинки, сапожки возьмем

И шапки оденем, и в куртки нырнем!

Осталось нам только замки застегнуть.

И можем все вместе отправиться в путь!

Рукавички

Руки спрячем в рукавички —

Разноцветные сестрички.

Сможем дольше мы опять

На морозе погулять!

(Дети выходят на улицу.)

Воспитатель: Пригласим гостей к нам на участок. Где находится наш участок? (Дети: наш участок справа от детского сада.)

Воспитатель: На нашем участке растет береза? Где она находится? (Ответы детей.)

Воспитатель: Подойдем поближе. (Дети подходят ближе.)

Воспитатель: Ребята, послушайте красивое стихотворение «Береза».

Береза.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.

На пушистых ветках снежною каймой

Распустились кисти белой бахромой.

И стоит береза в сонной тишине,

И горят снежинки в золотом огне.

А заря, лениво обходя кругом,

Обсыпает ветки новым серебром.

С. Есенин.

Беседа около березы.

Воспитатель задает вопросы детям:

- Какие части дерева вы знаете? (Ствол, корни, ветки, листья, почки.)

- Зачем корни деревьям? (Корнями дерево питается, пьет.)

- Где находятся корни? (Корни в земле, иногда выходят на землю.)

- Какого цвета ствол у березы? (Ствол белый с черными пятнами.)

- Какой он — толстый или тонкий? (Ответы детей.)

- Прямой или наклоненный? (Ответы детей.)

- А какие ветки у березы? (Длинные, тонкие.)

- Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе? (Ответы детей.)

Эти черточки называются “чечевички”. Повторите, пожалуйста, это новое

Слово. Ребята, оказывается, чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение, для дерева имеют эти черные черточки – чечевички.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на березку. Как высоко ее макушка. Сможем мы ее достать? Потянитесь на носочки. (Дети пытаются дотянуться.)

- Не достали? А попробуйте подпрыгнуть. (Дети прыгают.)

- Трудно ее достать!

- Ребята, все мы с вами дружим, вы дружите, друг с другом, птицы дружат с птицами, животные дружат с животными, а я дружу с вами. Как вы думаете, есть ли на участках подружки нашей березы? (Ответы детей.)

- А давайте их найдем! Кто найдет, сразу кричит «Подружка». Мы сразу все подходим к подружке березы, которую нашли.

- Раз, два, три подружку ищи!

(Дети находят березу.)

Воспитатель: Давайте посмотрим, похожа она на нашу березу. (Ответы детей.)

- Она выше? (Ответы детей.)

- А ствол у нее прямой или кривой? (Ответы детей.)

Воспитатель: А хотите поиграть? (Ответы детей.)

Русская народная игра «Снежная баба»

Цель: развитие двигательной активности

Ход игры:

Выбирается «Снежная баба». Ей одевается платок. Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая.

Баба Снежная стоит,

Утром дремлет, днями спит,

Вечерами тихо ждет,

Ночью всех пугать идет.

На эти слова «Снежная баба» просыпается и догоняет детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».

Воспитатель: А теперь нам нужно вернуться на участок.

Играем в игру «Беги к березе» (Дети бегут на участок к березе.)

Цель: развивать умение быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.

Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку?

Что же это за девица?

Ни швея, ни мастерица.

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ответы детей.)

- Правильно. Полюбуйтесь елочкой, ее красотой. Вот она какая, красавица лесная.

- Наша елочка большая или маленькая? (Ответы детей.)

- Выше березы? (Ответы детей.)

- У елочки есть ствол. Вот он. На стволе растут ветки. Веток много.

Растут они по всему стволу. Покажите, как растут ветки у елки. (Показ детей.)

- Потрогайте веточки. Какие они? (Ответы детей.)

- Почему веточки колючие? (Ответы детей.)

- Посмотрите, сколько на веточках иголочек? (Ответы детей.)

- Какого цвета иголочки? (Ответы детей.)

- Потрогайте осторожно иголочки. Какие они? (Ответы детей.)

- Ребята, внимание! Эти иголочки у ели называются “хвоинки. Повторите, это новое слово. (Дети повторяют.)

- Одна иголка – “хвоинка”. Много иголок – “хвоинки”. На ели растут хвоинки, поэтому называют ель хвойным деревом.

- Каким деревом является ель? (Ответы детей.)

- Как называются иголочки на ели? (Ответы детей.)

- Елочка, елочка, не коли нас колючей иголочкой. Да, иголочек у елочки много. Они очень острые и колючие. Могут уколоть руку. Лучше их не трогать.

- А как называются плоды елки. (Ответы детей.)

- Давайте, еще раз полюбуемся нашей елочкой и ее красотой. (Дети любуются елью.)

Воспитатель: А теперь давайте встанем в круг вокруг елки и березы и поиграем в Д/и «Сходства-отличия».

Ход игры:

Предавая друг другу шишку, надо назвать сходства между березой и елью, а затем отличия. (Дети по правую руку от воспитателя передавая шику, называют сходства, а затем, дети, по левую руку передавая шишку называют отличия.)

- Есть сказка о березе и ее подружке елке. Я ее расскажу вам в группе.

«В лесу родилась елочка,

В лесу она росла

Зимой и летом стройная,

Зеленая была».

Воспитатель: Дети, но не только красивы эти деревья, но и пользу людям приносят. Листочки, почки, кору, сок березы используют в лечебных целях, различные болезни лечат.

- Из веточек и иголок ели заваривают чай и пьют при простуде. Укрепляют здоровье. Поэтому к деревьям нужно относиться бережно, ухаживать за ними, оберегать, не ломать.

- Что укрывает землю зимой? (Ответы детей.)

- Зачем снег нужен растениям? (Ответы детей.)

Воспитатель: Снег укрывает всю землю, сильно меняя картину природы. Поэтому люди сравнивают его со скатертью, одеялом, пуховой периной, с тёплой шубой.

- Вот послушайте, как говорится про снег в пословицах и поговорках:

«Зима не лето, в шубу одета»; 

«Снег земле- кормилице - тёплый кожух».

Опыт «Защитные свойства снега»

Цель: познакомить со свойствами снега.

Помещаем баночки с одинаковым количеством воды:

  1. На поверхности сугроба;
  2. Зарыть не глубоко в снег;
  3. Зарыть глубоко в снег.

Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать вывод, почему снег защищает корни растений от замерзания.

Вывод:

  1. чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода;
  2. корням под снегом и почвой тепло;
  3. чем больше снега, тем теплее растению.

Воспитатель: Много снега, негде бегать.

На дорожках тоже снег.

Вот, ребята, вам лопаты-

Поработаем для всех!

Воспитатель: Молодцы, все потрудились хорошо, поставим лопатки в снег. А какое очень важное дело нам нужно еще сделать? (Воспитатель подводит детей к кормушке.)

Воспитатель: Ребята, какое стихотворение мы сочинили для того, чтобы птички быстрее прилетели? Кто расскажет? Воспитатель кладет кусочек хлеба ребенку, тот, протянув руку к кормушке, громко говорит:

Птичка, птичка прилетай

И в кормушку залетай,

Вот тебе крошки

На моей ладошке.

Воспитатель помогает положить хлеб в кормушку и говорит: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.

Дети становятся друг за другом. На первого ребенка надевается шапочка снеговика, на последнего колпачок. По сигналу воспитателя «Снеговичок» - дети идут колонной, за снеговиком. На сигнал «Колпачок», дети поворачиваются друг за другом в противоположную сторону и идут за «Колпачком» (4р.).

Воспитатель: Как мы хорошо поиграли. Вам понравилось? (Ответы детей.)

Индивидуальная работа. Предложить Алмазу, Лешей Е. и Алине игровое упражние «Перешагни через ледяные кочки»

Свободная игровая деятельность детей.

Рефлексия:

- Что вам, больше сегодня понравилось на прогулке? (Ответы детей.)

- Что нового вы узнали? (Ответы детей.)

- А помните я вам обещала рассказать сказку?

(Ответы детей)

«Жила-была красивая белоствольная береза. Но вот однажды ветер принес под ее ветви семечко ели, упало оно рядом с березой в землю и стало прорастать. Сначала выросла вот такая маленькая елочка. Береза укрывала ее от жарких солнечных лучей, от ветров и сильных морозов. Хорошо было елочке около березы, росла она и радовалась. Росла большая – пребольшая. Закрыла березку от солнца. Стало березе плохо, нет кудрявых кос и зеленых листьев. Мало ей света. Со стороны ели все веточки голые, редкие, без листьев. Вот так была береза ели нянькой, а елка когда выросла большая, обижать березку стало. Поэтому и называют березку нянькой у ели.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов…

Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по...

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны принципы, и одним из принципов...

Экологический проект «Живи родник, живи!»

Экологический проект «Живи родник, живи!» (Подготовительная группа) Актуальность проекта.  Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край - это край...

Читайте также

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников

Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны принципы, и одним из принципов...

Сценарий праздника «Эколята спешат на помощь»

Сценарий праздника «Эколята спешат на помощь» Средняя группа Дети под музыку входят в зал. Вед. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП. Тема занятия:…

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми по ФЭМП Тема занятия: «Путешествие в страну Математики» Цель: закрепление умений у детей ориентироваться в...