«Сравнение березы и ели зимой»
Зимняя прогулка в средней группе
Цель: формировать знания о жизни березы и ели зимой.
Задачи.
Образовательные:
- расширить представления детей о деревьях, растущих на участке (береза, ель), выделяя характерные признаки и изменения, связанные со временем года;
- закреплять знания о деревьях, названиях частей дерева, умение разгадывать загадки, узнавать ель по характерным признакам, отличающих ее от других деревьев;
- расширить кругозор детей и словарный запас (чечевичка, хвоинки…)
- обратить внимание детей на красоту зимней природы через художественные произведения.
Развивающие:
- развивать умения детей сравнивать предметы, находить сходства и различия на примере деревьев, наблюдать, анализировать.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- приобщать детей к русской народной культуре;
- воспитывать чувство ответственности за порученное дело.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Оборудование: шишка, платок, лопатки по количеству детей, 3 баночки с водой, шапочка снеговика, колпачок, санки большие, санки игрушечные 2 шт., куклы 2 шт.
Логика образовательной деятельности
В группе дети стоят в кругу.
Воспитатель: К нам сегодня пришли гости, поприветствуйте их.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель загадывает загадку:
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой.)
Вопросы к детям:
- О каком времени года идёт речь в этой загадке?
- Как узнали, что зима?
- А хотите пойти на прогулку?
- Что бы нам пойти гулять, нужно самостоятельно хорошо одеться.
- А отправимся мы в раздевалку на машинах. Берем рули и поехали. (Дети имитируя звуки мотора выходят в раздевалку.)
Если хочешь прогуляться,
Надо быстро одеваться.
Дверку шкафа открывайте,
По порядку одевайте.
Посмотрите, на улице стало холодать,
Пришло время кофточку ребятам одевать.
Теперь мы ботинки, сапожки возьмем
И шапки оденем, и в куртки нырнем!
Осталось нам только замки застегнуть.
И можем все вместе отправиться в путь!
Рукавички
Руки спрячем в рукавички —
Разноцветные сестрички.
Сможем дольше мы опять
На морозе погулять!
(Дети выходят на улицу.)
Воспитатель: Пригласим гостей к нам на участок. Где находится наш участок? (Дети: наш участок справа от детского сада.)
Воспитатель: На нашем участке растет береза? Где она находится? (Ответы детей.)
Воспитатель: Подойдем поближе. (Дети подходят ближе.)
Воспитатель: Ребята, послушайте красивое стихотворение «Береза».
Береза.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.
С. Есенин.
Беседа около березы.
Воспитатель задает вопросы детям:
- Какие части дерева вы знаете? (Ствол, корни, ветки, листья, почки.)
- Зачем корни деревьям? (Корнями дерево питается, пьет.)
- Где находятся корни? (Корни в земле, иногда выходят на землю.)
- Какого цвета ствол у березы? (Ствол белый с черными пятнами.)
- Какой он — толстый или тонкий? (Ответы детей.)
- Прямой или наклоненный? (Ответы детей.)
- А какие ветки у березы? (Длинные, тонкие.)
- Как вы думаете, зачем березе черные пятна на стволе? (Ответы детей.)
Эти черточки называются “чечевички”. Повторите, пожалуйста, это новое
Слово. Ребята, оказывается, чечевички – это нос березы, через который она дышит. Вот какое важное значение, для дерева имеют эти черные черточки – чечевички.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, на березку. Как высоко ее макушка. Сможем мы ее достать? Потянитесь на носочки. (Дети пытаются дотянуться.)
- Не достали? А попробуйте подпрыгнуть. (Дети прыгают.)
- Трудно ее достать!
- Ребята, все мы с вами дружим, вы дружите, друг с другом, птицы дружат с птицами, животные дружат с животными, а я дружу с вами. Как вы думаете, есть ли на участках подружки нашей березы? (Ответы детей.)
- А давайте их найдем! Кто найдет, сразу кричит «Подружка». Мы сразу все подходим к подружке березы, которую нашли.
- Раз, два, три подружку ищи!
(Дети находят березу.)
Воспитатель: Давайте посмотрим, похожа она на нашу березу. (Ответы детей.)
- Она выше? (Ответы детей.)
- А ствол у нее прямой или кривой? (Ответы детей.)
Воспитатель: А хотите поиграть? (Ответы детей.)
Русская народная игра «Снежная баба»
Цель: развитие двигательной активности
Ход игры:
Выбирается «Снежная баба». Ей одевается платок. Она садится на корточки в конце площадки. Дети идут к ней, притоптывая.
Баба Снежная стоит,
Утром дремлет, днями спит,
Вечерами тихо ждет,
Ночью всех пугать идет.
На эти слова «Снежная баба» просыпается и догоняет детей. Кого поймает, тот становится «Снежной бабой».
Воспитатель: А теперь нам нужно вернуться на участок.
Играем в игру «Беги к березе» (Дети бегут на участок к березе.)
Цель: развивать умение быстро выполнять действия по сигналу воспитателя.
Воспитатель: Я хочу загадать вам загадку?
Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица.
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ответы детей.)
- Правильно. Полюбуйтесь елочкой, ее красотой. Вот она какая, красавица лесная.
- Наша елочка большая или маленькая? (Ответы детей.)
- Выше березы? (Ответы детей.)
- У елочки есть ствол. Вот он. На стволе растут ветки. Веток много.
Растут они по всему стволу. Покажите, как растут ветки у елки. (Показ детей.)
- Потрогайте веточки. Какие они? (Ответы детей.)
- Почему веточки колючие? (Ответы детей.)
- Посмотрите, сколько на веточках иголочек? (Ответы детей.)
- Какого цвета иголочки? (Ответы детей.)
- Потрогайте осторожно иголочки. Какие они? (Ответы детей.)
- Ребята, внимание! Эти иголочки у ели называются “хвоинки”. Повторите, это новое слово. (Дети повторяют.)
- Одна иголка – “хвоинка”. Много иголок – “хвоинки”. На ели растут хвоинки, поэтому называют ель хвойным деревом.
- Каким деревом является ель? (Ответы детей.)
- Как называются иголочки на ели? (Ответы детей.)
- Елочка, елочка, не коли нас колючей иголочкой. Да, иголочек у елочки много. Они очень острые и колючие. Могут уколоть руку. Лучше их не трогать.
- А как называются плоды елки. (Ответы детей.)
- Давайте, еще раз полюбуемся нашей елочкой и ее красотой. (Дети любуются елью.)
Воспитатель: А теперь давайте встанем в круг вокруг елки и березы и поиграем в Д/и «Сходства-отличия».
Ход игры:
Предавая друг другу шишку, надо назвать сходства между березой и елью, а затем отличия. (Дети по правую руку от воспитателя передавая шику, называют сходства, а затем, дети, по левую руку передавая шишку называют отличия.)
- Есть сказка о березе и ее подружке елке. Я ее расскажу вам в группе.
«В лесу родилась елочка,
В лесу она росла
Зимой и летом стройная,
Зеленая была».
Воспитатель: Дети, но не только красивы эти деревья, но и пользу людям приносят. Листочки, почки, кору, сок березы используют в лечебных целях, различные болезни лечат.
- Из веточек и иголок ели заваривают чай и пьют при простуде. Укрепляют здоровье. Поэтому к деревьям нужно относиться бережно, ухаживать за ними, оберегать, не ломать.
- Что укрывает землю зимой? (Ответы детей.)
- Зачем снег нужен растениям? (Ответы детей.)
Воспитатель: Снег укрывает всю землю, сильно меняя картину природы. Поэтому люди сравнивают его со скатертью, одеялом, пуховой периной, с тёплой шубой.
- Вот послушайте, как говорится про снег в пословицах и поговорках:
«Зима не лето, в шубу одета»;
«Снег земле- кормилице - тёплый кожух».
Опыт «Защитные свойства снега»
Цель: познакомить со свойствами снега.
Помещаем баночки с одинаковым количеством воды:
- На поверхности сугроба;
- Зарыть не глубоко в снег;
- Зарыть глубоко в снег.
Понаблюдать за состоянием воды в баночках. Сделать вывод, почему снег защищает корни растений от замерзания.
Вывод:
- чем глубже будет находиться баночка, тем теплее будет вода;
- корням под снегом и почвой тепло;
- чем больше снега, тем теплее растению.
Воспитатель: Много снега, негде бегать.
На дорожках тоже снег.
Вот, ребята, вам лопаты-
Поработаем для всех!
Воспитатель: Молодцы, все потрудились хорошо, поставим лопатки в снег. А какое очень важное дело нам нужно еще сделать? (Воспитатель подводит детей к кормушке.)
Воспитатель: Ребята, какое стихотворение мы сочинили для того, чтобы птички быстрее прилетели? Кто расскажет? Воспитатель кладет кусочек хлеба ребенку, тот, протянув руку к кормушке, громко говорит:
Птичка, птичка прилетай
И в кормушку залетай,
Вот тебе крошки
На моей ладошке.
Воспитатель помогает положить хлеб в кормушку и говорит: А теперь пришла пора поиграть нам, детвора.
Дети становятся друг за другом. На первого ребенка надевается шапочка снеговика, на последнего колпачок. По сигналу воспитателя «Снеговичок» - дети идут колонной, за снеговиком. На сигнал «Колпачок», дети поворачиваются друг за другом в противоположную сторону и идут за «Колпачком» (4р.).
Воспитатель: Как мы хорошо поиграли. Вам понравилось? (Ответы детей.)
Индивидуальная работа. Предложить Алмазу, Лешей Е. и Алине игровое упражние «Перешагни через ледяные кочки»
Свободная игровая деятельность детей.
Рефлексия:
- Что вам, больше сегодня понравилось на прогулке? (Ответы детей.)
- Что нового вы узнали? (Ответы детей.)
- А помните я вам обещала рассказать сказку?
(Ответы детей)
«Жила-была красивая белоствольная береза. Но вот однажды ветер принес под ее ветви семечко ели, упало оно рядом с березой в землю и стало прорастать. Сначала выросла вот такая маленькая елочка. Береза укрывала ее от жарких солнечных лучей, от ветров и сильных морозов. Хорошо было елочке около березы, росла она и радовалась. Росла большая – пребольшая. Закрыла березку от солнца. Стало березе плохо, нет кудрявых кос и зеленых листьев. Мало ей света. Со стороны ели все веточки голые, редкие, без листьев. Вот так была береза ели нянькой, а елка когда выросла большая, обижать березку стало. Поэтому и называют березку нянькой у ели.
Читайте также |
---|
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов…
Проект «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста через игры народов России» Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие по...
Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников
Игровая деятельность как средство развития познавательного интереса дошкольников В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования указаны принципы, и одним из принципов...
Экологический проект «Живи родник, живи!»
Экологический проект «Живи родник, живи!» (Подготовительная группа) Актуальность проекта. Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край - это край...