Методический проект «Влияние детской литературы на формирование привлекательности гендерных образов у старших дошкольников»

 

Выбирая тему методического проекта, мы опирались на мнение ученых, которые отмечают, что дети уже в дошкольном возрасте должны осознавать привлекательность своих гендерных ролей.

Вместе с тем, анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что привлекательность гендерных ролей не возникает само по себе. Это связано с тем, что для мальчиков на всех этапах формирования гендерной устойчивости требуются дополнительные усилия, без которых развитие автоматически идет по женскому типу. Происходит это потому, что у многих мальчиков гендерная устойчивость формируется без участия мужчин (в семье – мама или бабушка, в детском саду – женщина-воспитатель) и отсутствуют привлекательные образы для подражания. При воспитании девочек проблема состоит в том, что мужские качества традиционно ценятся выше женских и женственные мальчики вызывают неодобрение, насмешки, тогда как в дошкольном детстве сильные, мужественные девочки получают одобрение со стороны окружающих. В результате этого у девочек формируются неправильные представления о привлекательности гендерных ролей.

В связи с этим целью нашей деятельности и стало определение педагогических условий, способствующих формированию у детей 5-7 лет именно привлекательности гендерных ролей. К ним относятся:

  1. Чтение детям произведений детской литературы, в которых созданы привлекательные образы девочек и мальчиков дошкольного возраста.
  2. Использование в работе с детьми подвижных, хороводных и развивающих игр, в которых нашли отражение привлекательные стороны в деятельности девочек и мальчиков на праздниках, в труде и в повседневной жизни.
  3. Проведение специальных праздников, посвященных девочкам и мальчикам с целью демонстрации привлекательности личностных качеств представителей того и другого пола.
  4. Обучение детей речевому этикету с целью повышения общей культуры и формирования у девочек и мальчиков толерантности (принятия и понимания друг друга).
  5. Создание в дошкольном образовательном учреждении и семье предметно-развивающей среды, как источника опосредованного влияния на формирование у детей положительного отношения к своей гендерной роли и специального оснащения музея народной культуры, который будет использоваться, как интерактивное пространство для создания ситуаций выполнения, принятия и проживания девочками и мальчиками привлекательных гендерных ролей.

Определив педагогические условия, акцент нами был сделан на детскую художественную литературу. Так как нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему взрослые, знакомя с культурным наследием всего человечества. А пока ребенок маленький, это культурное наследие может быть представлено в литературе.

На начальном этапе работы нами была проанализирована исследованность данного вопроса в научных источниках, а также популярных и периодических изданиях. Степень преобладания ребенка-зрителя над ребенком-читателем сегодня очень высока, педагоги и психологи пытаются найти выход из сложившейся ситуации, но данный вопрос в контексте гендерного подхода освещен пока еще слабо.

Исходя из характеристик гендерного подхода, для которого личность человека выше и важнее его пола, мы предположили, что усилия и педагогов нашего дошкольного отделения, и родителей должны быть сконцентрированы на воспитательных воздействиях в направлении индивидуально ориентированного развития каждой девочки и каждого мальчика.

В этом с нами полностью были согласны родители, которые приняли участие в нашем анкетировании. Целью стало изучение роли семьи в формировании интереса к чтению. Нами были определены следующие задачи:

  1. Изучить мотивы чтения в семье.
  2. Определить долю чтения в структуре семейного досуга.
  3. Выявить любимые темы и жанры детской литературы.
  4. Изучить мнение родителей о важности приобщения детей к чтению.

В ходе анкетирования было опрошено 91 родитель. Возврат опросных листов составил 74%. Запущено было 123 анкеты, вернулось соответственно 91, из них 54% составили анкеты родителей девочек, и 46 % анкеты родителей мальчиков.

Результаты показали, что хотя чтению и отводится не первое место в семейном досуге, приятно, что почти все родители считают, что чтение в жизни ребенка имеет большое значение и поэтому читают своим детям вслух — девочкам 94 %, мальчикам – 90 %. Как и предполагалось, чаще читает книги ребенку мама — 88 % среди ответов родителей девочек, 74 % среди ответов родителей мальчиков. И ведь, действительно, тысячи мам в разных уголках мира ежедневно слышат фразу «Мама, почитай мне!». Реже читают бабушка, дедушка, няня, старшие братья — 32 % у девочек, 41% - у мальчиков. Совсем редко — папа — 16 % у девочек, 10% - у мальчиков.

69 % родителей девочек и 57% родителей мальчиков стараются находить время для чтения вслух и отводят этому занятию каждый день 20-30 минут. По выходным обращаются к книге 29 % родителей мальчиков и 22 % родителей девочек. Семейное же чтение практикуется лишь в 10% семей мальчиков и 24 % семей девочек.

Нам было любопытно узнать, обсуждают ли родители с девочками и мальчиками прочитанное и на что обращают внимание. При общении с мальчиками в равной степени уделяется внимание освоению содержания, нравственным качествам героев и причинно-следственным связям их поступков, в то время, как с девочками акцент расставляется на нравственные качества героев – 67%.

И это действительно важно, так как, если мальчик - это скорее «глагол» - действие, то девочка – прилагательное. Любящая, добрая, нежная, прекрасная. И книги для девочек важны не столько действием, сколько чувством, ощущением, описанием.

Что же больше нравится читать/слушать девочкам и мальчикам трех-семи лет? По мнению родителей, это сказки. Так считают 79 % родителей мальчиков и 86 % родителей девочек. Второе место в рейтинге у родителей девочек занимают стихотворения -53 %, у мальчиков рассказы – 38%.

Заранее предполагая, что предпочтение будет отдано сказкам, нам интересно было выяснить, какие именно сказки входят в репертуар домашнего чтения, и понимают ли родители художественную ценность русских народных сказок. Порадовало, что основная масса родителей, как девочек, так и мальчиков, понимает универсальность русских народных сказок, их доступность и понятность детям дошкольного возраста. В свою очередь, мне хочется добавить, что сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных чувств.

Несколько огорчило смешение родителями сказок авторских и народных, а также ограниченность их представлений сказками раннего детства такими, как «Репка», «Колобок» и т.д.

В подтверждение родительских ответов, нами было проведено интервьюирование детей, которое еще раз доказало актуальность проблемы снижения семейной культуры чтения.

Результаты родительского анкетирования, интервьюирование детей, способствовали разработке определенной системы работы с детьми в образовательной области «Речевое развитие» направления «Приобщение к художественной литературе».

Главным условием нашей деятельности стало понимание принципа универсальности детской художественной литературы. Важно не делить произведения на «только» для девочек или «только» для мальчиков, а правильно расставлять акценты при отработке прочитанного.

В связи с чем были определены следующие задачи:

  1. Знакомить девочек и мальчиков с произведением, обеспечив полноценное первоначальное восприятие текста;
  2. Учить сопоставлять прочитанное с жизненным опытом;
  3. Способствовать формированию у девочек и мальчиков привлекательности гендерных ролей;
  4. Формировать позицию активного читателя/слушателя;
  5. Развивать эмоционально-образное восприятие произведений различных жанров;
  6. Развивать творческое воображение;
  7. Вырабатывать положительное отношение к книге и чтению.

В любой программе дошкольного воспитания помещены списки литературы для каждой возрастной группы, в которых представлены устное народное творчество, произведения русских и зарубежных писателей. Нами были проанализированы все произведения, и отдельно составлен примерный список произведений, в которых главными героями являются мальчики и девочки.

Алгоритм работы над произведением включает в себя разнообразие различных форм работы:

В непрерывной образовательной деятельности можно выделить:

- «громкое чтение»;

- обсуждение содержания;

- моделирование;

- уточняющие дидактические игры;

- различные виды пересказа.

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов включает:

- ситуативный разговор;

- игры;

- продуктивную деятельность;

- беседы;

- словесные зарисовки;

- интерактивную деятельность в музее;

- литературные видео-часы;

- театральные представления;

- слушание музыкальных произведений;

- выполнение творческих заданий;

- литературные праздники, досуги и развлечения.

Условно самостоятельная деятельность детей предполагает:

- театрализацию;

- продуктивную деятельность;

- деятельность в литературном центре.

Уголок книги в группе тоже помогает в воспитании у девочек и мальчиков позиции читателей \ слушателей. В этот возрастной период у них проявляется усиленный интерес к познанию себя и других людей. А для того, чтобы помочь им осознать свои гендерные и личностные особенности, уточнить представления о семье, гендерной роли каждого члена семьи, о людях разного возраста, профессий, с различными особенностями внешности, одежды, прически, в разных эмоциональных состояниях, в книжном уголке должна быть собрана не только подборка книг в соответствии с программой и гендерным подходом, но и подборка фотографий, рассматривая которые вместе с воспитателем, девочки и мальчики обогащают свои социальные и гендерные представления и начинают лучше понимать людей, осознавать их сходства и различия. Здесь же должны находиться плоскостные изображения кукол обоих полов с комплектами одежды.

Таким образом, решая задачу воспитания в девочках и мальчиках позицию активных слушателей, особое внимание необходимо уделять подбору литературного материала и правильно расставлять акценты на привлекательные образы девочек и мальчиков дошкольного возраста. Ведь дети присваивают себе духовный опыт героев, и этот опыт становится для них личным, начинает влиять на их действия и поступки.

Выстраивать свою работу в соответствии с представленной системой необходимо с русских народных сказок.

Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к нашему прошлому, которое мы, оказывается, знаем очень поверхностно. Что заботило, радовало и тревожило русских людей, чем они занимались, как, трудились, о чем мечтали, рассказывали и пели, что передавали своим детям и внукам?

Обратиться к истокам помогают русские народные сказки, ведь их содержание — жизнь народа, человеческий опыт, просеянный через сито веков, духовный мир русского человека, его мысли, чувства, переживания.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и…

Конспект занятия по финансовой грамотности в подготовительной группе «Деньги и их значение» Цель: сформировать представление у детей о том, что такое...

Методическая разработка: «Специальные упражнения на суше для активации работы мышечных…

Методическая разработка: «Специальные упражнения на суше для активации работы мышечных групп, принимающих участие в плавании (ОФП) для детей 5-7 лет» (Авторская...

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Ранний возраст – особенно ранимый в жизни ребенка. В этот период они...

Читайте также

Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего…

Настольно-печатная игра «Продуктовый лабиринт» по культуре питания в группе старшего возраста Аннотация: Наглядно-дидактическое пособие «Продуктовый лабиринт» разработан для совместной деятельности детей старшего...

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Мое село…

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе«Мое село — моя малая Родина» Цель: развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей...

«В гости к Весне»

«В гости к Весне» Очень долго ждали мы в этом году наступление весны. Но она к нам не спешила, и тогда...