Методическое руководство к иллюстрированной книжке – игрушке для дошкольников с нарушением зрения «Путешествие Муравьишки»

 

Методическое руководство к иллюстрированной книжке – игрушке для дошкольников с нарушением зрения «Путешествие Муравьишки» (художник М. Покровская, стихи О. Кузнецова - по мотивам сказки В. Бианки) адресовано учителям – дефектологам, логопедам, воспитателям, родителям.

Основным методом обучения детей со зрительной недостаточностью является познавательная беседа, использование которой реализует взаимодействие понятий: слово – образ – практическое действие.

Учебный материал подается через совместно – разделенную деятельность ребенка и взрослого (по необходимости педагог помогает ребенку).

Подготовительные действия:

  • свет освещает страницу книги слева (если ребенок правша);
  • в случае, если книга лежит предпочтителен одноцветный фон любого контрастного цвета;
  • для ребенка с нарушенным цветоощущением лучше использовать фон черного цвета.

Алгоритм последовательных действий обследования объектов:

  • общеознакомительное обследование в целом: руки ребенка движутся от начального пункта указанного педагогом, и выясняется общая форма предмета;
  • уточняющее восприятие с выделением существенных (главных) признаков изучаемого объекта;
  • анализ деталей объекта;
  • повторное ощупывание, при котором синтезируются осязательные сигналы, и формируется целостный пространственный образ.

Цель. Расширение представлений об окружающем мире.

Задачи:

  • уточнить представления детей о насекомых;
  • закрепить алгоритм обследования объектов через совместно – разделенную деятельность (ребенок и взрослый);
  • упражнять в умении определять положение объекта в пространстве;
  • познакомить с понятиями: контурная линия, пунктирная линия, пара, силуэт, пирамида;
  • активизировать зрительные функции;
  • учить различать эмоциональное состояние героев;
  • развитие творческого воображения.

Занятие 1

Оборудование. На каждого ребенка - книга. Для детей с расходящимся косоглазием книга лежит горизонтально, со сходящимся - стоит на подставке.

Первый разворот. Представьте себе, что Муравьишка лежит на листике дерева. Представили?

Дефектолог. Дети, вы любите отгадывать загадки?

Дети. Да!

Дефектолог. Кто в лесу без топоров строит избу без углов?

Предположения детей.

Дефектолог. Весной, когда появляется яркое солнышко, появляются Муравьи.

Дефектолог читает (наизусть):

- Отдыхал среди ветвей

На листочке Муравей.

Вдруг веселый ветерок

С ветки оторвал листок.

Дефектолог. Листок, на котором сидел Муравьишка, оторвался от дерева и полетел. Хотите узнать, какие приключения ждали Муравьишку впереди?

Дети. Хотим!

Открывают книги.

Дефектолог. Познакомимся поближе с Муравьишкой - рассмотрим его.

Рассматривают.

Дефектолог. Какого цвета Муравьишка?

Дети. Муравьишка красный.

Дефектолог. Красные муравьи - лесные муравьи. Они живут в муравейниках, высота которых достигает иногда человеческого роста. Для этого указательный пальчик правой руки (для левши левой руки) положите к голове Муравьишки и «пройдите» пальчиком по черной ниточке. Эта ниточка называется контуром. Обведите пальчиком всего Муравьишку и снова вернитесь к голове.

Выполняют.

Дефектолог. Какие части тела есть у Муравьишки?

Дети. У Муравьишки есть голова, туловище, лапки, хвостик, усики.

Дефектолог. Какой формы голова?

Дети. Голова круглая.

Дефектолог. Обведите по контуру голову Муравьишки.

Выполняют.

Дефектолог. У Муравьишки есть глаз, ротик, усики. Обведите их пальчиком.

Выполняют.

Дефектолог. У Муравьишки всего один глаз?

Дети. Нет, у Муравьишки два глаза.

Дефектолог. Где же второй глаз?

Дети. Второго глаза не видно, потому что Муравьишка лежит на листочке.

Дефектолог. Правильно, у Муравьишки два глаза, но на рисунке виден только один, потому что мы видим Муравьишку только с одной стороны. Дальше «идем» пальчиком по туловищу. Какой формы туловище?

Дети. Туловище овальное.

Дефектолог. Из туловища «растут» две передние лапки. Обведите их пальчиком.

Выполняют.

Дефектолог. У Муравьишки есть хвостик?

Дети. Да!

Дефектолог. Какой формы хвостик?

Дети. Хвостик овальный.

Дефектолог. Еще раз обведите Муравьишку по контуру.

Выполняют.

Дефектолог. Вспомните, где отдыхал Муравьишка?

Дети. Муравьишка отдыхал на дереве среди ветвей.

Дефектолог. Поместите указательный пальчик правой руки (для левши левой руки) к началу веточки и «пройдите» пальчиком вверх по веточке к большому зеленому листочку.

Выполняют.

Дефектолог. Какой формы листочек?

Дети. Листочек овальный.

Дефектолог. Сколько больших листочков на веточке?

Считают.

Дети. На веточке три больших листочка.

Дефектолог. Сколько маленьких листочков на веточке?

Считают.

Дети. На веточке три маленьких листочка.

Дефектолог. Сколько всего больших и маленьких листочков?

Дети. Всего шесть листочков.

Дефектолог. Как вы думаете, с какого дерева эта веточка?

Дети. Это веточка с тополя.

Дефектолог. Подул ветерок и оторвал от ветки листочек, тот листочек, на котором сидел Муравьишка. Листочек закрутился, завертелся и полетел. Хотите увидеть, как это было?

Дети. Хотим!

Дефектолог. Положите большой палец правой руки (для левшей левой руки) на маленькую красную стрелочку и двигайте ее вправо, затем влево – стрелочка будет крутиться.

Выполняют.

Дефектолог. Как вы думаете, как чувствовал себя Муравьишка, когда листочек оторвался от дерева и полетел?

Предположения детей.

Дети. Муравьишка испугался, он прижался к листочку, потому что ему было страшно.

Дефектолог.Обратите внимание на его ротик. Ротик широко открыт. Когда мы смеемся, кричим, зовем на помощь мы тоже широко открываем рот.

Дети. Помогите! Спасите! На помощь!

Дефектолог. Кто же услышал Муравьишку? Кто помог ему? Об этом мы узнаем в следующий раз.

Занятие 2

Оборудование. Представьте себе, черного и красного муравьев. На каждого ребенка – книга.

Второй разворот. Представьте, что Муравьишка едет на Землемере. Представили?

Дефектолог. Дети, к нам пришли гости.

Показывает картинки с изображением муравьев.

Дефектолог. Кто это?

Дети. Это - муравьи.

Дефектолог. Какого цвета муравьи?

Дети. Один муравей черный, другой – красный.

Дефектолог. С каким муравьем мы уже знакомы?

Дети. Мы знакомы с красным Муравьишкой.

Дефектолог. Вспомните, что случилось с Муравьишкой?

Дети. Муравьишка полетел на оторванном листочке.

Дефектолог. Как вы думаете, что было дальше?

Предположения детей.

Дефектолог. Муравьишка упал на землю. До муравейника далеко, а в муравейник надо попасть до захода солнца, потому что на ночь муравьи закрывают все ходы и выходы. Что же делать Муравьишке?

Рассуждения детей.

Дефектолог. Я думаю, что вы хотите узнать, что было дальше?

Дети. Хотим!

Открывают книгу.

Дефектолог читает:

- Землемерчик, дорогой!

Отнеси меня домой!

Дефектолог. Кто такой Землемерчик?

Дети. Землемерчик - насекомое.

Дефектолог. Какого цвета Землемерчик?

Дети. Землемерчик зеленый.

Дефектолог. Обследуем Землемерчика? С помощью чего мы будем это делать?

Дети. С помощью указательного пальчика.

Дефектолог. Куда надо положить указательный пальчик?

Дети. Указательный пальчик надо положить к голове Землемерчика.

Дефектолог. Что надо делать дальше?

Дети. Дальше надо «идти» по контурной линии.

Дефектолог. Правильно, «идем» по спинке, по лапкам, брюшку и возвращаемся к голове.

Выполняют.

Дефектолог. У Землемерчика есть глаза? Сколько их?

Дети. У Землемерчика один глаз.

Дефектолог. Почему мы не видим второго глаза?

Дети. Мы видим Землемерчика только с одной стороны.

Дефектолог. Правильно, вторая стороны нам не видна. Еще у Землемерчика есть большой рот. Покажите его.

Выполняют.

Дефектолог. Обведите Землемерчика по контуру еще раз.

Выполняют.

Дефектолог. Что вы можете сказать о размере Землемерчика?

Дети. Землемерчик длинный.

Дефектолог. Он не только длинный, он еще умеет складываться, как дуга. Складывается и идет вперед, как будто бы землю меряет. Поэтому так и называется - Землемер. Напомните мне, пожалуйста, какого цвета Землемерчик?

Дети. Землемерчик зеленый.

Дефектолог. Правильно, Землемерчик зеленый. Зеленый цвет бывает темным и светлым. Спинка Землемерчика темно – зеленая и не просто темно – зеленая, а полосатая. А какого цвета брюшко?

Дети. Брюшко тоже зеленое.

Дефектолог. Брюшко у Землемерчика светло – зеленое.

Дефектолог. Что еще у Землемерчика светло – зеленого цвета?

Дети. Еще у Землемерчика светло – зеленые лапки.

Дефектолог. Вот с каким красивым Землемерчиком встретился Муравьишка. Забрался Муравьишка на Землемерчика и крепко обхватил его лапками.

Обводят Муравьишку указательным пальчиком.

Дефектолог. Муравьишка сидит или лежит на Землемерчике?

Дети. Муравьишка лежит. Он прижался к спинке Землемерчика и широко открыл ротик.

Дефектолог. Почему он так прижался к Землемерчику?

Дети. Потому что Муравьишке страшно.

Дефектолог. Вот так и едут они по лугу. Вокруг растет густая трава. О такой траве говорят: «Стоит стеной». Солнышко медленно садится, приближается вечер, а до муравейника еще очень далеко. Пожелаем Муравьишке счастливого пути!

Дети. Счастливого пути, Муравьишка!

Занятие 3

Оборудование. На каждого ребенка - книга, белый лист формата А - 4 с пунктирным изображением Муравьишки, красные фломастеры, красные карандаши (в зависимости от рекомендаций офтальмолога).

Третий разворот. Представьте себе, что Муравьишка сидит на Пауке.

Дефектолог. Дети, у каждого из вас на столе лежит лист бумаги.

Рассматривают.

Дефектолог. Что изображено на листе?

Предположения детей.

Дефектолог. Я думаю, что это заколдованные рисунки. Они состоят из коротких линий и стрелочек. Коротких линий много, они расположены друг от друга на одинаковом расстоянии, как будто бы одну длинную линию разорвали на множество коротких. Такая линия называется «пунктирная».

Рассматривают.

Дефектолог. Что будет, если короткие линии вновь соединить вместе?

Дети. Если все короткие линии вновь соединить вместе, снова получится одна длинная линия.

Дефектолог. Что еще есть на листе?

Дети. Еще на листе есть красные стрелочки.

Дефектолог. Что показывают красные стрелочки?

Дети. Красные стрелочки показывают, в какую сторону надо двигаться.

Дефектолог. Правильно, стрелочки показывают направление движения. Значит нам надо соединить все короткие линии в направлении, которое показывают стрелочки.

Соединяют пунктирные линии в одну.

Дефектолог. Получилась одна линия. Внимательно посмотрите и скажите, в кого превратился заколдованный рисунок?

Дети. Заколдованный рисунок превратился в Муравьишку.

Дефектолог. Это - лесной Муравьишка. Вспомните, какого цвета лесной Муравьишка?

Дети. Лесной Муравьишка красного цвета.

Раскрашивают Муравьишку.

Дефектолог. Вспомните, кто повез Муравьишку в муравейник?

Дети. Муравьишку повез Землемерчик.

Дефектолог. Но Землемерчик не любит ходить по сухой траве. Как только на его пути встретилась сухая трава, Землемерчик остановился. Кто же повез Муравьишку дальше?

Предположения детей.

Дефектолог. Побежал Муравьишка к Пауку.

Открывают книгу.

Дефектолог. Рассмотрим Паука. Какого цвета Паук?

Дети. Паук коричневый.

Самостоятельно обследуют Паука.

Дефектолог. Какие части тела есть у Паука?

Дети. У Паука есть голова, туловище, лапки, глаза.

Дефектолог. Правильно. Что вы можете сказать о размере головы и туловища?

Дети. Голова у Паука меньше, чем туловище.

Дефектолог. Уточним, есть ли у Паука лапки?

Дети. У Паука есть лапки. Они «растут» из туловища.

Дефектолог. Что можно сказать о размере лапок Паука?

Дети. Лапки у Паука длинные и тонкие.

Дефектолог. Лапки у Паука легко сгибаются, поэтому он очень быстро бегает. Сколько всего лапок у Паука?

Дети. Всего у Паука восемь лапок: с одной стороны четыре и с другой стороны четыре.

Дефектолог. Паук не только быстро бегает, но и очень хорошо видит. У него большие круглые глаза.

Обводят пальчиком глаза.

Дефектолог. Паук отличается от многих насекомых тем, что у него очень большой рот.

Обводят пальчиком рот.

Дефектолог. Где сидит Паук?

Дети. Паук сидит в траве.

Дефектолог. Какого цвета трава?

Дети. Трава зеленая, в некоторых местах желтая.

Дефектолог. Дети, вы обратили внимание на солнышко? Какого цвета солнышко?

Дети. Солнышко разноцветное: желто – красно – оранжевое.

Дефектолог. В какое время суток солнышко бывает такого цвета?

Дети. Такое солнышко бывает вечером.

Дефектолог. Правильно, таким солнышко бывает, когда приближается вечер.

Дефектолог читает:

- Помоги мне, Паучок,

Сенокосец – мужичок.

Дефектолог. Согласился Паук отвезти Муравьишку домой. Забрался Муравьишка на Паука и поехал. Обведите Муравьишку указательным пальчиком, и скажите, в каком положении он находится: стоит, сидит, лежит?

Обследуют пространственное положение Муравьишки.

Дети. Муравьишка сидит на Пауке.

Дефектолог. Паук так быстро бежит, что Муравьишка подпрыгивает и взлетает над спинкой Паука. Передними лапками крепко держится, а задние лапки взлетают вверх. Проверьте, так ли это?

Обследуют пространственное положение Муравьишки.

Дефектолог. Муравьишка еле удерживается на Пауке. Обратите внимание на его ротик. Ротик широко открыт. Наверное, Муравьишка снова кричит. Как вы думаете, что он кричит?

Предположения детей.

Дефектолог. Что ждет Муравьишку дальше, мы не знаем. Пожелаем ему счастливого пути!

Дети. Счастливого пути, Муравьишка!

Занятие 4

Оборудование. На каждого ребенка – книга.

Четвертый разворот. Представьте себе, Муравьишку, сидящим на Кузнечике.

Дефектолог. Дети, на прошлом занятии вы разгадали заколдованный рисунок. Кто был на рисунке?

Дети. На рисунке был Муравьишка.

Дефектолог. Какого цвета наш знакомый Муравьишка?

Дети. Муравьишка красного цвета – он лесной.

Дефектолог. Вспомните, кто вез Муравьишку домой?

Дети. Муравьишку вначале вез Землемерчик, потом Паук.

Дефектолог. Паучок довез Муравьишку до забора, а через забор не смог перешагнуть. Что же было дальше?

Открывают книгу.

Дефектолог. Паучок довез Муравьишку вот до этого забора.

Рассматривают.

Дефектолог. Какой красивый, яркий забор! Какого он цвета?

Дети. Забор желтый.

Дефектолог. Можно сказать, что забор ярко - желтый?

Дети. Да! Забор ярко – желтый.

Дефектолог. Из чего делают настоящий забор?

Дети. Настоящий забор делают из деревянных дощечек.

Дефектолог. Правильно, заборы обычно делают из деревянных дощечек. А в книге забор нарисован. На что похожа каждая дощечка в заборе?

Дети. Каждая дощечка в заборе похожа на широкую стрелочку.

Дефектолог. Каждая дощечка отделена от другой дощечки черной линией. Посчитайте, сколько всего в заборе дощечек?

Считают.

Дети. Всего в заборе шесть целых дощечек и одна половинка.

Дефектолог. Вот какой ровный, красивый, ярко - желтый забор из дощечек. Что находится за забором?

Дети. За забором растут деревья.

Дефектолог. Какого цвета деревья?

Дети. Деревья зеленые с желтыми пятнышками.

Дефектолог. Можно сказать, что деревья желто - зеленые?

Дети. Да! Деревья желто - зеленые.

Дефектолог. Вы знаете, что зеленый цвет может быть темно - зеленым и светло - зеленым.

Показывают, где на деревьях темно - зеленый цвет, где светло – зеленый.

Дефектолог. Над деревьями нависло солнышко. Какого оно цвета?

Дети. Солнышко желтое с красной серединкой.

Дефектолог. Значит можно сказать, что солнышко желто - красное?

Дети. Да! Солнце желто - красное.

Дефектолог. Солнце опустилось еще ниже, а Муравьишка все еще далеко от своего муравейника. Обратился Муравьишка к Кузнечику.

Дефектолог читает:

- Не довез меня Паук

Помоги, Кузнечик – друг!

Дефектолог. Познакомимся с Кузнечиком. Какого цвета Кузнечик?

Дети. Кузнечик зеленый.

Дефектолог. Кузнечик ярко - зеленый.

Обводят Кузнечика по контуру.

Дефектолог. Какие части тела есть у Кузнечика?

Дети. У Кузнечика есть голова, туловище, лапки, крылышки, глаза.

Дефектолог. Из туловища «растут» несколько пар лапок. Две лапки вместе называются парой.

Дефектолог. Недалеко от передней пары лапок располагается средняя пара.

Показывают.

Дефектолог. И, наконец, задняя пара ножек.

Показывают.

Дефектолог. Задние ножки самые длинные и легко сгибаются в коленях. Благодаря своим ножкам Кузнечик делает большой прыжок.

Еще у Кузнечика есть два больших глаза.

Показывают глаза, обводят Кузнечика по контуру.

Дефектолог. Сел Муравьишка на Кузнечика. Проверьте, действительно ли Муравьишка сидит?

Обследование пространственного положения Кузнечика.

Дефектолог. Муравьишка крепко держится за Кузнечика передними и задними лапками. Он слегка пригнулся и сидит, как всадник. Хотите увидеть, как Кузнечик с Муравьишкой взлетают?

Дети. Хотим!

Дефектолог. Возьмите левой рукой левый нижний угол книги, правой рукой - правый нижний угол и потихоньку закрывайте книгу.

Закрывают - открывают книгу, по необходимости педагог помогает.

Дефектолог. Вот и полетел Муравьишка дальше. Пожелаем ему счастливого пути?

Дети. Счастливого пути, Муравьишка!

Занятие 5

Оборудование. Силуэтное изображение Землемерчика, Паучка, Кузнечика, Водомера. На каждого ребенка - книга.

Пятый разворот. Представьте себе, лист кувшинки. Представили?

Дефектолог. Дети, посмотрите на доску. Что вы видите?

Дети. Мы видим черные картинки.

Дефектолог. Черные картинки называются силуэты. Если внимательно присмотреться - можно увидеть, что каждый силуэт кого - то напоминает. Здесь силуэты насекомых, которые везли Муравьишку в муравейник. Узнаете кто это?

Показывает силуэт.

Дети. Это - Землемерчик.

Дефектолог. Как вы догадались, что это Землемерчик?

Дети. Это - Землемерчик, потому что он длинный.

Дефектолог. А это кто?

Показывает силуэт.

Дети. Это - Паучок, его мы узнали по ножкам. Их восемь штук.

Дефектолог. Кого напоминает третий силуэт?

Показывает силуэт.

Дети. Третий силуэт - Кузнечик.

Дефектолог. Как вы догадались, что это Кузнечик?

Дети. Это - Кузнечик, потому что у него три пары лапок.

Дефектолог. И, наконец, последний силуэт.

Показывает силуэт.

Дефектолог. Кто это?

Предположения детей.

Дефектолог. Вспомните, кто последним вез Муравьишку?

Дети. Последним вез Муравьишку Кузнечик.

Дефектолог. Он довез его только до пруда, до воды, а дальше через пруд Кузнечик перелететь не смог.

Открывают книгу.

Дефектолог читает:

-Водомер, душа моя!

Через пруд свези меня!

Дефектолог. Кто же повез Муравьишку дальше?

Дети. Дальше Муравьишку повез Водомер.

Дефектолог. Какого цвета Водомер?

Дети. Водомер серый.

Дефектолог. Обведите Водомера по контуру.

Обводят.

Дефектолог. Какой предмет он вам напоминает?

Рассуждения детей.

Дефектолог. Похож Водомер на маленькую лодочку?

Дети. Да, похож!

Самостоятельно обследуют Водомера.

Дефектолог. Обратите внимание на Муравьишку. В каком положении он находится?

Обследование пространственного положения Муравьишки.

Дети. Муравьишка сидит.

Дефектолог. Да, он спокойно сидит, сложив передние и задние лапки. У него закрыт ротик, и он не кричит. Как вы думаете, почему Муравьишка сидит спокойно?

Дети. Муравьишка сидит спокойно, потому что ему не страшно.

Дефектолог. Водомер плавно скользит по воде на своих длинных ножках, не качается, поэтому Муравьишке не страшно.

Дефектолог. А какая вода?

Самостоятельно ладошкой обследуют изображение воды.

Дети. Вода гладкая, скользкая.

Дефектолог. Что растет в воде?

Дети. В воде растут листья кувшинок.

Самостоятельно обследуют кувшинки.

Дефектолог. Скажите, какого цвета листья кувшинок: темно – зеленые или светло – зеленые?

Дети. Листья кувшинок темно - зеленые.

Дефектолог. На листочках видны жилки. Какого они цвета?

Дети. Жилки светло - зеленые.

Дефектолог. Сколько всего листочков в пруду?

Дети. В пруду три листочка.

Дефектолог. Какой формы листочки?

Дети. Листочки овальные.

Дефектолог. Что растет на берегу пруда?

Дети. На берегу растет трава.

Дефектолог. Какого цвета трава?

Дети. Трава желто - зеленая.

Дефектолог. Вернемся к силуэтам. Теперь вы без труда узнаете в силуэтном изображении еще одного насекомого, помогающего Муравьишке добраться до муравейника. Кто же это?

Дети. Это Водомер.

Дефектолог. Сидит Муравьишка на Водомерчике и любуется красотой природы: голубой водой, зеленой травой, ярким солнышком. Пожелаем Муравьишке счастливого пути?

Дети. Счастливого пути, Муравьишка!

Занятие 6

Оборудование. На каждого ребенка - книга.

Шестой разворот. Представим себе Муравьишку, летящего на майском Жуке? Представили?

Дефектолог. Дети, послушайте загадку:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Дети. Это - жук.

Дефектолог. Правильно, это - жук. Вы знаете, что жуки бывают разные?

Дети. Да!

Дефектолог. Сегодня мы познакомимся с майским Жуком.

Открывают книгу.

Дефектолог. Вот и Жук! Рассмотрим его. Какого он цвета?

Дети. Жук черный, а крылья прозрачные.

Самостоятельно обследуют Жука.

Дефектолог. Какая часть тела у Жука необычная?

Дети. У Жука необычная голова. На голове у него два рога.

Дефектолог. Правильно. Жук – насекомое, но с рогами, как бык.

Позади головы располагается туловище, но на этой картинке его не видно. По обе стороны от туловища находятся крылья. Какой они формы?

Дети. Крылья у Жука овальные.

Дефектолог. Сколько всего крыльев?

Дети. Всего у Жука шесть крыльев: с каждой стороны по три крылышка.

Дефектолог. Еще у Жука есть лапки. Но они не видны все. На рисунке видно только две ноги: по одной - с каждой стороны.

Обводят Жука по контуру.

Дефектолог. Попросил Муравьишка Жука отвезти его дальше.

Дефектолог читает:

- Майский Жук, прошу тебя,

Через лес свези меня!

Дефектолог. Сел Муравьишка на Жука и Жук полетел. В каком положении находится Муравьишка?

Обследование пространственного положения Жука.

Дети. Муравьишка сидит.

Дефектолог. Он сидит так же, как сидел на Водомере?

Дети. Нет, он сидит не так, как сидел на Водомере. На Водомере он сидел ровно, спокойно.

Дефектолог. Как Муравьишка сидит на майском Жуке?

Дети. Он прижался к голове Жука, сгорбился, как старичок.

Дефектолог. Да, он как будто бы прилип к Жуку. Почему Муравьишка так сидит?

Дети. Муравьишка сидит так, потому что ему страшно.

Дефектолог. Почему Муравьишке страшно?

Дети. Ему страшно, потому что Жук летит высоко над лесом.

Дефектолог. Да, действительно, внизу лес. Жук летит высоко над деревьями. Какие деревья растут в лесу?

Дети. В лесу растут высокие ели.

Дефектолог. Это еловый лес. Какими красками художник нарисовал еловый лес?

Дети. Художник нарисовал еловый лес темно – зеленой краской, светло – зеленой, желтой и оранжевой.

Дефектолог. Найдите на рисунке оранжевые деревья.

Выполняют.

Дефектолог. Почему деревья оранжевого цвета?

Дети. Потому что на них светит оранжевое солнышко, и они кажутся оранжевыми.

Дефектолог. Солнышко уже почти село. Скоро муравьи закроют все входы в муравейник, а наш друг Муравьишка еще в пути. Пожелаем ему счастливого пути?

Дети. Счастливого пути, Муравьишка!

Занятие 7

Оборудование. Цветные картинки: Землемерчик, Паук, Кузнечик, Водомер, Майский Жук. На каждого ребенка - книга.

Седьмой разворот. Представьте себе Муравейник? Представили?

Дефектолог. Дети, на сегодняшнем занятии мы закончим рассматривать книгу про Муравьишку. Вспомните, кто помогал Муравьишке добраться до дома. Посмотрите на картинки, которые висят на доске.

Рассматривают.

Дефектолог. Сколько картинок на доске?

Дети. На доске пять картинок.

Дефектолог. Пять насекомых помогали Муравьишке. На каждой картинке изображено одно насекомое. Вспомните и расположите насекомых (картинки) в том порядке, в каком они помогали Муравьишке.

Последовательно располагают картинки.

Дефектолог. Как вы думаете, попал Муравьишка в свой домик до захода солнца?

Предположения детей, открывают книгу.

Дефектолог. Что на последней странице книги?

Дети. На последней странице книги муравейник.

Дефектолог. Какого цвета муравейник?

Дети. Муравейник черного цвета.

Дефектолог. Почему муравейник черного цвета?

Дети. Потому что муравьи делают его из земли, а земля черная.

Дефектолог. Указательные пальчики обеих рук поместите внизу муравейника и «пройдите» пальчиками по обеим его сторонам вверх.

Выполняют.

Дефектолог. Какой формы муравейник?

Дети. Муравейник треугольной формы.

Дефектолог. Еще можно сказать, что муравейник имеет форму объемной фигуры - пирамиды. Вот такой!

Показывает пирамиду.

Дефектолог. На столе у каждого из вас стоит такая же пирамида. Найдите вершину пирамиды и поставьте туда указательный пальчик и «пройдите» сверху вниз.

Выполняют.

Дефектолог. Пирамида имеет три грани, «пройдите» по ним пальчиком.

Выполняют.

Дефектолог. Еще у пирамиды есть три стороны.

Считают стороны .

Дефектолог. Как называется эта фигура?

Дети. Эта фигура называется пирамида.

Дефектолог. Так на какую же фигуру похож муравейник?

Дети. Муравейник похож на пирамиду.

Дефектолог. Муравейник находится среди высокой травы. Почему муравьи построили домик среди высокой травы?

Дети. Муравьи построили муравейник среди высокой травы для того, чтобы он был не заметен, чтобы его никто не разрушил.

Дефектолог. Что находится внутри муравейника?

Дети. Внутри муравейника находятся комнаты муравьев.

Дефектолог. Рассмотрим муравейник: одни муравьи сидят в своих комнатах и смотрят куда - то, другие выползли по пояс из муравейника, у третьих из муравейника видны только головы.

Самостоятельно обследуют муравейник.

Дефектолог. Куда смотрят муравьишки?

Дети. Они смотрят на Муравьишку, который бежит к муравейнику.

Дефектолог. Бегущего Муравьишку обведите по контуру.

Выполняют.

Дефектолог. Вы обратили внимание на его фигуру? Что можно сказать о его ногах?

Обследование пространственного положения Муравьишки.

Дети. Лапки Муравьишки широко расставлены в стороны.

Дефектолог. Он бежит широким шагом для того, чтобы как можно скорее попасть в муравейник. Почему муравьи смотрят на него с таким любопытством?

Дети. Муравьи переживают за него. Они боятся, что он опоздает; они хотят, чтобы он успел забежать в муравейник; они ждут его.

Дефектолог. Правильно, они переживают за него, потому что он их братик – муравей. Все вместе - они дружная муравьиная семья. Муравьишка успел войти в муравейник до захода солнца. Муравейник закрыли, и он крепко заснул. Вот так благополучно закончилось путешествие маленького Муравьишки. Давайте еще раз вспомним, кто пришел Муравьишке на помощь?

Дети. Муравьишке на помощь пришел Землемерчик, Паук, Кузнечик, Водомер и Майский Жук.

Дефектолог читает:

- Вот спасибо вам, друзья!

Выручили Муравья!

Дефектолог. Так поблагодарил Муравьишка своих братьев - муравьев. Дети, а вы помогаете своим родным, друзьям, животным?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Волшебная страна - Математика» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10...

Содержание работы педагога по развитию вербальной коммуникации в процессе сюжетно-ролевой…

Содержание работы педагога по развитию вербальной коммуникации в процессе сюжетно-ролевой игры В процессе изучения особенностей сюжетно-ролевой игры и ее влияния на...

Игра - конкурс в старшей группе по правилам дорожного движения…

Игра - конкурс в старшей группе по правилам дорожного движения совместно с родителями: «С танцем, шуткой и в игре изучаем...

Читайте также

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ». Создание психологически безопасной образовательной среды

«Психоэмоциональный комфорт воспитанников в ДОУ»Создание психологически безопасной образовательной среды Здоровъесберегающие технологии, реализуемые в ДОУ, предполагают сохранение не только физического здоровья детей...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы…

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему: «День Республики Крым. Путешествие по Крыму» (С использованием игровых...

Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом

Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом Освоение дошкольниками знаний о культурном наследии своего народа занимает важное место в воспитательно-образовательном процессе. В...