Технологическая карта организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема: «Кладовая Урала»

 

Возрастная группа: старший возраст.

Форма НОД: путешествие по карте.

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) подгрупповая.

Учебно-методический комплект: программа «Мы живём на Урале».

Средства:

Наглядные: карта Урала, контурная карта Урала, разные виды соли, иллюстрации на тему «Соль в жизни человека», карты схемы проведения опытов, карточки - метки для работы с картой, оборудование для опытов (карты - схемы проведения опытов, поваренная соль, ложечки, стаканчики, глубокие тарелочки, нитки, ветки, лупы, одежда для проведения опытов).

Мультимедийные: презентация «Добыча соли».

Литературные: пословицы и поговорки о соли.

Задачи

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Развивать интерес к природным богатствам родного края, познакомить с месторождениями соли на Урале, выяснить как добывают соль. Развивать интерес к деятельности взрослых: познакомить с профессиями людей, занимающихся производством соли, развивать исследовательскую деятельность, инициировать обсуждение выводов, умозаключений о пользе и вреде соли.

Уточнять и закреплять знания детей о свойствах соли: твёрдая, растворяется в воде, кристаллизируется.

Формировать умение пользоваться физической картой, прокладывать маршрут, пользоваться условными обозначениями. Формировать умение пользоваться картами-схемами для проведения опытов, подбирать материал для экспериментирования.

Профилактика заболеваний дыхательных путей – полоскание горла солёной водой, подышать солью.

 

Этапы

(последова-

тельность) деятельности

Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,

выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат
Мотивация На завтрак детям дают овощной салат без соли. Ребята, вам не кажется, что чего- то в салате не хватает? Что можно (нужно) добавить в салат? Предположения детей

Включенность (заинтере-

сованность) детей в обсуждении

Актуализация Для чего нужна соль человеку и полезна ли он? Задает проблемный вопрос Польза и вред соли. Рассуждают, предполагают, объясняют Проявление знаний, представлений детей о соли
Целеполагание, планирование Вам интересно узнать, откуда берётся соль? Что вы хотите узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?

Хотели ли бы вы побывать на месторождениях соли на Урале?

Активизирует детей к познанию, целеполаганию, планированию Выражают готовность к познанию, задают интересующие их вопросы по теме «соль», планируют предстоящую деятельность, договариваются Проявляют активность в постановке цели деятельности, ее планировании
Включение детей в новое знание У нас на Урале есть несколько месторождений соли. Соликамское, Сольилецкое, Березники.

 

Предлагает посмотреть презентацию «Месторождения соли на Урале» вместе с детьми комментирует изображения.

Вносит карту Урала краткое сообщение о месторождениях соли

рассматривание карты с обозначениями месторождений соли Делятся впечатлениями
Выбор пункта назначения и транспортного средства На какое месторождение вы хотели бы попасть? На чём бы вы хотели отправиться в путешествие? Предлагает принять решение путём голосования Выражают свои мнения по вопросу Принимают решение
Определение маршрута по карте Я предлагаю вам обозначить маршрут нашего путешествия на карте. Как можно обозначить наш маршрут? побуждает детей к высказыванию, проявляет своё отношение к факту Проявляют изобретательность в способах изображения на карте Наблюдают за действием воспитателя, и других детей
Путешествие Вот мы с вами добрались до места нашего путешествия

 

Презентация «Соль-илецкое месторождение» комментирует изображение способы добычи соли, профессии людей, работающих на месторождении. Дети делятся впечатлениями

 

Получают информацию о способах добычи соли, транспорте, профессиях, о пользе и вреде соли для человека.

Вовлечение в исследова-

тельскую деятельность.

Ребята вы хотите вырастить кристаллы соли сами? Исследование образцов соли, обратить внимание детей на величину кристаллов соли. Вовлекает детей в исследовательскую деятельность. Опыт «Образование кристаллов соли» Используют карты – схемы, материалы, которые можно применить для экспериментирования Проверяют выдвинутую гипотезу(кристаллы соли образуются путём испарения солёной воды)
Рефлексия Узнали ли вы что-нибудь, чего не знали раньше? Что вам понравилось больше всего? Инициирует общее обсуждение, проявляем уважение к детским высказываниям. Побуждает детей к дальнейшему изучению темы (спросить об различном использовании соли родителей). Выражают своё отношение к увиденному Обобщают полученную информацию

 

Приложения.

Опыт 1. «Выращивание кристаллов»

  • Чтобы вырастить кристаллы соли, мы налили в стакан тёплой воды, засыпали соли, постоянно помешивая, чтобы она быстрее растворялась. Добавляла соль до тех пор, пока она не перестала растворяться. Потом солёную воду процедили через чистую ткань. Это мы сделали для того, чтобы грязь не попала в раствор. Для начала роста кристаллов берут затравку - маленький кристаллик, на котором и станет образовываться большой кристалл. Но мы сделали разные опыты. Опустили в воду ниточку с гаечкой, с бисером. Привязали нитки к карандашу так, чтобы они погрузились в раствор, но не касались дна. Взяли ещё две баночки, нитку, блюдце. В обе баночки налили солёной воды. Поставили их на некотором расстоянии друг от друга, соединила ниткой так, чтобы между банками она провисала, а в баночках касалась дна. В банках на поверхности образовалась белая плёночка, мы хотели его размешать. Но у нас ничего не получилось. Оказалось, что это корочка из соли. Она похожа на первый лед на лужах: тонкий и хрупкий.
  • Через четыре дня кристаллик, который мы привязали к нитке и опустили в солёный раствор, оброс новыми кристаллами соли. Гаечка покрылась кубиками соли, а над гаечкой образовался зонтик из солёных кристаллов. Со временем кристаллы увеличивались, у гаечки зонтик стал совсем большим.

 

В банки с насыщенным солёным раствором опустили предметы из различного материала

В банки с насыщенным солёным раствором опустили предметы из различного материала

 

Посадили затравку на колечко из шерстяных ниток

Посадили затравку на колечко из шерстяных ниток

 

Вот что у нас выросло через две недели

Вот что у нас выросло через две недели

 

Эти кристаллы выросли на обыкновенных скрепках

Эти кристаллы выросли на обыкновенных скрепках

 

Опыт 2. «Соль растворяется в воде»

  • Взяли два прозрачных стакана : один с горячей водой, другой – с холодной. Положили в оба стакана по 2 столовых ложки соли. И хорошо размешивали полученные растворы ложкой. Убедились, что в горячей воде соль растворилась быстрее.
  • Вывод: чем выше температура воды, тем быстрее растворяется соль.

 

Кристаллы можно увидеть под микроскопом

Кристаллы можно увидеть под микроскопом



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля»

Конспект организации экспериментирования с использованием нетрадиционного рисования «Такая разная земля» (В старшей группе) Программное содержание:  Систематизировать знания детей о составе земли: камни, песок...

Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» …

Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» (Составление рассказа по картине) Задачи: Образовательные задачи: - закрепить знания детей о временах года, признаках...

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии…

Опыт работы. Использование метода моделирования «Коллаж Большовой Т.В.» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Федеральный государственный образовательный...

Читайте также

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья…

Сценарий театрализованного представления по сказке «Белоснежка и семь гномов» (Братья Гримм) старшая группа Цели: формирование и совершенствование коммуникативных умений и навыков детей через вовлечение...

«Маленькие Логики» - блоки Дьенеша для малышей

«Маленькие Логики» - блоки Дьенеша для малышей Ребёнок познаёт окружающий предметный мир, выявляет свойства предметов – цвет, форму, размер, и вот...

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками: «Что такое доброта?»

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками: «Что такое доброта?» Цель: - познакомить детей с базовой нравственной категорией «добро»; - развивать личностные качества: рефлексия, эмпатия...