Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Методическое руководство к рукодельной тактильной книге «Отчего у зайца длинные уши»

 

Важную роль в жизни слепого ребенка играют книги, которые являются уникальным материалом, способствующим гармоничному развитию личности ребенка со зрительной патологией.

Рукодельная тактильная книга «Отчего у зайца длинные уши» знакомит детей с мансийской народной сказкой, в которой рассказывается об одном забавном эпизоде из жизни лесных зверей.

Содержание сказки сопровождается красочными изображениями, выполненными из различных материалов, на ощупь максимально приближенных к оригиналу. Дополнительные задания способствуют лучшему восприятию и переработке информации.

Книга может быть интересна и полезна не только родителям, желающим помочь своему ребенку быть успешным, но и узким специалистам, работающим с детьми с нарушениями развития.

Описание книги

Книга сшита из ткани розового цвета (бархатный вельвет). Застежка книги – на липучке. Книга состоит из трех листов розового цвета. Текст сказки напечатан укрупненным шрифтом на холсте. Книга иллюстрирована рельефными изображениями персонажей сказки, выполненными в технике аппликации из фетра. Внизу страниц, где расположены тактильные изображения, пришита тесьма красного цвета для обозначения низа страницы. На задней стороне обложки имеется карман для диска с аудиозаписью сказки.

Подготовительные действия

  • свет освещает страницу книги слева (если ребенок правша);
  • если книга лежит, предпочтителен одноцветный фон любого контрастного цвета;
  • для ребенка с нарушенным цветоощущением лучше использовать фон черного цвета.

Алгоритм последовательных действий обследования объектов

  • ознакомительное обследование в целом: руки движутся от начального пункта, указанного взрослым, и выясняется общая форма предмета;
  • уточняющее восприятие с выделением существенных (главных) признаков изучаемого объекта;
  • анализ деталей объекта;
  • повторное ощупывание, при котором синтезируются осязательные сигналы, и формируется целостный пространственный образ.

Цель. Приобщение ребенка к художественному слову.

Задачи:

  • формировать целостный зрительный образ лося, дикой козы, зайца;
  • закрепить приемы осязательного обследования;
  • активизировать сохранные анализаторы;
  • тренировать зрительно – двигательную координацию;
  • развивать цветоощущение;
  • совершенствовать опыт ориентировки на ограниченной плоскости;
  • развивать связную речь;
  • упражнять в умении делать предположения и рассуждать.

Непосредственно образовательная деятельность

Прослушивание в записи звуков леса (трели птиц, жужжание пчел, скрип деревьев, журчание лесного ручейка, падение шишки и так далее).

Взрослый. Где можно услышать такие разные звуки?

Ребенок. Такие звуки можно услышать на полянке.

Взрослый. А еще где?

Ребенок. В лесу.

Взрослый. Лес…Что такое лес?

Ребенок. В лесу растит деревья цветы.

Взрослый. Лес…Это сказочный мир доброго царя Берендея. В лесу живут звери и птицы, лягушки и ящерицы, красивые бабочки и жуки; ягоды и грибы, разные травы и ароматные цветы. Лес полон загадок, тайн и чудес. О чуде, случившемся в старые, добрые времена в одном лесу, рассказывается в мансийской сказке. Эта сказка живет в большой рукодельной книге, которую с большой любовью и выдумкой изготовили для своих маленьких читателей сотрудники библиотеки.

Открывается книга (2 – 3 страницы до красных полосок прикрыты салфетками); ребенок находит и показывает низ страницы.

Взрослый. Плоской какого цвета обозначен низ страницы?

Ребенок. Низ страницы обозначен полоской красного цвета.

Взрослый. Внизу находится земля, а сверху небо. По земле мы ходим, а на небо смотрим. Значит и на странице книги сверху располагается небо, а внизу – земля. Место, где растет много травы и красивых цветов, называется полянкой. Посмотри, какая красивая полянка!

Убирается салфетка с изображения полянки на второй странице.

Взрослый. Хочешь погулять по лесной полянке?

Ребенок. Хочу!

Взрослый. Используя пальчики рук можно погулять по полянке?

Ребенок. Можно.

Имитация пальцами рук движения ног.

Взрослый. Понравилось тебе гулять по лесной полянке?

Ребенок. Да.

Взрослый. Твоим пальчикам было приятно?

Ребенок. Да.

Взрослый. Летом на лесных полянках растет много высокой густой травы. Трава похожа на мягкий ковер. Какого она цвета?

Ребенок. Трава зеленая.

Взрослый. В траве растут красивые цветы. Какого они цвета?

Ребенок. Цветы желтые и голубые.

Взрослый. Рассмотрим маленький желтый цветок. Покажи центр серединку – цветка.

Показывает.

Взрослый. В центре цветка спрятан сладкий нектар, который очень любят пить насекомые. А что располагается вокруг центральной части цветка?

Ребенок. Вокруг центральной части цветка располагаются лепестки.

Обводит указательным пальцем.

Взрослый. Сколько всего лепестков?

Ребенок. Всего шесть лепестков.

Взрослый. Обрати внимание, что все лепестки светлее, чем центральная часть. У всех живых цветов лицевая часть лепестков окрашена ярче, чем оборотная.

Рассматривание лицевой и оборотной части лепестка на примере живого цветка.

Взрослый. Как бы ты назвал желтый цветок?

Ребенок. Одуванчик.

Взрослый. Рассмотрим большой голубой цветок. Как он называется?

Ребенок. Я думаю, что это цветок называется василек. С какой части начнем рассматривать его?

Ребенок. Рассматривать цветок начнем с центральной части – серединки Показывает.

Взрослый. Вокруг центральной части располагаются лепестки. Сколько всего лепестков?

Ребенок. Всего пять лепестков.

Взрослый. Лепестки необычные, с зубчиками. Сколько зубчиков у одного лепестка?

Ребенок. У одного лепестка три зубчика.

Взрослый. Зубчики называются трубочки – фунтики. Если рассмотреть живой цветок, можно увидеть, что это не один цветок, а целый букетик из лепестков. Сколько же всего цветов на лесной полянке?

Ребенок. На лесной полянке всего шесть цветов.

Взрослый. Сколько желтых цветов?

Ребенок. Три желтых цветка.

Взрослый. Сколько голубых цветов?

Ребенок. Три голубых цветка.

Взрослый. Желтых и голубых цветов на лесной полянке поровну. Что можно сказать о размере цветов - они разные или одинаковые?

Ребенок. Они разные: желтые цветы маленькие, голубые - большие.

Взрослый. В давние времена на этой лесной полянке произошло чудо. Царем зверей тогда был Лось.

Убирается салфетка, ребенок рассматривает Лося, гладит его ладошкой.

Взрослый. Какого цвета Лось?

Ребенок. Лось коричневый.

Взрослый. Какой он на ощупь?

Ребенок. Лось гладкий.

Взрослый. Шерсть у живого Лося грубая и не такая мягкая и пушистая как у других зверей.

Повторное поглаживание Лося.

Взрослый. Вспомни, как мы знакомимся с большим зверем?

Ребенок. Больших зверей мы обследуем двумя руками.

Обводит зверя по контуру, взрослый по необходимости помогает.

Взрослый. С какой части тела начнешь рассматривать Лося?

Ребенок. Рассматривать Лося с головы.

Взрослый. Что у Лося есть на голове?

Ребенок. У Лося на голове есть глаза

Показывает.

Взрослый. Сколько глаз?

Ребенок. Два глаза.

Взрослый. Какого они цвета?

Ребенок. Они белые с черной серединкой.

Взрослый. Какой формы глаза?

Ребенок. Глаза круглые.

Взрослый. Что находится в верхней части головы Лося?

Ребенок. В верхней части головы у Лося рога.

Обводит указательными пальцами обеих рук.

Взрослый. Какого цвета рога?

Ребенок. Рога светло – коричневые.

Взрослый. Как ты думаешь, это маленькие рога или большие?

Ребенок. Это не просто большие рога, это огромные рога.

Взрослый. Их размах достигает 180 см.

Рассматривание веревки (шнура, ленты) такой же длины.

Взрослый. Рога Лося весят 20 – 30 кг, для обычного человека это тяжелый вес. На что похожи рога Лося?

Ребенок. Они похожи на ветки деревьев.

Взрослый. Ученые считают, что рога Лося похожи на лопату, поэтому их называют лопатообразными.

Повторное обследование рогов.

Взрослый. Каждый год в ноябре - декабре Лось сбрасывает свои большие рога и ходит без них до апреля – мая. А вот уши у Лося маленькие

Показывает.

Взрослый. Что находится в нижней части головы у Лося?

Ребенок. В нижней части головы находится рот.

Взрослый. Верхняя губа большая и нависает над нижней. Про голову Лося говорят, что она большая, горбоносая, похожа на горб.

Повторное обследование головы.

Взрослый. Шея у Лося очень короткая. На ней есть «серьга» - мягкий вырост из кожи, размером 25 – 40 см.

Рассматривание веревки (шнура, ленты) такой же длины.

Взрослый. Голова Лося плавно переходит в короткое туловище, из которого растут ноги. Сколько ног у Лося?

Ребенок. У Лося четыре ноги.

Взрослый. Как расположены ноги?

Ребенок. Две ноги в передней части туловища (передние), две ноги в задней части туловища (задние).

Взрослый. Что есть на ногах?

Ребенок. На ногах есть копытца

Показывает.

Взрослый. Какого цвета копытца?

Ребенок. Копытца черные.

Взрослый. Ноги у Лося стройные, вытянутые. Как ты думаешь, это хорошо или плохо?

Ребенок. Я думаю, что это хорошо. Лось быстро бегает.

Взрослый. Шея короткая, а ноги длинные, поэтому чтобы напиться Лось вынужден заходить глубоко в воду или становиться на колени передних ног.

Рассматривание картинки с изображением пьющего Лося.

Взрослый. Верхняя задняя часть туловища высокая, в виде горба. Есть ли у Лося хвост?

Ребенок. Показывает.

Взрослый. Хвост у Лося маленький: 12 – 13 см.

Повторное обследование Лося.

Взрослый. Что же делал Лось в лесу?

Читает

Жил он со своей женой в лесу, на большой поляне. Как – то пришлось ему раздавать зверям рога, стал он думать, кому какие больше подходят. Жена Лося помогала ему, он всегда с ней советовался. Красивые, ветвистые рога решили дать оленю, рога поменьше – дикой козе.

Убирается салфетка, ребенок рассматривает козу, гладит ее ладошкой.

Взрослый. Какого цвета коза?

Ребенок. Коза серая.

Взрослый. Какая она на ощупь?

Ребенок. Коза гладкая, мягкая, пушистая.

Взрослый. Тело живой козы покрыто прямой, густой, шелковистой шерстью.

Взрослый. Расскажи, как ты будешь обследовать козу? С чего начнешь?

Ребенок. Я начну обследовать козу с головы. У дикой козы есть глаза. Я показываю (показывает) один глаз, потому что коза стоит ко мне боком, второй глаз находится с другой стороны, поэтому я его не вижу.

Взрослый. Какой формы глаза?

Ребенок. Глаза у козы овальной формы, похожи на листочки дерева.

Взрослый. Что находится в верхней части головы козы?

Ребенок. В верхней части головы козы находятся рога.

Взрослый. Какого цвета рога?

Ребенок. Рога черные.

Взрослый. На что похожи рога дикой козы?

Ассоциации ребенка - они похожи на ветки деревьев.

Взрослый. Что находится между рогами?

Ребенок. Между рогами у козы есть челка из белой шерсти

Показывает.

Взрослый. Что еще есть в верхней части головы?

Ребенок. Еще в верхней части головы есть уши. Я вижу только одно ухо, потому что коза стоит ко мне боком, а у живой козы два уха.

Взрослый. Что находится в нижней части головы?

Ребенок. В нижней части головы находится нос и рот.

Взрослый. Рот нужен козе для того, чтобы есть траву и молодые побеги деревьев и кустарников. Коза быстро съедает большое количество корма, а в промежутках между едой пережевывает жвачку.

Посмотри внимательно на козу и скажи, чем она отличается от других зверей?

Рассуждения ребенка - у козы есть борода.

Взрослый. «Пройди» указательным пальчиком по шее козы и спине.

Выполняет.

Взрослый. Ты почувствовал в задней части спины, какой – то бугорок? Что это?

Ребенок. Это хвостик.

Взрослый. Хвостик у козы торчит вверх.

Повторное обследование хвостика.

Взрослый. У козы так же как у всех животных есть ноги. Сколько их?

Ребенок. У козы четыре ноги: две передние и две задние

Показывает.

Взрослый. Есть ли на ногах копытца?

Ребенок. Есть

Показывает.

Взрослый. Какого цвета копытца?

Ребенок. Копытца черного цвета.

Взрослый. Обрати внимание на правую переднюю ногу козы. В каком положении находиться нога?

Ребенок. Правая передняя нога козы приподнята над травой.

Взрослый. Что же делает коза на лесной полянке?

Рассуждения ребенка - Лось и коза разговаривают. О чем? Они разговаривают о чем - то очень интересном.

Взрослый. Наверное, коза благодарит Лося за рога, которые он ей дал. Коза радуется своим новым рогам, сочной зеленой травке и красивым цветам.

Рассматривание цветов на полянке по предложенному алгоритму.

Взрослый. Кто же еще из зверей желает получить уши?

Читает

А на краю полянки под кустом прятался Заяц. Он любил подслушивать и здесь тоже не утерпел.

Стало ему завидно, что другие звери будут с обновой.

Подошел он к Лосю и говорит: «Лось, а Лось, дай мне тоже рога, пожалуйста!»

- Зачем? – спрашивает Лось.

- А чем я хуже других? – отвечает заяц. – Мне рога всегда пригодятся. Рога мне помогут защищаться от врагов. Всех забодаю.

- Что ж, бери, - сказал Лось и дал зайцу большие, развесистые рога, такие как у себя.

- Спасибо, - обрадовался Заяц, надел их на голову и пошел домой. Тут с кедра упала шишка, прямо на Зайца. Подпрыгнул Заяц от испуга, бросился в сторону и запутался рогами в кустах. Лапками перебирает, испугался, плачет, а выпутаться не может.

А звери над ним смеются.

- Эх, Заяц, заяц! Какой же ты трусишка! Разве помогут такому самые большие рога?

Забрал Лось у Зайца рога, а взамен дал ему длинные уши. Чтобы все знали, как Заяц подслушивать любит.

С тех пор у зайца длинные уши, а про рога он даже и не вспоминает.

Взрослый. Рассмотрим нетерпеливого Зайца, который прятался по кустом?

Рассматривание куста (цвет, форма листьев), обведение тела Зайца по контуру, поглаживание ладошкой.

Взрослый. Как ты думаешь, почему так приятно прикасаться к Зайцу руками?

Ребенок. Шубка Зайца пушистая и очень мягкая. Обведи указательными пальцами обеих рук голову Зайца.

Обводит.

Взрослый. Какой формы голова?

Ребенок. Голова у Зайца круглая.

Взрослый. Что есть на голове?

Ребенок. На голове есть два круглых глаза

Показывает.

Взрослый. Какие цвета есть в глазах Зайца?

Ребенок. В глазах Зайца есть белый цвет, голубой и черный.

Взрослый. Зайца часто называют косым, почему?

Рассуждения ребенка - он не умеет смотреть прямо.

Взрослый. Заяц раскосый, то есть, видит практически обоими глазами, что за спиной, но не видит, что перед носом – так у Зайца устроены глаза. А ты видишь, что у тебя за спиной?

Попытка ребенка увидеть, что у него за спиной.

Взрослый. Что находится в верхней части головы у Зайца?

Ребенок. В верхней части головы у Зайца находятся длинные уши.

Взрослый. Те самые длинные уши, которые Зайцу дал Лось. Уши у Зайца как будто бы два торчащих столбика.

Повторное обследование ушей.

Взрослый. Положи ладошки рук на свои уши.

Выполняет.

Взрослый. Какой формы твои уши?

Ребенок. Мои уши круглые.

Взрослый. Они такие же длинные, как у Зайца?

Ребенок. Нет, они не длинные, они круглые.

Взрослый. Уши человека имеют очень сложное строение, благодаря чему человек прекрасно слышит. В нижней части головы Зайца есть рот и нос. Для чего Зайцу нужны уши?

Рассуждения ребенка - Заяц будет слушать, не бежит ли за ним Лисичка.

Взрослый. Какой формы туловище Зайца?

Ребенок. Туловище Зайца овальной формы, из туловища растут лапы: передние и задние.

Взрослый. Сколько лап у Зайца?

Ребенок. У Зайца четыре лапы.

Взрослый. Какие лапы у живого Зайца длиннее: передние или задние?

Предположение ребенка - передние лапы у Зайца короткие.

Взрослый. У живого Зайца задние лапы длиннее передних. Благодаря этому Заяц очень быстро бегает. Есть ли Зайца есть хвост. Где он находится?

Ребенок. Хвост у Зайца сзади

Показывает.

Взрослый. Какого он размера?

Ребенок. Он маленький, пушистый.

Ощупывает - повторное обследование тела Зайца.

Взрослый. Ты заметил, что Заяц к своей мягкой, пушистой шубке пристегнул красивый бантик?

Ребенок. Заметил

Показывает.

Взрослый. Какого цвета бантик?

Ребенок. Бантик синий.

Взрослый. Синий бантик прекрасно сочетается с глазами Зайца. По какому же поводу Заяц так нарядился?

Рассуждения ребенка наверное Заяц очень рад своей новой обновке – длинным ушам. И мы за него рады. Так ведь?

Ребенок. Да!

Повторное прослушивание сказки в записи.

Вопросы к сказке

  1. О каких зверях рассказывается в мансийской сказке?

(В мансийской сказке рассказывается о Лосях, дикой козе, Зайце и других зверях.)

  1. Кто был царем зверей в давние времена?

(В давние времена царем зверей был Лось.)

  1. Что раздавал Лось зверям?

(Лось раздавал зверям рога.)

  1. Какому зверю Лось дал красивые ветвистые рога?

(Красивые ветвистые рога Лось дал оленю.)

  1. Кому достались рога поменьше?

(Рога поменьше достались дикой козе.)

  1. Кто прятался на краю полянки под кустом и подслушивал, о чем разговаривают звери?

(На краю полянки под кустом прятался Заяц.)

  1. Для чего Заяц попросил у Лося рога?

(Заяц попросил у Лося рога для того, чтобы защищаться от врагов.)

  1. Какие рога дал Лось Зайцу?

(Лось дал Зайцу большие, развесистые рога, как у себя.)

  1. Что случилось с Зайцем по дороге домой?

(По дороге домой на Зайца с кедра упала шишка.)

  1. Как Зайцу помешали большие рога?

(Заяц запутался большими рогами в кустах.)

  1. Что дал Лось Зайцу взамен большим рогам?

(Взамен большим рогам Лось дал Зайцу длинные уши.)

  1. Что знают все звери о Зайце?

(Все звери знают, что Заяц своими длинными ушами любит подслушивать.)

Упражнение «Услышь меня».

Цель. Активизация сохранного анализатора – слуха.

Взрослый произносит ребенку на ушко слова (лес, звери, полянка, уши, лось, коза, заяц и так далее); словосочетания (большая полянка, царь зверей, красивые рога, длинные уши, большие рога и так далее); короткие предложения (Стал он думать. Под кустом прятался заяц. С кедра упала шишка. Плачет, а выпутаться не может.)



Добавить комментарий


Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии





Вход на сайт


Комментарии

  • Татьяна
    Спасибо! Очень понравилось,инт ересно!!!

    Подробнее...

     
  • Инна
    Интересный сценарий. Понравилось.Отл ично!

    Подробнее...

     
  • Людмила
    Очень интересный материал. Особенно понравилась сценка "Разговор". Взяла в свой репертуар, дети ...

    Подробнее...

     
  • Admin
    Добавили ссылку для скачивания презентации

    Подробнее...

     
  • Марина
    Здравствуйте очень понравилась Презентация опыта работы по внедрению ФГОС«Исп ользование ИКТ для ...

    Подробнее...