Методические рекомендации по ознакомлению детей с нарушениями зрения с книгой «Гусэтэ – сотворитель Земли»

 

Уважаемые взрослые!

«Чтобы поверить в доброе, нужно начать делать его».

Л. Н. Толстой.

Первое издание было направлено на Всероссийский конкурс на лучшую творческую работу по продвижению книги в среду незрячих и было отмечено диплом 2 степени. Второе издание находится в фонде библиотеки.

Книги - одно из самых первых произведений искусства, с которыми встречается ребенок – дошкольник. Происходит эта встреча в самые ранние годы жизни ребенка. Детям читают книги в семье и в дошкольном учреждении.

Вам, конечно, хорошо известно, что познание ребенком окружающего мира начинается с познания родного края. В основу эвенской легенды положен миф о сотворителе Земли. Эта книга таит в себе большие возможности развития познавательных способностей ребенка с нарушениями зрения.

Общеизвестно, что восприятие – сложный, многогранный процесс. Однако, ограниченный опыт и возможности ребенка со зрительной недостаточностью не позволяют ему самостоятельно познавать сложный окружающий мир.

Методика работы с пособием проста и доступна и для педагогов, и для родителей. Вначале заинтересуйте ребенка интересной книгой, рассмотрите рисунки (если возможно). Интересуйтесь мнением ребенка – ребенок станет вашим соавтором.

Надеюсь, что знакомство ребенка со зрительной недостаточностью, станет еще одним маленьким шагом на пути к познанию истории человечества.

Крылова Л.П.

При изготовлении рукодельной книги «Гусэтэ – сотворитель Земли» применялась определенная технология, общая для изготовления всех тактильных книг.

Правила изготовления тактильных книг. Эти книги должны быть:

1. Безопасными. Очень важно, чтобы все предметы были надежно прикреплены (пришиты или приклеены) к странице. Нельзя использовать токсичные клеящие вещества и материалы, а также острые предметы.

2. Короткими. В книге не должно быть много страниц, иначе ребенок устанет от нее и забудет, что было в начале.

3. Прочными. Дети могут пытаться отрывать предметы со страниц, жевать страницы, бросать книгу или сидеть на ней. Поэтому чем чаще прочнее книга, тем дольше она прослужит.

4. Развивающими. Важно использовать разные текстуры – грубые и гладкие, твердые и мягкие. Использовать яркие цветовые контрасты и светоотражающие материалы для того, чтобы стимулировать слабое зрение.

5. Книга не должна быть тяжелой.

6. Текст в книге может располагаться на каждой странице, как сопровождение иллюстрации, в виде отдельной книжки, а также на аудиокассете или диске (для аудионосителей необходим специальный карман).

7. Внизу каждой страницы пришивается горизонтальная тесьма или шнур (можно приклеивать маленький треугольник) для обозначения низа страницы.

8. На обратной стороне книги (обложке) прикрепляется кармашек для карточки с указанием выходных данных книги.

Главное в тактильной картинке то, что ребенок может изучать ее пальцами. Но создание хорошей тактильной книги иллюстрации редко связано лишь с рельефом рисунка. Важно то, какой смысл будет иметь иллюстрация для слепого ребенка. Например, кусочек полотенца или плитки может изображать целую ванную комнату. Сельскую улочку можно изобразить извивающейся тропинкой через всю страницу. Чтобы сделать картинки простыми для понимания, следует соблюдать следующие правила:

  • Использовать несколько максимально контрастных материалов.
  • Изображать только один – два предмета на странице.
  • Оставлять свободное место пространство между предметами, чтобы они были отделены друг от друга.
  • Избегать зрительной перспективы.
  • Не закрывать одну часть предмета другим.
  • Цветовая гамма и форма объектов должны соответствовать действительности.
  • Использовать разные методы изготовления: аппликация, мягкая игрушка, поделки.

Материалы, используемые для изготовления тактильной книги

«Гусэтэ – сотворитель Земли».

Страницы книги сшиты из прямоугольных кусков материи с мягким уплотнителем между ними. Для исключения деформации книги и увеличения ее прочности, в тканевые листы вложен картон.

Материалы: различные текстильные ткани, перья, замша, цветной картон, керамические бусины, растения из пластика.

Каждую иллюстрацию сопровождает текст укрупненным шрифтом.

Текст напечатан на холсте.

Иллюстрации выполнены в виде аппликаций и поделок.

Низ каждой страницы зафиксирован тесьмой.

Обложка книги сделана из пластикой папки с кольцами, обтянутой тканью.

Текст по Брайлю находится в конце книги на отдельных листах. На задней части обложки нашит карман для диска, на котором записан текст в исполнении чтеца. В записи использован музыкальный фон – традиционная музыка народностей Приамурья.

Оформление: Буквы и птица выполнены из самоклеющейся пленки для художественных работ.

Задачи:

  • познакомить ребенка с книгой и ее персонажами;
  • развивать представление о коренных жителях Хабаровского края;
  • вызвать эмоциональный отклик от рассматриваемой книги.

Книга расположена горизонтально

Учитель – дефектолог. Посмотри, на эту красивую книгу. Она большая, потому что в этой книге рассказывается о том, как появилась планета Земля. Положи ладошки на верхнюю часть книги. Что ты чувствуешь?

Ребенок. Там буквы.

Учитель – дефектолог. Правильно. Это название книги. Книга называется «Гусэтэ – сотворитель Земли». Эвенская легенда. Сотворитель – это бог или человек, который кого - то или что – то создал. Слово эвенская произошло от слова эвены. Эвены – это люди, которые одними из первых поселись на Дальневосточной земле. Об эвенах говорят, что это малочисленный народ, то есть их в настоящее время осталось мало.

Легенда – это выдумка.

А кто такой Гусэтэ, ты узнаешь, из этой замечательной книги.

Оформление: Страницы – картон для паспарту, тонированный цветными карандашами. Края обвязаны шерстяной ниткой. Орнамент из самоклеющейся пленки для художественных работ. Птица: перо – натуральное; клюв, глаза, когти – пленка для художественных работ. Шар – полихлорвинил (столовая клеенка). Для объема на двухсторонний скотч подклеен ватный диск.

Задачи:

  • развивать осязательную чувствительность;
  • закрепить алгоритм обследования объектов;
  • познакомить с эвенским орнаментом;
  • обогатить словарный запас.

Учитель – дефектолог. Положи ладошку правой руки (левой если ребенок левша) на нижнюю часть страницы. Медленно пройди по ней пальцами. Что есть на странице?

Ребенок. На странице нарисован узор.

Учитель – дефектолог. Давай рассмотрим узор. Из чего состоит узор?

Ребенок. Он состоит из завитков. У завитка есть головка и хвостик.

Учитель – дефектолог. Проведи указательным пальчиком по завитку, начиная с головки. В какую сторону смотрит завиток?

Ребенок. Завиток смотрит в левую сторону. Теперь обследуй пальчиками второй завиток.

Учитель – дефектолог. Куда смотрит его головка?

Ребенок. Второй завиток, смотрит в противоположную сторону.

Учитель – дефектолог. Два завитка образуют пару. У первой пары головки вверху, а хвостики внизу. Внимательно рассмотри следующую пару завитков. У второй пары головки завитков находятся внизу, а хвостики вверху.

Обведи их пальчиком.

Учитель – дефектолог. Теперь пройди указательным пальчиком по третьему завитку, четвертому и так до конца узора. Ты заметил, что завитки чередуются?

Ребенок. Да. У одной пары головки вверху, а у другой - внизу. Так выглядит эвенский узор.

Учитель – дефектолог. Узор из повторяющихся элементов называется орнаментом.

Взрослый читает.

Было это так давно, что даже облака не помнят. Да их тогда и не было на свете. И самой Земли не было – висел в пустоте огромный водяной шар.

Учитель – дефектолог. Вспомни, как надо обводить большие фигуры?

Ребенок. Их удобнее обводить двумя руками.

Ребенок обводит шар.

Учитель – дефектолог. Вот какай он большой. Погладь его ладошкой. Какого цвета шар?

Ребенок. Шар гладкий – гладкий и голубой – голубой, как настоящая вода.

Ставится тазик с теплой водой, ребенок имитирует ладошками плавание.

Взрослый читает.

Но вот очутился как – то здесь орел Гусэтэ, летевший с далекой звезды.

Учитель – дефектолог. Хочешь познакомиться с орлом?

Ребенок. Хочу, я не видел орла.

Учитель – дефектолог. Обведи рукой весь силуэт птицы. Обводит.

Учитель – дефектолог. А теперь указательным пальчиком одно крыло, затем другое? Какие крылья у орла?

Ребенок. Крылья у орла большие.

Учитель – дефектолог. Крылья у орла большие и сильные.

Ребенок. Погладь Гусэтэ ладошкой. Гладит.

Учитель – дефектолог. Что ты чувствуешь?

Ребенок. Перышки мягкие, теплые.

Учитель – дефектолог. Обведи еще раз всю фигуру Гусэтэ.

Обводит.

Учитель – дефектолог. Орел большая птица. Длина настоящего живого орла один метр, а размах крыльев - два метра. Весит орел до шести килограммов. Ты знаешь, что у орла есть острый и острые когти?

Ребенок. Нет.

Учитель – дефектолог. С их помощью он охотится на сусликов, молодых зайчат и лис. Орлы имеют острое зрение. Они видят зайца на расстоянии четырех километров.

Взрослый читает.

Хотел он уже домой возвращаться, как вдруг увидел: вдали что – то светится.

Учитель – дефектолог. Посмотри, как красиво светится шар. От него разбегаются в разные стороны разноцветные лучики, словно тонкие ниточки. Какого они цвета?

Ребенок. Они разные: желтые, оранжевые, голубые, красные, зеленые.

Учитель – дефектолог. Пробеги глазками по красному лучику от начала до конца, теперь по желтому, голубому, зеленому (зрительная гимнастика).

Взрослый читает.

Подивился Гусэтэ да и заспешил к своей родной звезде.

Учитель – дефектолог. Как ты думаешь, что было дальше?

Ребенок фантазирует: Орел полетел домой и рассказал это людям. Он рассказал, что видел большую планету, на которой живут люди. Эта планета называется Земля. Захотел Гусэтэ жить на этой планете.

Взрослый читает.

Прилетел. Сел на скалу рядом с орлицей и рассказал ей об уведенном. Посоветовались они и решили сделать водяной шар Землею.

Оформление: Те же материалы, что использованы на первой странице; речной песок – промытый и прокаленный, наклеен на клей ПВА.

Задачи:

  • развивать тактильную чувствительность;
  • закрепить алгоритм обследования объектов;
  • развивать навыки пространственной ориентировки;
  • обогатить словарный запас;
  • развивать активное общение ребенка со взрослым.

Взрослый читает.

Орлица насыпала на копчик Гусэтэ камней, да пыли и проводила его в дальний путь.

Учитель – дефектолог. Копчик – это нижняя часть позвоночника.

Взрослый читает.

Как трудно было Гусэтэ лететь со своей ношей – знают только Луна, да звезды.

Учитель – дефектолог. Как ты думаешь, помогли Луна и звезды лететь Гусэтэ?

Ребенок. Конечно, помогли. Ночью они прокладывали ему дорогу, освещали его путь.

Учитель – дефектолог. Посмотри, сколько на небе звезд! Вспомни, как лучше обследовать мелкие объекты?

Ребенок. Мелкие объекты обследуются одним пальчиком.

Учитель – дефектолог. Обведи указательным пальчиком звездочку. Какаю фигуру напоминает лучик?

Ребенок. Лучик напоминает острый треугольник.

Учитель – дефектолог. Сколько у звезды лучиков?

Ребенок. У звезды пять лучиков.

Учитель – дефектолог. Это пятиконечная звезда. Сколько всего звездочек в верхней части страницы?

Считает.

Учитель – дефектолог. Сколько в нижней части страницы?

Считает.

Учитель – дефектолог. Сколько звездочек справа? Сколько слева?

Считает.

Учитель – дефектолог. Когда все звездочки сияли вместе, становилось, светло, как днем. Это и помогло Гусэтэ добраться до водяного шара, ему было очень тяжело лететь, но он летел…

Взрослый читает.

Но все же добрался он до водяного шара.

Учитель – дефектолог. Обведи рукой весь силуэт птицы. А теперь правой рукой обведи левое крыло, а левой – левое крыло. Крылья у орла сложены. Куда смотрит орел?

Ребенок. Орел смотрит вниз. Гусэтэ рад, что он долетел до водяного шара.

Взрослый читает.

Вырвал несколько перьев из своего крыла и раскидал их по воде, а сверху присыпал камнями, да пылью.

Учитель – дефектолог. Посчитаем, сколько перышек бросил в воду Гусэтэ? Какие они по размеру?

Ребенок. Большие и маленькие. Посчитай, сколько больших, сколько маленьких?

Считает.

Учитель – дефектолог. Какого они цвета?

Ребенок. Черные, коричневые.

Учитель – дефектолог. Положи обе ладошки под шар.

Выполняет.

Учитель – дефектолог. Прижми их к странице. Чувствуешь камни?

Ребенок. Их там нет.

Учитель – дефектолог. Их там, действительно нет. Помести ладошки под шар. Теперь ты чувствуешь камни?

Ребенок. Нет!

Учитель – дефектолог. Мы сейчас с тобой поиграем в игру. Я буду говорить тебе сколько камней ты должен спрятать? А ты будешь выполнять? Под правую ладошку спрячь два камня, а под левою один? Сколько ты спрятал камней?

Ребенок. Я спрятал три камня.

Учитель – дефектолог. И по правой и под левой ладошками спрячь одинаковое кол – во камней. Сколько ты спрятал камней?

Ребенок. Много.

Взрослый читает.

И - чудо! Не успел Гусэтэ отправиться в путь в обратный путь – стали прорастать сквозь тонкий слой камней и пыли трава и деревца.

Оформление: Те же материалы, что и на предыдущих страницах; для объема рельефа снизу подклеена брайлевская бумага.

Задачи:

  • закрепить алгоритм обследования объектов;
  • обогатить опыт детей новыми знаниями о планете Земля;
  • развивать активное общение ребенка со взрослым;
  • развивать фантазию.

Взрослый читает.

Сколько времени прошло – кто знает? Там, где побывал Гусэтэ, образовался большой остров. Появились на нем высокие горы, трава всякая покрыла поляны, большие деревья выросли. А потом и облака стали над островом кочевать.

Кочевать – передвигаться, переходить с одного места на другое. Среди красивых облаков и звезд и находится большой водяной шар.

Взрослый читает.

Но вот однажды поднялся сильный ветер, разволновалась вода, и треснул остров пополам, а затем половинки распались на куски и кусочки. Эти кусочки стали называться материками.

Материк – это земля, которая омывается морями и океанами.

Учитель – дефектолог. Посмотри, земля изображена желтым цветом, а вода голубым. Обрати, внимание на то, что что материки разные по форме. Они напоминают разных животных. Кто на кого похож?

Ребенок. На голову крокодила, на медведя.

Учитель – дефектолог. Одни материки большие, другие маленькие. Найди маленький материк, обведи его одним пальчиком.

Обводит.

Вселенная – это весь мир.

Оформление: Облака из ватных дисков (приклеены); скала из шишек, гнездо с птенцами – сувенир, разрезанный вдоль, цветы – засушенные и искусственные, настоящий мох.

Задачи:

  • закрепить обследовательские действия;
  • развивать различительную способность глаза при рассматривании разных по размерам предметов;
  • закрепить целостный зрительный образ скалы на основе зрительно – обследовательских действий;
  • обогатить словарный запас;
  • развивать фантазию.

Учитель – дефектолог. Прежде чем рассматривать следующую картинку, пройдем указательным пальчиком по эвенскому орнаменту. Шагай и приговаривай: завиток, хвостик, хвостик; завиток, хвостик, хвостик. Присмотрись внимательно к облакам. Какие они?

Ребенок. Облака белые, пушистые, мягкие, нежные.

Учитель – дефектолог. Облака похожи на животных, птиц? Давай мы снова поиграем в игру. Я буду называть животного, а ты будешь показывать какое облако не него похоже. Найди облако, похожее на тигра.

Ребенок. Вот облако похожее на тигра.

Учитель – дефектолог. Покажи облако, похожее на летящую птицу.

Ребенок. Вот летит большая птица.

Учитель – дефектолог. Покажи на небе кораблик.

Ребенок. Вот плывет по небу кораблик.

Взрослый читает.

Много времени прошло спустя Гусэтэ со своей орлицей прилетели посмотреть сотворенную ими Землю. Понравилась она птицам.

Учитель – дефектолог. Чем же она им понравилась?

Ребенок. Своей красотой.

Учитель – дефектолог. Посмотри, сколько зелени на ней. Потрогай пальчиками веточки.

Ребенок. Они нежные.

Учитель – дефектолог. А среди веточек прячутся цветы. А ты знаешь, как они называются.

Ребенок. Нет!

Учитель – дефектолог. Эти цветы называются – Первоцвет. Вся зелень выросла из тех перьев, камней и пыли, которые бросил воду Гусэтэ.

Взрослый читает.

Сели они отдохнуть на высокой скале. А потом свили здесь гнездо и вывели птенцов. Скала – это каменная гора. Горы исследуют исследователи. Исследуем с тобой эту скалу?

Учитель – дефектолог. Положи на нее обе руки. Обведи силуэт, делая движения руками сверху вниз, одновременно обеими руками. Одной рукой по одной стороне, а другой – по другой стороне. А теперь наоборот: тоже движение снизу вверх. Какаю фигуру напоминает тебе скала?

Ребенок. Треугольник. К низу расширяется, а к низу сужается.

Ребенок обводит скалу еще раз.

Учитель – дефектолог. Что лежит у подножья скалы?

Ребенок. У подножья лежат камни. Их много, они разные.

Учитель – дефектолог. Вспомни, как правильно обследовать мелкие предметы?

Ребенок. Мелкие предметы надо обследовать одним пальчиком.

Учитель – дефектолог. Что ты можешь сказать о камнях?

Ребенок. Они большие и маленькие, круглые и острые.

Учитель – дефектолог. Среди камней есть шишки. Какие они на ощупь?

Ребенок. Как же они попали к подножью скалы?

Учитель – дефектолог. Ведь Гусэтэ не приносил шишек на Землю? Как же они сюда попали… Будем подниматься дальше по скале? Что ты чувствуешь под ладошкой?

Ребенок. Я чувствую под ладошкой камни. Вся скала покрыта камнями. Наконец, мы добрались с тобой до вершины. Вершина – это часть чего – то.

Учитель – дефектолог. Вспомни, что сделали на вершине скалы орел и орлица?

Ребенок. Они свили гнездо и вывели птенцов.

Учитель – дефектолог. Обведи указательным пальчиком гнездо? Какой предмет оно напоминает?

Ребенок. Корзинку, чашку.

Учитель – дефектолог. В этом гнезде живут птенцы. Они маленькие, желтенькие, пушистые. Они сидят в гнезде и сморит на белые пушистые облака.

Взрослый читает.

Когда орлята окрепли, родители оставили их в новых местах, а сами вернулись на свою родную звезду. Больше Гусэтэ на Землю не прилетает, но помнит ее. Долетит до Луны или до Солнца – и смотрит оттуда на Землю. Иногда он вдруг закрывает своей тенью светила люди называют это затмением.

Эвены никогда не убивают орла – сотворителя Земли.

Вот ты и узнал, кто такой Гусэтэ. На обложке изображена птица, которая согласно эвенской легенде, сотворила нашу Землю.

Земля – это наш дом. Мы не должны разрушать ее богатства, так необходимые всем живущим на нашей планете.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди»

НОД по обучению грамоте «Путешествие по сказке Гуси-лебеди» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». Цель:...

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Открытка для папы

Открытка для папы Получать подарки любят все! Но дарить, выбирать или делать их своими руками ещё приятней! К тому же этот...

Читайте также

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения…

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Заучивание стихотворения И.Козеевой «Лучик солнца» Задачи: закрепить знания детей о приметах весны, учить...

«Наша планета (страны, континенты)»

«Наша планета (страны, континенты)» Тема ООД: «Наша планета (страны, континенты)». Форма организации: творческая мастерская. Доминирующая образовательная область: познавательное развитие. Возрастная группа: подготовительная к школе...

Конспект НОД в группе раннего возраста по теме: «Домашние птицы»…

Конспект НОД в группе раннего возраста по теме: «Домашние птицы»«Экскурсия на птичий двор» Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественная литература». Цель:...