Учебно-методическое пособие «Тренируем память с детства»

 

Актуальность

Память – это пожалуй одна из самых важных характеристик мыслительной деятельности человека. Память помогает не только запоминать и хранить, но и в нужный момент жизни воспроизводить необходимую информацию.

Особенности памяти дошколят

На первых этапах развития ребенка промежуток времени, в течение которого ребенок что-то помнит, довольно короткий. К 3 годам воспоминания сохраняются в памяти несколько дольше.

  В 4-5-летнем возрасте прочность и длительность запоминания, которые получил ребенок в этом возрасте, сохраняются на всю жизнь.

А вот воспоминания дошкольника всегда ярко выражены и обладают образным характером.

Ребенок, вспоминая какой-либо предмет, часто представляет его себе так ярко и образно, словно он видит его снова, а какая-то несущественная деталь, которая незаметна для взрослых, запоминается ребенком надолго.

Из всех органов чувств самым важным для человека являются глаза, потому что большую часть информации мы получаем визуально. Именно зрение начинает активно развиваться в самом начале жизни.

Любой наглядный материал в дошкольном возрасте запоминается ребенком лучше, чем различные отвлеченные положения. Из словесного материала ребенок лучше запомнит описание образов, особенно если они носят художественный характер.

Понимание и осмысление нового материала изменяются по мере роста и развития дошкольника. Так, например, если дети младшего дошкольного возраста запоминают те или иные предметы, ориентируясь на внешние и яркие признаки, то старшие дошкольники замечают уже не яркие, а важные особенности того или иного предмета.

Например, если спросить у 3-летнего ребенка: «Какая бывает собака?», то он может ответить: «Черная собака бежит». Если же аналогичный вопрос задать старшему дошкольнику, то его ответ будет более обобщенный. Например: «Собака друг человека, она живет в доме, любит грызть кости».

Можно сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте помимо образной памяти у ребенка формируется и словесно-логическая память. Кроме того, в дошкольном возрасте наблюдается зависимость памяти от особенности деятельности ребенка, т.е. один и тот же материал запоминается ребенком по-разному, в зависимости от того, как он ему преподносится.

Если, например, просто заставить ребенка выучить несколько малознакомых для него слов, то он запомнит только их малую часть, а вот если предложить запомнить эти же слова, но в процессе игры, то он удержит в своей памяти значительно больше.

В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте память ребенка, как правило, непроизвольная. Он с легкостью запоминает то, что ему действительно интересно, что произвело на него яркое впечатление. При этом ребенок не ставит перед собой цели запомнить что-то. Все предметы и действия запоминаются им сами собой, в процессе игры.

Не стоит заставлять ребенка что-либо запоминать, так как это не только не даст положительных результатов, но и может привести к снижению запоминания в дальнейшем.

Ребенок в возрасте 2-3 лет еще не в состоянии запоминать и припоминать что-либо целенаправленно. Однако в 3-5 лет у него начинает формироваться произвольное запоминание и припоминание. Принимая участие в играх со сверстниками, присутствуя на развивающих занятиях, ребенок учится запоминать то, что от него требуют окружающие или на что указывают родители, учителя и воспитатели.

Но сначала произвольное запоминание у ребенка несовершенно. Он еще не владеет разнообразными приемами запоминания, не знает, что нужно сделать, чтобы быстро и надолго запомнить.

Однако при правильной организации воспитания и обучения к концу дошкольного возраста ребенок уже умеет пользоваться элементарными приемами запоминания. Так, например, для того чтобы запомнить какой-либо материал, ребенок должен сначала внимательно с ним познакомиться, несколько раз повторить его, затем установить необходимые связи.

Развитие произвольной памяти играет важную роль и при подготовке ребенка к школе. Ведь учеба не будет продуктивной и успешной, если ребенок будет запоминать только то, что ему хочется и что интересно, не обращая внимания на требования учителя и задачи школьной программы.

С рождения ребенок запоминает большое количество слов и понятий, однако для освоения окружающего мира ребенку просто необходима постоянная помощь родителей.

Мозг маленького ребенка всегда необходимо подпитывать новой информацией. Родители не должны бояться, что ребенок не поймет или запутается.

Родители должны ежедневно заниматься с ребенком, развивать его, заботиться и любить. Если все это делать с удовольствием, ребенок без особых проблем достигает многого в жизни и порадует своих родителей высокими результатами.

Известно, что физическая активность не только способствует укреплению здоровья, но и положительно сказывается на развитии памяти, так как только с помощью движения мозг получает кислородную подпитку. Именно поэтому с ребенком следует как можно больше играть в подвижные и развивающие игры на свежем воздухе. Ребенок, который много двигается, также много думает и запоминает, ведь физическое и умственное развитие взаимосвязаны.

У детей после 3 лет преобладает группировочная память, т.е., чтобы запомнить ряд слов, ребенок старается найти общие признаки предметов или явлений и сгруппировать их.

Доказано, что способность к запоминанию зависит о возраста ребенка, т.е. чем старше ребенок, тем лучше у него развита память. Такая особенность обусловлена тем, что с возрастом ребенок совершенствует техники применения памяти.

Память может быть долговременной, когда та или иная информация запоминается надолго и кратковременной, т.е. если информация сохраняется в памяти незначительное время.

Но запомнить ту или иную информацию можно не только с помощью долговременной или кратковременной памяти, но и благодаря органам чувств: зрению, вкусу, обонянию, слуху и осязанию.

Зрительная память. Такой вид памяти связан с сохранением и воспроизведением различных образов. У детей в дошкольном возрасте может встречаться и особый вид зрительной памяти, который называется эйдетической памятью, когда, вспоминая что-либо, ребенок словно видит этот предмет перед глазами и в состоянии довольно детально описать его.

Слуховая память. Слуховая память характеризуется тем, что ребенок не только хорошо запоминает, но и точно воспроизводит различные звуки. Такой вид памяти имеет большое значение для развития ребенка, ведь все, что знает ребенок в дошкольном возрасте, он узнает на слух. Этим же способом усваивается около 70% информации в период обучения в начальной школе.

Иногда можно встретить детей, которые, для того чтобы запомнить словесную информацию, шевелят губами или повторяют сообщение про себя.

Эмоциональная память. Это память на эмоциональные переживания, т.е. все пережитые и сохраненные в памяти чувства являются сигналами, которые либо побуждают ребенка к тому или иному действию, либо удерживают от него. На таком виде памяти основана прочность запоминания, ведь то, что вызывает у ребенка эмоции, запоминается надолго и без особого труда.

Способность быстро запоминать любые сведения можно развить, а сделать этот процесс можно увлекательно и интересно, используя упражнения в игровой форме.

Игры на развитие памяти

Игра «По порядку»

Цель игры. Развитие внимания, памяти, мышления и логического мышления.

Оборудование. Различные игрушки.

Описание. Игрушки ребенка следует расставить по одной линии. После этого необходимо предложить ребенку посмотреть на игрушки в течение 2 мин., запомнить их расположение и отвернуться. Как только ребенок отвернется, следует поменять игрушки местами. Когда ребенок повернется вновь, он должен попытаться обнаружить изменения и переставить игрушки на свои места.

Примечание. Игра подходит детям от 3 лет. На первых порах следует брать не более 3-4 игрушек, но по мере усвоения игры количество предметов можно увеличить.

Игра «Называлки»

Цель игры. Развитие внимания, памяти, обогатить словарный запас.

Оборудование. Не требуется.

Описание. В этой игре могут принимать участие 2 человека (ребенок и взрослый или 2 ребенка). Дети должны по очереди называть названия фруктов и овощей, например, один называет только фрукты, а второй – только овощи. Тот ребенок, который смог назвать больше названий фруктов или овощей, и объявляется победителем.

Примечание. Игра подходит для детей от 5 лет.

Игра «Веселые считалки»

Цель игры. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование. Счетные палочки.

Описание. В игре могут принимать участие несколько детей. Взрослы раздает каждому по 10 счетных палочек. Дети сидят за столом и раскладывают счетные палочки перед собой в 2 ряда. Затем взрослый зачитывает детям несколько считалок. Причем считалки должны быть не слишком длинными и простыми по содержанию. Затем взрослый с каждым индивидуально заучивает по считалке. Как только они будут хорошо запомнены, взрослый может предложить ребенку самому вспомнить, рассказать считалочку и по ней посчитать разложенные палочки.

Примечание. Игра подходит детям от 4 лет. Если на первых порах у ребенка возникли затруднения, то взрослый может помочь справиться с ними.

Игра «Посмотри, запомни, положи»

Цель игры. Развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок.

Оборудование. 4 предметные картинки, на которых изображены хорошо знакомые ребенку предметы, например ножницы, тарелка, шарф и шкаф.

Описание. Картинки следует разложить на столе и дать ребенку внимательно их рассмотреть, при этом взрослый должен попросить ребенка запомнить не только то, что изображено на картинках, но и как они лежат друг за другом. После того как ребенок запомнил картинки и их последовательность, он закрывает глаза или отворачивается, а взрослый в это время смешивает картинки. После этого ребенок должен разложить их в исходной последовательности и назвать по порядку.

Примечание. Игра подходит детям от 4 лет. По мере усвоения игры количество карточек может увеличиваться.

Игра «Топни-хлопни»

Цель игры. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование. Не требуется.

Описание. Взрослый должен произносить фразы-понятия, которые могут быть как правильными, так и неправильными. Задача ребенка определить, верно это выражение или нет. Если выражение правильное, то ребенок должен хлопнуть в ладоши, а если нет – топнуть.

Например, «Зимой дети купаются на озере», «Летом можно кататься на санках», «Картошку едят вареной», «Весной распускаются цветы» и т.д.

Примечание. Игра подходит детям от 4 лет, при этом следует помнить о том, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

  • Гуляя с ребенком в парке или по лесу, следует обращать внимание на окружающую природу, на разнообразные звуки. Необходимо, чтобы ребенок учился запоминать свои чувства и ощущения, которые возникают у него во время отдыха или игры со сверсниками.

Ига «Я запоминаю слова»

Цель игры. Развить слуховую память, мышление, речь.

Оборудование. Не требуется.

Описание. Взрослый предлагает запомнить, а затем и повторить простые слова, не связанные друг с другом по смыслу, например сок, ложка, стул, луна, забор, санки, вилка, ягода, гриб. При этом взрослый должен называть слова громко, четко проговаривая и делая небольшие паузы.

Через 10 мин. Нужно попросить повторить ребенка те слова, которые он запомнил. Если ребенок после первого прослушивания из 10 слов называет 5-7, а после второго прослушивания из 15 слов им названо 10, то память ребенка развита нормально. Если же результаты отстают от этих показаний, то память следует развивать более активно.

Примечание. Игра подходит детям от 5 лет.

  • При проведении игр на развитие памяти необходимо помнить о том, что не следует думать о том, что у ребенка не очень хорошая память. Возможно, он просто устал, был невнимателен или не очень хотел играть в эту игру.

Игра «Найди отличия»

Цель игры. Развить зрительную память и внимание, научить ребенка внимательно рассматривать похожие предметы и сравнивать их, учить называть по памяти сходства и различия между предметами.

Оборудование. Две похожие сюжетные картинки, которые должны отличаться друг от друга различными деталями (цветом, формой и т.д.).

Описание. Взрослый показывает ребенку сначала одну картинку, а после того как ребенок внимательно ее рассмотрит, следует показать другую. Затем, взрослый должен попросить ребенка назвать по памяти отличия между картинками.

Примечание. Если ребенок затрудняется, то можно ему помочь с помощью наводящих вопросов.

  • Для укрепления памяти у детей педиатры советуют включать в ежедневный рацион питания следующие продукты: сыр, семечки, жирные сорта рыбы, гречневую крупу, орехи, а также много овощей и фруктов. В этих продуктах содержится большое количество полезных веществ и витаминов, которые просто незаменимы для питания мозга и его кровоснабжения.

Игра «Повтори действия»

Цель игры. Развить двигательную и зрительную память у ребенка, научить последовательно повторять движения.

Оборудование. Не требуется.

Описание. Взрослый и ребенок должны встать друг напротив друга. После этого взрослый показывает ребенку несколько несложных движений, которые следуют друг за другом. Ребенок, в свою очередь, запоминает движения и самостоятельно их повторяет. Например, руки вперед – вверх – в стороны – на пояс и т.д.

Примечание. По мере усвоения игры взрослый может поменяться ролями с ребенком, т.е. ребенок показывает движения, а взрослый их повторяет. При этом взрослый может умышленно допускать ошибки, чтобы ребенок вспомнил свои движения и исправлял его.

Игра «Разные формы»

Цель игры. Развить слуховую память, логическое мышление, внимание.

Оборудование. Лист бумаги, ручка или карандаш.

Описание. В игре может принимать участие несколько детей. Взрослый должен раздать каждому по листку бумаги и ручке, а затем объяснить задание. При назывании какого-либо предмета детям нужно попытаться вспомнить, на какую геометрическую фигуру он похож, и нарисовать ее. Например, конверт – прямоугольник, телевизор – квадрат и т.д.

Примечание. Если дети нарисовали разные формы предмета, нужно объяснить, что, например конверт может быть как прямоугольным, так и квадратным.

Игра «Человечки»

Цель игры. Развитие внимания, памяти, воображения.

Оборудование. Листок бумаги и карандаш.

Описание. Взрослый предлагает ребенку посмотреть на картинку и запомнить человечков, которые на ней изображены. После этого можно предложить ребенку нарисовать то, что он запомнил.

Примечание. Ребенок должен рассматривать картинки в течение 1 мин., после этого их нужно закрыть и обсудить с ним, что он запомнил.

Игра «Выложи буквы»

Цель игры. Развить зрительную память, воображение, совершенствовать мелкую моторику, учить ребенка воспроизводить по памяти расположение элементов букв.

Оборудование. Карточки с печатными буквами, счетные палочки.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с какой-нибудь буквой и просит его выложить букву из палочек. Затем карточку с буквой следует убрать и вновь попросить ребенка выложить эту же букву, но только по памяти.

Примечание. От 4 лет.

Игра «Магазин»

Цель игры. Развитие внимания, памяти, мышления, обогатить словарный запас.

Оборудование. Не требуется.

Описание. Взрослый предлагает ребенку сходить в «магазин» и просит его запомнить все предметы, которые необходимо купить. Например, «Саша, сходи в магазин и купи: морковь, молоко, сметану, хлеб и 3 яблока». Ребенок должен внимательно выслушать, а потом перечислить те предметы, которые необходимо купить, в той же последовательности.

Примечание. Игра подходит детям от 3 лет. На первых порах следует называть не более 2-3 предметов, но по мере усвоения игры количество предметов можно увеличить.

  • Известно, что память может быть эмоциональной, зрительной, слуховой, двигательной, вкусовой. У детей лучше всего развита непроизвольная память, а потому лучше всего развивать память лучше не по учебникам, а при помощи различных жизненных ситуаций.

Игра «Представляю и запоминаю»

Цель игры. Развитие внимания, памяти, воображения.

Оборудование. Не требуется.

Описание. Взрослый объясняет ребенку, что для того чтобы запомнить некоторое число предметов, следует их себе представить. Например, для того чтобы запомнить «одну козу», следует придставить себе одну козу, которая пасется на лугу. После этого он может предложить ребенку запомнить таким образом следующее:

  1. одну козу,
  2. две куклы,
  3. три зеркала,
  4. пять фломастеров,
  5. шесть воздушных шариков и т.д.

Примечание. Для того чтобы ребенок лучше запомнил эти предметы, следует попросить его описать то, что он себе представил.

Игра «Нарисуй и вспомни»

Цель игры. Развитие внимания, памяти, воображения, мелкой моторики, обогащение словарного запаса ребенка.

Оборудование. Лист бумаги, цветные карандаши.

Описание. Взрослый говорит ребенку несколько простых фраз. Например, «Папа читает газету», «Мама готовит обед», «Девочка играет», «Мальчик пишет» и т.д. После этого взрослый предлагает сделать к каждой фразе рисунок, а затем просит ребенка точно повторить все фразы, которые он запомнил и к которым нарисовал рисунки.

Примечание. Игра подходит детям от 5 лет.

  • Также способствует развитию памяти спорт и различные физические нагрузки. Ежедневная физическая зарядка улучшает кровоснабжение мозга и помогает ребенку крепко спать, ведь беспокойный сон и недосыпание способствуют забывчивости.

Игра «В гости»

Цель игры. Развитие внимания, памяти, мышления, обогатить словарный запас.

Оборудование. Не нужно.

Описание. Эта игра начинается с того, что взрослый говорит ребенку следующую фразу: «Нас с тобой пригласили в гости, поэтому нам нужно собрать чемодан и положить в него: часы, юбку, шорты, брюки, тапочки и т.д.» Взрослый может называть другие предметы. После этого ребенок должен повторить сказанную взрослым фразу, но при этом добавить название еще одного предмета. После этого всю фразу повторяет взрослый и также добавляет название нового предмета. Игра заканчивается после того, как кто-нибудь ошибается или забудет назвать какой-либо предмет.

Примечание. Игра подходит детям от 7 лет.

Игра «Кто больше?»

Цель игры. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование. Не требуется.

Описание. Взрослы предлагает ребенку за 1 мин. Назвать 5 предметов определенной формы или цвета. Например: «Маша, назови мне 5 предметов квадратной формы. А теперь назови 5 предметов синего цвета» и т.д.

Примечание. Игра подходит детям от 6 лет.

  • В процессе взросления у ребенка увеличивается объем кратковременной памяти, так, например, ребенок в 3 года запоминает3 слова, в 7 лет – 5 слов, а взрослый человек может запомнить от 7 до 9 слов.

Игра «Слова»

Цель игры. Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, обогатить словарный запас.

Оборудование. Не требуется.

Описание. Взрослый называет ребенку несколько слов и предлагает их запомнить. Например, заяц, лиса, шкаф, мышь, стул, тарелка, кресло, медведь. После того как ребенок смог запомнить и повторить слова, взрослый должен спросить его, можно ли эти слова разделить на группы. На какие группы можно разделить слова? Можно задать ребенку наводящие вопросы: «Назови сначала животных», «Назови неодушевленные предметы», Затем можно ребенка повторить еще раз.

Примечание. Игра подходит детям от 6 лет.

Игра «Разные буквы»

Цель игры. Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, обогатить словарный запас ребенка.

Оборудование. Не требуется.

Описание. Взрослый называет ребенку слова и предлагает ребенку запомнить их. Например, ночь, машина, новость, нож, мыло, муха, нога, музыка. После этого взрослый просит ребенка назвать те запомненные слова, которые начинаются на букву М, затем слова на букву Н.

Примечание. Игра подходит детям от 5 лет.

В старшем дошкольном возрасте дети хорошо запоминают различные события, лица людей, места, где они бывали. Однако им еще довольно трудно расположить все это во времени. Именно поэтому дети часто путают такие понятия, как «вчера», «завтра», «сегодня» и др.

Игра «Овощи, фрукты, ягоды и грибы»

Цель игры. Развитие внимания, памяти, закрепить знания детей о фруктах, овощах, грибах и ягодах.

Оборудование. Не требуется.

Описание. В игре могут принимать участие несколько детей. Игроки встают в круг. Взрослый договаривается с ними, что если они услышат названия овощей, то должны поднять руки вверх, названия фруктов – наклониться вперед, названия ягод – присесть, а названия грибов – развести руки в стороны. После этого взрослый начинает называть названия овощей, фруктов, ягод и грибов, а дети должны выполнять нужные движения.

Примечание. Игра подходит детям от 4 лет.

Игра «Подгляделки»

Цель игры. Развитие зрительной памяти, пространственного мышления, обогатить словарный запас.

Оборудование. Сюжетная картинка большой белый альбомный лист. В середине альбомного листа следует вырезать небольшое отверстие.

Описание. В игре могут участвовать несколько детей. Взрослый должен прикрыть картинку подготовленным листом бумаги и положить ее перед участниками игры. После этого следует объяснить детям правила: рассматривать картинку можно только через отверстие, медленно передвигая верхний лист, но не поднимая его. Каждый ребенок должен рассматривать картинку таким образом в течение 1мин. После этого взрослый предлагает детям рассказать, что же изображено на картинке. Рассказывать может только один ребенок, а остальные могут его рассказ дополнять

Примечание. Игра подходит детям от 4 лет.

Игра «Пересказ»

Цель игры. Развитие внимания, памяти, воображения.

Оборудование. Лист бумаги, цветные карандаши.

Описание. Перед началом игры взрослый должен прочитать или рассказать ребенку небольшой, но интересный текст. После этого следует попросить ребенка изобразить на листке основную мысль текста, а затем, опираясь на рисунок, пересказать его.

Примечание. В дальнейшем эту игру можно усложнить и предложить ребенку дополнить текст несколькими своими предложениями.

  • Логическое запоминание довольно эффективно, а потому детей следует обучать простым приемам мнемотехники.

Игра «Назови лишнее слово»

Цель игры. Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Оборудование. Не требуется.

Описание. Взрослый говорит ребенку цепочку слов. Ребенок должен внимательно выслушать и сказать слово, которое не подходит к остальным словам. Слова можно называть следующие:

Собака, кот, медведь, корова

Ложка, тарелка, вилка, сапог

Юбка, платье, волк, шорты

Груша, тыква, апельсин, яблоко

Арбуз, смородина, подосиновик, клубника

Шампунь, мыло, стол, зубная паста

Булочка, хлеб, масло, батон

Примечание. Игра подходит детям от 3 лет.

Дошкольный возраст – это время заложения фундамента для успешного обучения малыша в школе. Развитие памяти в дошкольном возрасте, особенно слуховой, позволит в будущем избежать проблем в процессе учебы. Малышу, имеющему отличную память и способному внимательно слушать педагога, освоить новый материал станет гораздо проще.

 

Литература.

  1. О.А.Смирнова. Самоучитель по развитию памяти. Ростов-на-Дону.: Феникс, 2015.
  2. Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти / Анхельс Наварро ; пер. с исп. Н. Дмитриевой. — М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015.
  3. Диагностика здоровья. Психологический практикум. Под ред. Г.С.Никифорова. СПб: Изд-во «Речь», 2011.
  4. Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения /Пер. с англ. под общ. ред. Ю. М. Забродина, Б. Ф.Ломова. – М.: Прогресс,1980.
  5. Блонский П.П. Память и мышление. СПб., 2001.
  6. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. - М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995.
  7. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. – М.: Психология, 2000.
  8. Гамезо М. В. , Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ. – метод. пособие по курсу “Психология человека”. – М.: Педагогическое общество России, 2006.
  9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.:Свет,1997.
  10. Основы психологии: Практикум / Ред.-сост. Л.Д.Столяренко. – Ростов-на-Дону, Феникс, 2005.
  11. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2010. Основы психологии: Практикум / Ред .- сост. Л.Д.Столяренко . – Ростов-на Дону, Феникс, 2005.
  12. Познавательная активность в системе процессов памяти / Под ред. Н.И. Чуприковой. М., 1989.
  13. Психология памяти. Учебное пособие / Под ред. Т.И. Зинченко и В.П.Зинченко. Дубна, 2000.
  14. Урунтаева, Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника / Г.А. Урунтаева. – М.: Академия, 1999.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий встречи детско-родительского клуба «Почемучка» в средней группе

Сценарий встречи детско-родительского клуба «Почемучка» в средней группе Цель: оптимизация детско-родительских отношений; гармонизация межличностных отношений в семьях; формирование позиции «любящего родителя». Ход мероприятия: Вступление: воспитатель читает...

Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна»

Сценарий праздника для разновозрастных групп «День Нептуна» Цель: Формирование здорового образа жизни детей; закрепление и совершенствование приобретенных навыков и умений. Обобщить и...

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников

Гендерный подход в физическом воспитании дошкольников Аннотация. В статье рассматривается актуальность применения гендерного подхода в физическом воспитании дошкольников, в частности детей...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема:…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В гостях у воздушного шарика» Цель: Формирование представлений о воздухе, его...

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного…

Использование педагогической технологии ТРИЗ в работе с детьми старшего дошкольного возраста Не секрет, что речь имеет колоссальное значение в жизни каждого...

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время в Российской Федерации активно развивается практика инклюзивного образования, которая включает в...