Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Обобщение опыта на тему «Экологическое воспитание в семье»

 

Был обобщен опыт воспитания семьи С., воспитывающих дочь - Соню. Воспитанию ребенка в этой семье уделяется очень много внимания. Соня не единственный ребенок в семье. У нее есть еще брат и сестра. Родители стараются воспитать в детях доброжелательность, отзывчивость, уважение к труду взрослых, любовь к природе.

Природа - не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей. Это необходимо воспитывать с ранних лет. Заботливое отношение к животному и растительному миру прививают для развития более сложных нравственных чувств, гуманизма, добросердечности, сочувствия. Решение таких задач, как воспитание действенного отношения к окружающему миру, развития навыков ухода за животными и растениями зависит от согласованности усилий и единства требований детского сада и семьи.

Трудно найти человека, равнодушного к русской природе. С помощью рассказов о природе взрослые имеют возможность всесторонне развивать ребёнка: расширяя его кругозор, показывая взаимосвязи в природе, побуждая ребёнка к сочувствию, сопереживанию, воспитывая желание помочь делом. У природы ребёнок учится красоте, чувству меры, добру, справедливости.

Природа имеет уникальные возможности для развития и воспитания каждого ребёнка. На природе можно не только отдохнуть и прекрасно провести время, но и пообщаться со своим ребёнком, обогатить его новыми знаниями и представлениями, например, наблюдая за жизнью бабочек и жуков, полюбоваться красотами родной природы, вдохнуть глоток свежего и чистого воздуха, подзарядиться положительными эмоциями. Родители стараются прививать детям любовь к родной природе:

- использовать совместный просмотр телепередач о природе;

- играть дома в настольные игры природоведческого характера;

- предоставлять возможность ребёнку рисовать, лепить, выполнять аппликации, вместе мастерить поделки из природного материала;

- загадывать загадки о природе и отгадывание по описанию. Сочинять свои загадки, песенки, стихи.

Дети в этом возрасте любят играть. Игра имеет большое воспитательное значение. Игра радует детей, делает их веселыми, жизнерадостными. Она развивает у детей сообразительность, фантазию. Дети подражают родителям: манере обращаться с окружающими, и их поступками. И все это переносят в свои игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношения. У Сони дома есть игровой уголок, где много игр, игрушек, соответствующих возрасту. Есть настольно - печатные игры: «Растения», «Ягоды и фрукты», «Времена года» и т.д. Эти игры воспитывают у детей любовь и интерес к природе.

В доме создана библиотечка книг о природе, в которой представлены рассказы таких писателей, как: И. Соколов-Микитов, М. Пришвин, Г. Сладков, К. Ушинский, Б. Житков и т. п. Для рассматривания используются книги, иллюстрации, которые доступны и понятны детям. Детская художественная литература о природе воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает познавательный интерес к природе.

Родители много гуляют с детьми в свободное время. В выходные дни ходят на прогулки в парк, лес, на реку, летом ездят на море. Регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро имеют большое воспитательное значение. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми.

Любовь к природе, определяется прежде всего действенным, бережным отношением к ней. У детей это выражается в элементарной заботе о животных, в доступном труде по выращиванию растений и т.д.

Многому могут научить своих детей взрослые, воспитывая заботливое отношение к природе: как собирать грибы, не разрушая всю грибницу, как сохранить кристальную чистоту воды родников и т.п. Взрослые должны предупреждать и бесцельное уничтожение детьми полевых цветов. При этом всегда нужно помнить об огромной силе воздействия личным примером на формирование таких ценных качеств у ребенка, как бережное отношение к природе, непримиримость к расточительству ее богатств.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

Влияние природы на ребёнка огромно: она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к родине.

Семья С. - дружная и крепкая семья.

Родители дают советы: «Не жалейте своего времени на ботанические эксперименты, на игры с домашними животными, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии




Комментарии

  • Булатова Зиля
    Начало программы хорошее. Хотелось бы увидеть ее полностью. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Вероника
    Спасибо! Очень полезный материал, особенно в свете новых требований

    Подробнее...

     
  • Рада
    СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА МАТЕРИАЛ! А ГДЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К ЭТОМУ МАТЕРИАЛУ?

    Подробнее...

     
  • Литвиненко Людмила А
    Занятие интересное. Молодец!

    Подробнее...