Методические рекомендации по ознакомлению детей с нарушением зрения с книжкой – игрушкой «Куда идут часы?
Уважаемые Взрослые!
Ваш малыш растет и начинает активно познавать мир, задавая, вам бесконечные вопросы. У маленько человека острое, свежее восприятие мира. Надо стараться как можно больше показать ребенку его разнообразие. Говоря современным языком, нужна информация, информация, и еще раз информация.
Одной из специфических закономерностей развития детей с нарушением зрения как раз и является дефицит информации, об окружающем мире, который выступает у них в изменении и замедлении процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира.
Книжка – игрушка «Куда идут часы» расширит познавательные возможности ребенка со зрительной недостаточностью, поскольку представляет собой руководство по развитию зрительно – осязательного восприятия окружающего мира.
Фонд «Иллюстрованные книжки».
Художник Е. Мочалова.
Дизайнер А. Жданова.
Стихи А. Плахотника.
Книга в подарок (распространяется безвозмездно).
Подготовительные действия
- свет освещает страницу книги (если ребенок правша);
- в случае, если книга лежит, предпочтителен одноцветный фон любого контрастно цвета;
- для ребенка с нарушенным цветоощущением лучше использовать фон черного цвета.
Занятие 1.
Учитель – дефектолог. Показывает книгу. Дети рассматривают рисунки на обложке книги.
Учитель – дефектолог. Дети, вы умете отгадывать загадки?
Дети. Умеем!
Учитель – дефектолог. Идут круглые сутки,
Не стоят ни минутки
А все на месте.
(Часы.)
Учитель – дефектолог. Мы сегодня познакомимся с новой книгой, которая называется «Куда идут часы».
Если ребенок умеет читать – читает название книги.
Учитель – дефектолог. Путешествовать во времени мы отправимся с котиком и мышкой.
1 – я страница
Задачи:
- учить алгоритму обследования и действию с предметами;
- развивать на ориентировку на плоскости;
- закреплять пространственную терминологию: «право», «лево», «верх», «низ»;
- уточнить представления о часовой стрелке (маленькой) и минутной (большая).
Материал. Книга, картонные полоски размером 24 х 1, 5см (красного, синего, зеленого, желтого цвета), лист с контурным изображением стрелок, фломастеры.
Открываем книгу.
Учитель – дефектолог. Проведи пальчиком по верхнему краю страницы. Обозначь верх полоской желтого цвета. Теперь покажи, где находится низ страницы. Обозначь его полоской синего цвета. Покажи правую сторону и положи туда красную полоску. Покажи левую сторону и положи туда зеленую полоску.
Учитель – дефектолог. Кто находится с левой стороны?
Дети. С левой стороны находится котик.
Обведи котика указательным пальцем правой руки (для левши левой).
Учитель – дефектолог. Что делает котик?
Дети. Он что – что показывает лапкой. Одна лапка опущена вниз, а другая отведена в сторону.
Учитель – дефектолог. Кого же котик там увидел?
Дети. Наверное, он увидел там мышку.
Учитель – дефектолог. Что находится справа?
Дети. Справа находится круг со стрелочкой.
Учитель – дефектолог. И день, и ночь часы не спят:
Две стрелки в них живут,
Они на месте не стоят,
Они вперед идут.
Учитель – дефектолог. Обведите пальчиками круг, найдите середину. В середине красная стрелочка. Проведите по ней пальчиком вверх. Заканчивается стрелочка маленьким треугольником. Конец стрелочки показывает направление, куда следует смотреть?
Дети. Смотреть надо вверх.
Учитель – дефектолог. Большая стрелка для минут,
Она бежит быстрей,
И маленькая тут как тут,
Шагает вслед за ней.
Учитель – дефектолог. Обведите пальчиком второй круг и найди стрелочку. Она длиннее или короче первой?
Дети. Она короче первой.
Учитель – дефектолог. Проведите пальчиком по ней. Это маленькая стрелочка.
Учитель – дефектолог. Маленькая мышка показывает на маленькую стрелочку.
Дети. Обведите ее пальчиком.
Обводят.
Учитель – дефектолог. Куда направлена маленькая стрелочка?
Дети. Маленькая стрелочка направлена вправо.
Учитель – дефектолог. Итак, у часов две стрелочки: маленькая – показывает часы, большая показывает минуты.
Учитель – дефектолог. Упражнение «Обведи стрелочки» (Приложение № 1).
Занятие - 2.
2 –я страница
Задачи:
- развивать зрительно – осязательное восприятие отдельных рисунков;
- закрепить представление о части - суток (утро);
- уточнить представление о циферблате;
- упражнять в умении различать эмоциональное состояние героев.
Материал. Будильник, колокольчик, дудочка, погремушка, деревянные ложки, гармошка.
Открываем книгу.
Учитель – дефектолог. Посмотрите, на следующую страницу книги. Кого вы там видите?
Дети. Мы видим котика.
Учитель – дефектолог. Где он находится?
Дети. Котик сидит в кровати. А кровать стоит в комнате.
Учитель – дефектолог. Посмотрите, какая у него большая и красивая кровать. Спинка сделана из деревянных дощечек с узорами. Что делает котик на кровати.
Учитель – дефектолог. Котик радуется, что наступило утро!
Дети. Во что одет котик? Котик одет в пижаму. Пижама теплая, мягкая.
Учитель – дефектолог. А как вы думаете, котик проснулся или ложится спать?
Дети. Котик проснулся! Почему вы так думаете?
Дети. Наступило утро. В окно заглядывает солнышко.
Учитель – дефектолог. Рядом с кроватью находится окно. В окно заглядывает солнышко.
Упражнение «Побери определения» - предлагается побрать красивые слова к солнышко (желтое, яркое, нежное, ласковое, теплое, улыбающиеся).
Дети подбирают определения к слову солнышко.
Учитель – дефектолог. Солнце своими лучиками разбудило котика. Котик обрадовался, вскочил с кровати.
Поместите указательные пальчики обеих рук на голову котику и обследуйте его с обеих сторон: голову, лапки, туловище. Поднятые лапки «говорят» о том, что он радуется. Он рад наступлению утра.
Учитель – дефектолог. Что стоит у котика на тумбочек?
Дети. На тумбочке стоят часы.
Учитель – дефектолог. Дети, давайте мы их рассмотрим. Дети, вы знаете как называется самая большая часть часов. Самая большая часть часов называется циферблат. Что располагается по караю циферблата?
Дети. По краю циферблата располагаются цифры, а в середине две стрелочки.
Учитель – дефектолог. Это – будильник. Будильник от слова «будить». Вам нравится звук будильника?
Показывает, как будильник, звонит.
Дети. Да! Нет!
Учитель – дефектолог. Дети, я хочу предложить вам поиграть в игру «Узнай звук». У меня есть будильник, колокольчик, дудочка, погремушка, две ложки, гармошка (каждый предмет поочередно озвучивается). Вы послушаете сейчас, как звучат музыкальные предметы. Какой предмет разбудил и котика?
Дети. Будильник разбудил котика в 7 часов утра, то есть когда маленькая стрелочка находилась на цифре 7, а большая на цифре 12. Это 7 часов утра..
Учитель – дефектолог. Звенит будильник в семь часов,
Так хочется поспать,
Но встану я без лишних слов
И уберу крова.
Так в котором часу будильник разбудил котика?
Дети. В 7 часов утра.
Занятие - 3.
2 – я страница.
Открываем книгу.
Задачи:
- учить понимать и целостно воспринимать фигуру персонажа за перекрытием (стол);
- закреплять умение ориентироваться на ограниченной плоскости: верхний левый угол, верхний правый угол, нижний левый угол, нижний правый угол;
- упражнять в умении считать пятерками.
Материал. Лист со схемами.
Открываем книгу.
Учитель – дефектолог. Дети, посмотрите на картинку, которая находится в левом верхнем углу. Кого вы видите на ней?
Дети. Мы видим котика.
Учитель – дефектолог. Обведите его пальчиком. Где он сидит?
Дети. Котик сидит за столом.
Учитель – дефектолог. Значит, задние лапки у него находятся под столом. Их не видно. Что котик держит в правой лапке?
Дети. Он держит кружку.
Учитель – дефектолог. А в левой лапке?
Дети. В левой лапке ложку.
Учитель – дефектолог. Как вы думаете, что у него в кружке?
Дети. У него в кружке молоко.
Учитель – дефектолог. А в тарелке?
Дети. Каша, котик завтракает.
Учитель – дефектолог. В котором часу котик завтракает?
Дети. Маленькая стрелочка находится между цифрами 7 и 8. Большая остановилась на цифре 6.
Учитель – дефектолог. Сейчас я научу вас, как надо считать минуты. Минуты можно считать, начиная с цифры 12 (на циферблате) и добавлять по 5 минут. От цифры 12 до цифры 1 – 5 минут, от цифры 1 до цифры 2 еще 5 минут – будет уже 10 минут. От цифры 2 до цифры 3 добавляем еще 5 минут – будет всего 15 минут и так до цифры 6. Сколько всего получится минут? Всего будет 30 минут.
Вся операция счета проделывается на циферблате последней страницы (14).
Учитель – дефектолог. В семь – тридцать ложку я держу
И завтрак вкусный ем.
Вспомните, где сидел котик, когда он завтракал?
Дети. Он сидел за столом.
Учитель – дефектолог. Хотите поиграть, которая называется «Где сидит котик? Так где же сидит котик? (Приложение № 2).
Дети. Котик перед нами. Он смотрит на нас.
Учитель – дефектолог. На циферблате 8 часов утра.
А в восемь в школу выхожу –
Нет времени совсем!
Куда же отправились котик и мышка в 8 часов утра?
Дети. Они пошли в школу.
Учитель - дефектолог. Посмотрите, как они шагают весело и бодро!
Обведите их пальчиками.
Учитель – дефектолог. Как мы узнали, что они шагают?
Дети. У них подняты задние лапки. Котик шагает впереди, а мышка шагает за котиком. Пожелаем им счастливого пути!
Занятие - 4.
Задачи:
- развивать навыки пространственной ориентировки;
- тренировать зрительно – моторную координацию;
- познакомить с понятием «четверть часа»;
- закрепить зрительный образ цифр.
Материал. Лист с контурным изображением циферблата, фломастеры.
Открываем книгу.
Учитель – дефектолог. Пришли наши друзья в школу. Посмотрите на циферблат и скажите, в котором часу начался урок?
Дети. Урок начался в 9: 15.
Учитель – дефектолог. Найдите в правом нижнем уголке книги прямоугольник и проверьте, какие цифры там написаны?
Дети. Там написаны цифры 9:15.
Учитель – дефектолог. 15 – это четверть часа. Таких четвертей в одном часе 4. В 9:15 у наших друзей начался первый урок.
Учитель – дефектолог. Как называется урок?
Дети. Урок называется рисование.
Учитель – дефектолог. Объясните, почему вы так думаете?
Дети. Котик будет рисовать на мольберте, а мышка будет смотреть.
Учитель – дефектолог. Мольберт - это доска для работы художника. А что они будут рисовать?
Дети. Они будут рисовать часы.
Учитель – дефектолог. В четверть десятого на рисовании
Мы получили такое задание:
Нарисовать циферблат для часов,
Десять минут, и рисунок готов.
Котик будет рисовать циферблат для часов. А вы умеете рисовать циферблат для часов?
Дети. Умеем! Рисование циферблата. (Приложение № 3.)
Занятие - 5.
Задачи:
- учить понимать и целостно воспринимать фигуру персонажа за перекрытием (стол);
- закреплять обобщающее понятие «мебель».
Материал. Лист с изображением букв К, М.
Открываем книгу.
Учитель – дефектолог. Обследуйте прямоугольник в левом нижнем уголке. Время 10: 15. Поставьте такое же время на циферблате. В это время начинается второй урок. Котик и мышка находятся в классе.
Учитель – дефектолог. Какая мебель стоит в классе?
Дети. В классе стоит шкаф, стол, стулья.
Учитель – дефектолог. Как все называется?
Дети. Это называется мебель.
Учитель – дефектолог. Что лежит в шкафу?
Дети. В шкафу лежат: книги, кисточки, геометрические фигуры.
Учитель – дефектолог. Как все это называется?
Дети. Это называется школьные принадлежности.
Учитель – дефектолог. Наши друзья сидят за партой.
Поместите указательные пальчики на голову котику и обведи их с двух сторон сверху вниз. Вы обвели голову и туловище с передними лапками, а задние лапки и хвост находятся под столом. Обследуй мышку. У мышки видны из – за стола большие уши, голова и передние лапы. Чем занимаются наши друзья?
Дети. Они пишут буквы.
Учитель – дефектолог. Как вы думаете, знают котик и мышка буквы алфавита?
Дети. Нет!
Учитель – дефектолог? Почему вы так думаете?
Дети. Алфавит – это азбука, буквы, расположенные в определенном порядке.
Учитель – дефектолог. В десять пятнадцать за партой сижу,
Буквы в тетради усердно пишу.
Ах, как красиво, друзья, посмотрите!
Жаль, буквы «мяу» нет в алфавите.
Дети. Выполняют упражнение: «Продолжи ряд». (Приложение № 4.)
Занятие - 6.
Задачи:
- упражнять в умении понимать и целостно воспринимать фигуру персонажа за перекрытием (стол);
- закрепить цифры на циферблате;
- ввести понятие «продукты питания».
Продукты питания. Молоко, рыба, хлеб, сыр, яблоко, банан.
Открываем книгу.
Учитель – дефектолог. Без пятнадцати двенадцать
Отправляемся обедать:
Вкусным сыром угощаться,
Рыбы жареной отведать.
Закончились уроки, котик с мышкой сели обедать. Как ты думаешь, что любит есть котик?
Дети. Котик любит есть молоко, сыр, жареную рыбу, хлеб.
Учитель – дефектолог. А что любит есть мышка?
Дети. Мышка любит есть сыр, банан, яблоко.
Учитель – дефектолог. Это – продукты питания. Котик и мышка вкусно пообедали. Куда теперь отправятся наши друзья?
Дети. Они оправятся гулять.
Учитель – дефектолог.
На каких цифрах стоят стрелочки на циферблате?
Дети. Маленькая около цифры 12, а большая около цифры 9.
Учитель – дефектолог. Посчитайте, сколько минут показывает большая стрелочка.
Дети. Прибавляем по 5 минут. Получится 45 минут.
Учитель – дефектолог. Вспомните, сколько минут в одном часе?
Дети. В одном часе 60 минут.
Учитель – дефектолог. Если мы из 60 вычтем 45, останется 15 минут. Значит, минутной стрелке осталось дойти еще 15 минут. Время на часах – 11: 45. Пожелаем нашим друзьям счастливого пути!
Занятие - 7.
Задачи:
- учить зрительно воспринимать фигуру в движении;
- учить самостоятельно воспринимать и воспроизводить адекватные действия со скакалкой;
- развивать умение понимать эмоциональное состояние героев.
Материал. Скакалка, лист с контурным изображением мяча, цветные карандаши.
Открываем книгу.
Учитель – дефектолог. Пообедали наши друзья и отправились гулять. Это было в 12: 30. На циферблате стрелки находятся между цифрами 12 и 13. Минутная стрелка остановилась на цифре 6. Это пол – первого.
Проделывается на циферблате последней страницы (14).
Учитель – дефектолог. Идем гулять пол – первого
По школьному двору.
Чур, я сегодня первый
Скакалочку беру!
Учитель – дефектолог. Кто прыгает через скакалочку?
Дети. Прыгает котик. Он держит скакалочку в передних лапках и прыгает. Посмотрите, как широко разведены передние лапки в стороны, а задние лапки он держит вместе. Так удобнее прыгать.
Учитель – дефектолог. Вы тоже можете взять скакалку и попрыгать.
Прыгают.
Учитель – дефектолог. Вам было весело, когда вы прыгали?
Дети. Да!
Учитель – дефектолог. Котику тоже было весело, он улыбается. А мышке весело? Как вы думаете?
Дети. Нет, мышке было грустно.
Учитель –дефектолог. Почему мышка такая грустная?
Дети. Она хотела прыгать через скакалочку, а ей достался мяч. Мышке не нравится мяч.
Учитель – дефектолог. Рассмотрим мяч. Чем же он не нравится мышке?
Обведи мяч указательным пальчиком. Он круглый и сшит из кожи. Может быть мышке не нравится, цвет мячика? Какого он цвета?
Дети. Мяч коричневый. Мышка, наверное, хочет играть ярким, красивым мячом.
Учитель – дефектолог. У меня есть лист, на котором нарисовано много мячей, но они не раскрашены. Если вы их раскрасите, они станут разноцветными.
Упражнение «Разноцветны мячи для мышки». (Приложение № 5.)
Занятие - 8.
Задачи:
- формировать умение определять направление движения;
- закреплять умение различать правую и левую стороны;
- тренировать зрительное внимание и память;
- развивать изобразительные навыки.
Материал. Альбомный лист со схематическим изображением дороги, фломастеры, карандаши, восковые мелки.
Открываем книгу.
Учитель – дефектолог. Часы показывают час –
Пора портфель собрать.
Уроки кончились у нас,
Потом пойдем гулять
Действительно ли часы показывают тринадцать часов.
Обследует указательным пальчиком циферблат в правом нижнем углу страницы. Какие цифры нарисованы в прямоугольнике?
Дети. 13 и два нолика. Это и есть один час дня. Котик с мышкой вышли из школы и помахали друг другу лапкой.
Учитель – дефектолог. Какой лапкой помахала мышка котику: «До свидания»!
Дети. Мышка помахала котику правой лапкой.
Учитель – дефектолог. Правильно, у нее отведена в строну правая лапка. А какой лапкой помахал котик мышке: «До свидания»! Он помахал левой лапкой. Распрощались друзья и побежали.
Учитель – дефектолог. Как ты узнал, что они побежали?
Дети. Одна лапка впереди, а другая сзади. Так бегают все звери.
Учитель- дефектолог. Правильно, получается шаг. А кто из них в какую сторону побежал?
Дети. Котик в правую сторону, а мышка - в левую сторону. Я думаю, что вы хорошо запомнили, кто из них в какую сторону побежал?
Дети. Да!
Упражнение «Кто в какую сторону побежал?» (Приложение № 6.)
Рисуют рисунок.
Занятие - 9.
Задачи:
- закрепить умение целостно воспринимать фигуру в движении;
- продолжать развивать умение понимать эмоциональное состояние героев.
Открываем книгу.
Учитель – дефектолог. Ровно в три в детском парке встречаемся,
Час свободный у нас впереди.
На качелях давай покатаемся
И мороженое поедим!
Учитель – дефектолог. Стрелочка показывает 15 часов. В прямоугольнике цифра 15. Где же гуляют друзья?
Дети. Друзья гуляют в парке. Они качаются на качелях. Как качаются качели: «вверх – вниз, вверх – вниз».
Учитель – дефектолог. Одна сторона качели поднимается вверх, другая - опускается вниз.
Показывают, как качаются качели.
Дети. Котик очень веселый. Он радостно улыбается. Обратите внимание на его передние лапки. Когда он качается, он даже не держится ими за качели.
Учитель – дефектолог. А мышке радостно или нет?
Дети. Нет, мышка боится качаться на качелях! Она крепко держится за качели. Она боится упасть с качелей.
Учитель – дефектолог. Вот какая мышка - трусишка!
Занятие - 10.
Задачи:
- упражнять в умении понимать пространственные предлоги;
- тренировать слуховую память;
Открываем книгу.
Учитель – дефектолог. Котик погулял и снова занялся интересным делом. Что у него лежит на столе?
Дети. У котика стоит на столе лампа, стакан с карандашами, лежит книга. Что стоит около стола?
Дети. Портфель.
Учитель – дефектолог. Портфель стоит на переднем плане?
Учитель – дефектолог. Как вы думаете, что лежит в портфеле?
Дети. В портфеле лежат книги, тетради, дневник, пенал, краски, клей, цветная бумага.
Учитель – дефектолог. Что пишет котик?
Дети. Он пишет буквы.
Учитель – дефектолог. Какую букву он написал?
Дети. Он написал букву «А».
Учитель – дефектолог. В четыре пятнадцать готовлю урок:
Мне выучить нужно стишок назубок,
И, если меня позовут отвечать,
Его расскажу без запинки «на пять»!
Проверяем время на циферблате. Время 16:15.
Дети. А вы знаете стихи по часы?
Дети. Нет!
Учитель – дефектолог. Выучим новое стихотворение?
Дети. Выучим!
Учитель – дефектолог. Говорят: часы стоят,
Говорят часы спешат,
Говорят часы идут,
Но немножко отстают.
Мы смотрели с Мишкой вместе,
А часы стоят на месте.
В. Орлов.
11 - страница
Задачи:
- тренировать глубинное зрение;
- уточнить представление о частях суток – вечер.
Открываем книгу.
Учитель – дефектолог. Заканчивается день. Котик сел кушать. Он будет завтракать, обедать или ужинать?
Дети. Он будет ужинать.
Учитель – дефектолог. А за ужин сегодня без четверти семь,
И полную миску сметаны я съем,
До блеска ее оближу, а потом
Наполню стаканчик парным молоком.
Учитель – дефектолог. Что котик будет есть на ужин?
Дети. Сметану, молоко, булочку. Котики очень любят есть молочные продукты.
Учитель – дефектолог. Ужин без четверти семь. Обведи пальчиком цифры в прямоугольнике (18: 45). На циферблате маленькая стрелочка не дошла до 12 часов. 15 минут, как вы уже знаете, это четверть часа. То есть часы показывают без четверти семь.
Учитель – дефектолог. Котик сидит перед окном, в комнате. А что, за окном? Я буду называть предметы, которые находятся за окном, а вы будите говорить, где они находятся: «здесь» или «там».
Упражнение «Здесь – там».
Учитель – дефектолог. Посмотри на солнце. Оно находится высоко в небе или внизу?
Дети. Солнце находится внизу.
Учитель –дефектолог. Солнце «уходит» за горизонт, «садится»?
Дети. Солнце «уходит» за горизонт, «садится».
Учитель – дефектолог. Давным – давно, когда не было часов, люди определяли время по солнцу. Все люди знали, что когда солнце «уходит» за горизонт, день заканчивается. Наступает ночь.
12 - страница.
Задачи:
- учить узнавать знакомых персонажей в различных ситуациях;
- способствовать нахождению точного определения текстуры материала;
- закреплять порядковый счет.
Открываем книгу.
Учитель – дефектолог. Ну а после, в семь – пятнадцать
Наводить порядок буду:
Нужно в комнате убраться,
Вымыть начисто посуду.
Учитель – дефектолог. После ужина надо вымыть посуду. Для того, что бы не запачкать свою красивую шерстку, котик надел передник.
Дети. Потрогайте передник.
Учитель – дефектолог. Из какого материала он сшит?
Дети. Передник сшит из красивой ткани.
Учитель – дефектолог. Какой цвет ткани?
Дети. Передник сшит из ткани разного цвета: зеленая полоска, белая полоска, синяя полоска, розова полоска.
Учитель – дефектолог. Какая ткань на ощупь?
Дети. Ткань гладкая, мягкая.
Учитель – дефектолог. Где котик моет посуду?
Дети. Котик моет посуду в раковине.
Учитель – дефектолог. Что он моет?
Дети. Котик моет тарелку.
Учитель – дефектолог. От куда льется вода?
Дети. Вода льется из крана.
Учитель – дефектолог. Какая еще посуда стоит на кухне?
Дети. Чайник, кружка, банки для крупы.
Учитель – дефектолог. У котика есть холодильник на кухне? Для чего нужен холодильник?
Дети. В холодильнике хранят продукты.
Учитель – дефектолог. Откроем холодильник и посмотрим, что там лежит?
Дети. На полках лежат продукты.
Учитель – дефектолог. Посчитайте, сколько полок?
Дети. В холодильнике шесть полок. Перечислите, все что лежит на полках: тарелка с курицей, кастрюля, молоко, миска, сыр, фрукты, рыба, картофель.
Упражнение «Что где лежит»?
13 - страница.
Задачи:
- продолжать учить понимать и целостно воспринимать фигуру персонажа за перекрытием (ванная);
- развивать осязательное восприятие;
- закреплять обобщающие понятие «туалетные принадлежности»;
- прививать культурно – культурно – гигиенические навыки.
Материал. Чудесный мешочек, мыло, тюбик с зубной пастой, мочалка, расческа, мыльница, носовой платок, зубная щетка.
Открываем книгу.
Учитель – дефектолог. В восемь - тридцать ванную иду,
Изредка вздыхая на ходу.
Перед сном смогу я душ принять,
Расстелю постель, а девять – спать!
Учитель – дефектолог. Если время на часах 20: 30, как будут стоять стрелочки на часах?
Ребенок ставит стрелочки и объясняет время на часах.
Учитель – дефектолог. Что обычно делают в это время?
Дети. Принимают душ.
Учитель – дефектолог. Где находиться котик?
Дети. Котик находится ванной комнате.
Учитель – дефектолог. Взрослый, помещает ладонь ребенка на край ванны и предлагает обвести ее по контуру. На какаю фигуру похожа ванная?
Дети. Ванная похожа на овал.
Учитель – дефектолог. Туловище, задние лапки и хвостик котик находятся в воде. Что котик делает?
Дети. Котик моется. Чем котик моется?
Дети. Котик моется мочалкой.
Учитель – дефектолог. Какая она на ощупь?
Дети. Мягкая, нежная.
Учитель – дефектолог. А что еще используют для того, что бы чисто вымыться?
Дети. Мыло, гель, шампунь.
Учитель – дефектолог. Перед сном чистят зубы? Что для этого используют?
Дети. Для этого используют зубную пасту и щетку.
Учитель – дефектолог. Мыло, шампунь, гель, зубная паста, зубная щетка - как все это назовем одним словом.
Дети. Рисование туалетных принадлежностей.
Занятие - 14
Задачи:
- уточнить представления о сутках;
- развивать воображение;
- способствовать развитию изобразительных навыков.
Материал. Альбомный лист, фломастеры, карандаши, восковые мелки.
Открываем книгу.
Учитель – дефектолог. После того, как котик привел себя в порядок, он лег спать.
Учитель – дефектолог. На чем спит котик?
Дети. Котик спит на кровати. Он накрылся одеялом.
Учитель – дефектолог. Проведите ладошкой по одеялу? Какое оно на ощупь?
Дети. Мягкое, теплое, гладкое.
Учитель – дефектолог. Котик спит?
Дети. Котик спит.
Учитель – дефектолог. На чем лежит голова котика?
Дети. Голова котика лежит на подушке. Передние лапки лежат под головой.
Учитель – дефектолог. Котик устал, он спит.
Дети. Наступил вечер. На улице стало темно.
Учитель – дефектолог. На часах 21 час. Чтобы утром не проспать, котик поставил на тумбочку будильник.
Учитель – дефектолог. Устали часики за день,
Их завести пора.
Будильник ставлю я на семь,
До встречи в семь утра.
Учитель – дефектолог. Пожелаем котику спокойной ночи и приятных снов! Я хочу предложить вам немного пофантазировать и нарисовать волшебный сон котика.
Рисуют.
Учитель – дефектолог. А теперь обратите внимание, на прямоугольник в нижнем правом уголке. Какие там цифры? (7:00). С утра до 7 утра прошло 24 часа, или по – другому - сутки. Итак, путешествуя, по замечательной книге, вы узнали много нового и интересного.
Куда идут часы? Они всегда идут вперед!
Читайте также |
---|
План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития…
План по самообразованию педагога. Тема: «Использование методов мнемотехники для развития речи детей среднего дошкольного возраста»
Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста…
Развитие представлений о форме предметов у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-головоломок Одна из важнейших задач воспитания ребенка — его интеллектуальное...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром. Тема:…
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром Тема: «В гостях у воздушного шарика» Цель: Формирование представлений о воздухе, его...