Совместная с родителями организованная познавательно-исследовательская деятельность «Уникальное озеро Байкал и его обитатели»

 

Цели и задачи.

  1. Расширить представление о богатствах родного края.
  2. Познакомить детей со священным даром природы, озером Байкал и его обитателями.
  3. Дать некоторые исторические знания об озере.
  4. Расширить и обогатить словарный запас детей. (Око, озеро, тайга, остров, дистиллированная вода, студёная, эндемик и др.)
  5. Научить определять возраст рыбы по чешуе.
  6. Воспитывать бережное отношение к природному наследию.

Предварительная работа.

  1. Совместная работа с родительницей воспитанника: оформление презентации про озеро Байкал и его обитателях и составление плана конспекта по данной теме.
  2. Звукозапись взлёт самолёта и посадка.
  3. Запись песни «Давайте сохраним».
  4. Приготовить мягкую игрушку (Нерпу).
  5. Заучивание стихов.
  6. Подготовка рыбьей чешуи и лупы для исследовательской работы.

 

Ход занятия:

Дети входят в зал.

Воспитатель читает стихотворение М. Снегирёва

А что это такое?

Такое голубое,

Холодное, как льдинка,

Прозрачно, как стекло?

Быть может, это небо

За склоны зацепилось

И на землю стекло?

А что это такое?

Всё время в не покое,

Быть может, это туча,

Застряла среди скал?

А это и не туча,

А это и не небо,

А это и не солнце,

А озеро Байкал!

Сегодня мы отправимся в необычное путешествие на озеро Байкал.

И вместе с нами отправится мама Вани, они уже побывали на озере и расскажут нам об удивительных животных Байкала.

Скажите ребята, а какие водоёмы вы знаете? (Река, пруд, ручей, море, океан.)

Кто мне скажет, что такое озеро? (Озеро – замкнутое углубление в суши, в которое стекают и накапливаются поверхностные воды и подземные.)

Байкал означает богатое озеро. Байкал находится на востоке нашей страны, в Сибири, туда мы и отправимся. Полетим мы на самолёте. Давайте из стульчиков соорудим самолёт. (Дети ставят стульчики в виде самолёта.)

Проходите в самолёт. Заводим мотор. Пристегнули ремни. Все закрыли глаза, мы взлетаем. (Запись взлёта самолёта.) Открываем глаза, и все смотрим в окошко. (Обращаю внимание на слайды.) Под крылом самолёта видна тайга. Кто из вас знает, что такое тайга? (Тайга – это густой, трудно проходимый лес, где растут преимущественно хвойные деревья.)

Какие хвойные деревья вы знаете? (Ель, сосна, кедр, пихта, лиственница.)

Учёные обнаружили в этих краях кедр, которому 550лет, а он ещё плодоносит (показать шишку кедра) и лиственницу в возрасте 700лет.

Наш полёт продолжается. Сейчас мы видим, как озеро выглядит с высоты. На что похожа его форма? (полумесяц). А космонавты назвали это озеро оком планеты. Кто знает, что значение слова око? Если дети не отвечают объясняю.

В данный момент пролетаем над рекой Ангарой. В Байкал впадает 336 рек, и только одна вытекает Ангара. На озере приблизительно 30 островов. А что такое остров? (Часть суши, окружённая водой.) Ольхон самый большой и обитаемый остров Байкала.

Все озёра существуют 10-15 т. Лет, а потом заболачиваются и заиливаются Байкалу же более 25 мил. лет, в нём содержится самый большой запас пресной воды, 90% запасов России и 20% всех мировых запасов. Если взять всю воду Байкала и разделить на всех жителей России, то у нас окажется по 2700 железнодорожных цистерн с водой.

А что такое пресная вода? (Это питьевая вода, в которой мало солей.)

Байкальская вода содержит так мало минеральных солей, что может использоваться в качестве дистиллированной (это очищенная вода без примесей). Мы свами хорошо знаем, что вода является хорошим растворителем. Возьмём воду из-под крана, и вскипятим. Посмотрите, что получилось. Показать пробирку с кипячёной водой, где соли выпали в осадок. В Байкальской воде вот такого осадка не будет.

Байкал самое глубокое озеро в мире, глубина озера 1637 метра, ширина 80км, длина 636 км. Байкал называют - озеро-море. Вода в озере настолько прозрачная, что можно рассмотреть камни на глубине 40м. В январе, Байкал покрывается льдом, кроме одного участка у истока Ангары

Сейчас закрываем глаза идём на снижение (включаем шум прибоя)

Байкал олицетворяет покой, величие, чистоту и красоту.

А сейчас мы все к озеру спустились,

Наклонились и умылись

Вот как славно освежились

А теперь оплыли дружно,

Делать так руками нужно.

Вместе – раз, это брасс.

Одной, другой это кроль

И вышли на берег крутой.

Вода в Байкале студёная. (Очень холодная.) Дать потрогать воду с Т 15*С.

Вода даже летом не прогревается выше 15*С. Только в некоторых заливах, в августе, вода прогревается до 20*С.

Сейчас присаживаемся, будем знакомиться с некоторыми удивительными обитателями озера. А познакомят нас с ними Ваня с мамой, так как они всей семьёй были на Байкале.

- Добрый день. Меня зовут Светлана В.

Как уже ранее говорилось вода в Байкале очень чистая, а чистая она благодаря одному рачку Эпишуре. Эпишура населяет все слои озера, совершая зимой и летом перемещения сверху вниз. Они очень маленькие. Взрослые до 1,5 мм, но их так много, что за год 10 раз успевают пропустить через себя всю воду Байкала. Это эндемик Байкала. (проживающее животное в одном определённом месте). Благодаря этому рачку озеро не заиливается. Он очищает воду.

Только в озере Байкал обитает одна из трёх разновидностей пресноводных тюленей нерпа. Это животное эндемик Байкала. Это млекопитающее вес до 130 кг., длина туловища 1,8 м.. По суши передвигается с трудом, но зато отлично плавает и ныряет. Питается рыбой. В марте в снежном логове у мамы нерпы рождается нерпёнок. Называют его белёк. (Показ игрушки.) Через месяц детки становятся серебристо- серыми. Чтобы добыть корм зимой, нерпа в толще льда ластами делает лунки. У нерпы очень толстый слой подкожного жира (2-14см.) это слой спасает от переохлаждения.

В озере Байкал насчитывается 58 видов рыб.

Об одной из рыб расскажет Иван.

-Эта рыбка невеличка,

Меньше вашей рукавички

Бледно-розова, нежна.

Студена, вода нужна.

А на солнце рыбка тает,

Рыбьим жиром истекает.

Это рыбка не иностранка.

Это рыбка голомянка.

Рыбка состоит на 30% из жира. Тело без чешуи, прозрачное, что можно прочитать через неё газету. Это живородящая рыбка не мечет икру, а производит мальков. Это тоже эндемик Байкала

(С. В. Продолжает) - Самая крупная рыба Байкала, Байкальский осётр длина 1,5м -1,8м, вес до 130 кг.

Самая маленькая рыбка широколобка Гурвича её вес всего 2-3 г.

Ещё там обитает: Сиг, Таймень, Плотва, Щука, Омуль и др.

А сейчас мы проведём с вами исследование. По чешуе определим сколько рыбе лет. Рыбья чешуя растёт всю жизнь, нарастая колечками. Сосчитать нужно светлые более широкие кольца. В тёплое время года кольца растут быстрее. (Дети подходят к столу с лупами и рассматривают чешуйки.)

Воспитатель - А сейчас проходим в самолёт, рассаживаемся на свои места.

Наш самолёт отправляется домой. Давайте поблагодарим Светлану В. и Ивана за удивительные рассказы.

Подведём итоги где побывали и что повидали?

А подведение итога будет необычным.

Ребята нам расскажут стихами.

(Ребята рассказывают отрывки из стихотворения Веры Барановой.)

Средь горных хребтов, возле сопок и скал

Раскинулось озеро-море,

Сибири жемчужина-древний Байкал,

Чьи волны шумят на просторе.

Байкалу нет равных озёр на Земле-

Он самый глубокий и чистый!

Прекрасен утрами, в вечерней заре,

В снегах и под солнцем лучистым.

Впадает в него сотни рек и ручьёв,

Одна Ангара вытекает.

На озере много ещё островов-

Ольхон самым крупным считают.

Байкал- пресноводный, с прозрачной водой,

И живности в водах немало:

Нерпа, осетр, голомянки –это эндемик Байкала.

Зимой же Байкал покрывается льдом,

Закрыв сентябрём судоходство.

В мороз лёд трещит, как раскатистый гром.

И с выстрелом пушки есть сходство.

Из космоса виден древнейший Байкал,

Его полумесяц лазурный.

Он славу себе на планете снискал.

Воспет нашим временем бурным.

Байкал-это чудо, живой организм,

И людям беречь его надо.

Воспитатель - Байкал называют жемчужиной России, но это достояние не только нашей страны, но и всей планеты. Я надеюсь, что вы обязательно побываете на этом удивительном озере. В заключении хочется сказать славами А. Твардовского

…..Но эти царственные воды,

Но горы в сизой полумгле-

Байкал - священный дар природы,

Да будет вечен на земле.

На этом наше путешествие сегодня завершилось, но разговор об озере и его обитателях продолжим в следующий раз. А сейчас послушаем песню и по возможности подпоём «Давайте сохраним»

 

Используемый материал:

  1. Журнал Дошкольное воспитание 2007г.
  2. Стихи Веры Барановой «Озеро Байкал»

https://yandex.ru/search/?lr=213&clid=2163430&msid=22899.25654.1457282971.86891&text=рыбы+байкала+фото



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей»

Экологическое развлечение для детей первой младшей группы «Помочь найти малышей» Цели: 1. Закрепить знания детей о животных и их детёнышах. 2. Прививать детям элементарные навыки...

Дидактическая игра «Сварим суп и компот»

Дидактическая игра «Сварим суп и компот» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Сварим суп и компот» В процессе знакомства с окружающим миром...

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков…

Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию с использованием блоков Дьенеша для детей 4-5 лет на тему «Спешим на помощь Лунтику» Вид образовательной деятельности...

Читайте также

Эмоциональное выгорание педагогов

Эмоциональное выгорание педагогов Тезисы: В статье рассматривается профессиональная деформация личности педагога – эмоциональное выгорание, автор анализирует причину данного феномена. Результатом процесса...

Конспект НОД в подготовительной группе по РЭМП «Поможем жителям города…

Конспект НОД в подготовительной группе по РЭМП «Поможем жителям города Нижневартовска» Цели: стимулировать развитие мыслительных способностей, любознательность, познавательность. Развивать умение четко...

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Значение театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка...