Сайт для воспитателей детских садов




( 0 Голосов ) 


Конструирование сценария образовательной ситуации ОНЗ (открытие нового знания) в средней группе на тему «Как живут растения зимой»

 

Цель:

  1. формировать и систематизировать представления детей о приспособлении растений к сезонным явлениям;
  2. обобщить представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
  3. учить детей устанавливать связи: зависимость состояния растения от условий среды и степени удовлетворения потребностей.

Оборудование.

Демонстрационный материал: картины «Зимний лес», «Зимние забавы», «Деревья зимой», «Растения зимой», «Что под снегом?»; предметные картинки на тему зима; модели с изображением потребностей растений.

Раздаточный материал: карточки с изображением растений (анютины глазки и деревья зимой); карточки с изображением дерева или листочка; игра «Четвертый лишний».

Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность и желание помочь Незнайке.

Воспитатель собирает детей около себя. - Ребята, а вы ходили когда-нибудь с родителями в лес зимой?

- А что вы там видели? - Вчера мне позвонил Незнайка и просил ему помочь. Он уже учиться в школе, в первом классе, и хотя все про все знает, на уроке его учительница поставила ему двойку. Она спросила: «Что бывает зимой? Какие бывают растения? Почему? Живые ли растения зимой?». А Незнайка ответил, что растения зимой не могут быть живыми, ведь у них нет листьев, на земле лежит снег, а под ними земля, на которой ничего нет. Но учительница сказала, что он неправ. - Ребята, давайте поможем Незнайке ответить на эти вопросы. - Хотите?

- Сможете?

Актуализация

Дидактические задачи: вспомнить и закрепить признаки зимы, названия деревьев и растений.

Воспитатель вывешивает на доску картины «Зимний лес», «Зимние забавы», предметные картинки — земля покрыта снегом, люди тепло одеты, дети катаются на коньках, дети и взрослые на лыжах, игры детей зимой, деревья без листьев и с листьями (хвойные), снегопад. Воспитатель: - Будем помогать Незнайке исправлять двойку. - Скажите ребята, а как мы узнаем зиму? Дети: - Зимой бывает холодно. Земля покрыта снегом. На речке, озере, в пруду вода замерзла, образовался лед. Он прочный, гладкий, скользкий, по нему можно ходить, ездить на коньках, санках, лыжах. Люди одеты тепло, в зимнюю одежду. Дети катаются на санках, коньках, играют в снежки, лепят снеговиков. Лиственные деревья стоят без листьев, а на хвойных остаются иголки (хвоинки). Птицы перебираются поближе к человеческому жилью. Небо часто бывает серым, на нем облака, тучи, из которых идет снег. Воспитатель: - Ребята, а какие растения можно встретить зимой?

Затруднение в ситуации

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для получения новых знаний;

2) формировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3) развивать речь.

- У меня на столе лежат карточки с изображением растений. Отберите из них те растения, которые можно встретить зимой (на карточках изображены анютины глазки и деревья зимой). Дети берут карточки с деревьями и возникает затруднение с карточкой на которой изображены анютины глазки.

- Воспитатель: - Ребята, вот и Незнайка сказал учительнице, что анютины глазки зимой умирают, потому что тепла нет, везде снег, холодно, влаги нет, почва промерзла, растения не растут и не цветут зимой. - А как вы думаете, растения могут расти зимой? Дети: - Не знаем. Воспитатель: - Ребята, смогли вы помочь Незнайке? (Нет.)

- Почему не смогли? (Потому, что не знаем, что происходит с анютиными глазками зимой.)

«Открытие» нового знания

Дидактические задачи:

1) формировать представление о растениях зимой;

2) формировать опыт самостоятельного открытия, эмоционального

переживания, радости открытия и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

- Почему же растения не растут и не цветут зимой? Воспитатель хвалит детей, которые ответили правильно. Если никто из детей не ответил правильно, то воспитатель задает вопрос:

- Ребята, а если вы чего-то не знаете, но очень хотите узнать, что нужно сделать? (Спросить у того, кто знает.)

- Давайте вспомним, что же нужно всем растениям для роста? (Свет, тепло, влага, почва.) Воспитатель выставляет модели с изображением потребностей растений. Воспитатель: - Растения зимой не погибают, а просто засыпают. Когда стало мало света - на деревьях и кустарниках пожелтели листья, а когда стало холодно — они листья сбросили. Ближе к зиме почти весь сок в деревьях уходит в корни, потому что корни зимой продолжают расти. Снег покрывает землю толстым ковром, под которым, не смотря на холод, продолжается жизнь. Оказывается, именно снежное одеяло сохраняет жизнь растениям. На деревьях и кустах остались почки, внутри которых спрятались новые листочки. А травянистые растения и цветы сбрасывают на зиму всю наземную часть, оставляя под землей лишь ростовые почки, которые отлично переносят холода, а весной, с приходом тепла, они «просыпаются» и вновь начинают процесс активного роста. - В процессе рассказа воспитатель выставляет картины «Деревья зимой», «Растения зимой», «Что под снегом?».

- Теперь, ребята, вы сможете помочь Незнайке исправить двойку?

Воспитатель делает вывод: растения не умирают зимой, а погружаются в сон.

Включение нового знания в систему знаний

Игра «С какого дерева листок?»

Дидактические задачи: закрепить с детьми названия деревьев, внешний вид листьев; развивать внимание, наблюдательность, память.

Воспитатель говорит детям, что Незнайке очень любит играть. И предлагает поиграть в его любимую игру. Дети делятся на две команды 1- деревья, 2- листочки (каждому ребенку дается карточка с изображением дерева или листочка). Под музыку все бегают, танцуют. Как только музыка остановилась, листики бегут к своему дереву.

Игра «Четвертый лишний»

Дидактические задачи:

1) определять время года по признакам и приметам;

2) составлять предложения и объединять их в связный рассказ;

3) развивать зрительное восприятие; внимание и наблюдательность, мыслительные операции.

Ведущий раздает участникам игры по игровому полю. Каждый игрок находит «лишний» предмет и объясняет свой выбор. Например: «Лишний предмет – гриб (ветку в снегу, кормушку, снеговика – все это можно увидеть зимой, а грибы зимой не растут)». Ведущий раскладывает на столе маленькие карточки и предлагает каждому участнику игры найти подходящий предмет и закрыть им «лишнее» изображение. После выполнения задания игрокам предлагается продолжить свои ряды. В конце игры у детей оказывается ряд из шести картинок, относящихся к определенному времени года.

Осмысление

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали, вспомнить о новых знаниях, создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

  • Ребята, кому вы смогли сегодня помочь?
  • Что нового узнали?

- Я сегодня позвоню Незнайке и расскажу ему о том, что же на самом деле происходит с растениями зимой.

Воспитатель хвалит детей и говорит, что с их помощью Незнайка сможет исправить двойку, потому что будет знать, что растения зимой не умирают, а спят.

Используемая литература:

  1. О. А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию! Часть I

Перспективный план работы по формированию экологической культуры у

детей младшего и среднего дошкольного возраста; Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2004.



Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Читайте также

Конспекты занятийКонсультацииСценарии




Комментарии

  • Булатова Зиля
    Начало программы хорошее. Хотелось бы увидеть ее полностью. Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Ирина
    Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Вероника
    Спасибо! Очень полезный материал, особенно в свете новых требований

    Подробнее...

     
  • Рада
    СПАСИБО БОЛЬШОЕ ЗА МАТЕРИАЛ! А ГДЕ МОЖНО СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ К ЭТОМУ МАТЕРИАЛУ?

    Подробнее...

     
  • Литвиненко Людмила А
    Занятие интересное. Молодец!

    Подробнее...