Осенний сон...

 

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный

И лучезарны вечера… -

Ф. Тютчев.

 

Немного истории.  В славянских языках названия месяцев тесным образом были связаны с явлениями природы. Первый месяц осени называли жовтень за желтый цвет листвы, роин – рев оленей, хмурень-  частое ненастье. Септембер – седьмой, в русском языке получил название сентябрь.

Образ начала осенних дней запечатлен в поговорках и присказках, вроде: «Холоден батюшка – сентябрь, да кормить горазд», «В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина», «Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется».

Одна из первых примет осени - желтые пряди в листве. Раньше всех начинает желтеть липа. По этому поводу и поговорка в народе сложена: «Мигнула липа пестрым листом – осень позвала».

 

Цель. Обобщить полученные знания о родном крае. Развивать познавательный интерес и воображение. Формировать чувство гордости, бережное отношение к флоре и фауне Хабаровского края.

Учитель – дефектолог. Дети, вы любите спать? Когда вы спите?

Дети. Ночью.

Учитель – дефектолог. Вы гуляли когда - нибудь во сне по утреннему лесу?

Дети. Нет! Не гуляли.

Учитель – дефектолог. Сегодня мы с вами погуляем по осеннему лесу. К нам тихонечко подкрался сон, взмахнул волшебной палочкой и мы заснули...Сон унес нас в волшебный лес, полный сказок и чудес! В лесу нас встретит настоящая желтоглазая Осень.

Осень, осень, подожди

Гнать по небу тучи,

Лить холодные дожди,

Сыпать град колючий.

Мы еще не накупались,

Не наплавались в реке,

Мы еще не належались

На оранжевом песке.

Осень, осень, потерпи

Подожди немного,

Звонких птиц не торопи

В дальнюю дорогу.

Ветер листья не гони

Подожди немного, осень,

Мы тебя об этом просим. Л. Яхнин.

Учитель – дефектолог.  Осенью в лесу на траве много росы. Росинка, росинка ты где родилась? Оказывается, росинка впервые рождается с приходом Весны, когда солнышко на небе вовсю ярко светит. Вот и побежала первая, вторая, третья Капелька вниз с крыши: кап – кап, кап – кап. Началась первая песенка Капли.

…Их еле заметишь,

Так малы они.

Но где же ты встретишь

Такие огни.

Учитель – дефектолог.  На что похожа Капелька серебристой росы?  

Дети. На воздушный шарик, на мячик, на елочную игрушку?

Учитель – дефектолог. Маленькая Капелька росы – маленькая Принцесса.  Капля живет одно мгновенье. Погладило Солнышко Капельку по голове и стала она легкой – легкой и полетела. Превратилась в пар и исчезла…

Ребенок:

В детском садике своем

Интересно мы живем.

Мы с друзьями не скучаем,

Мы природу изучаем.

Учитель – дефектолог. Дети, вы любите лесные тайны? В волшебном лесу много разных необычных тайн.

Дети. Любим!

Учитель – дефектолог. Послушайте стихотворение «Под окном стоят березы!» Это стихотворение шуточное. Все в нем написано неправильно? Исправьте ошибки.  

Под окном стоят березы,

А на них растут кокосы.

На осине – апельсины

И душистая малина.

На пенечке – кукуруза,

На рябине – два арбуза.

И вчера на пальме южной

Шишки вдруг поспели дружно.

А на поле вот как странно –

Выросли рядки бананов

И грибы заколосились…

Может, это мне приснилось?! В. Шипунова.

Учитель – дефектолог. Растут на березах кокосы?

Дети. Нет!

Учитель – дефектолог. На осине апельсины и душистая малина?

Дети. Нет!

Учитель – дефектолог. На пенечке кукуруза, на рябине два арбуза?

Дети. Нет!

Учитель – дефектолог. А на поле выросли рядки бананов?

Дети. Нет!

Учитель – дефектолог.  И грибы заколосились?

Дети. Нет!

Учитель – дефектолог. Может это мне приснилось?

Дети.  ДА! ДА! ДА!

Учитель – дефектолог.  На березе растут кокосы. Чудеса!    

Учитель – дефектолог. Дети! Вы слышали, как плачут деревья.

Дети. Нет.

Учитель – дефектолог:

Плакали ночью желтые клены,

Вспомнили клены, как были зелены.

С желтой березы тоже капало,

Значит береза тоже плакала…  Э. Мошковская.

Учитель – дефектолог. Почему деревья плачут?

Дети. Деревья ломают, ветки срезают, рубят лес.

Учитель – дефектолог. Как можно помочь лесу?

Дети. Не ломать, не рубить, посадить новые деревья.

Учитель – дефектолог:

Что мы сажаем,

Осень на опушке краски разводила,

По листве тихонько кистью проводила.

Пожелтел орешник и зарделись клены,

В пурпуре осеннем только дуб зеленый.

Утешает осень:

- Не жалейте лето!

Посмотрите – роща золотом одета!

З. Федоровская.

Учитель – дефектолог. Листопад! Листья желтые летят! Что это такое?

Дети.  Осень! Листочки падают на землю.

Учитель – дефектолог. Посмотрите, сколько нападало листочков к нам на подоконник. Это ветер их принес. Лес осенью очень красив! С деревьев опадают разноцветные листочки. Они тихо кружатся и медленно опускаются к нам на подоконник. Первый листочек упал с дерева – начался ЛИСТОПАД!

Учитель – дефектолог. Какого цвета листочки?

Дети. Красные, желтые, оранжевые, зеленые, коричневые.

Учитель – дефектолог:

Погодите, не спешите

Нам ведь нужен осветитель.

Лучик солнца помоги!

И полянку освети.   В. Колесников.

Учитель – дефектолог. Дети, а кто притаился на оконном стекле?

 

Солнечный зайчик

 

Дети. Солнечный зайчик!

Учитель – дефектолог. Осенью солнечные зайчики создают тепло и уют. Посмотрите – солнечные зайчики рады гостям! Они будут освещать нам таежные тропинки! В лесу мы можем заблудиться?

Дети. Да!

Учитель – дефектолог. Солнечные зайчики – маленькие фонарики.

Учитель – дефектолог. Тайга…Мы оказались в сказочном Дальневосточном лесу.  Началом листопада считается дата, когда первые листья начинают падать независимо от ветра. Если слегка потрясти ветку, в воздухе закружится несколько опавших листьев. Ранее всего листопад начинается у ив, лещины, вяза и осины. После свежих утренников падение листьев и ветвей становится массовым.

Учитель – дефектолог. В смешанных лесах разыгрывается настоящая золотая пурга!

 

В тайге живет много зверей и птиц

 

Учитель – дефектолог. В тайге живет много зверей и птиц из разных уголков нашей страны. Посмотрите: живет в лесу Кот – котище, Бегемот – большой живот, Жираф – с длинной шей, Страус – длинноногий, Лев – с большой гривой и Слон с большими бивнями. Вот такая необычная компания живет в нашем сказочном лесу. Все звери здесь дружат и никого не обижают.  

Дети. Это сказочный лес - в нем много сказок и чудес!

Учитель – дефектолог. А цветы растут в тайге?  

Дети. В тайге много цветов.  

Учитель – дефектолог. Какие цветы растут в тайге?    

Дети. Дикая роза, кувшинка, ромашка и много других красивых цветов. В тайге можно нарвать целый букет цветов и принести домой.  

Учитель – дефектолог. Будем рвать цветы в тайге?  

Дети. Будем!  

Учитель – дефектолог.  Дети, я вам открою секрет. Все цветы живые и они не хотят умирать. Пусть растут цветы на радость людям!

Учитель – дефектолог. Согласны?

Дети. Да!

Учитель – дефектолог. В сказочном лесу не слышно птичьих голосов.  Где же птицы?

Дети.  Вот притаилась Совушка – сова, большая голова!

Учитель – дефектолог. Совушка – сова ночью летает, а днем спит. Вот такая хитрая Совушка – сова, большая голова! Совушка – сова летает - и всех пугает. Страшно ночью в дремучем лесу?

Дети. Страшно!

Учитель – дефектолог.  Дети, мы ходим, ходим по лесу, а ни одного насекомого не встретили?  Я загадаю вам загадки, если вы их отгадаете – в лес на одно мгновенье вернуться насекомые.

Дети отгадывают загадки:

Черен, да не ворон,

Рогат, да не бык,

Шесть ног без копыт. (Жук.)

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси мне хлеба,

Черного и белого,

Только не горелого. (Божья коровка.)

С цветочка – на травинку,

С листочка – на былинку,

Отталкиваясь ножками,

Летает над дрожками. (Кузнечики.)

На дорожку вышли рожки.

- Вы не будете бодать?

Я потрогал их немножко,

Рожки спрятались опять. (Паук.)

Комарики неумные,

Неумные и шумные,

Столпились в целый рой,

Повисли над водой. (Комарики – Макарики.)

Дети. Жук, Божья коровка, Кузнечики, Паук, Комарики–макарики.

Учитель – дефектолог. Куда же они попрятались?

Дети. Они спрятались в землю. Им сейчас очень холодно.

Учитель – дефектолог. Насекомые появятся ранней весной, когда будет тепло.  Запомните, это наши друзья!

Учитель – дефектолог. Дети, слышите, кто – то квакает в лесу? Кто же это?

Дети. Это лягушка!

Учитель – дефектолог. Дети, поищем лягушку? Где она спряталась! Вот она лягушка: ква – ква! Она ученая лягушка – любит книги читать. А вы любите книги читать?

Дети. Любим! Читаем книги про природу и про разных зверей.

Учитель – дефектолог. Есть такая примета, если лягушка квакает к непогоде.

Вот и Тучки прилетели - дождик нам принесли. Слезки у Тучек чистые – чистые! Тучки прилетели - с подружками. Они - небесные красавицы! Любят Тучки цветные сарафанчики!

Дети надевают Тучкам сарафаны.

Тучки – красавицы, всем ребятам нравятся!

Учитель – дефектолог.  Срывает ветер осенние листочки с деревьев и уносит их далеко – далеко. Роняют Тучки свои слезки, а слезки не простые -  разноцветные! Умоемся хрустальными слезками Тучек, станем здоровыми и красивыми!

С неба падает разноцветный дождь!

Дождик, дождик, веселей,

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи,

Зря в окошко не стучи.   Д.И Сембереева.

Дети прячутся от осеннего дождя

Учитель – дефектолог (от имени Леса)

Вас встретит, как друга,

Лесная опушка,

Вам тысячу лет

Нагадает кукушка!

Вас очень хотят

Обласкать ветерки,

Живою водой –

Напоить родники!

Лес… Это сказочный мир доброго царя Берендея. Присмотритесь и прислушайтесь… Лес полон загадок и чудес!

Без меня вы не скучайте, угощенья получайте!

Дети получают угощенья (конфеты).

 

Дети получают угощенья

 

Учитель – дефектолог:

А теперь за дело дружно,

Убирать игрушки нужно

Все сложить и не ломать.

Завтра будем вновь играть.

Просыпайтесь, ребята! С добрым утром!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы…

Конспект занятия по познавательному развитию «Наши умные помощники - органы чувств» в группе общеразвивающей направленности от 5 до 6 лет Цели:  1...

Познавательный проект «Дары леса»

Познавательный проект «Дары леса»

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП

Взаимодействие специалистов ДОУ с семьями группы риска СОП В сфере образования большое внимание всегда уделяется неблагополучным семьям, семьям группы риска социально...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в средней группе на…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению в средней группе на тему: «Куличи мы испечём, всех на праздник позовём» Цель: развивать интерес...

Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного…

Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного возраста

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения…

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности» Цель: обучение детей основам безопасного поведения на дорогах. Задачи: -...