Цикл экскурсий «Безопасный маршрут в школу будущего первоклассника»

 

В процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.

Одной из форм профилактики детского дорожно-транспортного травматизма являются экскурсии, Экскурсия одна из важных форм организации обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах. Экскурсия рассматривается в дошкольной педагогике как особый вид занятия. Так же, как и на занятиях, на экскурсиях решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи, изучается (в ходе непосредственного наблюдения дороги, движения автотранспорта и пешеходов) программное содержание одновременно всеми детьми конкретной возрастной группы. Основное отличие экскурсии от занятия, проводимого на игровом участке или в игровой комнате, заключается в характере познавательной деятельности детей непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдении за поведением пешеходов.

Экскурсии с дошкольниками, изучающими основы правил дорожного движения, проводятся в разное время года. Для того, чтобы экскурсии были интересными и эффективными, воспитателю необходимо предварительно определить экскурсионные маршруты (в пределах микрорайона дошкольного учреждения), выбрав варианты максимально безопасные для детей.

Основными методами, применяемыми воспитателем на экскурсии, являются фронтальное наблюдение детей и их беседа с воспитателем, инспектором ГИБДД и т. п., их сочетание. В зависимости от цели экскурсии и конкретного содержания в ходе экскурсии обязательно предусматривается время для:

а) самостоятельного наблюдения детьми дороги, движения автотранспорта и пешеходов и т.п.;

б) движения к месту наблюдения и обратно;

в) игровых упражнений, способствующих выявлению и закреплению представлений о наблюдаемых объектах (если место наблюдения позволяет их выполнять).

Основное отличие экскурсий по правилам дорожного движения в дошкольном учреждении от занятия, проводимого на игровом участке или в игровой комнате, заключается в характере познавательной деятельности детей – непосредственном восприятии дорожных ситуаций, наблюдений за поведением пешеходов.

Воспитателю перед проведением экскурсии необходимо подготовить все необходимое оборудование (красные флажки и пр.), получить согласие сопровождающих экскурсантов родителей, инспектора ГИБДД или других взрослых, а также продумать план экскурсии. Обязательными пунктами плана экскурсии являются: маршрут экскурсии, последовательность посещения объектов с указанием времени движения по маршруту; перечень основных наблюдаемых объектов и вопросы воспитателя.

Экскурсии по профилактике дорожно-транспортного травматизма направлены на закрепление дошкольниками знаний по правилам дорожного движения. На экскурсиях закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров, а также дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль и т.д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.

Работа дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества важно помнить, что оно не должно носить декларативный и назидательный характер. Осуществляя работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма с семьями воспитанников, нужно строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились в активно действующий в процессе ее усвоения.

Не секрет, что в условиях современных городов, а в особенности мегаполисов с каждым днем возрастает количество транспорта, как муниципального, так и находящегося в личном владении. И, к сожалению, число пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях растет соответственно.

Главными воспитателями для ребенка основам поведения на дороге остаются родители, на которых, в первую очередь, лежит ответственность за тех, кому они дали жизнь. Нельзя полагаться на то, что кто-то научит, а главное - приучит ребенка грамотно и дисциплинированно вести себя среди железных потоков современных городских дорог. Конечно, прежде всего, важен собственный пример. И родитель, опаздывающий на работу и перебегающий дорогу в неположенном месте на глазах у своего же ребенка, который направляется в школу, создает у последнего иллюзию, что так можно поступать. Ну почему бы и нет, если папа (мама) так делает? И после этого, зачастую, никакие воспитатели не изменят его впечатления о соблюдении правил дорожного движения. Ведь авторитет родителя – выше! Однако, личного положительного примера для воспитания грамотного пешехода тоже недостаточно. В современных условиях родитель должен знать – как правильно обучить своего ребенка правилам дорожного движения. И в этом вопросе ему не обойтись без советов специалистов, специализированной литературы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма (направленной на обучение, как родителей, так и детей). А также специальных игровых программ по обучению ПДД, ведь известно, что ребенок лучше всего учится в интересной игре. Играя дома с родителями, он подсознательно переносит правила игры в жизнь, то есть – на своё поведение в реальных дорожных условиях. С информацией о состоянии и причинах детского дорожно-транспортного травматизма в районе, городе, перед родителями обязательно должны выступать воспитатели, инспекторы Госавтоинспекции.

Максимальная эффективность проводимой учебно-воспитательной работы во многом будет зависеть от контакта воспитателей с родителями и воспитателями дошкольных учреждений, от их понимания ответственности за жизнь и здоровье ребенка, взаимоподдержки и взаимопомощи.

Для организации взаимодействия родителей и воспитателей по изучению «Дорожной азбуки» после проведения экскурсии родителям предлагается памятка с домашним заданием, в которой изложен материал для закрепления по правилам дорожного движения.

Ниже представлен тематический план экскурсий для детей старшего дошкольного возраста (5 - 7 лет):

Тема экскурсии Цель экскурсии Памятка с домашним заданием для закрепления материала родителям с детьми. Сроки проведения Участники
  1.  
«Правила дорожного движения» Расширять знания детей о правилах дорожного движения. Анкета «Я и мой ребенок на улицах города».

Рассмотрение совместно с ребенком изображенных ситуаций по ПДД

сентябрь Воспитатели, сотрудник ГИБДД.
  1.  
«Знакомство с улицей и дорогой»

 

Уточнять и расширять представления детей об улице, дороге, тротуаре; о грузовых и легковых автомобилях; дать элементарные знания о правилах поведения на улице. Развивать наблюдательность.

 

Памятка с домашним заданием для закрепления материала родителям с детьми. октябрь Воспитатели, родители.
  1.  
«Прогулка пешехода»

 

Ознакомить детей с некоторыми правилами передвижения пешеходов по улице, переходом и знаком «Пешеходный переход». Закреплять понятия «пешеходная дорожка», «двустороннее движение», «сигнал светофора». Развивать умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать культуру поведения на улице. Памятка с домашним заданием для закрепления материала родителям с детьми. ноябрь Воспитатели, родители.
  1.  
«Пешеходный переход» Закрепить правила поведения на улице, учить переходить улицу по специально выделенному знаку - «зебре». Памятка с домашним заданием для закрепления материала родителям с детьми. декабрь Воспитатели, сотрудник ГИБДД.
  1.  
«К остановке пассажирского транспорта»

 

Расширить знания детей о пассажирском транспорте. Они узнают, что автобусы (троллейбусы) останавливаются на специальных остановках около тротуаров, у обочины дороги, закреплять правила поведения в общественном транспорте, воспитывать культуру поведения. Памятка с домашним заданием для закрепления материала родителям с детьми. январь Воспитатели, родители.
  1.  
«К перекрёстку»

 

Сформировать у воспитанников представление о перекрестке. Научить безопасному поведению на перекрестке. Памятка с домашним заданием для закрепления материала родителям с детьми. февраль Воспитатели, родители.
  1.  
«Сигналы светофора» Закреплять знания детей о четырехстороннем светофоре. закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. Памятка с домашним заданием для закрепления материала родителям с детьми. март Воспитатели, родители.
  1.  
«Наблюдение за работой сотрудника ГИБДД» Уточнить знание детей о работе сотрудника ГИБДД, объяснить значение его жестов; воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика. Памятка с домашним заданием для закрепления материала родителям с детьми. апрель Воспитатели, сотрудник ГИБДД.
  1.  
«Экскурсия к школе» Закрепить знания детей о правилах дорожного движения. Памятка с домашним заданием для закрепления материала родителям с детьми. май Воспитатели, родители.

 

Литература

  1. Авдеева, Н.Н. Основы безопасности детей дошкольного возраста / Н.Н. Авдеева Н.Н., О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – М.: Просвещение, 2007.
  2. Авдеева, Н. Н. Безопасность на улицах / Н. Н. Авдеева. – М.: ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997.
  3. Атарщикова, Н.А. Перспективное планирование воспитательно – образовательного процесса по программе «От рождения до школы» / Н. А. Атарщикова, И. А. Осина, Е. В. Горюнова. – Волгоград, 2011.
  4. Белая, К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности/ Белая К.Ю., Зимонина В.Н. - М.: Просвещение, 2004.
  5. Вдовиченко, Л.А. Ребенок на улице / Л.А. Вдовиченко. – СПб.: «Детство-пресс», 2008.
  6. Веракса, Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т. С.Комарова, М.А. Васильева. – М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012 - 292 с.
  7. Гарнышева, Т. П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры /Т.П. Гарнышева - СПб.: «Детство – пресс», 2011.
  8. Гончарова, Л.М. Правила дорожного движения для начальной школы / Л.М. Гончарова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 251 с.
  9. Данилова Т. И. «Программа "Светофор". Обучение детей дошкольного возраста ПДД» / Т.И.Данилова. – СПб.: «Детство – пресс», 2011.
  10. Извекова, Н.А. Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А Извекова, А.Ф. Медведева, Л.Б. Полякова, А.Н. Федотова. - М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с.
  11. Колчанов, Н.И. Дорога, ребенок, безопасность: Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы. / Н.И. Колчанов- Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 152 с.
  12. Майорова, Ф.С. Изучаем дорожную азбуку Ф.С. Майорова - М.: «Скрипторий» 2005
  13. Поддубная, Л.Б. Правила дорожного движения подготовительная группа /Л.Б. Поддубная - Волгоград.: «Корифей», 2009
  14. Информационный ресурс: Энциклопедия дорожного движения http://deti.gibdd.ru/encyclopedia/


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Воспитательное значение народных сказок

Воспитательное значение народных сказок Опыт показывает, что эффективность учебно-воспитательной работы порою немало зависит от умелого использования педагогических традиций народа. Одной из...

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Танцевально-двигательная терапия. Танцевально-гимнастические упражнения, игры для снятия напряжения и развития…

Танцевально-двигательная терапия. Танцевально-гимнастические упражнения, игры для снятия напряжения и развития творчества в танце Танцевально-двигательная терапия «Танец — это живой язык, на котором...

Читайте также

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья»

Физкультурный досуг для детей старшей группы «День Здоровья» Цель: формировать представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья, вызвать желание заниматься физкультурой и...

Дидактические игры по математике

Дидактические игры по математике «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое...

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ