Конспект детской литературной викторины по теме «Здравствуй, А.С. Пушкин», в соответствие с ФГОС ДО

Возрастная группа: 6-7 лет

 

Тема календарно-тематического плана: «Книжкина неделя»

 

Реализуемая образовательная программа: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, издание 3-е, испр.  и доп. М:МАЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368с.).

Дидактические единицы:

  • сказка как литературный жанр, особенности жанра (основная идея, языковые средства);
  • автор произведений Александр Сергеевич Пушкин, авторские сказки («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богаре  князе Гвидоне Салтановиче  и о прекрасной царевне Лебеди», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о его работнике Балде»); стихотворение «У лукоморья дуб зеленый», содержание произведений (основная идея, особенности структурных частей), главные герои (имена, характер, значение в данном произведении, взаимодействие друг с другом), сюжет (основные события, их взаимосвязь).

Вид (разновидности) деятельности детей: литературно-игровая (игра с правилами), литературно-познавательная, познавательно-коммуникативная, коммуникативно-игровая.      

Задания для совместной деятельности:

Задание
(действие и его содержание)
Способ

предъявления задания

Способ презентации

результатов выполнения задания

1. Представьте свою команду и поприветствуйте соперников. Словесный Словесный
2. Опираясь на карточки-помощники, обсудите правила поведения в викторине и правила  работы в команде. Словесный

с предоставлением пиктограмм правил поведения во время викторины и правила работы в команде

Словесный с опорой на пиктограммы правил работы в команде
3. Рассмотрите маршрутную карту викторины и обсудите ее особенности. Словесный с

демонстрацией маршрутной карты викторины

Словесный с

опорой на маршрутную карту викторины

4. Послушайте в аудиозаписи отрывки из произведений А.С. Пушкина и закончите фразы, назовите произведения. Словесный с демонстрацией аудиозаписи отрывков сказок Словесный
5. Достаньте из мешочка картинки с изображением сказочных предметов, определите их названия, название сказки, расскажите кому и для чего был нужен этот предмет. Словесный, с предоставлением мешочка с картинками Словесный, с использованием картинок с изображением сказочных предметов
6. Соберите на скорость картинку из разрезных частей (конкурс капитанов), определите название сказки и назовите изображенных персонажей. Словесный с предоставлением разрезной картинки иллюстрации сказки   Словесно-практический с использованием разрезной картинки иллюстрации сказки  
7. Возьмите по 4 картинки с иллюстрациями сказок А.С. Пушкина, по каждой вспомните и расскажите четверостишие, назовите название сказки.

8. Послушайте отрывок, выберите картинку с прочитанным отрывком и назовите сказку.

Словесный с предоставлением иллюстраций сказок

Словесный с предоставлением иллюстраций сказок

Словесный с использованием иллюстраций сказок

Устный ответ

9. Послушайте вопросы и ответьте на вопрос, выбрав один из трех вариантов. Словесный Устный ответ
10. Разгадайте кроссворд и впишите слова, опираясь на карточки помощники. Словесный

 

Практический с использованием карточек с напечатанными словами-отгадками
11. Покажите друг другу инсценировки подготовленных эпизодов сказок и отгадайте их названия. Показ инсценировки Словесный
12. Попрощайтесь с командой противника и поблагодарите участников викторины. Словесный Словесный
13. Расскажите о своих впечатлениях о проведенной викторине. Словесный Словесный

Способ оценивания результатов викторины: после правильного выполнения каждого задания ведущий помещает фишки на магнитном табло (у каждого конкурса за правильный ответ – разное количество фишек) под названием каждой команды на табло (1 команда - желтые магнитные фишки, 2 команда – зеленые магнитные фишки); после выполнения последнего задания подсчитывается количество фишек, полученных командами; победителем становится команда, получившая большее количество фишек.

Способ награждения детей: Ведущий приглашает участников викторины для подведения итогов в зону награждения. Команды выстраиваются друг напротив друга, ведущий вместе с детьми считает вслух количество фишек, полученных каждой командой. Ведущий называет команду-победительницу.  Детям из команды-победительницы вручаются игра-пазлы каждому участнику, медали с портретом А.С. Пушкина, а также вручается диплом команде, другой команде – грамота команде и книжки-раскраски каждому участнику.  

Образовательные задачи

1. Актуализировать представления детей о сказках А.С. Пушкина при выполнении поисковых заданий, стимулировать интерес к их выполнению (ПР).

2. Формировать у детей умение выражать свое мнение, рассуждать, доказывать свое мнение и вести диалог (РР).

3. Совершенствовать навыки выразительного исполнения стихотворного текста и при драматизации отрывков из сказок (СКР + РР).

4. Способствовать проявлению умения использовать условно-символические модели при решении поисковых заданий (ПР).

5. Развивать интерес детей к командной работе, умение выполнять правила работы в команде (СКР).

Материалы и оборудование

Стимульный материал (Приложение 1):  

– объявление о викторине;

– медали с портретом А.С. Пушкина для команды-победительницы (по количеству участников);

– диплом победителей викторины;

– грамота участников викторины;

– маршрутная карта викторины (творчество А.С. Пушкина).

Материалы для деятельности детей:

– карточки с предметными картинками с изображение предметов из сказок А.С. Пушкина (яблоко, зеркало, веревка, цепь, корыто, белка, рыбка, солнце, петушок, русалка, комар, корабль);

– разрезная картинка иллюстрации сказки А.С. Пушкина (формат А4, разрезана на 10 частей, два экземпляра);

– сюжетные картинки из сказок А.С. Пушкина (формат А5);

– кроссворд для заполнения отгаданных слов (2 шт.), карточки со словами отгадками (в двух экземплярах);

– элементы костюмов для инсценировки эпизодов из «Сказке о рыбаке и рыбке», «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

Дидактический материал:

– пиктограммы правил поведения в викторине, пиктограммы правил работы в команде (Приложение 2).

Оборудование (техническое обеспечение):  

– демонстрационное магнитное табло;

– магнитофон, аудиозапись отрывок из сказок;

– материал для подведения итогов викторины (табло, магнитные фишки).

– вспомогательные столы для использованного материала (для каждой команды)

Конструктор совместной деятельности педагога и детей

Этап Деятельность педагога Деятельность детей
Мотива-циион-но-целевой Педагог размещает в группе объявление о проведении литературной викторине по творчеству А.С. Пушкина, объясняет ее особенности, поощряет желание детей участвовать, комплектуют команды (2), определяет их численность (по 8 человек).

Знакомят детей с правилами викторины «Здравствуй, А.С. Пушкин», обсуждает их с детьми

Дети рассматривают, читают объявление, делятся впечатлениями, принимают решение об участии в викторине. Вспоминают, что такое викторина и обсуждают правила работы в команде, правила поведения команд и зрителей.
Проекти

ровочно-органи-зацион-ный

Ведущий помогает детям обсудить подготовку к викторине, создать команды, придумать название, девиз и приветствие.

Объясняет и помогает подготовить домашнее задание.

Определят особенности организации пространства группы и готовит помещение.

Подбирает фоновое музыкальное сопровождение.

Продумывает и готовит материалы и оборудование для литературной викторины.

Обсуждает, как можно подготовиться к выполнению заданий.

Выбирают двух капитанов, которые поочередно называют имена детей, формируя свою команду, остальные дети - зрители.

Дети-участники придумывают название команды, отражающее содержание викторины; девиз, внешний вид.

Помогают расставлять оборудование.

Обсуждают и репетируют домашнее задание.

Содержа-тельно-деятель-ностный Напоминает детям правила проведения викторины (членов команд), знакомит с маршрутом.

Знакомит детей с механизмом оценки, проводит жеребьёвку первого хода.

Последовательно представляет детям задания, обеспечивает необходимым материалом для их выполнения.

Осуществляет оценку результатов задания (выкладывает фишки для каждой команды).

По окончании работы с каждым заданием освобождает рабочую зону для дальнейшей работы.

По ходу викторины обеспечивает соблюдение всех правил и процедур викторины согласно сценарию. Регулирует взаимодействия участников викторины и ведущего.

Осуществляет по ходу викторины оценку правильности выполнения каждого задания.

Дети – члены команд.
Приветствуют противника и презентуют свою команду.

Знакомятся с маршрутной картой викторины.

Последовательно выслушивают задания, сообща обсуждают ответы и выполняют задания. Представляют решение в заданной форме.

После выполнения задания убирают отработанный  материал.

Взаимодействуют, соблюдая правила, регламентирующие процедуру викторины.

Проводят взаимопроверку заданий викторины.

 

Оценоч-но-реф-лексив-ный Организует подсчет фишек и определяет победителей.

Подводит итоги, подчеркивает позитивные моменты, озвучивает итоговые результаты выполнения заданий, называет победителя.

Проводит процедуру награждения победителей.

Помогает командам попрощаться, сообщает о завершении викторины.

Обсуждает вместе с детьми, как прошла викторина, как вместе  работали члены команд.

Подводит итоги.

Вместе с ведущим считают баллы.

Детям из команды-победительницы вручаются медали, пазлы и диплом. Второй команде - грамота, книжки-раскраски. Благодарят друг друга за партнерство, делятся впечатлениями о викторине, прощаются.

 

Методы и приемы

1. Рассматривание объявления о проведении викторины и обсуждение подготовки к участию в викторине (в подготовительных группах):

– Что такое викторина?

– В чем особенности викторины по творчеству А.С. Пушкина?

– Кто хочет принять участие в викторине? Кем хотите быть? (участником команды, зрителем-болельщиком).

– Что должен знать и уметь член команды для участия в викторине по творчеству А.С. Пушкина?

– Кого мы выберем капитаном?

– Как мы назовем команду?

– Что такое девиз? Каким может быть девиз нашей команды?

– Как команды будут приветствовать друг друга?

– Что нужно сделать, чтобы победить в викторине?

2. Обсуждение правил проведения викторины:

– Какие правила поведения игроков в ходе викторины?

– Какие правила должны соблюдать члены команды?

– Какие правила должны соблюдать зрители?

Правила поведения игроков в ходе викторины:

– слушать внимательно задания и вопросы ведущего;

– каждая команда отвечает на свои вопросы;

– прежде чем отвечать, надо посовещаться всей командой;

– если готовы отвечать, поднимите флажок, который лежит у вас на столе;

– отвечает один из команды, выбранный членами команды или капитаном.

3. Инструкция по выполнению заданий и способов их выполнения:

– внимательно выслушать задание;

– обсудить разные варианты его выполнения;

– выполнить задание;

– выбрать, кто будет отвечать, и составить текст ответа;

– представить решение своей команды.

4.  Обсуждение результатов выполнения заданий:

– Правильно ли выполнено задание?

– Почему вы считаете, что задание выполнено правильно?

– Есть ли дополнения у команды-противника? другие варианты ответа?

5. Исправление ошибок, допущенных командами.

В случае, если команда неправильно выполнила задание, его выполняет команда противника. Если же и они допускают ошибку, его выполняют вместе с ведущим.

6. Похвала за правильный ответ, активность, соблюдение правил, подчеркивание достоинств ответов, их качественная оценка.

7. Заключительное слово и награждение участников викторины.

Ведущий приглашает участников викторины для подведения итогов и награждения. Команды выстраиваются друг напротив друга, все вместе считают количество фишек, полученных каждой командой. Ведущий называет команду-победительницу, вручает команде диплом и медали с портретом А.С. Пушкина, игры-пазлы. Команде, набравшей меньшее количество баллов - грамоту и книжки-раскраски.

 

Полную версию работы можно скачать здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Лепбук «Здоровье планеты - в наших руках»

Лепбук «Здоровье планеты - в наших руках» Аннотация к лепбуку «Здоровье планеты - в наших руках» Сегодня, мир не такой как вчера...

Дидактическое пособие «Лэпбук «Чистая планета»

Дидактическое пособие «Лэпбук «Чистая планета» «Необходимо открыть ребенку книгу природы как можно раньше, чтобы каждый день приносил что-то новое, чтобы каждый шаг был...

Новогодняя лесная служба спасения 2021-22 год. Новогодний утренник в старшей…

Новогодняя лесная служба спасения 2021-22 годНовогодний утренник в старшей - подготовительной группе В зал под музыку входят дети, выстраиваются в круг. Ведущий: Как...

Читайте также

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад»

Сценарий праздника «С днем рождения, детский сад» Цель: Развивать коммуникативные качества. Доставить детям радость и удовольствие от участия в празднике, продолжать воспитывать...

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое…

Познавательно-творческий проект для детей старшего дошкольного возраста «Вот оно какое, наше лето!» Паспорт проекта Тема проекта: «Вот оно какое, наше лето!» Тип проекта:...

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, физических качеств...