Использование средств русского фольклора для развития художественных и творческих способностей детей

 

Современное поколение детей практически не имеет представления о народных традициях и особенностях русской культуры. Поэтому задачей первоочередной важности для педагогов является создание условий для более близкого знакомства с фольклором. Это важно не только с точки зрения национальной самоидентификации ребенка, но и для развития его творческого потенциала. С помощью фольклора детям проще всего проявить свои художественные способности. Совершенствование умений происходит комплексно – задействуются как индивидуальные, так и коллективные методы, основой которых является комбинирование слов, действий и музыкального сопровождения. При таком подходе обеспечивается максимально эмоциональный эффект, который способствует творческому развитию.

В дословном переводе с английского языка, фольклор обозначает учение о народе. Его отличительная особенность заключается в том, что он является отражением мудрости и культуры многих поколений одного этноса. Фольклор постоянно обогащается и играет неоценимую роль во время становления детской личности.

По моему глубокому убеждению, обеспечить ребенку разностороннее развитие без фольклорных произведений невозможно. Поэтому была составлена трехлетняя программа «Берестушечки», направленная на применение средств русского фольклора для развития художественного и творческого потенциала детей возрастом от 4 до 6 лет. Главной задачей стало ознакомление с многовековыми народными традициями и формирование интереса к различным проявлениям русского фольклора.

Название курса обучения было выбрано неслучайно – оно перекликается с наименованием нашего учреждения «Берёзка». Поставив цель максимально погрузить юных учеников в традиционную русскую атмосферу, в качестве главного элемента образа были выбраны берестяные плетеные изделия. Соответственно, и программу нельзя было назвать иначе чем «Берестушечки». В процессе составления учебных материалов использовались «Методические рекомендации по организации фольклорного кружка в детском саду» И.Н.Коноваловой, а также материалы из «Программы курсов по народной культуре» под авторством А.Н.Зиминой и Л.И.Мельниковой.

Ключевым элементом, отличающим созданный курс обучения, является следование событиям народного календаря на протяжении трехлетнего периода. Регулярность обрядов и праздников позволяет постепенно проникаться национальными традициями, а постепенное усложнение материала дает возможность расширять познания в области народного фольклора. При этом процесс изучения народной культуры предполагает использование одновременно устного творчества, музыки и игровых элементов.

Восприятие информации происходит по мере усложнения, что позволяет ей закрепиться в создании. Если на начальном этапе применяются простые формы, то по мере взросления ребенка программа становится более сложной, сочетая в себе игру, песни, музыкальные композиции и т.д.

В зависимости от формы проявления и особенностей воздействия, русский фольклор может быть разных видов. К нему относят народные песни, танцы, игры, исполнение на различных музыкальных инструментах и праздничные традиции. Отдельную группу составляет детский музыкальный фольклор, включающий всевозможные частушки, дразнилки, заклички, колыбельные, потешки, приговорки, а также пестушки и считалки.

На протяжении первого года мною было принято решение сконцентрироваться на традиционных играх и песнях. В первую очередь, были тщательно изучены жанровые особенности фольклорных произведений и используемых в русском фольклоре музыкальных инструментов. Для наилучшего восприятия наряду с фонограммами в обучении использовались настоящие ложки, балалайки, погремушки и т.д. Дальнейшим этапом стала организация выставки поделок из бересты – вдохновившись увиденным, дети с удовольствием воспользовались возможностью попробовать сделать берестяные предметы своими руками. Результатом стало формирование более четкого представления о народном творчестве.

Значительное время было уделено песенному аспекту как универсальному средству выявления творческих способностей. Как известно, пение сопровождает жизнь ребенка с самого рождения, причем так было с незапамятных времен, когда женщины занимались рукоделием, мужчины шли работать в поле, запевая народный мотив. Любовь к русской песне впитывается с молоком матери – в простых и понятных ребенку текстах песен «Блины», «Васька кот», «Кто у нас хороший», «На зелёном, на лугу» ощущается искренняя радость, любовь и ласка.

Чтобы как можно лучше понять и принять данную часть фольклора, учу детей распознавать звуки отдельных инструментов и ассоциировать персонажей песен с героями сказок. Дополнительно практикую исполнение композиций хором для развития чувства коллективизма и избавление от неуверенности в своих силах. Разнообразить процесс разучивания текста позволяют погремки, свистушки из бересты, а также подражание учителю – такой подход позволяет исключить простую зубрежку и вызвать у детей исключительно положительные эмоции от погружения в народную культуру.

Знакомство с каждым видом детского фольклора, включая частушки, небылицы и потешки, сопровождается интересным рассказом, демонстрацией поделок и музыкальной импровизацией. Во время изучения колыбельных песен провожу занятие, посвященное отличиям традиционной колыбели и кроватей нынешнего поколения. Ключевой акцент делается на развитие собственных талантов ребенка – ученики выполняют задания по созданию мелодий, выдумывают танцевальные движения и т.д. Тщательная подборка репертуара позволяет развить вокальные данные, не превратив обучение в скучный процесс.

Наилучшим образом дети воспринимают информацию в формате игры, а наличие простого для разучивания текста и музыкального сопровождения делает обучение неизменно увлекательным. В рамках игрового процесса дети учатся распознавать ритм, тренируют навыки распевного выразительного произношения, что позволяет определить творческие способности ребенка. С их помощью удается:

  • создавать всевозможные вариации игр с использованием народных мотивов;
  • ставить сценки с текстом и персонажами русских песен;
  • разнообразить всем известную игру путем добавления импровизированных движений.

Чрезвычайно большую роль играет следование обрядам и традициям, связанным с календарными праздниками. Каждый год они повторяются, при этом дети пополняют запас знаний народных обычаев, песен, игр и танцев, пользуясь помощью обитателей «Музыкальной деревни». Стимулировать творческий рост и внести разнообразие в обучение позволяют конкурсы и соревнования, во время которых участники могут продемонстрировать свои таланты.

Определить и развить способности детей позволяет применение широкого спектра методик и приемов, включая живое общение, прослушивание песен и народных сказок, постановку сценок. Комбинирование словесного, практического и наглядного метода обеспечивает полноценное развитие личности, а художественно-творческие умения позволяют улучшить метод поиска, в рамках которого ребенок:

  • создает свое видение композиции;
  • дополняет музыкальную гамму новым звучанием;
  • подбирает словесную форму для мелодии;
  • анализирует материал и высказывает собственное мнение.

Подведя итоги, можно сделать вывод, что данный метод обучения стимулирует детей чаще применять на практике полученные знания в области русского фольклора. Наблюдается возросший интерес к творчеству во всех его проявлениях. В частности, родители отмечают, что у детей чаще возникает желание заниматься музыкой и петь дома.

 

Литература:

  1. «Игры, забавы, развлечения и праздники» Э.М.Гамилова (календарно-обрядовые и фольклорные праздники и развлечения).
  2. «Детские частушки, шутки, прибаутки» Т.И. Бехметьева, Г.Т. Соколова.
  3. «Фольклорный праздник» Г.М. Науменко.
  4. «Сценарии музыкальных, календарных и фольклорных праздников» М.А. Давыдова.
  5. «Гармошечка-говорушечка».
  6. «Музыкальные сказки» Педагогический альманах № 2 – 2006 год сост. А.И.Буренина.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект с детьми старшей группы в форме Квест-игры: по теме:…

Проект с детьми старшей группы в форме Квест-игры: по теме: «Как мы Зиму искали»

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города»

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Парки нашего города» Пояснительная записка. Актуальность В настоящее время вопрос патриотического воспитания встал на первое место в воспитании маленьких...

Читайте также

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего…

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного...

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет. Квест-игра…

Конспект интегрированного НОД по экологии с детьми 5-6 лет Квест-игра «Спасём природу!» Цель: воспитание экологической культуры у детей 6-7 лет посредством...

Конструкт занятия. Тема проекта: «Тело человека»

Конструкт занятия. Тема проекта: «Тело человека» Цель: расширить представления детей о внутреннем строении человека. Задачи. Обучающие: - обобщить знания детей о внутреннем строении человека:...