Играя развиваем просодическую сторону речи у детей со стертой формой дизартрии

 

Цель: в игровой форме и повседневно работать над развитием просодической стороны речи детей со стертой формой дизартрии, не затрачивая много времени на проведение.

Задачи:

  • сформировать правильное дыхание;
  • сформировать звонкий, сильный голос;
  • сформировать плавность и слитность произношения;
  • развивать мелодико-интонационную сторону речи;
  • формировать навык владения голосовыми модуляциями;
  • развивать слуховой контроль.

Данные задачи решаются при помощи логопедической ритмики, которая основана на взаимосвязи: слова, музыки, движения. Так как в образовательном процессе не всегда возможно проводить логоритмику в полном объеме, то я решила включать небольшие ее элементы, но повседневно. Некоторые упражнения можно проводить на музыкальных занятиях, на занятиях по физической культуре, включать во все режимные моменты, начиная с момента прихода ребенка в детский сад. При проведении занятий используется игровая мотивация, пантомимы, рассказы и импровизации, элементы психогимнастики. Более эффективный результат развития просодической стороны речи у детей с дизартрией дают индивидуальные занятия, что занимает по 3-5 минут от всего занятия.

План проведения коррекционной работы

Этап Направление Цель
I Работа над речевым и физиологическим дыханием.
  • постановка речевого дыхания по Беляковой, Гончаровой;
  • постановка диафрагмального дыхания.
II Развитие слухового контроля.

 

  • развитие умения вслушиваться в речь;
  • различать интонацию;
  • развитие речевой подражательной деятельности;
  • понимать логическое ударение.
III Развитие голосовых модуляций.
  • развитие чувства ритма;
  • развитие интонационной выразительности;
  • развитие темпа и ритма речи;
  • развивать плавность и слитность произношения.

Наиболее интересными упражнениями и играми, которые я использую в своей деятельности, считаю:

1. «Певцы» (дети представляют себя оперными певцами и пропивают гласные звуки);

2. «Паровозик» (пение гласного - у -, далеко - близко);

3. «Играем на барабане» (та – та – та, да – да – да, та – да – та - да);

4. «Вьюга». (Пришла зима. Налетела вьюга, завыла: у – у – у, застонали берёзы: м` – м` – м` (мягко, высоко), тополя: м – м – м (громко, тяжело)).

5. «Угадай, чей это голос – мамы или детёныша»;

6. «Песня ветерка» (произнесение звука - у – громко в одной тональности, не меняя силы звучания, затем тихо, с переходом от тихого голоса к громкому без паузы);

7. «Забиваем гвозди» (произнесение слогов с ударением на последнем слоге: та – та – та – тан, га – га – га - ган);

8. «Актёр» (рассказ стихотворения с заданной силой голоса, с соблюдением нужного темпа и ритма);

9. «Разговор кошки с хозяйкой» (покажите, как кошка просит молоко, как поет песенку: мяу – мяу (весёлым, радостным голосом);

10. «Скажи как я» (взрослый произносит одно и тоже предложение с разной интонацией, ребёнок должен в точности повторить эту интонацию);

11. «Ступеньки» (шагая вверх по ступенькам ребенок медленно их считает, спускаясь с них он пересчитывает их быстро);

12. «Считалочка» («Кто умеет с голосом своим играть, тот и будет выбирать, кому первому начать игру и громко крикнуть «Ку-ка-ре-ку!»);

13. «Поездка на автобусе» (дети рассказывают рассказ или стихотворение, делая остановки на «автобусе», расставляя таким образом паузы).

Это не занимает много времени от занятия, но имеет положительный результат.

Содержание занятий должно быть напрямую связано с изучаемой лексической темой, а также с программными требованиями по музыкальному и физическому воспитанию.

Формирование просодической стороны речи осуществляется в комплексе с формированием других сторон речи (звукопроизношение, лексико-грамматический строй речи, связная речь, и т.д.) и проводится на логопедических занятиях: по развитию речи, по коррекции звукопроизношения, на этапах постановки, дифференциации и автоматизации звуков.

 

Список использованных источников:

Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Сказка о величине «Маленькая луковка»

Сказка о величине «Маленькая луковка»

Краски Осени

Краски Осени Осень! Удивительное слово! От него веет грустью, печалью. Это самое красивое время года. Осень мы любим за щедрость полей...

Читайте также

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет

Сценарий летнего развлечения «На поиски клада» для детей 4-5 лет Цель: сплочение детского коллектива Задачи: - Привлечь родителей к жизни детей в детском...

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Занятие по образовательной области «Физическое развитие» «Поможем зайке быть здоровым»

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин»

Мастер-класс по использованию нетрадиционной техники «Пластилинография» «Волшебный пластилин» Дети с раннего возраста любят лепить, для них это одно из самых...