Перспективный план-конспект сюжетно-ролевой игры «Цирк»
Старшая возрастная группа
1. Задачи
1. Продолжать формировать социально-игровой опыт детей по сюжету «Цирк». (Соединение нескольких линий в одном сюжете: «Цирковое представление», «Антракт», «На приеме у ветеринара (врача)».)
2. Продолжать формировать у детей умение действовать с ролью: билетер, конферансье, клоун, фокусник, дрессировщик, гимнаст, зритель, директор цирка, ветеринар.
3. Активизировать детей в процессе создания предметно-игровой среды и в самостоятельной подборке материала для игры.
4. Продолжать формировать умения детей распределять роли по считалке самостоятельно.
Игровой материал (атрибуты): афиши; рекламные листовки; билеты; программки; вывески (продажа билетов, буфет); костюмы клоуна, дрессировщика, фокусника, гимнаста, ветеринара, буфетчицы, билетёра; маски животных, канаты, обручи, воздушные шары, мыльные пузыри; игрушка - заяц, голубь; шелковые платочки; микрофон; фотоаппарат; кассовый аппарат; деньги; муляжи кондитерских изделий, напитков, мороженного; наборы медицинских принадлежностей.
2. Предварительная работа
Для решения 1 задачи.
1. НОД по ФЦКМ: «Артисты цирка».
Цель: расширение представлений детей о профессиях клоун, фокусник, дрессировщик, гимнаст.
2. Просмотр мультфильма (с последующим обсуждением).
Мультфильм «Приключение поросенка Фунтика», «Ну, погоди! (Выпуск 11)». Цель: продолжить знакомство с профессиями цирка.
3. Чтение художественной литературы о цирке, о профессиях (вышеперечисленных).
- С. Я. Маршак «Впервые на арене»; «Цирк Шапито».
- В. Ю. Драгунский «Девочка на шаре»; «Не хуже вас, цирковых».
Цель: развитие умения различать профессии (различать обязанности людей, принадлежащих к той или иной профессии).
4. Просмотр презентации «Все любят цирк».
Цель: формирование у детей устойчивого представления о данных профессиях.
5. Дидактические игры «Цирковые профессии», «Да/нет».
Цель: закрепление у детей представлений о содержании различных профессий.
6. Беседа с детьми о правилах поведения в общественных местах (цирк).
Цель: закрепление умения детей взаимодействовать друг с другом, в соответствии с правилами поведения.
Для решения 2 задачи.
1.Мероприятие: костюмерная (дети выбирают костюмы в соответствии с ролью).
Цель: формирование представления о внешнем облике , характере и действии конкретного персонажа.
2. Мероприятие: составление рассказов детей от лица персонажа (рассказ о важности и значимости своей профессии).
Цель: продолжить развитие ролевой речи.
3. Мероприятие: кукольный театр.
Цель: формирование опыта детей действовать в соответствии с ролью.
4. Мероприятие: «Лейся песня» (дети учат, а потом поют песни о данных профессиях).
- В. Шаинский, М. Пляцковский «Цирк».
- Радионяня «Я в цирк иду».
Цель: закрепление знаний об образе цирковой артист.
Для решения 3 задачи.
1. Изобразительная деятельность: «Афиша цирка», «Клоун», «Дрессированные животные».
Цель: развитие у детей представления (знания) о том, что можно сделать атрибуты к игре своими руками.
2. Ручной труд: Изготовление масок животных, колпаков, чемодан клоуна
Цель: формирование умения самостоятельно изготавливать из материала-сырья атрибуты.
3. Смотр-конкурс «Игрушки своими руками».
Цель: развитие творческого воображения.
4. Мероприятие: театрализованный показ любимых героев рассказов, мультфильмов (дети вместе с родителями дома из различного ненужного материала изготавливают костюмы).
Цель: развитие умения отражать (создавать) образ героя (благодаря элементам костюма) в костюме.
5. Мероприятие: создание проблемных ситуаций в процессе игры, на прогулке (нужно сделать для цирка манеж, чемодан для клоуна).
Цель: формирование у детей представления о создании предметов из подручного материала; (развитие у детей творческого воображения в создании).
Для решения 4 задачи.
1. Совместное заучивание считалок.
Цель: обогащение (словесного) опыта ребенка новыми считалками.
2. Игра «Кто больше» ( кто из детей больше назовет считалок).
Цель: развитие умения использовать полученные знания (развитие памяти).
3. Составь свою считалку.
Цель: развитие умения сочинять считалки.
Предполагаемые роли и предполагаемые игровые действия
Роль | Игровые действия |
Зритель | Смотрит цирковое представление, поддерживает артистов аплодисментами, во время антракта может сфотографироваться с понравившимся артистом цирка или посетить буфет. |
Буфетчица | Предлагает, продает напитки (чай, соки, мин. воду), кондитерские изделия. |
Клоун | Выступает в цирке, показывает забавные, смешные номера (веселит публику). |
Фокусник | Демонстрирует зрителю фокусы (не что необъяснимое, «чудо»), основывающиеся на ловкости рук. |
Дрессировщик | Обучает животных выполнению требуемых действий (прыжок через обруч, встать на задние лапы), ведет уход за ними (кормит, моет, расчесывает). |
Гимнаст | Показывает трюки с хула-хупами, какие-то пластические номера, номера на удержание равновесия при неустойчивом положении тела (на канате, на руках, на стуле). |
Ветеринар | Осматривает, проводит лечение и профилактику заболеваний животных, делает прививки, проводит косметические процедуры. |
Фотограф | Выбирает расположение субъектов, ракурс, делает снимок на фотоаппарат, дает возможность выбрать наиболее удачливый кадр. |
Директор цирка | Принимает на роботу, утверждает номера, ведет контроль за исполнением номеров. |
Конферансье | Объявляет цирковые номера, антракт, развлекает публику во время заминок между номерами. |
Билетер | Проверяет на входе билеты, помогает в случае затруднения найти занимаемые места. |
Предполагаемые сюжетные линии и взаимодействие между ними
Директор цирка: дрессировщик, фокусник, клоун, акробат, фотограф, ветеринар, билетёр (и все эти роли взаимодействуют между собой).
Зрители: билетёр, буфетчик, фотограф, клоун, фокусник, дрессировщик с животными.
Клоун: директор цирка, врач, зрители.
Фокусник: директор цирка, зрители, фотограф.
Дрессировщик: директор цирка, животные, ветеринар, зрители.
Буфетчик: директор цирка, зрители, работники цирка.
Варианты распределения ролей
1 вариант: по считалке
Черепаха хвост поджала
И за зайцем побежала
Оказалась впереди,
Кто не верит- выходи!
На золотом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной.
Кто ты будешь такой?
2 вариант: жеребьевка (тянуть бумажку с написанной на ней ролью).
- После всей проведенной предварительной работы, педагог предлагает поиграть в «Цирк».
- Слышится шум из циркового шатра (играет музыка, детский смех, аплодисменты). В город приехал цирк с новой программой. Афиши, рекламные проспекты, радио, телевидение приглашают детей и взрослых посетить представление.
- В группу прибегает девочка Маша и рассказывает как ей понравилось представление на котором она была вчера с мамой и советует всем посетить его ….
Варианты окончания
- Вот и закончилось представление. До новых встреч друзья. (прощаются до следующего выступления).
- Цирк временно приостанавливает работу из-за болезни кого-то из артистов.
- Закончились гастроли цирка. Цирк уезжает, готовить новую программу.
8. Роль взрослого
В начале игры проводит вводную беседу с детьми.
Конкретная роль, которую педагог занимает во время игры – зритель, артист цирка. Также может принять роль директора цирка.
Читайте также |
---|
Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка»
Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка» Действующие лица: Снежинка Снегурочка Зайчик Мишка Лисичка Дед Мороз Львенок. В зал под музыку входят дети Снежинка: Здравствуйте ребята! Здравствуйте зверята! Ёлка, елка, ёлочка. Мы к тебе пришли, Огоньки весёлые Ты скорей зажги! Хлопает...
Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности»
Консультация для воспитателей: «Социально-коммуникативное развитие дошкольников в игровой деятельности» Актуальность работы: Социально – коммуникативное развитие относится к числу важнейших направлений в дошкольном...
Квантум химия для дошкольников
Квантум химия для дошкольников