Методическая разработка по педагогическому руководству сюжетно-ролевой игрой «Парикмахерская» детей в младшем дошкольном возрасте

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

 

Цель:

Развитие игровой деятельности детей; интереса и уважения к профессии парикмахера; знакомить с правилами поведения в парикмахерской.

Активизация словаря: парикмахерская, кресло, салфетка, голова, красивая прическа, аккуратная, добрый, ласковый, внимательный, мастер, фен, стрижка, стрижет, челка, бреет, освежает одеколоном, пенка для укладки, накручивать бигуди.

Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности

Задачи: Обогащать знания детей новыми названиями и принадлежностями для работы в парикмахерской. Отображать в игре действия парикмахера.

Учить называть, обозначить для других детей выполняемую роль.

Обратить внимание на личный опыт детей. Были ли они в парикмахерской, ходят ли к парикмахеру их мамы и папы. Как изменяются они после посещения парикмахера.

Воспитатель выясняет, знают ли дети, какие действия совершают в парикмахерской (стригут, моют, красят, сушат волосы, вытирают их полотенцем и т.д.).

Рассказ воспитателя:

  • «Как я ходила в парикмахерскую,
  • о профессии парикмахера,
  • о труде в парикмахерской.

Беседы на тему:

  • «Работа парикмахера» «Как я с мамой ходил в парикмахерскую» (формирование у детей представления об окружающем мире, развитие речи).
  • «Эти добрые словечки» (закреплять правила этикета и общения).
  • «Мальчики и девочки» (побеседовать с детьми об их интересах, любимых игрушках, выяснить какие прически любят девочки, а какие мальчики).
  • «Каждой вещи свое место», «Аккуратный парикмахер» (формировать представление детей о хранении вещей, учить определять по значению вещи место ее хранения).
  • Беседа об атрибутах, необходимых для работы парикмахера.

Экскурсия в парикмахерскую (обогащение личного опыта детей).

Наблюдение за работой мастера, клиентов, обслуживающего персонала.

Рассматривание: сюжетных картинок «В парикмахерской» из серии «Кем быть» (расширять представление детей о работе парикмахера, его обязанностях);фотоальбома «В парикмахерской» (расширять представления детей о работе парикмахера, какими инструментами пользуется парикмахер).

Чтение художественной литературы:

Б. Житков «Что я видел», С. Михалков «В парикмахерской», Русская народная потешка «Расти коса до пояса».

Загадки

Не сеют, не сажают – сами

вырастают.

(Волосы.)

Два кольца, два конца, посредине

– гвоздик.

(Ножницы.)

Ношу их много лет, а счета им

не знаю.

(Волосы.)

Глядись в меня хоть целый день,

коль на себя смотреть не лень.

(Зеркало.)

Хожу брожу не по лесам

А по усам и волосам

А зубы у меня длинней

Чем у волков и медведей.

(Расческа.)

Среди кудрей гуляла и зубчик

потеряла.

(Расческа.)

Вот чудесное окошко:

Кошка в нем увидит кошку.

Посмотрел в окно Барбос – там

Хвостом виляет пес.

Я взглянул -  и в этот миг

Человек в окне возник.

(Зеркало.)

Стихи

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса

Расти, косочка, до пят –

Все волосоньки в ряд

Расти, коса не путайся

Маму, дочка, слушайся.

Передача игровой культуры ребенку

Задачи: Обогащение личного опыта детей, формирование у них представления об окружающем мире, развитие речи.

Примерный сценарий игры

1 вариант

Воспитатель обращает внимание детей на свою (или на прическу кого - то из детей) прическу, выясняет, хотелось бы им сделать новую прическу. Воспитатель сам берет на себя роль парикмахера и дает детям образец действий и общения: «Проходите, пожалуйста, присаживайтесь», «Какую прическу Вы бы себе хотели?», «Заплести косичку или завязать хвостик?», «Вы хотите две косички? Очень хорошо», «Пожалуйста!» «Вам понравилось?», «Я тоже рада, что Вам понравилось», «Приходите к нам еще, я сделаю новую прическу», «Пожалуйста, следующий!».

2 вариант

Воспитатель берет на себя роль клиента.

Воспитатель говорит, что ему сегодня нужно идти в гости, но он не успевает в парикмахерскую и просит помочь ему.

Воспитатель – клиент вежливо предъявляет свои требования (подсказывает: как завить бигуди, помыть волосы, украсить прическу заколками).

3 вариант

Что бы пробудить детский интерес к игре, воспитатель предлагает закрыть парикмахерскую на реконструкцию (на ремонт). Подготавливает новые атрибуты для игры, затем вместе с детьми организует торжественное открытие, побуждая детей к участию.

Дидактические игры:

Задачи: Систематизировать знания детей о том, какие инструменты, атрибуты нужны представителям разных профессии;  учить соотносить предметы по цвету, передавать результаты в речи; упражнять в умении находить предметы по описанию, пояснять свой выбор, развивать воображение.

«Кому что нужно»,

«Чей бантик»,

«Расскажем львенку, как работает парикмахер»,

«Чудесный мешочек»,

«Чье это?»,

«Маша-растеряша»,

«Что мы видели, не скажем, а что делали – покажем».

Физкультурные упражнения:

«Разминка для парикмахера»,

«Кач-кач» (укрепление связочно-мышечного аппарата стопы и пальцев.

Способы выхода из игры

  • Наши парикмахеры сегодня хорошо потрудились, всех сделали очень красивыми. А сейчас наша парикмахерская закрывается, но завтра она опять будет работать. Обязательно приходите.
  • Если игра не затухает, то можно заранее предупредить детей, что парикмахерская скоро закроется, осталось совсем мало времени, поэтому обслуживается последний клиент. Не успевшие могут придумать себе прическу и прийти завтра. Таким образом в игре будут участвовать все дети и никто не расстроиться.

Роли, которые могут исполнять дети:

  • парикмахер (женский и мужской мастер),
  • клиенты,
  • кассир.

Игровые действия

  1. Предложить клиенту сесть в кресло.
  2. Надевание на клиента пелеринки.
  3. Причесывание.
  4. Стрижка.
  5. Мытье головы.
  6. Вытирание полотенцем.
  7. Сушка феном.
  8. Накрутка на бигуди.
  9. Опрыскивание духами.
  10. Завязывание хвостиков.
  11. Закалывание заколок.
  12. Клиенту, пока сохнет голова, можно предложить посмотреть модный журнал.

Игры-спутники, введение новых временных ролей

  1. «Семья» - мама ведет своего ребенка постригаться.
  2. «Магазин» - что бы сделать прическу, нужно купить новые и красивые заколки, купить духи или шампунь (для этого нужно сделать временный стеллаж.

3. «Шоферы» - предложить отвести клиентов парикмахерской домой.

4. «Разговор по телефону» - собираясь в парикмахерскую, можно позвонить подруге, пригласить ее с собой.

5. Игра-драматизация «Стрижка льва». Познакомить детей с одноименным мультфильмом, помочь принять на себя роль персонажа мультфильма, обогатить знакомый сюжет, учить имитировать действия персонажей, передавать их эмоциональное состояние при помощи мимики, поз, жестов, движений.

Использование игровых алгоритмов.

Создание и обогащение развивающей предметно-игровой среды

Задачи: Формирование умения творчески развивать сюжет игры, используя косвенные методы руководства; развивать умение подбирать предметы и атрибуты для игры.

  1. Накидка для клиента.
  2. Тумбочка, полочка для хранения атрибутов игры.
  3. Разные виды расчесок. Расчески должны быть с редкими, неострыми зубьями, ручки короткие, закругленные.
  4. Флаконы от шампуней яркой, привлекательной формы.
  5. Бигуди на один оборот пряди.
  6. Пластмассовые ножницы (недействующая машинка для мужских стрижек).
  7. Игрушечный фен.
  8. Зеркало.
  9. Фартук-накидка для парикмахера.
  10. Полотенце.
  11. Заколки, резиночки, бантики, можно иметь один новогодний парик.
  12. Журнал с образцами причесок.
  13. Стульчик.

Изготовление атрибутов для игры (привлекая родителей): использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.

Продуктивная деятельность:  «Нарисуем расческу для Львенка», изготовление игрушечной расчески.

Продуктивная деятельность:

«Расческа для львенка»;

Изготовление игрушечных ножниц, расчески.

Трудовое поручение:

«Разобрать на столике посетителей» (приучать детей к порядку, содержать стол в чистоте).

Активизация проблемного общения взрослого с детьми

Задачи: Обогащение детей знаниями о труде парикмахера; развитие умения вступать в ролевое взаимодействие, строить ролевой диалог.

- Кто из детей посещал парикмахерскую?

- Кто такой парикмахер?

- Что нужно парикмахеру для работы?

- Присаживайтесь в кресло?

- Что такое стрижка?

- Какую прическу Вы бы себе хотели?

- Заплести косичку или завязать хвостик?

- Вам хочется вот такую прическу?

- Подождите пожалуйста?

Проблемная ситуация:

«Оксана очень торопится, может, пропустим ее без очереди?»;

«Сломались ножницы» (Развивать умение детей самостоятельно решать проблему).

Приложение.

Планомерное обогащение детей представлениями по теме игры в активной деятельности Передача игровой культуры ребенку Создание и обогащение развивающей предметно-игровой среды Активизация проблемного общения взрослого с детьми
Экскурсия в парикмахерскую. Рассматривание иллюстраций. Беседа «Мы играем в парикмахеров». Чтение  рассказов Б.Житкова «Что я видел», С.Михалкова «В парикмахерской». Наблюдение за работой мастера.

Рассказ воспитателя о профессии парикмахера, о труде в парикмахерской.

Работа с родителями: попросить родителей рассказать своим детям о том, как они посещали парикмахерскую.

 

Д/игра

«Что нужно парикмахеру»;

д/игра «Кому что нужно?»;

игровое упражнение «Покажем Львенку, как работает парикмахер»; д/игра «Что мы видели,  не скажем, а что делали – покажем»;

физ. упражнение «Разминка для парикмахера».

Изготовление атрибутов для игры (привлекая родителей): использованные чистые коробочки и баночки от кремов, духов, дезодорантов, шампуней.

Продуктивная деятельность:  «Нарисуем расческу для Львенка», изготовление игрушечной расчески.

Журнал с образцами причесок.

 

- Кто такой парикмахер?

- Что нужно парикмахеру для работы?

- Что такое стрижка?

- Какую прическу Вы бы себе хотели?

- Заплести косичку или завязать хвостик?

- Вам хочется вот такую прическу?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности…

Конспект НОД с детьми средней группы полного дня общеразвивающей направленности детей 4 -5 лет. Тема занятия: «В гости к леснику» Цель:...

Перспективный план работы педагога по формированию основ безопасного поведения в…

Перспективный план работы педагога по формированию основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе Разновозрастная группа

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант»

Мастер-класс «Играем и развиваемся с конструктором «Полидрон-гигант» Важнейшей отличительной особенностью ФГОС дошкольного образования является деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных...

Читайте также

Итоговое родительское собрание в старшей группе «Наши достижения и…

Итоговое родительское собрание в старшей группе «Наши достижения и планы на лето» Цель: подведение итогов совместного воспитательно-образовательного процесса как средства всестороннего...

Консультация для педагогов и родителей «Расскажем детям о войне...»

Консультация для педагогов и родителей «Расскажем детям о войне...» ...Они легли на поле боя, Жить начинавшие едва, И было небо голубое, Была зелëная трава... Война...

Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом»

Патриотическое воспитание дошкольников «Знакомство с родным городом» Есть город один в Подмосковье, Разделенный Клязьмой рекой, Символ орешек и зуйки, Орехово-Зуево город родной! Люблю я леса...