Методическая разработка на тему:
«Экспериментальное исследование коррекции гиперактивности у детей»

 

Пояснительная записка

В последнее время родители, воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. Большинство детей дошкольного возраста отличаются подвижностью, импульсивностью, непосредственностью и эмоциональностью, но при этом они могут внимательно выслушать взрослого и выполнить его указания. С гиперактивными детьми трудно наладить контакт уже потому, что они находятся в постоянном движении: они не ходят, а бегают, не сидят, а ерзают, не стоят, а крутятся или залезают куда-нибудь, не смеются, а хохочут, принимаются за дело или убегают, не дослушав задание до конца. Внимание их рассеянно, глаза блуждают, взгляд трудно поймать. Родители жалуются на то, что ребенок не дает им покоя — он постоянно вмешивается в разговоры взрослых, с ним все время что-то случается, а для того чтобы добиться послушания, приходится повышать голос, но замечания и наказания не приносят результатов. Во время коллективных занятий такие дети часто вскакивают с места, не понимают, чего хочет от них воспитатель, не могут выполнить задания до конца.

Гиперактивный ребенок получает больше всех замечаний, окриков, и отрицательного внимания; он мешает другим детям и обычно попадает в число «изгоев». Претендуя на лидерство, эти дети не умеют подчинять свое поведение правилам или уступать другим и, как следствие, вызывают многочисленные конфликты в детском коллективе.

Подход к коррекции гиперактивного ребенка и его адаптации в коллективе должен быть комплексным. "Ни одна таблетка не может научить человека, как надо себя вести. Неадекватное поведение, возникшее в детстве, способно зафиксироваться и привычно воспроизводиться..." - отмечает специалист по работе гиперактивными детьми доктор медицинских наук, профессор Ю.С. Шевченко.

Здесь и приходят на помощь воспитатель, психолог, педагоги, которые, работая в тесном контакте с родителями, могут научить ребенка эффективным способам общения со сверстниками и взрослыми.

Каждый педагог, работающий с гиперактивными ребенком, знает, сколько хлопот неприятностей доставляет тот окружающим. Однако, это только одна сторона медали. Нельзя забывать, что в первую очередь страдает сам ребенок. Ведь он не может вести себя так, как требуют взрослые, и не потому, что не хочет, а потому что его физиологические возможности не позволяют ему сделать это. Такому ребенку трудно долгое время сидеть неподвижно, не ерзать не разговаривать. Постоянные окрики, замечания, угрозы наказания, на которые так щедры взрослые, не улучшают его поведения, а порой даже становятся источниками новых конфликтов. Кроме того, такие формы воздействия могут способствовать формированию у ребенка отрицательных черт характера. В результате страдают все: и ребенок, и дети, с которыми он общается.

Добиться того, чтобы гиперактивный ребенок стал послушным и покладистым, еще не удавалось никому, а научиться жить в мире и сотрудничать ним - вполне посильная задача.

Внимание - это направленность психической деятельности на какой либо предмет, ситуацию или социальные отношения. Ни один психический процесс невозможен без концентрации и удержания внимания на каком бы то ни было объекте или событии. Внимание, как необходимое условие познавательной или любой другой деятельности изучается психологией с давних пор и является важной составной частью когнитивной психологии.

Есть взрослые люди, у которых с детского возраста имеются различные нарушения внимания. Зачастую эти взрослые в детском возрасте были очень активными и подвижными непоседами. Чрезмерная активность с годами к подростковому возрасту исчезла или значительно уменьшилась, а вот такие качества, как невнимательность и импульсивность, порывистость в поведении остались, к сожалению, на всю жизнь.

Таким образом, чрезмерная активность, порывистость могут быть индивидуальными свойствами темперамента и вовсе не означать какой-либо патологии или отклонения в развитии. Однако же, если эта чрезмерная активность сочетается в детском возрасте с нарушениями активного внимания, то родители и педагоги сталкиваются со специфической проблемой, название которой Синдром дефицита внимания и гиперактивности.           Поэтому своевременно проведенные коррекционные занятия с гиперактивным ребенком должны помочь ему справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. С целью коррекции проявлений гиперактивности у детей была разработана система занятий. При составлении занятий использовалось методическое пособие И.Л. Арцишевской «Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду». – М.: Национальный книжный центр, 2011. - 64 с.    Цель работы: создание условий для развития внимания, контроля над импульсивностью и управления двигательной активностью.

В ходе достижения цели решались следующие задачи:

1. Совершенствовать произвольность и самоконтроль.

2. Способствовать развитию внимания и воображения.

3. Формировать согласованность действий.

4. Создать условия для снятия психоэмоционального напряжения.

5. Содействовать развитию эмоционально-выразительных движений.

Форма работы -  1-я неделя - индивидуальная; 2-3-4-я недели- групповая.      

Было разработано и проведено 10 занятий, продолжительность одного занятия 25 минут. Периодичность занятий – 1 раз в неделю.

В каждое занятие входили следующие игры и упражнения:

1. Для развития произвольности.

2. Для развития внимания и памяти.

3. Для развития моторики и координации движений.

4. Для преодоления застенчивости.

5. Для активизации подкорковых структур мозга.

6. На нормализацию мышечного тонуса.

Методические приемы, используемые в программе:

1. Игры на развитие внимания, воображения.

2. Игры и задания, направленные на развитие произвольности.

3. Дыхательные упражнения.

4. Релаксационные методы.

5. Обсуждение различных чувств.

6. Рисование.

Ожидаемый результат: систематическое проведение занятий поможет ребенку справиться с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью.

Результативность проведенных занятий будет отслежена повторным наблюдением.

Тематический план занятий

занятия Задачи Формы работы Методическое обеспечение
1 Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения, для преодоления застенчивости. 1. Игра «Да» и «Нет» не говори.

2. Игра «Что исчезло?».

3. «Бирюльки».

4. Упражнение «Запомни и повтори движения».

5. Дыхание с задержкой на вдохе.

6. Упражнение «Снеговик».

7. «Незнайка»

10 игрушек, мелкие игрушки или спички
2 Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, снятию психоэмоционального напряжения, развитию согласованности движений, для преодоления застенчивости. Игра «Летает, не летает».

Игра «Что изменилось?».

«Хождение по линии”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение «Дерево».

 

Игрушки, веревка длиной 3–4 м., мяч
3 Создать благоприятные условия для развития произвольности и самоконтроля, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения, для преодоления застенчивости. Игра «Съедобное, не съедобное».

«Внимание – рисуй».

Упражнение «Перекрестные хлопки».

Пантомима «Петушки».

Упражнение на дыхание.

Упражнение «Пальчики».

Рисунок. Лист белого цвета, карандаши, мяч.
4 Создать благоприятные условия для активизации ребенка, подкорковых структур мозга, развития внимания, речи и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения, для преодоления застенчивости. Игра «Запретное движение».

Игра «Слушай хлопки».

Упражнение «Робот».

«Игрушку рассмотри, а потом ее опиши»

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление «Пальчики».

Игрушки: машина, пирамида, Буратино, зайчик, ежик.
5 Создать благоприятные для развития речи ребенка, внимания, воображения, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения, для преодоления застенчивости, для активизации подкорковых структур мозга. Игра “Запретное слово”.

“Игрушку рассмотри, а потом ее опиши”.

Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.

Упражнение “Вкусная конфета”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Снеговик”.

Игрушки: матрешка, треугольная призма, мишка, девочка – кукла, самолет, кубики – 2 шт.
6 Содействовать развитию мелкой моторики ребенка, развития внимания, координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения, для преодоления застенчивости. Игра “Да” и “Нет” не говори.

Игра “Запомни и повтори движения”.

“Бирюльки”.

Упражнение “Незнайка”.

Дыхание с задержкой на вдохе.

Упражнение “Снеговик”.

Спички или мелкие игрушки
7 Способствовать развитию внимания, моторики и координации движений, содействовать снятию психоэмоционального напряжения, для активизации подкорковых структур мозга, для преодоления застенчивости. Игра “Летает, не летает”.

“Корректурная проба”.

Упражнение “Перекрестные хлопки”.

Упражнение “Зайка испугался”.

Дыхательное упражнение.

Упражнение “Пальчики”.

Бланк-задание “Корректурная проба”, мяч
8 Создать благоприятные условия для развития внимания, мышления, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения, для преодоления застенчивости, для активизации подкорковых структур мозга. Игра “Съедобное, не съедобное”.

“Наоборот”.

Упражнение “Хождение по линии”.

Упражнение “Разговор руками”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение “Лодочка”.

Мяч, бланки с лабиринтами 2 шт., веревка или шнур 3 – 4 метра.
9 Создать благоприятные условия для активизации ребенка, развития внимания, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения, для преодоления застенчивости. Игра “Запретное движение”.

Упражнение “Соедини по порядку”.

Упражнение” Робот”.

“Злой волк”

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Дерево”.

Бланки с точками – 3–4 шт.
10 Содействовать развитию внимания у ребенка, моторики и координации движений, способствовать снятию психоэмоционального напряжения, для преодоления застенчивости. Игра “Раз – два – три - говори!”.

“Запомни и повтори движение”.

Упражнение “Я кубик несу и не уроню”.

Упражнение “Незнайка”.

Упражнение на дыхание.

Упражнение на расслабление “Снеговик”.

Мольберт, мел, два кубика.

В процессе реализации коррекционно-развивающих занятий я старалась создать положительное эмоциональное настроение и поддерживать его в течение всего времени взаимодействия с детьми.

 

Список используемой литературы:

  1. Абрамова, Г.С. Практикум по возрастной психологи [Текст]/ Г.С Абрамова. – М., 1998.
  2. Ануфриев, А.Ф., Костромина, С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения [Текст]/ А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2000.
  3. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. - М.: http://www.childpsy.ru/index.php/view/person/item/1
  4. Издательство: "Книголюб", 2004. - 60с.
  5. Барановская, Т.А. Формирование самоконтроля в учебной деятельности студентов [Текст]/ Т.А. Баранова: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М.,-1990.-16с.
  6. Боришевский, М.И. Психологические условия формирования самоконтроля в поведении младших школьников: Автореф.дис. … канд.психол.наук [Текст]/ М.И. Боришевский. - М.,-1966-20с.
  7. Брязгунов, И.П., Касатикова, Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях [Текст]/ И.П. Брязгунов, Е.В. Касатикова. – М.,2001.
  8. Булянов, М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи [Текст]/ М.И. Булямов. - М., 1988.
  9. Бурлачук, Л.Ф., Морозов, С.М. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст]/ Л. Ф. Бурлачук, С.М Морозов – СПб.: Питер Ком,1999 (Серия «Мастера психологии»).
  10. Выготский, Л.С. Проблемы развития психики [Текст]/ Л. С. Выготский //Собр.соч. Т.3. М., 1983-С.144-146, 207, 293.
  11. Гамезо, М.В., Герасимова, В.С., Горелова, Г.Г., Орлова, Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости[Текст]/ М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Г.Г. Горелова, Л.М. Орлова.
  12. Детская практическая психология [Текст]/ Под ред. Т.Д. Марцинковской, М. 2000, изд. Гардарики.
  13. Дробинская А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. - №1. - 1999. - 86
  14. Заваденко, Н.Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания [Текст]/ Н.Н. Заваденко. – М.: Школа-Пресс, 2000. - 112с.
  15. Заваденко, Н.Н. Факторы риска для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей [Текст]/ Н.Н. Заваденко // Мир психологии, 2000. - №1.
  16. Запорожец, А.В. Особенности психологии детей раннего и школьного возраста [Текст]/ А.В. Запорожец. - М., 1985.
  17. Захаров, А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка [Текст]/ А.И. Захаров. - М., 1980.
  18. Зеньковский, В.В. Психология детства [Текст]/ В.В. Зеньковский. – Екатеринбург 1995, изд. Деловая книга.
  19. Зеньковский, Н.Н. Я остаюсь оптимистом [Текст]/ В.В. Зеньковский // Школьный психолог, 2000. -№4.
  20. Казаков, С.Е. Особенности клиники неврозов у леворуких детей [Текст]/ С.Е. Казаков: Автореф. дис. канд. мед. наук. -М.,1987-20с.
  21. Карвасарский, Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия [Текст]/ Б.Д. Карвасарский. – СПб.: Питер Ком,1998 (Серия «Мастера психологии»).
  22. Коррекция психомоторного развития, Москва 2004.
  23. Кошолева, А.Д. Взаимодействие «взрослый-ребенок» и функциональная роль эмоциональных процессов в онтогенезе [Текст]/ А.Д. Кошолева //Проблемы гуманизации воспитательно-образовательного процесса в детском саду. -Прмь,1993.С.73-87.
  24. Красов, В.А. Гипердинамический синдром у детей младшего школьного возраста [Текст]/ В.А. Красов: Автореф. дис. … канд.мед.наук.- М ., 1989-20с.
  25. Кучма, В.Р., Платонова, А.Г. Дефицит внимания с гиперактивностью у детей России: Распространенность, факторы риска и профилактика [Текст]/ В.Р. Кучма, А.Г. Платонова. М.: РАРОГЬ,1997.
  26. Локалова, Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников[Текст]/ Н.П. Локалова: изд. 2-ое – М.:2000.
  27. Лэдьюсон, Х., Шеффер, Ч. Практикум по игровой психотерапии [Текст]/ Х. Лэдьюсон, Ч. Шеффер. – СПб.: Питер,2000.
  28. Лютова, Е.К., Монина, Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми [Текст]/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. -СПб.,2000.
  29. Массен, П., Конджер, Дж., Каган, Дж., Хьюстон, А. Развитие личности ребёнка [Текст]/ П. Массен, Дж. Конджер, Дж. Каган, А. Хьюстон. - М., 1987.
  30. Мухина, В.С. Шестилетний ребенок в школе [Текст]/ В.С. Мухина. – М.,1986.
  31. Немов, Р.С. Психология [Текст]/ Р.С. Немов: Учеб. Для студентов высш. учеб. заведений: в 3 кн.: Эксперимент.
  32. Обучение и воспитание детей с нарушением в развитии // журнал, 2002. - №2.
  33. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теория, факты проблемы [Текст]/ Л.Ф. Обухова. -М., 1995.
  34. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст]/ Р.В. Овчарова. – М., 1996.
  35. Особенности психологического развития детей 6-7-летнего возраста [Текст]/ Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. –М.:1988.
  36. Психология девиантного развития и поведения: учебно – методическое пособие./ Под ред Е.В. Михайловой. – Великий Новгород, Новгородский государственный университет им. Ярослава Мудрого, 2009. - 184 с.
  1. Политика, О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью [Текст]/ О.И. Политика.– СПб.:Речь, 2005.
  2. Ратанова, Т.А., Шляхта, Н.Ф. Психодиагностические методы изучения личности [Текст]/ Т.А. Ратанова, Н.Ф. Шляхта. –М.,1998.
  3. Ричардс, М.П. Развод родителей и дети [Текст]/ М.П. Ричардс. – Новосибирск, 1994.
  4. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]/ Е.И. Рогов. - М.,1998. –384с.
  5. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия [Текст]/ К.Р. Роджерс. – М.: изд. ЭКСМО-Пресс,2000.
  6. Сапогова, В.Д. Шестилетний ребенок: Вопросы и ответы [Текст]/ В.Д. Сапогова. - Тула: Приокс.кн. изд.-во, 1992.-206 с.
  7. Славина, Л.С. Дети с аффективным поведением[Текст]/ Л.С. Славина. - М., 1966.
  8. Смирнова, Е. Хузеева, Т. Агрессивные дети [Текст]/ Е. Смирнова, Т. Хузеева // Дошкольное воспитание 2003 № 4.
  9. Спиваковская, А.А. Профилактика детских неврозов. Комплексная психокоррекция [Текст]/ А.А. Спиваковская. - М., 1988.
  10. Столяренко, Л.Д. Детская психодиагностика и профориентация [Текст]/ Л.Д. Столяренко. – Ростов-на-Дону, 1998.
  11. Ушакова, Е. Лучше запастись терпением [Текст]/ Е. Ушакова // Директор школы, 2003. - №7.
  12. Фопель, К. Как научить детей сотрудничать? Ч. 2-4 [Текст]/ К. Фопель. – М.,1998.
  13. Холёва, Л.А. Влияние семейных отношений на формирование личности дошкольника [Текст]/ Л.А. Холева.
  14. Цапкин, В.Н. Единство и многообразие психотерапевтического опыта [Текст]/ В.Н. Цапкин // Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестоматия - т. 1. Теория и методология. - М., 1999.
  15. Шевченко, Ю.С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психоподобным синдромом [Текст]/ Ю.С. Шевченко. –М.,1997.
  16. Шишова, Т. Неуправляемый ребенок [Текст]/ Т. Шишова // Воспитание школьника, 2002. - №10.
  17. Шольц, Ф. Недостатки в характере ребенка или Вторая золотая Книжка [Текст]/ Ф. Шольц. - Киев, 1983. – 5с.
  18. Эдемиллер, Э.Г., Юстицкис Психология и психотерапия семьи [Текст]/ Э.Г. Эдимиллер, Юстицкис. – СПб.: Питер,1999 (Серия «Мастера психологии»).
  19. Эльконин, Д.Б Психология игры[Текст]/ Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика 1978 -С.287.
  20. Эльконин, Д.Б. Психология обучения младшего школьника [Текст]/ Д.Б. Эльконин. – М.:Знание 1974,-64с.

Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / 58.В.Лебединский, О.С.Никольский, Е.Р.Баенская, М.М.Либлины - М., 1990.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект итогового открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе…

Конспект итогового открытого занятия по обучению грамоте в старшей группе «День космонавтики» Беседа о времени года. Какое время года наступило? (Весна.) Весна какая?...

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей)

Методическая разработка (для работы с родителями по финансовой грамотности детей) Интерактивный практикум для родителей по формированию финансовой грамотности у детей старшего...

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Рабочая программа кружка «Английский язык»

Читайте также

Дидактическая игра «Культура питания»

Дидактическая игра «Культура питания» Обучение детей этикету за столом всегда остается актуальным вопросом, и важно, чтобы дети умели правильно сервировать стол...

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников

Кейс интеллектуальных упражнений для дошкольников (Элементы программ «Умники и умницы», системы интеллектуального развития А.З. Зака, программы развития «Одаренный ребенок»)

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе…

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике...